Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения
рабочая программа (8 класс) по теме

В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного образования.

Цель личностно – ориентированного образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый  воспитанник  мог стать полномочным субъектом деятельности, свободной  самодеятельной  личностью.

Особое значение приобретают идеи гуманистической педагогики и психологии, где цель воспитания состоит в том, чтобы каждый  воспитанник  мог стать полномочным субъектом деятельности, свободной  самодеятельной  личностью.

Совершенно очевидно, что эффективность работы современного педагога зависит не только от его профессиональных теоретических знаний, но и от компетентности владения им способами и приёмами практической работы по самореализации обучающихся.

Идея данной работы заключается в формировании и апробации общественно – полезной деятельности воспитанников в форме шефства и в дальнейшем её внедрении в систему воспитательной работы школы - интерната

Предпосылкой для создания данной работы стала гипотеза о том, что эффективное решение разнообразных проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, невозможно без широкого участия в этом сложном процессе самих учащихся школы.

Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости.

Поэтому так важно в работе по формированию высоконравственного социокультурного пространства  в школе опираться на ученический актив, состоящий из учащихся средней и старшей ступени обучения.

Можно предположить, что такое общественное ученическое сообщество способно

-воздействовать на отклоняющееся поведнеие учащихся начальной школы,

-организовывать их культурный досуг и деятельность на переменах,

-оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное Казенное Образовательное Учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида № 2

Развивающая программа

Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения

«Школа шефства»

Выполнила:

воспитатель группы № 12

Баскакова Ю.В.

Консультант - методист:

Матц Е.Б.

Москва

2017 – 2018 учебный г

Паспорт программы

Наименование программы

Авторская программа воспитательной деятельности в средней школе «Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения»

Основание для разработки программы

Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы-интерната для детей с нарушениями зрения

Заказчик

Администрация ГКОУ СКОШИ № 2

Разработчик программы

Баскакова Юлиана Викторовна, воспитатель ГКОУ СКОШИ № 2

Методист-консультант

Матц Елена Борисовна

Цель программы

Внедрение программы социального партнёрства в воспитательную систему школы-интерната

Задачи программы

Организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы.

Обучение распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия.

Отработка основных умений и навыков межличностного общения.

Духовно-нравственное развитие школьников.

Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции.

Формирование чувства ответственности воспитанников за свое поведение и поведение и поведение окружающих.

Организация досуговой деятельности.

Создание в классном и школьном сообществе благоприятного психологического климата.

Создание атмосферы толерантности к окружающим в детском коллективе.

Развитие организаторских способностей воспитанников.

Формированию и коррекция у школьников таких личностных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду.

Профилактика правонарушений.

Сроки реализации

2017г. – 2018 г.

Основные направления воспитательной системы

«Вместе», «Здоровье», «Мир спасется красотой», «Я – гражданин России»

Участники реализации

Ученики 4 «А», 4 «Б», 8 «А» и 8 «Б» классов

Дополнительные сведения

Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся начальной и средней школы

Пояснительная записка

Актуальность выбора темы.

В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного образования.

Цель личностно – ориентированного образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый  воспитанник  мог стать полномочным субъектом деятельности, свободной  самодеятельной  личностью.

Особое значение приобретают идеи гуманистической педагогики и психологии, где цель воспитания состоит в том, чтобы каждый  воспитанник  мог стать полномочным субъектом деятельности, свободной  самодеятельной  личностью.

Совершенно очевидно, что эффективность работы современного педагога зависит не только от его профессиональных теоретических знаний, но и от компетентности владения им способами и приёмами практической работы по самореализации обучающихся.

Идея данной работы заключается в формировании и апробации общественно – полезной деятельности воспитанников в форме шефства и в дальнейшем её внедрении в систему воспитательной работы школы - интерната 

Предпосылкой для создания данной работы стала гипотеза о том, что эффективное решение разнообразных проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, невозможно без широкого участия в этом сложном процессе самих учащихся школы.

Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости.

Поэтому так важно в работе по формированию высоконравственного социокультурного пространства  в школе опираться на ученический актив, состоящий из учащихся средней и старшей ступени обучения.

Можно предположить, что такое общественное ученическое сообщество способно

-воздействовать на отклоняющееся поведнеие учащихся начальной школы,

-организовывать их культурный досуг и деятельность на переменах,

-оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников.

Цель работы:

Внедрение программы социального партнёрства в воспитательную систему школы-интерната.

Задачи:

Педагогические.

  1. Организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы.
  2. Обучение распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия.
  3. Отработка основных умений и навыков межличностного общения.

Воспитательные.

  1. Духовно-нравственное развитие школьников.
  2. Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции.
  3. Формирование чувства ответственности воспитанников за свое поведение и поведение и поведение окружающих.
  4. Организация досуговой деятельности.

Психологические.

  1. Создание в классном и школьном сообществе благоприятного психологического климата.
  2. Создание атмосферы толерантности к окружающим в детском коллективе.
  3. Развитие организаторских способностей воспитанников.

Коррекционные.

  1. Формированию и коррекция у школьников таких личностных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду.
  2. Профилактика правонарушений.

Участники программы:

Воспитанники группы № 12 ГКОУ СКОШИ № 2 (учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов).

Направление реализации программы:

Основным направлением реализации программы является социальное воспитание.


Календарно-тематическое планирование

Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей ч нарушениям зрения

«Школа шефства»

Модули программы

Модуль

Время проведения

Вид деятельности

Исполнитель

Шефство. Общие понятия и история возникновения. Способы организации шефства в ГКОУ СКОШИ № 2

Октябрь – декабрь 2017 г.

Теоретические занятия

Воспитатель

Первичные представления о формах и методах психологической диагностики

Январь – февраль 2018 г.

Теоретические занятия

Практические занятия

Воспитатель

Разработка программы подготовки к переходу в среднюю школу для учеников 4 класса ГКОУ СКОШИ № 2

Март – апрель 2018 г.

Практические занятия

Воспитанники

Тематическое планирование

Темы теоретических занятий

Кол-во часов

Темы практических занятий

Кол-во часов

УУД

1

Определение понятий «Шефство» и «Наставничество»

1

Мои представление о шефстве и наставничестве

(доклады воспитанников)

1

Познавательне

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Коммуникативные

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

2

История возникновения шефства в России

5

Подготовка подарка для первоклассников совместно с подшефными классами

4

3

История возникновения системы шефства в ГКОУСКОШИ № 2

5

Подготовка к конкурсу инсценировок совместно с подшефными классами

5

4

Пути реализации шефства на современном этапе развития ГКОУ СКОШИ № 2

2

Разработка программы шефства над учениками 4  класса ГКОУ СКОШИ № 2  

2

5

 Опрос, как метод исследования

2

Подготовка просного листа для педагогов ГКОУ СКОШИ № 2

2

6

Проблема готовности перехода обучающихся из начальной школы в среднюю

5

Разработка программы занятий с учащимися 4 классов, способствующей облегчению их перехода в 5 класс

2

7

Методы психологической диагностики готовности обучающихся начальной школы к переходу в 5 класс

5

Подготовка методики определения готовности учеников 4 класса к переходу в среднюю школу,

2

Всего теоретических часов

25

Всего практических часов

18

Всего часов

43

Календарное планирование

Дата

Темя занятия

Вид занятия

Направление деятельности

19.09.2017

Что такое шефство в школе

Теоретическое

Беседа с воспитанниками

10.10.2017

Отличие понятий «шефство» и «наставничество»

Теоретическое

Дискуссия

17.10.2017

История появления шефства в школах

Теоретическое

Беседа с воспитанниками

24.10.2017

Шефство и наставничество в России 18 – 19 века

Практическое занятие

Доклады воспитанников

31.10.2017

Проблема шефства в советской школе

Практическое занятие

Доклады воспитанников

14.11.2017

Феномен шефства в школе 20 века

Практическое занятие

Доклады воспитанников

21.11.2017

Проблема школьного шефства в наши дни

Практическое занятие

Доклады воспитанников

28.10.2017

Пути реализации шефства на базе ГКОУ СКОШИ № 2

Теоретическое занятие

Беседа

05.12.2017

Индивидуальное наставничество

Теоретическое занятие

Беседа

12.12.2017

Групповое наставничество

Теоретическое занятие

Беседа

19.12.2017

Шефство на уровне классов (групп)

Теоретическое занятие

Беседа

26.12.2017

Шефство на уровне школы (первые представления о самоуправлении)

Теоретическое занятие

Беседа

16.01.2018

Ученический совет

Теоретическое занятие

Беседа

23.01.2018

Устав школы как нормативный документ, регламентирующий работу ученического совета

Практическое занятие

Работа с текстом Устава

30.01.2018

Ученические рабочие группы как механизм работы Совета

Теоретическое занятие

Беседа

06.02.2018

Формирование ученических рабочих групп

Практическое занятие

Дискуссия

08.02.2018

Функциональное наполнение ученических рабочих групп

Практическое занятие

Дискуссия

13.02.2018

Опрос как метод сбора информации

Теоретическое занятие

Беседа

15.02.2018

Понятие анкетирования

Теоретическое занятие

Беседа

27.02.2018

Отличие опроса от анкетирования

Теоретическое занятие

Беседа

01.03.2018

Подготовка опросного листа для педагогов и обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2

Практическое занятие

Работа над текстом опросного листа

06.03.2018

Подготовка программы занятий по подготовке к 5 классу для обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2

Практическое занятие

Работа над программой

13.03.2018

Проведение первичной диагностика готовности учеников 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2 к переходу в 5 класс

Практическое занятие

Проведение психологических тестов

15.03.2018

История и традиции ГКОУ СКОШИ № 2

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

20.03.2018

Основные отличия средней школы от начальной

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

22.03.2018

Требования к пятикласснику в ГКОУ СКОШИ № 2

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

27.03.2018

Распорядок дня и режимные моменты в средней школе

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

29.03.2018

Раздевалка (правила хранения вещей)

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

10.04.2018

Класс (группа) в средней школе

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

12.04.2018

Спальный корпус

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

17.04.2018

Правила поведения в в школе

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

19.04.2018

Особенности организации подготовки уроков в средней школе

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

24.04.2018

Правила поведения во время прогулки

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

26.04.2018

Правила поведения на общешкольных мероприятиях

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

27.04.2018

Правила поведения во время выездных мероприятий

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе

03.05.2018

Анализ опросных листов педагогов ГКОУ СКОШИ № 2

Практическое занятие

Статистическая обработка данных

07.05.2018

Подготовка итоговой диагностики готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу

Практическое занятие

Подготовка методов диагностики

10.05.2018

Итоговая диагностика готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу

Практическое занятие

Проведение психологического тестирования учеников 4 класса

15.05.2018

Итоговая диагностика готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу

Практическое занятие

Проведение психологического тестирования учеников 4 класса

17.05.2018

Обработка материалов психодиагностического обследования учеников 4 класса

Практическое занятие

Обработка полученных материалов

22.05.2018

Обработка материалов психодиагностического обследования учеников 4 класса

Практическое занятие

Обработка полученных данных

24.05.2018

Подготовка рекомендаций ученикам 4 класса по итогам диагностики готовности перехода в среднюю школу

Практическое занятие

Подготовка рекомендаций

30.05.2018

Подведение итогов работы по подготовке 4 класса ГКОУ СКОШИ №2 к переходу в среднюю школу

Практическое занятие

Проведение занятия в 4 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Одним  из направлений  духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся  коррекционных школ- и...

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...