«Филологические игры в рамках нестандартных уроков в группе продленного дня».
материал по теме
Методическая разработка для воспитателей ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filologicheskie_igry.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Филологические игры в рамках нестандартных уроков
в группе продленного дня».
Воспитатель МБОУ «Лицей № 15»
Елгаева Е.П.
Саров 2014 г.
Сущность и виды нетрадиционных уроков в начальной школе
Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом.
Опыт показывает, что нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся. Каким способом можно заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Принуждение может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Словесные просьбы и убеждения также не всегда могут активизировать мысль ученика. На помощь здесь приходит игра. А любой нетрадиционный урок – это и есть игра, только игра «большая, на весь урок», со своими правилами и атрибутами.
Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.
Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.
Рассмотрим некоторые виды нетрадиционных уроков, используемых в современной начальной школе.
Урок «Пресс – конференция».
Цель – повторение материала по теме или какому либо вопросу. Урок состоит из четырех частей: ответы "сотрудников" пресс-центра на вопросы "журналистов"; подготовка и оформление редакционных заданий – каждый "журналист" на основе полученных ответов на свой вопрос пишет заметку в журнал; отчет о проделанной работе; подведение итогов и выпуск экспресс – газеты.
Урок - соревнование.
Цель – закрепление умения решать задачи разных типов. К уроку заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задания, готовит оборудования для постановки экспериментов и материал для кратких сообщений по теме. Дети делятся на команды. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды победительницы.
Уроки типа КВН
Цель: повторение тех или иных разделов программы.
Соревнование состоит из конкурсов – этапов:
I. - разминка. Задание: Составить рассказ по пройденной теме;
один ученик начинает рассказ, другой продолжает и т.п.;
II. - конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сценку, где было бы отражено главное в теме;
III. - решение задач с выбором ответа;
IV. -конкурс «Угадай»: один ученик из команды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое понятие, входящее в данную тему, было загадано.
Заключительный этап – подведение итогов.
Урок взаимообучения учащихся
Характерная особенность урока – групповая работа над материалом, усвоение его тут же, на уроке (без домашнего задания), взаимопомощь и взаимоответственность ребят.
Уроки, которые ведут ученики
Педагог назначает или ученики выбирают "дежурного учителя", который должен составить вопросы для обсуждения.
Парный опрос
Удобна, полезна такая форма опроса в начальных классах. Обычно небольшой рассказ читается в классе «цепочкой» - на это уходит много времени, а на долю каждого приходится всего несколько строчек. При парном опросе читают (или пересказывают) все.
Урок - заочная экскурсия
Заранее готовится материал, фотографии и т.п. Класс разбивается на три экскурсионные группы, каждая из которых получает комплект фотографий /материала/. Группы по очереди ведут экскурсию по «своим» участкам.
Урок пресс - конференция
На уроке планируется следующая работа: по тексту должна пройти конференция с "гостем" из произведения. Роль гостя достается самому подготовленному ученику, все остальные – журналисты. Вопросы готовит каждый.
Урок - концерт
Можно провести его как урок – обобщение. Можно предложить ребятам создать драматическую группу, вокальный ансамбль и группу чтецов, попросить каждого выучить стихотворение. Ребята читают по очереди. Между выступлениями – небольшие паузы, звучит музыка, на планшете появляются репродукции картин русских художников. На уроках – концертах возрождается забытый жанр искусства – мелодекламация (декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой).
Урок - сказка
Персонажи русских народных сказок дают задания, вручают призы, придумывают конкурсы. Диктанты ведет добрый Леший, физминутки – Русалка, запомнить новый материал помогает Иван-царевич и т.д. Дети любят сказки – загадки с лингвистической терминологией.
Урок - игра «Морской бой»
Цель: повторение и обобщение изученного материала. Класс делится на эскадры, каждая из которых, в сою очередь, разбивается на корабли. Эскадры поочередно залают вопросы экипажам. При трех неверных ответах одного корабля, корабль тонет, но экипаж остается жив и может помочь другим кораблям своей эскадры.
Урок - игра «Что? Где? Когда?»
Грамматический бой – одна из игровых форм контроля. Закончив изучение темы, ребятам предлагается разделиться на две группы и подготовить к следующему уроку вопросы другой команде. Тут не обойдешься только материалами учебника - нужны справочники, пособия, художественная литература. На следующем уроке начинается "бой". Вопросы трудные, необычные, отвечать на них интересно.
Оцениваются и вопросы, и ответы.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что существует огромное количество вариантов проведения нетрадиционных уроков, умелое использование которых в обучении, позволит формировать познавательную деятельность школьников, активизировать учащихся в процессе учебной работы, а также стимулировать и развивать у них интерес к учению. Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.
Нетрадиционные уроки по предметам филологического (русский язык, чтение, развитие речи) цикла на базе ГПД
Урок русского языка по результатам исследований не является любимым у детей, как в начальных классах, так и в среднем звене школы. Нетрадиционные формы помогают преодолевать трудности обучения языку. Они отвечают возрастным возможностям детей, полезны для развития. Это помогает отойти от однотипной структуры урока, преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок интересным и радостным. Как показывает практика, учителя интереснее проводят уроки-игры соревновательного характера. Целесообразнее проводить их во время обобщения изучаемого материала, перед проверочными и контрольными работами Элемент соревнования оживляет урок.
Формы нетрадиционных уроков могут быть разнообразны.
Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра – кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.
На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.
Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки.
Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале – для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.
Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний – важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала – кроссворды. Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, работать с ними можно с первого класса.
Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность.
Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его через интерактивную доску или при помощи проектора.
Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной работы.
Дети очень любят видеовопросы. Например: во время игры " Что? Где? Когда?
Задания на нетрадиционных уроках могут быть весьма разнообразны:
- заполнить анкету (тест),
- ответить на письмо читателей,
- подготовить подпись к фотографиям,
- создать рекламу газеты,
- составить рассказ по опорным словам,
- придумать пример по аналогии и т. д.
Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, можно определить, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.
К предметам филологического цикла относится также уроки внеклассного чтения.
Уроки обсуждения, конференции, устные журналы, концерты, конкурсы, все это уроки внеклассного чтения. Они проходят интересно, несут в себе эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует очень большая кропотливая работа. Урок обязательно должен включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для ребят. Подбор материала – одна из самых главных задач подготовки. Обязательное условие – книги должны быть в достаточном количестве (1 на 2-х человек). На каждом уроке внеклассного чтения всегда оформляется выставка книг, делается обзор. Элементы театра, изобразительного искусств, музыки, выразительное чтение детей и учащихся на уроке обязательны. Все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребенка интереса к книге, к занятиям; эстетическому и нравственному воспитанию.
Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся.
Язык — это система знаков, с помощью которой можно общаться, мыслить и выражать себя, свое отношение к миру и к другим людям. Язык потому и способен служить средством общения людей, что он обладает возможностью обобщения, закрепления некой внеличностной, внесубъективной, общезначимой информации, позволяющей нам осмысливать и мир, и самих себя.
Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и эстетического воспитания. Среди множества задач развития коммуникативных умений младших школьников возникает и задача разработки принципов и методов взаимодействия искусства слова и изобразительного искусства и развития коммуникативных и художественно-творческих способностей учащихся, в наиболее полном раскрытии с их помощью специфики изучаемых искусств.
Сейчас интеграция этих искусств используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.
Активизация взаимосвязи языкового искусства с изобразительным искусством и использование комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи призваны формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-эстетическое сознание.
В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко распространен в практике.
Целью данной интеграции является формирование творческого подхода к языковому образованию, глубокого понимания изучаемого, установление органической связи между искусством слова и изобразительным искусством, более основательное понимание особенностей каждого из них.
Таким образом, именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и художественного творчества более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «языковая личность».
Интеграция— процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей. Несмотря на это учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются решать указанную проблему.
В условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих поколений. В этот период возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации.
Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях.
Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся, играет огромную роль в процессе их обучения.
Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств — альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы – литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.
Заключение
Целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для проведения урока — очень важный момент в учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приемов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение учащимися учебного материала.
Работая с детьми младшего школьного возраста, большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной познавательной деятельности. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.
Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.
При нетрадиционной форме проведения традиционного урока, происходит изменение соотношения содержания, методов и форм организации, что обеспечивает усложнение познавательной деятельности учащихся. Вместе с этим происходит изменение в распределении сил между учителем, учеником, классом. Ученик оказывается в положении человека, который в состоянии составить и решать новые познавательные задачи. Он принимает активное участие в изучении нового материала. Таким образом, создаются условия развития познавательных возможностей.
Для нетрадиционного проведения уроков характерно разное осуществление взаимосвязи отдельных этапов урока. Этапы могут быть дробными и объёмными, урок может состоять из частей не связанных между собой, отдельные части могут быть взаимосвязаны с последующим уроком и т.д. Такой подход позволяет рассматривать деятельность учащихся в качестве объекта управления, что с одной стороны, ведёт к упрочнению руководящей роли учителя, а с другой – ставит ученика в центр внимания. В этом случае деятельность ученика выступает не только в качестве условия формирования знаний, умений навыков, но и в качестве объекта формирования.
На нетрадиционных уроках, как и на уроках других типов, следует применять разнообразные методы и приемы работы, но исключительная роль здесь принадлежит беседе, которая должна умело чередоваться с работой по настенным картинам, схемам, учебнику. В то же время в последние годы стали популярны нетрадиционные уроки, проводимые в виде викторин, дидактических игр, соревнований и т.д. Это необходимо в первую очередь потому, что младшие школьники быстро утомляются, внимание у них рассеивается, и они отключаются от работы.
Существует большое количество типов нестандартных уроков: Урок «Пресс – конференция», урок – соревнование, урок типа КВН, урок взаимообучения учащихся, уроки, которые ведут ученики, парный опрос, урок - заочная экскурсия, урок пресс – конференция, урок – концерт, урок – сказка, урок - игра «Морской бой»,
урок - игра «Что? Где? Когда?», грамматический бой.
Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, а чтобы игровой материал урока не вытеснял основной – логично проводить его в форме кружковых занятий в ГПД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Релаксационные настрои, игры и "балетотерапия" на занятиях в группе продленного дня".
Общеизвестно, что в наше время дети испытывают огромное напряжение в эмоционально-психологической , умственной сферах в период учебы. Большие нагрузки сказываются на здоровье ребенка, на его поведении...
Игры в группе продленного дня
Игры в группе продленного дня...
Игры в группе продленного дня
Игры в ГПД...
Игры в помещении для учащихся в группе продленного дня
Малоподвижные игры в группе продленного дня....
Игры в помещении для учащихся в группе продленного дня
Малоподвижные игры в группе продленного дня....
Учебно-методическая разработка "Игры для детей младшего школьного возраста в группе продленного дня"
Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.От того, как организована жизнь и деятельность р...
Народные игры в группе продленного дня.
Дети разных национальностей, посещая современную школу, учатся, играют в различные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особ...