Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год
методическая разработка (8 класс) на тему

Ирина Владимировна Горбачева
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье. Цель моей работы как классного руководителя видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выбрал себе профессию по душе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_proforientatsii_2017-2018.docx41.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей № 1 Брянского района»

Согласовано

Зам.директора по ВР

МБОУ «Лицей № 1 Брянского района»

_____________ Л.В.Никитенко

«_____»_______ 2017г.

Утверждено

Директор МБОУ «Лицей № 1 Брянского района»

_______________ Е.Н.Козина

Приказ №__________

«_____»__________ 2017г.

Программа по профориентации

«Выбор профессии - выбор будущего»

на 2017-2018 учебный год

2017г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи профориентационной деятельности
  3. Основные направления системы программных мероприятий
  4. Список литературы

«Найти свою дорогу,

 узнать свое место – в этом все для человека,

 это для него значит сделаться самим собой».

В. Г. Белинский

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье. Цель моей работы как классного руководителя видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выбрал себе профессию по душе.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Основная идея программы нацелена на углубленное изучение медицинских профессий и заключается в том, чтоб помощь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора данной  профессии.

В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами.

Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения условно выделяют следующие этапы в 8-х классах - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.

Таким образом, программа профориентации является более наглядным и практичным для самих учащихся. Она позволяет ребятам рассмотреть профессии медицинских специальностей как будущую свою профессию, утвердиться в своем выборе и сделать шаг в правильном направлении.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели:

  • на основе совместной деятельности всех участников образовательного процесса оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
  • более подробно осветить медицинские профессии, в связи с выбором своей дальнейшей специальности в этой отрасли.

Задачи:

  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • повышения уровня компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • формирование у школьников положительного отношения к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии;
  • ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности;
  • активное привлечение к деятельности всех участников образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАМмНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  • Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  • Консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  • Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств  для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
  • Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия  занятости и трудоустройству молодежи.

Мероприятия

по реализации программы по профориентации

«Выбор профессии - выбор будущего»

Класс

Сроки

Мероприятия

8 класс

Сентябрь

Анкетирование «Дело твоей жизни».  

Октябрь

Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Ноябрь

Классный час: «У истоков медицины, или клятва Гиппократа»

Декабрь

Люди в белых халатах. Разнообразие медицинских

специальностей.

Январь

Главные помощники врача.

Ролевая игра «Поликлиника».

Февраль

Встреча с сотрудниками  Добруньской врачебной амбулаторией. Беседа: «Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха»

Март

Презентация на тему: «Вебинары в медицине»

Апрель

Игра: «Я врач у себя в школе»

Май

Игра-викторина «Что я узнал о профессиях»

Ожидаемые результаты

Приглашая подростков на занятия, где основными действующими лицами выступают их собственные, мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.

В результате усвоения курса «Выбор профессии - выбор будущего»

учащиеся должны:

  • осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
  • получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
  • научиться пользоваться правилами выбора профессии;
  • определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
  • обрести уверенность в себе и уметь предоставлять свои возможности потенциальному работодателю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азбель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию. СПб, 2003, 465 с.

2. Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора. СПб, 2005, 96 с.

3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога.

СПб,2009, 224 с.

4. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе «Моя будущая профессия». Р-на-Дону, 2007, 314 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 460 с.

6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. М., 2006, 192 с.

7. Козловский О.В. Выбор профессии. Р-на-Дону, 2006, 800 с.

8. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Питер, 2008, 464 с.

9. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., 2006, 240 с.

10. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программазанятий для старшеклассников. СПб, 2007, 208 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профориентации "Выбор профессии"

Программа предназначена для работы с учащимися старших классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Презентация по профориентации "Выбор профессии - выбор будущего!"

Представлены материалы для выпускников и родителей...

Программа по профориентации "Выбор профессии"

Прорамма состоит из 34 уроков по выбору профессии. Составляя программу я пыталась использовать материалы разных авторов по профориентации в помощь старшеклассникам. Много диагностического материала дл...

Занятие по профориентации «Выбор профессии — выбор будущего» 7–8 класс

расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентацион...