«Память»
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Бочаров Петр Алексеевич

Цель: ознакомление обучающихся с различными способами тренировки и укрепления памяти для хорошей успеваемости в школе и успешности в жизни.

Задачи:

- познакомить с понятиями «память», типы памяти;

- объяснить необходимость развития памяти для успешного обучения в школе и успешности в жизни;

- провести практикум по освоению различных способов тренировки памяти;

- отработка навыков работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.pamyat.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Память»   ( урок культуры в 7 классе)

Цель: ознакомление обучающихся с различными способами тренировки и укрепления памяти для хорошей успеваемости в школе и успешности в жизни.

Задачи:

- познакомить с понятиями «память», типы памяти;

- объяснить необходимость развития памяти для успешного обучения в школе и успешности в жизни;

- провести практикум по освоению различных способов тренировки памяти;

- отработка навыков работы в группе.

Ход занятия:

Воспитатель: тема нашего занятия зашифрована в ребусе, который сейчас перед вами. Разгадайте его (работа в малых группах)

Зашифровано слово «память». На доске определение понятия «память».

«Память — это способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить информацию и опыт»

 Воспитатель: почему мы уделяем время этому понятию?

- без запоминания не возможно обучение.

Воспитатель: существуют различные типы памяти, например зрительная, слуховая, моторно - двигательная и другие. У разных людей может быть развит лучше тот или иной тип памяти. Мы провели до занятия эксперимент, который позволил выявить преобладающий тип памяти у трех обучающихся.

Результаты эксперимента.

Методика «Определения типа памяти» у обучающихся.

Цель: определить преобладающий тип памяти.

Оборудование: четыре ряда слов на отдельных карточках, секундомер.

зрительная        

слуховая        

моторно — двигательная        

комбинированная

 самолет                 ручка               груша              зима

 свеча                     поле                 молния            орех

 сковородка           утка                       машина           яблоко

карандаш               весна               лампа                лес

 дождь                  цветок             кастрюля         попугай        

 пароход                слива               линейка             лето

 абажур                 река                   гром                ягода

 тарелка                 гусь                           поезд вишня                                                                  тетрадь                 осень                 торшер            поляна

 гроза                     гриб                  чашка              кури

Порядок исследования: слова первой колонки зачитываются воспитателем; второй — ученик читает сам про себя, третьей — воспитатель зачитывает, а ученик записывает на листочке, затем воспроизводит на память; четвертой — слова зачитываются воспитателем, затем ученик их переписывает на лист бумаги и через некоторое время — воспроизводит.

Отдых после каждого ряда слов 10 минут.

Обработка и анализ результатов: тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов.

Воспитатель: можно определить не только преобладающий тип памяти, но и объем памяти.

Тест на «Определение объема памяти»

Методика проведения теста:

Зачитывается 10 слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы, окружающие испытуемых в данный момент. Обучающиеся воспроизводят слова письменно.

Продуктивность запоминания вычисляется по формуле:

количество правильно воспроизведенных слов : общее количество слов . 100%

Воспитатель: -каша, татуировка, любовь, ножницы, совесть, глина, словарь, масло, белорус, экономка.

Подведение итогов эксперимента.

Воспитатель: приведу интересные факты о людях, обладавших феноменальной памятью:

 * кардинал Меццофанти знал 100 языков;

 * Наполеон читал со скоростью 2000 слов в минуту, при этом прочитанное запоминал;

 * археологу Г. Шлиману требовалось от 6 до 8 недель, чтобы изучить новый язык...

 Каждый человек может развить свою память, тренируя ее. Как? Это мы выявим в ходе игры.

Игра на развитие памяти «Мой любимый фрукт»:

Дети встают в круг. Первый называет свой любимый фрукт. Следующий участник называет свой фрукт и повторяет предыдущее название, которые произносились в кругу.

 Воспитатель:запоминание учебного материала требует неоднократного повторения.

Этот вывод могут сделать сами обучающиеся.

Воспитатель: А теперь я прочитаю стихотворение Агнии Барто «Сережа учит уроки», а вы скажите что помешало мальчику запомнить географию:

 Серёжа взял свою тетрадь —

Решил учить уроки:

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

Но тут как раз пришёл монтёр.

Серёжа начал разговор

О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтёр,

Как нужно прыгать с лодки,

И что Серёже десять лет,

И что в душе он лётчик.

Но вот уже зажёгся свет

И заработал счётчик.

Серёжа взял свою тетрадь —

Решил учить уроки:

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно,

Что двор сухой и чистый,

Что дождик кончился давно

И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь —

Озёра могут подождать.

Он был, конечно, вратарём,

Пришёл домой не скоро,

Часам примерно к четырём

Он вспомнил про озёра.

Он взял опять свою тетрадь,

Решил учить уроки:

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

Но тут Алёша, младший брат,

Сломал Серёжкин самокат.

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате.

Он с ним возился полчаса

И покатался кстати.

Но вот Серёжкина тетрадь

В десятый раз открыта.

— Как много стали задавать!—

Вдруг он сказал сердито.—

Сижу над книжкой до сих пор

И всё не выучил озёр

 Так что же помешало Сереже выучит географию?

- Сережа был невнимателен, постоянно отвлекался.

Воспитатель: о каких правилах лучшего запоминания учебного материала мы еще не сказали?

- повторять материал вслух;

- находить «опорные пункты» в тексте, которые будут потом ориентиром при вспоминании материала;

- придумывать примеры, чтобы не было механического запоминания;

- делать небольшие перерывы между предметами;

- заниматься систематически, чтобы память развивалась;

- больше физической активности, движений, так как кислород улучшает память;

- чаще улыбаться — смех способствует выработке эндорфинов, которые заряжают мозг и снижают напряжение;

- фантазировать — игры с собственным воображением положительно влияют на мыслительные процессы;

- слушать классическую музыку - «эффект Моцарта», которая также положительно влияет на мыслительные процессы...

Воспитатель: ученые считают, что универсальных способов улучшения памяти нет. Человек должен сам выбрать те из них, которые ему кажутся наиболее эффективными. Но при этом ученые дают совет — правильно питаться. Оказывается однообразная пища, повторяющаяся изо дня в день, может замедлить работу памяти. Считается, что память развивается до 25 лет. Пик работы мозга и процесса запоминания приходится на 19 — 20 лет. Затем наступает стабильный период. После 50 лет функция памяти начинает угасать.

Вывод по окончанию занятия:

- Память можно и нужно развивать, она залог хорошей успеваемости в школе и успешности в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

«ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ, ЗА СОБОЮ ПОЗОВИ…»

15 февраля - день памяти воинов-интернационалистов. В этот день мы чтим ветеранов, прошедших горнило афганской и чеченской войн, с честью, достоинством и героизмом исполнивших свой воинский долг. Мы о...

сценарий "Память солдатская память"

разработка данного мероприятия,...

Внеклассное мероприятие "Память, память, за собою позови..."

Цель данного мероприятия - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции.Воспитательная ценность ...

Сценарий "Память, память, за собою позови..."

Сценарий "Память, память, за собою позови..." К 65-летию победы. Детское общественное объединение "Пионер" МБОУ "Шумаровская СОШ"...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

"Память вечна. Память священна"

Урок данной тематики является традиционным,  проводится ежегодно накануне Дня Победы и длится два академических часа.К уроку школьники готовились заранее.1) В течение всего учебного года работали...