Внеклассное мероприятие 8 - 9 класс
творческая работа учащихся (9 класс) на тему

Гиниятуллин Айрат Минуллович

Цель внеклассного мероприятия: формирование и развитие мыслительной деятельности, способствующей решению нестандартных задач, в которых от суворовцев требуется проводить рассуждения, сравнения; способствовать выявлению знаний и умений у них в нестандартных ситуациях; формировать познавательный интерес к предмету математики; воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться  требованиям коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igry_klub_matematikov_2014.docx1022.57 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб математики

Игра между 8 и 9 классамиhttp://pandia.ru/pics/bulletstar.png

Сценарий (клуб  математиков)

Цель внеклассного мероприятия: формирование и развитие мыслительной деятельности, способствующей решению нестандартных задач, в которых от суворовцев требуется проводить рассуждения, сравнения; способствовать выявлению знаний и умений у них в нестандартных ситуациях; формировать познавательный интерес к предмету математики; воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться  требованиям коллектива

Оборудование: компьютер, проектор, слайд-шоу

План мероприятия:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово преподавателей. Представление состава жюри.C:\Users\Администратор\Desktop\клуб математиков\Фото\DSC_0589.JPG

3. Ведущий   (вступительное слово)

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше внеклассное мероприятие посвящено математике. Математике – как науке с большой буквы, и тем её граням, о которых мы редко говорим : о связи математики и математических понятий и терминов с нашей повседневной жизнью.

 С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век, -
Всегда стремился к знанью человек.

Из выше сказанных слов становится ясно, что в кабинете собрались именно те, кто “всегда стремился к знанью”.

Наше мероприятие посвящено самой точной, самой важной, самой нужной из наук - математике!

Математика – наука
Она – гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и …игра.
Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна
Так как в трудной жизни нашей
Без нее никак нельзя:
математика повсюду,
математика везде.
Тот, кто учит, понимает…
 Итак, начинаем.


Теперь познакомимся с командами. В нашей игре участвуют 2 команды по 6 человек

C:\Users\Администратор\Desktop\клуб математиков\Фото\DSC_0591.JPGC:\Users\Администратор\Desktop\клуб математиков\Фото\DSC_0590.JPG

Ребята представляют свою “Визитную карточку”. Это было домашним заданием. Жюри оценивает данный конкурс и выставляет баллы в оценочную карту.

Далее команды пройдут ряд испытаний. 

1 Конкурс

  Средне-арифметическое 

Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают. Команды отвечают по очереди на вопросы.

За каждый верный ответ – 1 балл.

  1. портфеля и рюкзака (ранец). Слайд 3.
  2. холодильника и вентилятора (кондиционер). Слайд 4.
  3. ежа и змеи (колючая проволока). Слайд 5.
  4. носка и чулка (гольф). Слайд 6.
  5. трамвая и поезда (электричка). Слайд 7.
  6. пианино и баян (аккордеон). Слайд 8.

              

                  Слайд 3.                                Слайд 4.                            Слайд 5.

         

                Слайд 6.                                 Слайд 7.                                  Слайд 8.

2 конкурс

Весёлый тест

За каждый верный ответ – 1 балл.

1. Что проводят, когда сопоставляют или сравнивают одно явление с другим, сходным? Слайд 10.

- перпендикуляры    

- параллели

  - наклонные

    - спирали

2. Что выкидывает человек, совершивший какой-нибудь предосудительный, странный, смешной поступок? Слайд 11.

   - цифру

    - число

    - номер

    - формулу

3. Как называется повторяющаяся группа цифр в записи бесконечной дроби? Слайд 12.

    - тайм

    - период

    - раунд

    - гейм

4. Что является названием музыкального инструмента? Слайд 13.

    - треугольник

    - квадрат

    - овал

    - ромб

5. Что напоминает геометрическое тело, называющееся тор? Слайд 14 - 15.

    - бублик

    - рогалик

    - крендель

               - батон

 

3 конкурс

 Кто быстрее Слайд 16 - 18.

Каждому участнику по очереди задается вопрос, если он не знает ответа, то отвечает другой участник. За каждый правильный ответ 1 балл.

1 команда

  1. Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки? (квадрат)
  2. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики (без дроби)
  3. утверждение, требующее доказательства (теорема)
  4.  график квадратичной функции (парабола)
  5.  угол, смежный с углом треугольника при данной вершине (внешний угол)
  6.  прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
  7. угол, меньший прямого (острый)
  8.  отрезок, соединяющий две любые точки окружности (хорда)
  9. множество точек плоскости, равноудаленных от данной точки (окружность)
  10.  сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
  11.  прибор для построения окружности (циркуль)
  12.  сколько нулей в записи числа «миллион» (шесть)
  13.  самая большая сторона в прямоугольном треугольнике (гипотенуза)
  14.  наименьшее простое число (два)
  15.  Другое название независимой переменной. (Аргумент)
  16.   Наименьшее четное натуральное число. (2)
  17.  Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок)
  18.  Число, обратное 2. (0,5)
  19. Название графика функции обратной пропорциональности. (Гипербола)
  20.  Единица измерения углов. (Градус)
  21.  Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол)
  22.  Объем килограмма воды? (Литр)
  23.  Одна сотая часть километра. (10 метров)
  24.  Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
  25.  Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).

2 команда

  1. Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки? (Круг)
  2. Какой математический знак напоминает движение губ верблюда, когда он жует  (знак бесконечности)
  3. утверждение, не требующее доказательства (аксиома)
  4. Параллелограмм,  у которого все углы прямые (прямоугольник)
  5.  самая большая хорда в круге (диаметр)
  6.  угол, больший прямого (тупой)
  7.  отрезок, соединяющий несоседние вершины многоугольника (диагональ)
  8.  в чем отличие окружности от круга (круг имеет площадь)
  9.  Как называется прибор измерения углов? (Транспортир)
  10.  Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
  11. Одна десятая часть метра. (1 дм)
  12.  50 разделите на половину. (100)
  13.  Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
  14.  Наибольшее двухзначное число. (99)
  15.  Число, обратное 5. (0,2)
  16.  Название графика функции прямой пропорциональности. (Прямая)
  17. Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике? (Боковые)
  18. Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом? (Нечётное число)
  19.  1/60 часть градуса? (Минута)
  20. Как называется значение зависимой переменной? (Значение функции)
  21.  Угол, равный 180. (Развернутый)
  22.  Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
  23.  Количество высот в треугольнике. (3)
  24.  Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Луч).
  25.  Какая дуга вошла в историю ХХ – го века? (Курская дуга).


4 конкурс

«Копилка знаний»    Слайд 19.

Конкурс капитанов Слайд 23.

  1. Решите уравнение (х – 2)(х – 3)(х – 4) = (х – 2)(х – 3)(х – 5)    Слайд 24.
  2. Слайд 25.

  1. Решите задачу: Цену товара сначала увеличили на 20%, а затем уменьшили на 20%. После чего она стала 6720 рублей. Найдите первоначальную цену товара. Слайд 26.

Конкурс с игроками

Команды решают 2 задания.

1 задание. Найдите область определения функции. (2 балла). Слайд 21.

Ответ:

2 задание. Известно, что                   Найти:                 (2 балла).    Ответ: 7.  Слайд 22.

Конкурс со зрителями Слайд 20.

Из предложенных букв составьте слова, которые обозначают математические термины.

К Н Е Ы Л У Т А С О В Р К Г Ч

(высота, круг, точка, угол, вектор)

Разминка на внимание.

Варит отлично твоя голова:

пять плюс один получается… (не два, а шесть)

Вышел зайчик погулять,

лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

Ходит в народе такая молва:

шесть минус три получается… (не два, а три)

Говорил учитель Ире,

что два больше, чем… (один, а не четыре)

Меньше в десять раз, чем метр,

всем известно… (дециметр)

Ты на птичку посмотри:

лап у птицы ровно … (две, а не три)

У меня собачка есть,

у нее хвостов аж… (один, а не шесть)

У доски ты говори,

что концов у палки… (два, а не три)

Отличник тетрадкой своею гордится:

внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)

На уроках будешь спать,

за ответ получишь… (два, а не пять)

Вот пять ягодок в траве.

Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)

Мышь считает дырки в сыре:

три плюс две – всего… (пять, а не четыре).

Слушают ответы команд.

5 Конкурс

              Черный ящик  Слайд 27.

Нужно угадать, что лежит в черном ящике. Чем быстрее вы это сделаете, тем больше баллов заработаете.

1) подсказка (10 баллов). Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.

2)  подсказка (9 баллов). Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.

3)  подсказка (8 баллов). Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.

4)  подсказка (7 баллов). За сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.

5)  подсказка (6 баллов). В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума

6)  подсказка (5 баллов). Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.

7)  подсказка (4 балла). Об этом предмете придумана загадка: «Сговорились две ноги делать дуги и круги».

6 конкурс

                   Числа   Слайд 28.

Командам предоставляется набор чисел. Их задача как можно быстрее установить, чем замечательно каждое из чисел. Отвечает команда, которая быстрее подняла руку.

9,8 (ускорение свободного падения). Слайд 29 - 30.

Ускоре́ние свобо́дного паде́ния (ускорение силы тяжести) — ускорение, придаваемое телу силой тяжести, при исключении из рассмотрения других сил.

Из своих опытов Галилей сделал два важных вывода. Во-первых, скорость падения абсолютно любого тела, независимо от его массы и того материала, из которого он произведен, одинакова. Во-вторых, ускорение, с которым движется данный предмет, остается величиной постоянной, то есть скорость за одинаковые промежутки времени возрастает на одну и ту же величину. Впоследствии такое явление получило название свободного падения. 

Ускорение свободного падения на поверхности некоторых небесных тел, м/с2

Солнце

273,1

Меркурий

3,68—3,74

Венера

8,88

Земля

9,81

Луна

1,62

Плутон

0,61

Марс

3,86

Юпитер

23,95

Сатурн

10,44

Уран

8,86

Нептун

11,09

3,14 (значение числа П). Слайд 31.

число Пи: отношение длинны окружности,  к длине её диаметра, выражается бесконечной непериодической десятичной дробью: 3,141 592 653 589 793 238 462 643...

Я не буду касаться математических аспектов числа Пи - об этом можно прочитать в Википедии и специализированных ресурсах. Расскажу только про некоторые интересные факты и цифры.

Каждый год 14 марта в мире отмечают праздник - День числа Пи. Как можно заметить, написание даты 14 марта (3.14) и символизирует знаменитое число. Случайность это или нет, но 14 марта еще и день рождения Альберта Эйнштейна. Существует и альтернативный вариант праздника - 22 июля. Он называется "День приближенного числа Пи". Дело в том, что представление этой даты в виде дроби (22/7) также дает в виде результата число Пи.

Хоть Пи и считается бесконечным числом, в настоящее время выявлено только 5 триллионов знаков после запятой. Рекорд запоминания числа Пи принадлежит украинцу Андрею Слюсарчуку, который запомнил 30 миллионов (!!!) знаков числа после запятой. Поскольку простое перечисление этого заняло бы целый год, то судьи проверяли Слюсарчука следующим образом - они просили его назвать произвольные последовательности числа Пи с любого из 30 миллионов знака. Сверялся ответ по 20-томной распечатке.

В мире есть памятник числу Пи - он установлен в Сиэтле перед зданием музея искусств.

2520 (особенное число, которое начерчено на стене в египетской пирамиде). Слайд 33

В одной из египетских пирамид ученые обнаружили на каменной плите гробницы выгравированное иероглифами число 2520. трудно точно сказать, за что выпала такая честь на долю этого числа. Может быть, за то, что оно без остатка делится на все без исключения целые числа от 1 до 10. действительно, нет числа, меньшего чем 2520, обладающего указанным свойством. Нетрудно убедится в том, что это число является наименьшим общим кратным целых чисел первого десятка. Это минимальное число, которое делится без остатка на 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Число 1001 называют числом Шахерезады. Именно столько ночей подряд эта героиня восточных сказок рассказывала интересные истории своему мужу-султану. Это число делится без остатка на 3 последовательных простых числа: 7, 11, 13 и является произведением этих чисел, Если трехзначное число умножить на 1001, то в произведении получится шестизначное число, написанное дважды множимым.965  1001 = 965965.

7 конкурс

  «Не знаю, что там будет…?» 

Участники выбирают номинацию, на вопрос которой будут отвечать. Слайд 34.

Номинация «Алгебра». Слайд 35.

Вопрос: Что общего в словах  «полином», «полифония», «полиглот». Зачеркните лишние слова, оставив только одно слово, которое имеет алгебраический смысл.

Ответ: В словах «полином», «полифония», «полиглот» общим является сочетание «поли»- много, например, «полифония» - многоголосье и т.д. Оставить нужно слово “полином”, которое в алгебре обозначает сумму одночленов, т.е. многочлен.

Номинация «Основы философии». Слайд 36.

Вопрос: Кому принадлежат эти строки: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Ответ: Сократ – древнегреческий философ (470 лет до н.э.)

Древнегреческий философ, один из родоначальник диалектики как метода

отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого

сократического метода.

Номинация «Основы информатики» Слайд 37.

Вносится поднос, на котором находится банка кофе, стиральной машиной, таблетки.

Вопрос: Что может быть общего между этими предметами?

Ответ: Общее то, что на каждом из предложенных предметов есть описание, как заварить кофе, как пользоваться стиральной машиной и как принимать таблетки, т.е. указан алгоритм - набор правил, предписаний.

Номинация «История». Слайд 38 - 39.

Вопрос: Произведение среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось «Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала». Переводчик перевел все слова, слово “аль джебр” просто записал латинскими буквами. У него получилось ? Так какое слово получилось у переводчика?

Ответ: У переводчика получилось слово «алгебра». В ХII веке первый трактат по алгебре перевели с арабского на латынь.

  • Аль-Хорезми первым написал книгу на арабском языке о решении уравнений
  • Книга называлась
  • «Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала»
  • Китаб - книга
  • мухтасар – краткая
  • аль - артикль
  • джебр - восстановление
  • ва – союз «и»
  • ал-мукабала – противопоставление

Номинация “Литература”. Слайд 40.

Всем известны пословицы:

  «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Дальше от кумы – меньше греха».

Вопрос. Чем, с точки зрения математики, отличаются эти пословицы?

Ответ: Возрастающая и убывающая функции.

8 конкурс

«Пантомима»

Изобразите в виде пантомимы (движения без слов) слова-предметы, без которых не обойтись на уроке математики:

 Ластик

 Транспортир

 Циркуль

 Пенал

 Процент

 Градус

 Указка

 дневник. Слайд 41.

Подведение итогов.

Заключение игры.

После того, как команды пройдут все испытания, подводятся итоги соревнования. Жюри подводит итоги. Подсчитывают баллы в оценочной карте и объявляют результаты. Награждение команд призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...