«Планета в опасности» (урок экологии в 6 классе.)
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Бочаров Петр Алексеевич

воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planeta_v_opasnosti.doc79.5 КБ
Microsoft Office document icon planeta_v_opasnosti.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

    «Планета в опасности»  (урок экологии в 6 классе.)

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

карточки с заданиями,

чай из лекарственных трав,

сообщения воспитанников.

Ход мероприятия.

Воспитатель. Ребята сегодня на наше мероприятие пришли гости. Поприветствуем их.

- А теперь улыбнитесь друг другу и скажите: «Я рад быть с тобою рядом».  (хором) Молодцы! Садитесь.

-Ребята, вот перед вами  глобус? А что такое глобус? (ответы детей)

Воспитатель: Спасибо. А теперь ребята внимание на экран.

(идёт показ ролика о природе и экологии.) – не более 3 мин.

(Держа в руке глобус, ученик рассказывает)

  Самая прекрасная, родная,

  Разноцветная, веселая, живая,

  Ты для нас, как мать, одна на свете,

  Мы твои заботливые дети.

  Но порой, под нашими руками

  Красота твоя бесследно исчезает.

  Задыхаются от грязи океаны,

  Звери, птицы, травы погибают.

  Где бы мы ни жили на планете,

  За твою судьбу мы все в ответе.

  Мы твои помощники, друзья,

  Мы, Земля, с тобой одна семья.

(Входит ЗЕМЛЯ)

Воспитатель: Здравствуй, Земля

Земля: Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости!

Мне радостно слышать вас и обидно. Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Воспитатель:

- Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

Тема нашего занятия так и звучит "Планета в опасности".

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах

 Мы должны выяснить, что угрожает нашей планете и как ей помочь?

На все эти вопросы ответите вы сами.

- Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету.

Кто такие Ботаники? Зоологи? Географы?

( Ботаники- специалисты изучающие растения; Зоологи- специалисты изучающие животных, Географы – специалисты изучающие почву, воду, воздух)

У нас уже есть 3 группы, которые получили заранее задания, а

задания таковы:

1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.                                                                          Слайд № 2

2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.                                                                          Слайд № 3

3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и      воздуху.                                                                            Слайд № 4

Выступают ботаники

- У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

                                                                                                     

 Слайд № 5

Ветреница алтайская!

                                                                                                    Слайд № 6

Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Воспитатель:

- что такое Красная книга?

- Спасибо!

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

                                                                                                    Слайд № 7

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Воспитатель: Спасибо!

Выступают географы

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.       Слайд № 8

Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

Пресных вод приходится очень мало. Поэтому воду нужно беречь. 
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель: Спасибо!

Итак, ответили на первый поставленный вопрос:

- Что угрожает планете Земля?      

Назовите признаки грозной беды.

1. Вырубка лесов.             (Ботаники)                                        Слайд № 9

2. Гибель животных.        ( Зоологи)

        Слайд № 10

3. Загрязнение воды.        (Географы)        Слайд № 11

4. Загрязнение воздуха.        Слайд № 12

5. Накопление мусора.        Слайд № 13

6. Отравление почвы.        Слайд № 14

Воспитатель:

- Кто виноват во всех причинах болезни планеты?  (Человек )

- Видно, люди забыли о том, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

Слайд № 15

- Что имел в виду автор этих строк? (Ответы детей )

- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

- Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

- Я уверен, что первые три пункта этого правила вы выполняете.

Интересно, а как вы приводите себя в порядок?

- Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

- Вспомним правила гигиены здоровья.

        Слайд № 16

- А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

Слайд № 17

- А сейчас совершим путешествие по станциям и поработаем в группах

( Название станций вывешены заранее на доске по номерам)

Воспитатель:  1. Станция "Лесная почта" 

                        ( раздаётся стук, воспитатель получает почту)

- На эту станцию часто приходят письма и телеграммы от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

Каждой группе дается задание.

Письмо №1   зоологам

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Воспитатель:   Правильно ли поступила девочка?

Письмо №2 ботаникам

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Воспитатель:  Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3 географам

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Воспитатель:  Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать  костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

Воспитатель: Молодцы! А теперь думаем и отвечаем все вместе:

Телеграмма 1.

Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели под корой, в земле – на 2 метра вглубь запрятались, а сейчас нападают на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь!

                                 Ваш …………………(дятел)

Какую помощь можете оказать?         Слайд № 18

Телеграмма 2.

Мы первая  цветущая кустовая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают!

Ваши зелёные друзья: ………………..(Верба черемуха сирень)

Какой ответ мы пошлём?                                                      Слайд № 19

Воспитатель: Очень хорошо!

- Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные

2. Станция "Лесная Аптека" на службе человека.

Воспитатель.   Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечится. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли травниками. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о свойствах лекарственных растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

  • Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,                  

    В середине золотая, кто она такая? 

        Слайд № 20

Это ромашка.  Ромашка – переводится как «Милая простота». попала она в Россию.  

- А чем полезна ромашка? ( от простуды и кашля)

  • Тонкий стебель у дорожки, на его конце серёжки.

         На земле лежат листки – маленькие лопушки

         Нам он как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

                                                                                           

        Слайд № 21

Это подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, десны кровоточат, беги срочно за подорожником. Он поможет.

  • Не огонь, а жжется?                                                    Слайд № 22

                                                                             

Это крапива. Люди про неё говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Рекомендуется пить при сердечных и нервных заболеваниях.

  • Что это за растение?                                                   Слайд № 23

  Это шиповник. Пейте для профилактики его настой. Он очень вкусный и полезный в нем содержится витамин С.  И тогда гриппом вы не заболеете.

Воспитатель:

- А сейчас небольшое соревнование. Какая группа ещё знает названия лекарственных растений. -2 мин.           ПРОЧИТАТЬ ПО ОДНОМУ.

(раздаются группам листочки с карандашами)

Физкультминутка

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

        

Кто задорный и веселый,

 Верность правилам храня,

 Бережет нашу природу

 От коварного огня? "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто поджег траву у дома,

 Подпалил ненужный сор,

 А сгорел гараж знакомых

 И строительный забор?

        ( молчание)

Кто из вас в реке купался

 И на пляже загорал?

 А когда домой собрался

 Мусор за собой убрал? "Это я, это я, это все мои друзья!

                                                                       

                                                                          На привале кто в лесу

                                                                          Жег засохшую сосну?

                                                                            А потом так поспешил

                                                                             Что костер не затушил?

                                                                                                   ( молчание)

Кто, гуляя на лугу,

Зря не топчет там траву,

Насекомых кто не лови

И цветы совсем не рвет? "Это я, это я, это все мои друзья!" 

 

Кто животных, птичек любит?

Кто кормушки мастерит

Кто природу охраняет?

 За порядком кто следит? "Это я, это я, это все мои друзья!"

3. Станция "Маленькие тайны природы"

( работа со слайдами и указкой)

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?

        Слайд № 24

        Слайд № 25

(Нет, только в ответ на боль, даже слабую).                                        

         

Почему крапива сильно "жжется"?         Слайд № 26

(В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

                                                                                                   

Почему яркую божью коровку птицы не клюют?         Слайд № 27

(Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

                                                                                             

        

Куда исчезают лягушки, жабы зимой?                              Слайд № 28

                                                                                             

        Слайд № 29

(ответ)

4. Станция "Природные синоптики".

На заранее  листочках записаны приметы. Нужно их "собрать" и прочитать.

  • В январе/ к вечеру/ потеплело - к осадкам. (3 листка)
  • В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.
  • В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

Воспитатель: Молодцы!

- Ребята, есть такое понятие, как ЭКОЛОГИЯ, кто может ответить, что оно означает? (ответы детей)                               

                                                                         Слайд № 30

Сл. работа:    Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой. А природу мы знаем нужно охранять и приумножать. Недаром нынешний год объявлен Годом экологии.

        Слайд № 31

Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему".

Ять-ять-ять - Природу нужно  (дети хором)          охранять.
Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, (дети хором)                Земля.
Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный (дети хором)  дождь.
Я-я-я - Наука  (дети хором)  экология.

Итог занятия:

Вот и подошло к концу наше занятие.

Ответим на второй поставленный нами вопрос: Как помочь нашей планете? Что каждый из нас может для этого сделать?

( примерные ответы детей:  беречь и приумножать её богатства;  строить скворечники, кормушки, не сорить, не разбрасывать мусор на речке и т.д.)

- Я уверен, что вы уже сейчас начнете заботиться о своей планете.

Рефлексия:

-Ребята, у вас на партах лежат цветы, возьмите цветок и украсим нашу планету под названием «Земля»  цветами!  
Мы докажем, что не зря,
На нас надеется Земля.

Спасибо вам, ребята, за работу!



Предварительный просмотр:

    «Планета в опасности»  (урок экологии в 6 классе.)

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

карточки с заданиями,

чай из лекарственных трав,

сообщения воспитанников.

Ход мероприятия.

Воспитатель. Ребята сегодня на наше мероприятие пришли гости. Поприветствуем их.

- А теперь улыбнитесь друг другу и скажите: «Я рад быть с тобою рядом».  (хором) Молодцы! Садитесь.

-Ребята, вот перед вами  глобус? А что такое глобус? (ответы детей)

Воспитатель: Спасибо. А теперь ребята внимание на экран.

(идёт показ ролика о природе и экологии.) – не более 3 мин.

(Держа в руке глобус, ученик рассказывает)

  Самая прекрасная, родная,

  Разноцветная, веселая, живая,

  Ты для нас, как мать, одна на свете,

  Мы твои заботливые дети.

  Но порой, под нашими руками

  Красота твоя бесследно исчезает.

  Задыхаются от грязи океаны,

  Звери, птицы, травы погибают.

  Где бы мы ни жили на планете,

  За твою судьбу мы все в ответе.

  Мы твои помощники, друзья,

  Мы, Земля, с тобой одна семья.

(Входит ЗЕМЛЯ)

Воспитатель: Здравствуй, Земля

Земля: Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости!

Мне радостно слышать вас и обидно. Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Воспитатель:

- Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

Тема нашего занятия так и звучит "Планета в опасности".

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах

 Мы должны выяснить, что угрожает нашей планете и как ей помочь?

На все эти вопросы ответите вы сами.

- Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету.

Кто такие Ботаники? Зоологи? Географы?

( Ботаники- специалисты изучающие растения; Зоологи- специалисты изучающие животных, Географы – специалисты изучающие почву, воду, воздух)

У нас уже есть 3 группы, которые получили заранее задания, а

задания таковы:

1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.                                                                          Слайд № 2

2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.                                                                          Слайд № 3

3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и      воздуху.                                                                            Слайд № 4

Выступают ботаники

- У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

                                                                                                     

 Слайд № 5

Ветреница алтайская!

                                                                                                    Слайд № 6

Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Воспитатель:

- что такое Красная книга?

- Спасибо!

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

                                                                                                    Слайд № 7

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Воспитатель: Спасибо!

Выступают географы

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.       Слайд № 8

Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

Пресных вод приходится очень мало. Поэтому воду нужно беречь. 
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель: Спасибо!

Итак, ответили на первый поставленный вопрос:

- Что угрожает планете Земля?      

Назовите признаки грозной беды.

1. Вырубка лесов.             (Ботаники)                                        Слайд № 9

2. Гибель животных.        ( Зоологи)

        Слайд № 10

3. Загрязнение воды.        (Географы)        Слайд № 11

4. Загрязнение воздуха.        Слайд № 12

5. Накопление мусора.        Слайд № 13

6. Отравление почвы.        Слайд № 14

Воспитатель:

- Кто виноват во всех причинах болезни планеты?  (Человек )

- Видно, люди забыли о том, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

Слайд № 15

- Что имел в виду автор этих строк? (Ответы детей )

- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

- Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

- Я уверен, что первые три пункта этого правила вы выполняете.

Интересно, а как вы приводите себя в порядок?

- Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

- Вспомним правила гигиены здоровья.

        Слайд № 16

- А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

Слайд № 17

- А сейчас совершим путешествие по станциям и поработаем в группах

( Название станций вывешены заранее на доске по номерам)

Воспитатель:  1. Станция "Лесная почта" 

                        ( раздаётся стук, воспитатель получает почту)

- На эту станцию часто приходят письма и телеграммы от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

Каждой группе дается задание.

Письмо №1   зоологам

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Воспитатель:   Правильно ли поступила девочка?

Письмо №2 ботаникам

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Воспитатель:  Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3 географам

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Воспитатель:  Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать  костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

Воспитатель: Молодцы! А теперь думаем и отвечаем все вместе:

Телеграмма 1.

Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели под корой, в земле – на 2 метра вглубь запрятались, а сейчас нападают на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь!

                                 Ваш …………………(дятел)

Какую помощь можете оказать?         Слайд № 18

Телеграмма 2.

Мы первая  цветущая кустовая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают!

Ваши зелёные друзья: ………………..(Верба черемуха сирень)

Какой ответ мы пошлём?                                                      Слайд № 19

Воспитатель: Очень хорошо!

- Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные

2. Станция "Лесная Аптека" на службе человека.

Воспитатель.   Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечится. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли травниками. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о свойствах лекарственных растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

  • Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,                  

    В середине золотая, кто она такая? 

        Слайд № 20

Это ромашка.  Ромашка – переводится как «Милая простота». попала она в Россию.  

- А чем полезна ромашка? ( от простуды и кашля)

  • Тонкий стебель у дорожки, на его конце серёжки.

         На земле лежат листки – маленькие лопушки

         Нам он как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

                                                                                           

        Слайд № 21

Это подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, десны кровоточат, беги срочно за подорожником. Он поможет.

  • Не огонь, а жжется?                                                    Слайд № 22

                                                                             

Это крапива. Люди про неё говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Рекомендуется пить при сердечных и нервных заболеваниях.

  • Что это за растение?                                                   Слайд № 23

  Это шиповник. Пейте для профилактики его настой. Он очень вкусный и полезный в нем содержится витамин С.  И тогда гриппом вы не заболеете.

Воспитатель:

- А сейчас небольшое соревнование. Какая группа ещё знает названия лекарственных растений. -2 мин.           ПРОЧИТАТЬ ПО ОДНОМУ.

(раздаются группам листочки с карандашами)

Физкультминутка

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

        

Кто задорный и веселый,

 Верность правилам храня,

 Бережет нашу природу

 От коварного огня? "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто поджег траву у дома,

 Подпалил ненужный сор,

 А сгорел гараж знакомых

 И строительный забор?

        ( молчание)

Кто из вас в реке купался

 И на пляже загорал?

 А когда домой собрался

 Мусор за собой убрал? "Это я, это я, это все мои друзья!

                                                                       

                                                                          На привале кто в лесу

                                                                          Жег засохшую сосну?

                                                                            А потом так поспешил

                                                                             Что костер не затушил?

                                                                                                   ( молчание)

Кто, гуляя на лугу,

Зря не топчет там траву,

Насекомых кто не лови

И цветы совсем не рвет? "Это я, это я, это все мои друзья!" 

 

Кто животных, птичек любит?

Кто кормушки мастерит

Кто природу охраняет?

 За порядком кто следит? "Это я, это я, это все мои друзья!"

3. Станция "Маленькие тайны природы"

( работа со слайдами и указкой)

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?

        Слайд № 24

        Слайд № 25

(Нет, только в ответ на боль, даже слабую).                                        

         

Почему крапива сильно "жжется"?         Слайд № 26

(В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

                                                                                                   

Почему яркую божью коровку птицы не клюют?         Слайд № 27

(Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

                                                                                             

        

Куда исчезают лягушки, жабы зимой?                              Слайд № 28

                                                                                             

        Слайд № 29

(ответ)

4. Станция "Природные синоптики".

На заранее  листочках записаны приметы. Нужно их "собрать" и прочитать.

  • В январе/ к вечеру/ потеплело - к осадкам. (3 листка)
  • В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.
  • В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

Воспитатель: Молодцы!

- Ребята, есть такое понятие, как ЭКОЛОГИЯ, кто может ответить, что оно означает? (ответы детей)                               

                                                                         Слайд № 30

Сл. работа:    Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой. А природу мы знаем нужно охранять и приумножать. Недаром нынешний год объявлен Годом экологии.

        Слайд № 31

Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему".

Ять-ять-ять - Природу нужно  (дети хором)          охранять.
Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, (дети хором)                Земля.
Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный (дети хором)  дождь.
Я-я-я - Наука  (дети хором)  экология.

Итог занятия:

Вот и подошло к концу наше занятие.

Ответим на второй поставленный нами вопрос: Как помочь нашей планете? Что каждый из нас может для этого сделать?

( примерные ответы детей:  беречь и приумножать её богатства;  строить скворечники, кормушки, не сорить, не разбрасывать мусор на речке и т.д.)

- Я уверен, что вы уже сейчас начнете заботиться о своей планете.

Рефлексия:

-Ребята, у вас на партах лежат цветы, возьмите цветок и украсим нашу планету под названием «Земля»  цветами!  
Мы докажем, что не зря,
На нас надеется Земля.

Спасибо вам, ребята, за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Урок-игра «Полет на планету МИЗ (математика и знания)» 6 класс

Тема: Положительные и отрицательные числаЦель: Обобщение знаний по теме, проверка усвоения учащимися материала по теме, дать первоначальные сведения о компьютере....

введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс

некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...

Презентация по экологии 8 класс. Тема: "ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ".

Экология человека – это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой.Экологические факторы – это экологические факторы воздействующие на организмы....

Презентация по экологии 5 класс. Тема: "ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ".

Цель: Формирование представление об экологии как науке о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.Задачи: Познакомить учащихся с задачами экологии, показать её место в системе других биолог...

Классный час «Планета Толерантности» для учащихся 7-8 классов

Классный час «Планета Толерантности» для учащихся 7-8 классов...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....