Витамины вокруг нас
классный час на тему

Живова Татьяна Ивановна

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями "витамины", "авитаминоз"; раскрыть значение витаминов в жизни человека.

2. Рассказать в каких продуктах содержатся те или иные витамины.

3. Сформировать у детей культуру здоровья, осознание ими здоровья как главной человеческой ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vitaminy_vokrug_nas.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Ялгинский детский дом-школа

Познавательный час

Витамины вокруг нас

http://smak.ua/store/public/vitamin.jpg

Провела: Живова Т.И.


Цели: 1. Познакомить детей с понятием «витамины», «авитоминоз»; раскрыть значение витаминов в жизни человека.

2. Рассказать в каких продуктах содержатся те или иные витамины.

3.Сформировать у детей культуру здоровья, осознание ими здоровья как главной человеческой ценности.

На нашем сегодняшнем занятии речь пойдёт об одной из важнейших и незаменимых сторон жизни человека – о здоровье. Чтобы быть здоровым, надо соблюдать много условий, но главное из них это правильное питание. Причём, на каждом этапе жизни оно должно быть различным.

- Скажите, что получает человек вместе с пищей?

(Ответы детей)

- Верно, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто догадался, что это за особые вещества?

(Ответы детей)

- Верно, ребята – это витамины. Даже в наше цивилизованное время можно почувствовать недостаток витаминов. Особенно весной и осенью наш организм быстро утомляется, снижается иммунитет.

- Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели?

(Ответы детей)

- Верно, витамины. Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Может, кто-то догадался, что именно послужило источником витаминов для моряков? Если нет, то сегодня вы узнаете об этом.

- Ребята, что же такое витамины?

(Ответы детей)

- Витамины – это вещества, необходимые для поддержания жизни. Витамины, являются незаменимыми помощниками организма. Они служат для укрепления здоровья человека. От уровня обеспеченности организма витаминами зависит уровень физической и умственной активности.

Ещё в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей такая опасная болезнь, как цинга, полностью излечивается. Так в 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в их рацион различные кислые продукты, он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу. В 1753 году Линд предложил использовать лимоны и лаймы для профилактики цинги. Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее, Джеймс Кук (английский военный моряк, исследователь, картограф) на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион кислую капусту, солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В результате он не потерял от цинги ни одного матроса — неслыханное достижение для того времени. В 1795 году лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков. Это послужило появлением крайне обидной клички для матросов — лимонник. Известны так называемые лимонные бунты: матросы выбрасывали за борт бочки с лимонным соком.

Учёным понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления: оказывается, свежие овощи и фрукты содержат витамины.

Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

В 1912 г. польский врач и биохимик Казимир Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот).

Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, соответственно—А, В, С. Привычные нам буквенные обозначения (рибофлавин – В2, тиамин – В1) – это дань традиции. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их и их производных сегодня известно около 80 видов (витаминов - 13).

Витамины, минеральные вещества и микроэлементы никто не может видеть, потрогать или ощутить их вкус. Однако организму эти активные вещества необходимы, чтобы доставлять такие источники энергии, как белки, жиры и углеводы. Поскольку организм сам не может создавать витамины, мы должны принимать их с пищей. Витамины являются обязательной и незаменимой составной частью рациона, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность организма. Разнообразный состав пищевых продуктов в рационе и правильная  кулинарная обработка пищи обеспечивают потребность организма в витаминах. При разнообразном питании человек получает витамины с едой. Некоторые продукты очень богаты одним или несколькими витаминами, но лишены других, поэтому при однообразном питании, а так же при нарушении процессов усвоения витаминов организмом, может возникнуть витаминная недостаточность – авитаминоз. Недостаток витаминов не проявляется сразу, он наступает почти незаметно. Поэтому следует придерживаться суточных доз витаминов. И вот, чтобы этого не случилось, в пищу надо употреблять продукты богатые витаминами.

Основными продуктами, с помощью которых в организм поступает большое количество витаминов, являются фрукты и овощи. Весной, организму особенно необходимы витамины, потому что в зимнее время года, как правило, организм получает меньшее количество необходимых веществ. Найти свежие фрукты и овощи, еще не потерявшие витамины, становится очень проблематичным занятием.

Тут на помощь организму приходят синтетические витамины. Они служат для восполнения необходимых организму веществ. Употреблять витамины в таблетках, рекомендуется после еды, потому что они лучше усваиваются в результате вырабатывания желудочного сока. Хорошему усваиванию и распространению витаминов помогает потребление жидкости.

Потребность в витаминах у разных людей различна и зависит от определенных факторов: физические нагрузки, стресс, употребление лекарств, курение, возраст. Обратите внимание на то, что сладкое вредно не только для зубов, но и для витаминов - сахар не содержит витаминов, но нуждается в некоторых из них для своего расщепления в организме.

- А какие витамины вам знакомы?

(Ответы детей)

Витамины делятся на две группы: жирорастворимые витамины (А, D, Е, К) и водорастворимые, к которым относятся все остальные (С, РР, группы В, Н и другие). Это важно знать для выяснения способа употребления продуктов.

Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке, шпинате, салате.

Витамин В1 и В2. При их нехватке образуются трещинки и язвочки в уголках рта, шелушение кожи. Их можно найти в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах.

Витамин С (аскорбиновая кислота). Он содержится в чесноке, капусте, луке, капусте, луке, чёрной смородине, киви, апельсинах, лимонном соке, свекле, картофеле, помидорах, яблоках, в плодах шиповника и других овощах, фруктах, ягодах. Если не хватает данного витамина, организм перестаёт сопротивляться простудным  и инфекционным заболеваниям, снижается иммунитет.

Витамин Д. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими, вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит. Можно найти в молоке, рыбе, твороге, сливочном масле, сельди, печени, яичном желтке. А ещё для хорошего роста необходимо солнышко.

Витамин Е. Оказывает положительное действие при заживлении ожогов, замедляет процесс старения клеток, помогает усваивать пищу. Витамин Е - антиоксидант, который имеет большое значение для предотвращения развития злокачественных и сердечно-сосудистых заболеваний. Содержится в злаковых культурах, яйцах, капусте, растительном масле.

Но важно помнить, что усваиваются витамины только с едой. Чашечки кофе недостаточно: вся польза от витаминки пролетит мимо. Не поленитесь полноценно позавтракать.

Тест « Узнай витамин»

1. Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, оздоравливает кожу. (Витамин А.)

2. Этот витамин повышает сопротивляемость организма к инфекциям, влияет на наполнение и расходование энергии, укрепляет кровеносные сосуды, способствует заживлению ран, поддерживает в здоровом состоянии десны, зубы, кости, является сильным антиоксидантом. (Витамин С.)

3. Этот жирорастворимый витамин необходим для абсорбции и утилизации кальция и фосфора в желудочно-кишечном тракте. Он нужен для роста организма и особенно важен для нормального роста и развития костей и зубов у детей. Он также важен для профилактики и лечения остеопороза. (Витамин D.)

4. Этот витамин — антиоксидант, который имеет большое значение для предотвращения развития злокачественных и сердечно-сосудистых заболеваний. Помогает усваивать пищу, оздоравливает кожу, активизирует жизненные силы организма, замедляет процессы старения. (Витамин Е.)

Какой витамин содержится в этих продуктах?

1. Черная смородина, шиповник, апельсин, красный перец, помидор, клюква, капуста, зеленый лук. (Витамин С.)

2. Ржаной хлеб, салат, морковь, картофель, дрожжи. (Витамин В.)

3. Яичный желток, подсолнечное масло/говяжья и тресковая печень, арахис, облепиха, шиповник, черноплодная рябина. (Витамин Е.)

4. Морковь, сливочное масло, молоко, яйцо, рыбий жир, горох, капуста, щавель, облепиха. (Витамин А.)

Выбери нужное.

1. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов, причем в самом большом количестве?

  • в хлебе;
  • в свежей капусте;
  • в печени;
  • в молоке.

2. Какой витамин вырабатывается в организме только под воздействием солнечных лучей?

  • витамин А;
  • витамин D;
  • витамин Е;
  • витамин Вв.

3. Какой из перечисленных витаминов является водорастворимым?

  • витамин А;
  • витамин В;
  • витамин D;
  • витамин К.

4. Как лучше приготовить картофель, чтобы сохранить в нем витамин С?

  • сварить;
  • поджарить;
  • запечь в кожуре.

Игра «Узнай витамин».

Воспитатель читает стихотворение, а дети должны догадаться и сказать, о каком витамине идет речь (А, В, С, D):

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

(витамин A)

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам.

И не только по утрам.

(витамин B)

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный — надо пить.

Он спасает от болезней:

Без болезней — лучше жить!

(витамин D)

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

(витамин C)

Итак, ребята, вы видите, что ценность витаминов велика. И здоровье человека во многом зависит от правильного и разнообразного питания. Легче быть счастливым, чем несчастным. Легче любить, чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилие и жить, любить, работать. Здоровье – это самое главное богатство человека. Жизнь слишком прекрасна, не губите ее.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе-

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Выбросить окурок?

И только так здоровье сохранить.

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете и себе здоровье сохранить.

Всю азбуку здоровья нужно крепко знать

И в жизни эти знания повсюду применять!

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед нами отвернут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие.

Интернет-источники

http://rudocs.exdat.com/docs/index-527994.html

http://vitosan.md/index.php/vitaminy/vitaminy-kratkoe-opisanie

http://cat.convdocs.org/docs/index-36351.html

http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1145476.html

http://sob.znate.ru/docs/106/index-4061.html

http://do2.gendocs.ru/docs/index-403990.html

http://tynda2.ucoz.ru/load/nachalnaja_shkola/klassnyj_chas_quot_vitaminy_quot/3-1-0-12

http://prezentacya.ru/publ/klassnye_chasy/klassnyj_chas_quot_polza_vitaminov_quot/4-1-0-46

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/klassnyi-chas-vitaminy-vokrug-nas


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С

Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.

Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

Презентация для учащихся 8 класса по предмету "Здоровье и безопасность жизнедеятельности" на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины»

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины» Название ЭОР: Презентация ...

Витаминная сказка (к уроку "Витамины"

Главный источник витаминов – продукты. Но все ли они полезны?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с витаминной сказкой.«Витаминная азбука»В некотором царстве, в некото...

Современные витамины (материал к уроку "Витамины"

Приложение к презентацииТеперь вы знаете, что многие овощи и фрукты богаты витаминами. Но вот парадокс! Чтобы обеспечить себя только витаминами В и С, надо выпить 25 стаканов яблочного сока, съесть 1 ...

Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности.

В данной статье речь идет о значении витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьников, а также о профилактике витаминной недостаточности. В статье рассказывается о пользе витаминов, их вли...