Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Бородинскому сражению
классный час по теме

Тургумбаев Арман Алибаскарович

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Бородинскому сражению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия.

Дата:

Класс: 10.

Количество учащихся: 

Количество присутствующих:

Тема: «202 года со дня Бородинского сражения».

Форма внеклассного мероприятия: беседа.

Цель внеклассного мероприятия: способствовать формированию чувства долга, любви и преданности Отечеству на примере героических подвигов воинов, принявших участие в Бородинском сражении.

Задачи мероприятия:

  1. Воспитывающая задача – способствовать формированию чувства патриотизма через память и уважение к отечественной истории.
  2. Развивающая задача - способствовать формированию умения анализировать исторические процессы.
  3. Образовательная задача – ознакомить учащихся с историей Отечественной войны в целом и ходом Бородинского сражения в частности, объяснить его значение.

Оборудование: мультимедийная презентация «202 года со дня Бородинского сражения», видеофрагменты исторического фильма «Бородинская битва», «Батарея Раевского», «Багратионовы флеши», «Шевардинский редут», доклады учащихся, методики для определения эмоциональной, нравственной и познавательной ценности воспитательного мероприятия.

Предварительная подготовка: оповещение школьников о предстоящем классном часе, объявление его тематики, подготовка исторической справки по Бородинскому сражению, составление сценария классного часа и мультимедийной презентации, оформление места проведения классного часа: компьютер, мультимедийная доска, проектор. Подготовка мест для зрителей и участников мероприятия. Подготовка к диагностике учащихся класса для определения эмоциональной, нравственной и познавательной ценности воспитательного мероприятия.

Исполнители: классный руководитель, учащиеся класса.

Рекомендуемая литература:

1. Журнал «100 битв, которые изменили мир», «Бородино – 1812», выпуск №1, 2011.

2. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.- М., 1997.

3. Библиотека проекта "1812 год". http://museum.ru/1812/Library/tarle2/moscow.html

4. Сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. http://www.borodino.ru/

5. Сайт музея-панорамы «Бородинская битва». http://www.1812panorama.ru/

Психолого-эмоциональный организационный момент:

В жизни есть события, рассказ о которых длится века, каждое новое поколение должно знать и помнить о них, ведь благодаря этим знаниям люди становятся сильнее духом. Сегодня на классном часе речь пойдет об одном из самых главных событий российской истории – Бородинском сражении 1812 года. Совсем недавно наша страна отмечала 200-летие этой битвы, положившей начало победоносного марша русских войск в Отечественной войне.

Ход мероприятия:

Деятельность учителя

Деятельность воспитанника

В одной из своих статей известный российский историк и социолог Андрей Фурсов, рассуждая о реформах российского образования, писал следующее: «В этом году я впервые столкнулся со студентом, который никогда не слышал о Бородинском сражении, - «бородинский» у него ассоциируется только с хлебом. Для того чтобы у вас не возникало таких проблем, для того чтобы вы всегда помнили и чтили это выдающееся событие отечественной истории, мы сегодня с вами обстоятельно рассмотрим то, что связано с Бородинским сражением и раскроем его значение (слайд 1).

Кстати, а вы знаете полулегендарную историю происхождения бородинского хлеба? Историю можно проследить в стихотворении поэта следующего послевоенного века Александра Симонова «Легенда о бородинском хлебе».

Пришло время для знакомства с предысторией Бородинского сражения, нам нужно вспомнить о том, как развивалась Отечественная война 1812 года до начала битвы.

Почему армия Наполеона называлась «великой армией»?

Когда и при каких обстоятельствах русским командованием было принято решение о генеральном сражении?

Бородинское сражение началось  26 августа – по старому стилю (7 сентября – по новому стилю) 1812 года примерно в половине шестого утра и продолжалось оно без малого 12 часов. Расстановка сил российских и французских войск была следующей: у русских было примерно 110-120 тыс. человек при 630-640 орудиях, а великая армия Наполеона насчитывала 130-135 тыс. человек при 590 орудиях (слайд 2).

Расположение русских войск и стратегические планы сторон (видеофрагмент фильма «Бородинская битва»).

Познакомимся с военачальниками, которые стояли во главе российских и французских войск. 

Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов – главнокомандующий Российской Императорской армии, генерал от инфантерии (слайд 3).

Михаил Богданович Барклай-де-Толли – генерал от инфантерии, руководитель первой западной армии русских войск (слайд 4).

Петр Иванович Багратион – генерал от инфантерии, руководитель второй западной армии русских войск (слайд 5).

Наполеон Бонапарт – генерал Великой Армии, император Франции (слайд 6).

Главными эпизодами Бородинского сражения были следующие события:

  1. батарея Раевского (видеофрагмент 2);

  1. Багратионовы флеши (видеофрагмент 3);

  1. Шевардинский редут (видеофрагмент 4).

Чем закончилось Бородинское сражение (слайд 7)?

Каковы последствия Бородинского сражения и в чем заключается значение данной битвы, оказанное ею на ход Отечественной войны?

Уже после завершения битвы у Бородино Кутузов, окончательно вырвав из рук Наполеона стратегическую инициативу, развернул общее контрнаступление. Оно носило активный характер и ставило своей целью, сохраняя армию, не просто изгнать, но полностью уничтожить неприятеля. Огромную роль в преследовании французов играли армейские и крестьянские партизанские отряды, а также мобильные казацкие части атамана Платова. В результате разгрома наполеоновской армии в России, в Европе активизировалось национально-освободительное движение. Патриотический подъем 1812 года оказал огромное влияние на рост самосознания народов России.

Бородинское сражение нашло широкое отражение в различных сферах искусства.

Архитектура:

Спасо-Бородинский женский монастырь – православный монастырь на Бородинском поле. Основан М.М. Тучковой, вдовой А.А. Тучкова, погибшего при Бородине (слайд 8). Главный монумент на батарее Раевского (слайд 9).

Живопись:

«Кутузов на Бородинском поле» - художник В. Серов (слайд 10); «Русские войска у Шевардина» - художник С. Герасимов, 1941 год (слайд 11); «Подвиг солдата генерала Горчакова» - художник Ю. Цыганков (слайд 12).

Кроме того, Бородинская битва получило большое отражение в литературе.  Какие примеры вы можете привести?

Нельзя не упомянуть и замечательное стихотворение М.Ю. Лермонтова под названием «Бородино». Стихотворение было написано в 1837 году. Это первое произведение Лермонтова, напечатанное по воле автора и с его ведома. Стихотворение является откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Помимо этого есть стихотворения А.С. Пушкина «Гроза двенадцатого года» и Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года».

При подготовке празднования 100-летия Бородинского сражения по всей Российской империи был разослан циркуляр, которым предписывалось отыскать живых участников великой битвы. В результате в Ялуторовске Тобольской губернии был найден такой человек – Павел Яковлевич Толстогузов. В 1912 году участник Бородинского сражения был 117-летним старцем, плохо видел и слышал, но при этом, по свидетельству современников, был «достаточно бодрым». Его сфотографировал специально присланный фотограф – на фото рядом с ним запечатлена его 80-летняя жена (слайд 13).

2 сентября 2012 года на Бородинском поле прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 200-летию исторической битвы. В них приняли участие президент России Владимир Путин и бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен, а также потомки участников битвы и представители династии Романовых. В реконструкции сражения приняли участие несколько тысяч человек из более 120 военно-исторических клубов России, стран Европы, США и Канады. Мероприятие посетили более 150 тыс. человек (слайды 14,15,16,17).

Никто не забыт, ничто не забыто (слайд 18). Впервые эта фраза была употреблена в стихотворении Ольги Берггольц, написанном в 1960 году специально для мемориальной стелы на Пискарёвском кладбище в Ленинграде, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады. Этот лозунг употреблялся применительно к подвигу солдат Великой Отечественной войны, сейчас он стал достоянием общенародной памяти и национальным девизом России.  

Мы с вами живём в мирное время, и хочется верить, что светлое, яркое, тёплое солнце будет светить нам всегда.

Чтец 1:

На Бородинском поле шло сраженье,

Картечи визг, как по стеклу ножом,

И вот французов лёгкою мишенью

Стал наш обоз с мукой и фуражом        

То ли ядро шальное, то ли мина,

То ли снаряд в фургон с мукой попал,

А следом шёл фургон с корицей, тмином,

И взрыв муку и тмин перемешал.         

Ну а солдат кормить-то чем-то надо?

Негоже продовольствие бросать!

Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…

Так стали Бородинский выпекать

И говорят, что даже сам Кутузов,

А может быть, и сам Багратион,

Нахваливали меткость тех французов,

Что так удачно вмазали в фургон.         

Вот так из века, ставшего былинным,

Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.

Как хорошо, что был фургон тот с тмином,

А не с фасолью или с чесноком!

Сообщение 1-го ученика:

В ночь на 24 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. Армия Наполеона, которую сам он называл "Великой армией", насчитывала свыше 600 тыс. человек и 1420 орудий. Помимо французов в нее входили национальные корпуса европейских стран, покоренных Наполеоном, а также польский корпус маршала Юрия Понятовского.

Вторгшемуся неприятелю противостояли 220 - 240 тысяч русских солдат при 942 орудиях - в 3 раза меньше, чем было у противника. К тому же русские войска были разделены: 1-я Западная армия под командованием военного министра, генерала от инфантерии М.Б. Барклая де Толли (110 - 127 тыс. человек при 558 орудиях) растянулась более чем на 200 км от Литвы до Гродно в Белоруссии; 2-я Западная армия во главе с генералом от инфантерии П.И. Багратионом  (45 - 48 тыс. человек при 216 орудиях) занимала линию до 100 км к востоку от Белостока; 3-я Западная армия генерала от кавалерии А.П. Тормасова (46 тыс. человек при 168 орудиях) стояла на Волыни у Луцка. На правом фланге русских войск (в Финляндии) находился корпус генерал-лейтенанта Ф.Ф. Штейнгеля, на левом фланге - Дунайская армия адмирала П.В. Чичагова.

Учитывая огромные размеры и мощь России, Наполеон планировал завершить кампанию за три года: в 1812 году овладеть западными губерниями от Риги до Луцка, в 1813 году –

Москвой, в 1814 году – Санкт-Петербургом. Такая постепенность позволила бы ему расчленить Россию, обеспечив тылы и коммуникации армии, действующей на огромных пространствах. На блицкриг завоеватель Европы не рассчитывал, хотя и собирался поодиночке быстро разгромить главные силы русской армии еще в приграничных районах. Но поняв, что сопротивляться разрозненными частями невозможно, русское командование начало отход вглубь страны. И этим был сорван стратегический план Наполеона. Вместо поэтапного расчленения России Наполеон был вынужден двигаться за ускользающими русскими армиями вглубь страны, растягивая коммуникации и теряя превосходство в силах.

Ученики отвечают на вопрос:

Армия Наполеона носила такое название, потому что в состав этой единой армии  входили представители завоеванных Францией стран. В Великую армию входили австрийские, прусские, баварские, саксонские, голландские и другие полки.

Сообщение 2-го ученика:

После битвы под Смоленском Барклай-де-Толли все чаще задумывался о генеральном сражении, но обстановка уже была накалена до предела. Багратион обвинял Барклая в бездеятельности и предательстве; так же думало большинство русских генералов. Не понимая глубины замыслов Барклая, общественное мнение требовало смены главнокомандующего. 20 августа 1812 года император Александр подписал указ о назначении главнокомандующим М.И. Кутузова. Это решение было с восторгом встречено всей русской общественностью и армией. В 110 км от Москвы, у села Бородино, Кутузов решил дать генеральное сражение.

Сообщение 3-го ученика:

В течение 6 часов войска под командованием Багратиона отбивали ожесточенные атаки противника на левом фланге. Во время восьмой атаки Багратион был смертельно ранен. Жестокая схватка разгорелась за центр русской позиции - батарею Раевского. Несколько раз батарея переходила из рук в руки. Рейд кавалерии Уварова и Платова во фланг французов на два часа отложил решающую атаку Наполеона на батарею; за это время Кутузов подтянул резервы к центру и на левый фланг. Ценой огромных потерь французам удалось захватить батарею Раевского и Багратионовы флеши, но убедившись в невозможности их удержать, к вечеру Наполеон приказал отвести войска к исходным рубежам. Героические действия русских войск и ополченцев на правом фланге сорвали попытки французов выйти на Московскую дорогу.

Потеряв при Бородине 58 000 человек, Наполеон не сумел добиться главного - разгрома русской армии. Но и потери русских были страшными - около 38 500 человек. Кутузов приказал отступать к Москве.

Сообщение 4-го ученика:

Под Москвой Кутузов полагал дать новое сражение. Но узнав, что резервы не подготовлены, на военном совете в деревне Фили он принял тяжелое решение - оставить Москву французам. «С потерею Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью ставлю себе сохранить армию, сблизиться с теми войсками, которые идут на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю», - сказал Кутузов на совете в Филях.

14 сентября наполеоновская армия вступила в Москву, но город был оставлен населением. Ни продовольствия, ни отдыха французы не получили. Москва горела. Начались грабежи, пьянство. Деморализованная Бородинским сражением французская армия стремительно разлагалась.

Ученики отвечают на вопрос:

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого Бородинское сражение описывается в 20 главах. В них вошло то, что писатель узнал и увидел, передумал, прочувствовал. Время подтвердило правомерность главного вывода, сделанного великим писателем: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по Старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».

Звучит композиция «Романс Настеньки» (исполнитель – Ирина Мазуркевич, музыка – А. Петрова, стихи – М. Цветаева, из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час на тему: « 202 года со дня Бородинского сражения»

Слайд 2

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 26 августа (7 сентября) 1812 года Силы сторон 130−135 тыс. чел. 587 орудий 110−120 тыс. чел. 630−640 орудий

Слайд 3

Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов – г лавнокомандующий Российской Императорской армии, генерал от инфантерии.

Слайд 4

Михаил Богданович Барклай-де-Толли – г енерал от инфантерии, руководитель первой западной армии русских войск.

Слайд 5

Петр Иванович Багратион – генерал от инфантерии, руководитель второй западной армии русских войск.

Слайд 6

Наполеон Бонапарт – г енерал Великой Армии, император Франции.

Слайд 7

Конец Бородинского сражения Потери 30−60 тыс. чел. 39 −45 тыс. чел.

Слайд 8

Бородинское сражение в архитектуре: Спасо-Бородинский монастырь

Слайд 9

Главный монумент на батарее Раевского

Слайд 10

Бородинское сражение в живописи: «Кутузов на Б ородинском поле»

Слайд 11

Бородинское сражение в живописи: «Русские войска у Шевардино»

Слайд 12

Бородинское сражение в живописи: «Подвиг солдата генерала Горчакова»

Слайд 14

Фотографии с реконструкции Бородинского сражения в 2012 году.

Слайд 18

Никто не забыт, ничто не забыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия «Посвящение в студенты».

В нашем родном колледже сложилось множество крепких традиций, одна из которых - проведение мероприятия "Посвящение в студенты". Данный сценарий - ответное слово I курса....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 300летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности великого русского ученого М.В. Ломоносова, "Путь к тайнам Вселенной" - один из способов организации познавательной и ценностно-ориентационной ...

«Шляпка, салат и трагедия»-сценарий внеклассного мероприятия, посвященный празднованию 8 марта для учащихся 10-11 классов

Цели и задачи мероприятия:-развивать у учащихся умение владеть зрительным залом, правильно держаться на сценической площадке;-развивать активность, самодеятельность. Организаторские способности в проц...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному женскому дню - * Марта!

Мероприятие адаптировано для студентов и преподавателей СПО\НПО. Проводилось в Видновском профессиональном колледже в 2013 году....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного началу учебного года

Данный сценарий предназначен для учащихся 1 класса...

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Сценарий внеклассного мероприятия "Герои спортивных сражений"

Данный материал предназначен для использования учителями на внеклассных мероприятиях. Направлен на расширение знаний обучающихся в области спорта....