День народного единства
классный час (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Тимошевский Дмитрий Юрьевич

Сценарий праздника День народного единства в кадетском корпусе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_noyabrya_meropriyatie_ot_vzvoda.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ РК «Казачий кадетский корпус РК им. О.И. Городовикова»

Мероприятие проводимое взводом №2

«День Народного Единства»

Воспитатель взвода №2:

Тимошевский Д.Ю.

Городовиковск 2015

4 ноября

День народного единства

Цели мероприятия: 

воспитание  любви к Родине; привитие интереса к изучению истории; формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувств сопричастности с судьбой своей страны, своего народа;

Задачи мероприятия:

  • развивать у учащихся духовно-нравственные качества и гражданскую позицию;
  • сформировать у учащихся представление о новом государственном        празднике;
  • воспитывать у кадет патриотические чувства, любовь, гордость и уважение к Родине, чувство ответственности за ее судьбу;
  • коррекция  познавательного интереса, речи;
  • обогащение словарного запаса  кадет.

Оборудование: компьютер, микрофоны, видеопроектор, проекционный экран, музыкальный центр, темные шторы на окна.

Предварительная подготовка:

Кадеты заранее получают задания для подготовки рассказов, получают стихотворения для заучивания наизусть, пословицы. Производится подготовка компьютерной презентации и видеоролика, написание сценария. Подготовка костюмов, музыки, других атрибутов.

Ход мероприятия

Эпиграф

Россия, Русь –

Куда я ни взгляну,

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и Молитвы!

Н. Рубцов

Кадет…………………….

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Ведущий 1: С 4 ноября 2005 года в России отмечается День народного единства. Это праздник стойкости, силы и непобедимости нашего государства. Именно в единстве, единении народа - сила России. Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!

Ведущая 2:  Россия – многонациональная страна! Её населяют 180 национальностей. Наша страна много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, не нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII в.,

(Звучит лирическая русская мелодия, гусли)

(Зал наполовину затемнен, на сцене за столом при двух свечах трудится монах-летописец. Около него появляется ведущий.)

Ведущий 1:

По послушанью в келье этой

Он летопись ведет.

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его глубоких дум.

Ведущий 1: (обращается к летописцу). О чем, отец, ты летопись ведешь?

Летописец продолжает свою работу. Включается запись..(Мысли монаха летописца, которые он записывает)

Монах-летописец: (запись)  О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославленна ты: озёрами многими славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дикими зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская!

Ведущая 2: Так писал еще в начале 17 века монах-летописец. Излагая на бумаге  свое отношение и любовь  к Родине.

Ведущий 1: Но Русь богата не только бесчисленными дарами природы, но и верными сынами своими прославившими доблестными подвигами нашу Родину, грудью защищавшими её в часы великих бед и испытаний.

Ведущая 2: Сегодня мы перелистаем страницы нашей истории, посвященные  Дню народного единства и вспомним о событиях  того времени, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Особое место в истории Руси, и непосредственно к нашему сегодняшнему празднику  занимает период  «Смутного времени», называемого «Смутой». Давайте разберемся, что же это такое.

Выходит кадет …………………………. (рассказывает о смутном времени)

Более 400 лет назад в городе Москва, столице нашей Родины, правил царь Иван ΙV, он же Иван Грозный. Характер царя был злобным и мстительным. Своего любимого сына, которого готовил себе в наследники, Иван Грозный в припадке ярости убил ударом посоха в висок. После смерти Ивана Грозного у него осталось 2 сына. Младшему Дмитрию было всего 2 года, поэтому царем стал Федор Иванович. Ему было 27 лет, но он был слабоумен и отличался очень плохим здоровьем. Пользуясь слабостью государя, бояре начали между собой борьбу, каждому хотелось больше власти и богатства. Лучше всех это удалось родственнику царя  Борису Годунову. Спустя несколько лет при загадочных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, да и сам Федор Иванович царствовал не долго. После его смерти прекратилось правление династии – рода – Рюриковичей. Царский престол перешел к Борису Годунову.

После смерти Федора шла жестокая борьба за царский престол. Эту часть российской истории называют Смутным временем. На страну обрушились всевозможные бедствия. Одним из них был страшный голод, наступивший после нескольких неурожайных лет.

Неожиданно в Литве объявился человек, назвавший себя Царевичем Дмитрием, чудеснейшим образом спасшимся. Польский король его признал и дал войско отвоевать трон российский. Борис Годунов не успел собрать войска и дать отпор врагу, сердце подвело, а местные бояре отдали Москву и власть Лжедмитрию. Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками, в столице был польский гарнизон. А древний Новгород захватили шведы. Стране грозила потеря независимости и присоединение к Польше.

Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Многие жители погибли. Польские отряды действовали по всей стране. Они захватили Великий Новгород и другие города. Гибель России казалась неизбежной…

(параллельно на экране демонстрируется картинки данного периода)

Ведущий 1: Так чем же закончился это период для нашей страны?

Выходит кадет ……………………… (рассказывает о Минине и Пожарском и  организации ополчения)

В Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому, а его копия есть в Нижнем Новгороде. На постаменте памятников начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Сделайте предположение: за что же Россия благодарна этим людям?

Жил в те смутные времена в Нижнем Новгороде человек по имени Кузьма Минин.

Родился он в городе Балахна, семья его занималась солевым промыслом. Позже Минин переехал в Нижний Новгород, сначала он был продавцом мяса и рыбы, позже был старостой  и считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Он решил, что надо помочь своему Отечеству и начал созывать ополчение. С помощью населения Нижнего Новгорода и  других русских городов были собраны значительные средства для ведения войны с захватчиками. Люди отдавали последние деньги, ценности, домашние вещи. Кузьма Минин собрал денег, созвал ополчение, но он был купец, а не военачальник. Возник вопрос, кто же возглавит ополчение?

Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени – известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина. Почти  целый  год собирали  силы  русские  люди. К нижегородцам вскоре примкнули и другие города.

(отрывок из фильма  об организации ополчения)

Наконец ополчение  Минина  и  Пожарского  подступило  к  Москве.

Главной святыней Нижегородского ополчения была икона Казанской  Божьей Матери. (слайд с иконой Казанской Божьей Матери)

 С ней оно и двинулось на Москву. Вот почему день народного единства мы празднуем в 1 день с праздником Казанской Божьей матери, а именно 4 ноября.

Битва за Москву была кровопролитной.

Люди дали клятву: «Умрем за Русь святую». В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских. Но победа еще оставалась нерешенной, как вдруг Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля, и 4 ноября 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов.

Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий объединенного народа.

Ведущая 2: А вот интересно, как же записано об этом в летописях

(запись о битве) а затем – видео с битвой

Монах-летописец: продолжает работать  (включается запись о битве)  «Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулась замерзшая земля, и не было видно земли, ибо покрылась она кровью…..

(видео с битвой)

Ведущий 1: (на экране фото Минина и Пожарского) Вот настоящие герои! (показывает на экран) Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за Родину, ее счастье и свободу. Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской! И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. За это благодарная Россия помнит своих героев. Народ сохранил благодарную память о подвиге героев освободительной борьбы в песнях и былинах.

Ведущая 2: Народ России празднует День народного единства не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве». А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить Родину и помогать друг другу, уметь искренне прощать.

Россияне – это  люди  всех национальностей, которые живут в России и называют её Родиной.

Ведущий 1: А теперь проведем небольшую викторину и ответим на вопросы.

(викторина)

  1. В какой день мы празднуем день народного единства?
  1. 10 сентября.
  2. 4 ноября.
  3. 31 июля.
  4. 1 января
  1. В честь какого события отмечается День народного единства?
    В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов
  2. Из кого состояло население России?Найдите лишнее слово.
  1. Князья
  2. Бояре
  3. Крестьяне
  4. Стрельцы
  5. Рабовладельцы
  1. Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в наше время в память ополчения?
  1. Обелиск – меч
  2. Скульптура руководителей ополчения
  3. Михайло-Архангельский собор
  4. Каменный кремль
  1. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?
  1. Икона Иверской Божьей Матери
  2. Икона Казанской Божьей Матери
  3. Икона Смоленской Божьей Матери
  4. Икона Тихвинской Божьей Матери
  1. Каково имя купца Минина? (Кузьма)
  2. Каково имя князя Пожарского? (Дмитрий)
  3.  В каком году в России начали отмечать День народного единства?
    Ответ: в 2005 году
  4. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию?
    Ответ: более 180 народов

Подумайте и ответьте на вопрос:

  1. К чему призывает нас этот праздник?

 праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

  1. В чем состоит суть дня народного единства?

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

  1. Для чего нам нужно единство?

Для того чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

Ведущий 1: Ребята, а какие вы знаете и помните пословицы про Родину?

(кадеты из зала по одному рассказывают полученные ранее пословицы)

  1. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  2. Нет земли краше, чем страна наша.
  3. Человек без родины — что соловей без песни.
  4. Родная земля и в горсти мила.
  5. Береги Родину как зеницу ока.
  6. На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
  7. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  8. Если народ един, он непобедим.
  9. И лес шумит дружней, когда деревьев много.
  10. Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

Ведущая 2: Давайте послушаем стихотворение про Единство, про Россию.

(Выступают кадеты)

Кадет 1 ……………………..

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок - из мельчайших песчинок
Россия - из россиян.

Кадет 2 ……………………….

Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки -
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.

Кадет 3 ………………………

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Кадет 4………………….

 Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!!!

(аплодисменты, все хлопают)

Ведущая 2: В заключение возьмемся все за руки (все участники выходят, кадеты, гости встают и берутся за руки) и все вместе произнесем:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горячим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

(на экране видео с песней О. Газманова «Единая Россия»)

Литература

  1. История России в лицах: Биографический словарь / под.ред.проф.В.В. Каргалова.- М.: Русское слово, 2005 г.
  2. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIIIвв. М., 2003 г.
  3. Назаров В. «Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года»
  4. Шматов В. Е. «Великая дата России»
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября - День народного единства

Презентация создана с целью познакомить первоклассников с историей и значением Дня народного единства....

День народного единства

Материал для проведения классного часа с использованием ИКТ...

День воинской славы России. День народного единства.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника;  подчеркнуть значимость событий 1612...

Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».

Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Классный час "ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"

ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.            2. Патриотическое воспитание школьников....