Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС.
методическая разработка (9 класс) на тему

Новикова Марина Германовна

Душа каждого человека  - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает.  Поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.

Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov_v_ramkah_fgos.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников

в рамках ФГОС.

Новикова Марина Германовна

ГБПОУ МССУОР №1

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что  каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

В.А.Сухомлинский

Душа каждого человека  - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает.  Поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.

Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня,  в современных условиях введения ФГОС. 

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка, - в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы? Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.

В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.

Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям        человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.

В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.

Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.

В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.

В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:

  • изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
  • ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
  • просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
  • проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
  • организация дискуссионной формы общения;
  • создание проблемных ситуаций;
  • решение практических задач.

Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.

Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

  • общешкольные или семейные праздники;
  • коллективные творческие дела;
  • интерактивные квесты;
  • интеллектуальные викторины;
  • конкурсы;
  • диспуты;
  • ток-шоу.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:

  • кружков;
  • клубов по интересам;
  • секций.

Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.

В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:

  • трудовые и экологические десанты;
  • экскурсии;
  • благотворительные или гражданские акции;
  • военно-патриотические мероприятия.

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:

  • проводить семейные праздники;
  • использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
  • приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
  • включать родителей в органы управления образовательным заведением.

Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.

Закончить хочется словами А.С.Макаренко «Воспитывать - самая трудная вещь. Думаешь: ну, всё теперь кончилось! Не тут-то было - всё только начинается»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Духовно-нравственное становление личности в рамках проектной деятельности учащихся с нарушенным слухом на уроках трудового обучения и во внеурочной время.

В статье описана работа над проектами, с обучающимися с нарушением слуха, объединённая идеей духовно-нравственного воспитания. ...

Образовательный проект «Формирование патриотических, гражданских и духовно-нравственных ценностей школьников в рамках участия в мероприятиях, посвященных подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному развитию и воспитанию детей отводится в современном обществе первостепенная роль, особенно в рамках реализации Указ Президента Российской Федераци...