Программа внеурочной деятельности для 10 класса
рабочая программа (10 класс) на тему

Колодич Ольга Петровна

Программа внеурочной деятельности для 10 класса составлена на основе  не кольких авторских программ и объединяет в себе географическое, экологическое и краеведческое направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vd_sozvezdie.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №2 города Чехова Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________М.В. Тарасова

Приказ  № 129 от 1 сентября 2017  года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

научного общества учащихся «Созвездие»

«Мир геоэкологии»

Срок реализации: 1 год                                                                                                                                  

Возрастная категория обучающихся: 10 классы

Составитель:  Колодич Ольга Петровна, учитель географии

Чехов, 2017


        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа «Мир геоэкологии!» для 10 классов объединяет географическое, экологическое и краеведческое направления внеурочной деятельности,  разработана на основе авторских программ и методических рекомендаций, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:

  1. Комплексная образовательная модульная программа. 5-11 классы / авт.-сост. М.А. Тартышная. – Волгоград : Учитель, 2015. – 271 с.
  2. Данилюк А. Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. — М. : Просвещение, 2012. — 32 с. — (Работаем по новым стандартам).
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения)
  4. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт-сост. Н.В. Яковлева. - Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. - М.: Просвещение, 2011., - 80 с.
  6. Гринин Л.Е., Перепелкина А.В., Экология. 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа. ФГОС. - Волгоград: Изд-во «Учитель» - 2015 — 132 с.
  7. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 10-11 классы. ФГОС. - М.: Просвещение — 2014. - 60 с.

На основе авторских программ сформированы модули рабочей программы внеурочной деятельности:

№ п/п

Программные  модули

Количество часов

Регулярные еженедельные занятия

Периодические занятия и крупные блоки - «интенсивы»

Обучение с увлечением - Географический слет (6 часов)

1

Подготовка и участие в Географическом слете

1

2

Участие в спортивном ориентировании «Кубок Дракова Ю.В.»

1

3

Подготовка и участие в конкурсе «КвинГео»

1

4

Подготовка и участие в спортивном мероприятии «Туртехника»

1

5

Экскурсионное бюро (Водная прогулка по озеру Чебаркуль к месту падения Чебаркульского метеорита)

1

6

Экскурсионное бюро (Музей Ильменского заповедника)

1

Всего:

6

Университетские субботы (6 часов)

1

Ноябрь

2

2

Февраль

2

3

Апрель

2

Всего:

6

Агитбригады (6 часов)

1

Заповедники России (в рамках года экологии)

2

2

Национальные парки России

2

3

Экологические даты

2

Всего:

6

Интеллектуальные игры профильных смен «Умные каникулы» (6 часов)

1

Подготовка и проведение интеллектуальных игр на осенних каникулах

3

2

Подготовка и проведение интеллектуальных игр на зимних каникулах

3

Всего:

6

Научно-исследовательские и социально-значимые проекты

10

4

Всего:

6

Встречи с интересными людьми

2

Общее количество часов:

34

        

        Формы организации занятий: тематические беседы, классные часы, лекции, сюжетно-ролевые игры, словесные игры, музыкальные посиделки, интеллектуальные викторины, творческие конкурсы, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии, внеклассные мероприятия, тематические экскурсии, репетиции, экспедиции, слеты, индивидуальные консультации.

Разнообразные формы работы позволяют глубже охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень сформированности личностных и метапредметных результатов, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход в процессе обучения.

        Основные виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая деятельность, познавательная деятельность, эколого-просветительская деятельность, интеллектуально-творческая деятельность, досуговое общение, гажданско-патритическое воспитание.

        формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями.

Стратегические цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию;

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и  развития обучающихся в области экологии и здоровьесбережения.

        Задачи:

  1. Учить познанию и воспитанию экологической культуры подростка посредством межличностного общения.
  2. Развивать исследовательские, коммуникативные и практические навыки по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе, к братьям нашим меньшим (животным).
  4. Развивать навыки общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
  5. Создавать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
  6. Формировать терпимость обучающихся друг к другу, воспитывать  ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны ;
  7. Воспитывать сознательное принятие обучающимися экологических и общекультурных ценностей и утверждение их в поведении обучающихся.

        В соответствии с учебным планом гимназии на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год  (1 час в неделю).

        Планируемые  результаты реализации программы:

Предметными результатами являются представления:

—  о научной области экологии, предмете её изучения;

—  о принципе предосторожности;

—  о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

—  об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

—  о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

—  о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

—  о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

—  давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

—  применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

—  устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

—  называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

—  приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

  • В области формирования экологической культуры:
  • • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-экологической общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
  • • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о сохранении природы своей страны;
  • • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении социально значимых экологических проблем;
  • • формирование у подростков первичных навыков представлений об общественных приоритетах и ценностях, о способах экономии ресурсов страны и мира;
  • • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

               •     развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям и природным объектам;

        Планируемые личностные результаты предусматривают умения:

—  оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

—  позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

—  выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

—  демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

—  объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

—  представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

—  рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

—  находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

—  представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

—  пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

—  различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

—  называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

—  выполнять проект;

—  называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

—  позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Модуль «Обучение с увлечением - Географический слет 2017» - 6 часов

Проблемно-ценностное общение. Личные или командные интересы - что главное? Знакомство с новым краем — Челябинской областью и новыми природными объектами. Ориентирование на местности. Овладение навыками туртехники, вязания морских узлов, нахождения азимута по компасу. Актуализация знаний в области естественных наук в процессе участия в Брейн-ринге, квестах, КвинГео. Работа в разновозрастных командах со школьниками и студентами. Встречи с учеными.  Экскурсии на местности.

Жизнь на планете: для себя или для людей? Красота и богатство России.

2. Модуль «Университетские субботы» - 6 часов.

Проблемно-ценностное общение с учеными, студентами и преподавателями ВУЗов по экологической направленности. Профориентационная работа. Экскурсиоонная работа.

3. Модуль «Агитбригады» - 6 часов.

Познавательная деятельность. Освещение проблем загрязнения окружающей среды, исчезновения некоторых видов животных по средствам создания тематического выступления для начального и среднего звена.

4. Модуль «Интеллектуальные игры профильных смен «Умные каникулы» 6 часов.

Познавательная и интеллектуально творческая деятельность. Умение работать в команде. Самостоятельно и в группе проектировать конкурсы и задания экологической, краеведческой, географической направленности для младших классов.  Экология общения.

5. Модуль «Встречи с интересными людьми» - 4 часа.

Патриотическое воспитание. Экологическое воспитание. Люди и профессии. Профориентационная работа.

 Жизнь замечательных людей Лопасненского края.

6. Модуль «Научно-исследовательские и социально-значимые проекты» - 6 часов.

Формирование навыков исследовательской культуры в области экологиги и краеведения. Права и обязанности обучающихся по улучшению экологической ситуации в городе и районе. 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс  - 34 часа (1ч в неделю)

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Домашнее задание

4

Дата

план

Дата

факт

Примечание

1

2

3

5

6

7

1. Обучение с увлечением  - Географический слет 2017 - 6 часов

Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем месте.  Подготовка атрибутов и документации для участия в 17 Географическом слете.

Беседа о правилах поведения дома, на улице, в общественных местах, в школе.

06.09.17

06.09.17

Участие в спортивном ориентировании «Кубок Дракова Ю.В.»

07.09.17

07.09.17

Подготовка и участие в конкурсе «КвинГео»

06.09.17

06.09.17

Подготовка и участие в спортивном мероприятии «Туртехника»

07.09.17

07.09.17

Экскурсионное бюро (Водная прогулка по озеру Чебаркуль к месту падения Чебаркульского метеорита)

08.09.17

08.09.17

Экскурсионное бюро (Музей Ильменского минералогического заповедника)

09.09.17

09.09.17

2. Университетские субботы - 6 часов

Ноябрь ««Новый каменный век»: дизайн и технологии силикатных материалов в 21 в.» - 2 часа

21.11.17

Февраль  «Заповедные территории России" – основа экологической безопасности – 2 часа

Апрель «Парадоксы школьного курса химии»

3. Модуль «Агитбригады» - 6 часов.

10

Заповедники России (в рамках года экологии) — 2 часа

10.11.17

11

Национальные парки России — 2 часа

15.02.17

      12

Экологические даты — 2 часа

4. Интеллектуальные игры профильных смен «Умные каникулы» - 6 часов

13

ГеоКвест: «По странам и континентам» (3 часа)

21.11.17

14

Брейн-ринг «Бескрайняя Россия»  (3 часа)

5. Встречи с интересными людьми — 4 часа

15

Есть такая профессия - кинолог

20.11.17

16

У нас в гостях директор Карадагского заповедника

12.12.17

17

Путешественник — Александр Холодный и его новые «открытия»

16.02.17

18

Главный редактор журнала «Юный краевед»

6. Научно-исследовательские и социально-значимые проекты — 6 часов

19

Экскурсия на метеорологическую станцию с целью написания проекта по теме «Микроклимат» (3 часа)

20

Работа в малых группах и индивидуальные консультации по выбранным темам (3 часа)

21

Подготовка материалов и презентаций для участия конференциях разного уровня (3 часа)

СОГЛАСОВАНО:

на заседании ШМО классных руководителей

протокол №1 от 30 августа  2017г.

Руководитель ШМО         _______________       Е.П. Кукушкина

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по ОВВВР _______________ Е.С. Белова

31.08.2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"

Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

Программа внеурочной деятельности 5 класса

Программа кружка "Рукодельница" для  5-го класса....