конспект занятия "вирус сквернословия"
план-конспект на тему

Лобачева Яна Евгеньевна

Цель: дать детям представление об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virus_skvernosloviya.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вирус сквернословия»

Цель: дать детям представление об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.

Задачи:

-формировать культурный слой для более осознанного пользования словарным запасом русского языка;

- развивать речь, мышление, память, пополнять словарный запас детей;

- воспитывать в ребятах любовь к родному языку и желание культурно общаться.

 

Оборудование:    мультимедийный проектор, презентация к теме, авторучки,  листы бумаги.                                                                                       

Анкетирование на тему: «Сквернословие в моей жизни». 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и  уважаемые взрослые. Отгадайте загадку.

Приходит к нам на помощь тьютер,

Когда им заражён компьютер.

Гораздо хуже, если он

К нам попадает в лексикон.

Язык он делает неверным,

А слов значенье просто скверным.

Ответ: вирус сквернословия  

2.Введение в тему.

- Что такое вирус?  Например,  компьютерный?( Ответ детей). Вредоносные  самораспространяющиеся программы.

 - Чем опасен вирус? Заражает.                                                                                                        

 - Что мы делаем? Узнаём, какой вирус, чистим, лечим, уничтожаем. Представьте, что у нас в  доме, в нашей речи появился вирус сквернословия и нам нужно его изжить из нашей речи.

3.Тема нашего занятия:    «Вирус сквернословия».

Давайте вместе составим план.         

 1.Что такое сквернословие?

 2.История возникновения нецензурных слов.

 3.Какой вред  наносит мат?

 4.Как избавиться от сквернословия?

 5 .Чем опасен вирус для здоровья?

4.Предъявление нового материала.

- Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. (Слайд)

Как вы думаете, откуда пришло к нам это явление? (ответ детей)                                                                                                                                        Корни этого явления уходят в далекую языческую древность.  Мат зародился на огромной территории между Гималаями и Междуречьем, где на бескрайних просторах жили племена пращуров индоевропейцев, которые должны были размножаться, чтобы расширить свой ареал обитания, поэтому огромное значение придавалось детородной функции. А слова, связанные с детородными органами и функциями, считались магическими. Их запрещали произносить вслух, чтобы не сглазить, не навести порчу. К этим словам относились трепетно, с опаской.  И только табу нарушали…..    Вопросы:

- Что такое ареал?  Табу? (Слайд)  

 - Как вы думаете, кто нарушал табу (запрет)? (Ответ детей)  - Колдуны, ведуны, маги.

Колдуны – это такие люди, которые умели воздействовать на силы природы, людей, исцелять или наводить порчу таинственными, магическими приёмами.(Слайд )  

                                                                                                               
Прошли тысячелетия. Значение этих слов с тех пор сильно изменилось. Они стали бранными. Их стали употреблять для оскорбления личности. Нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. Мат несётся на нас из автобусов и такси, из радиоприёмников и с телеэкранов. Основные слова стали обрастать множеством производныхот нецензурной брани.    

Работа в малых группах.             

Разделимся на группы. Задание на группы.    

1 .Какой вред наносит сквернословие? (ответы детей)                                                                                    

2.Чем опасен мат для здоровья?                                                                                         

 3.Какая основная мысль содержится в  этих пословицах и поговорках?

1.Лишает человека уважительного отношения  со стороны его окружения:

•      оскорбляет другого  человека;

•      портит ему настроение;

•      создает негативную энергетику, которая нарушает правильное функционирование всего организма;

•      разрушительным образом  воздействует на генетический код и наследственность;

 

 

2.Сильно колотиться сердце:

•      обида приводит к стрессам, стресс - к нервным расстройствам вплоть до инфаркта и инсульта;

•      развиваются такие болезни как: экзема рук и ног, язва желудка;

•      снижается иммунитет.

3.Острое словечко колет сердечко.

- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

- Слово толковое стоит целкового.

- Встречают по одёжке, провожают по уму.

Вывод. Мат вреден и опасен, употребление его в  речи недопустимо ни при каких обстоятельствах.

- Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки.

Делимся на две группы. Одна команда « Причины сквернословия», Вторая «Избавление от сквернословия» .

В наше время мат используется:

•      для повышения эмоциональности речи;

•      эмоциональной разрядки;

•      оскорбления, унижения человека;

•       для демонстрации агрессии;

•      демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;

•       демонстрации принадлежности к определенной группе людей;

•      для связки слов из-за неразвитого словарного запаса.

Вторая команда: «Как избавиться от сквернословия?»

 

•      Принять решение не сквернословить.

•      Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний.

•      Принять уважительное отношение к себе и людям.

•      Научиться позитивным методам расслабления.

•      Быть уверенным в себе.

- Давайте проведем с вами тренинг. Придумайте ответы в следующих ситуациях. Карточки с ситуациями.

1.Представьте, что вы  сидите и рисуете. Сосед, сидящий рядом, повернулся и подтолкнул вас. Чем вы ответите?  Наверняка мы  услышим брань. А как можно обойтись без нее?

2.Представьте себе, что вы подошли к группе знакомых ребят. Они курят и предлагают вам сигареты. Вы отказываетесь. Что же вы слышите в ответ?  (- До сих пор не куришь? -  Что ты мудришь? - Ты что, не мужик что ли?) Мы намеренно опускаем матерщинные слова. Вы не хотите курить, зная, что это очень вредно. Как вы им ответите?

3.Вы решительно избегаете нецензурной брани. И, конечно же, слышите в ответ: - Не ругаешься? - Говорить по-русски разучился? – Ты не пацан! Что вы им ответите?

Давайте посмотрим, удалось ли нам реализовать тот план, который мы составили в начале занятия.

Итог. Любой вирус несёт в себе разрушение. Так давайте избавим нашу речь, и без того насыщенную, прекрасную и красивую, от матерных слов, тем более, что эти древние слова, призванные оберегать человека, не заслуживают такого к ним обращения. Они должны уйти в историю того времени, когда их использовали не для оскорбления. Я призываю вас пользоваться только теми словами, смысл которых вы знаете наверняка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "О вреде сквернословия"

Конспект занятия по профилактике сквернословия....

Конспект урока о сквернословии в речи подростков, проведённый в 8 классе, в Каменской коррекционной школе № 15 VIII вида.

"Вирус сквернословия" - кто из учителей средней и старшей школы не сталкивался с этим понятием!А в коррекционной школе VIII вида эта проблема стоит особенно остро! Это конспект урока или занятия (клас...

Конспект воспитательного занятия по теме "Сквернословие"

Внеклассное мероприятие в 7 классе Тема: «Сквернословие»...

Конспект занятия на тему: "Вредные последствия сквернословия".

Тема нашего сегодняшнего информационного часа "Вредные последствия сквернословия".Сегодня мы поговорим с вами о проблеме сквернословия.Это вредная привычка,которая будет существовать всегда,пока...

Конспект занятия "Что такое сквернословие"

Конспект занятия "Что такое сквернословие"...