Классный час "Из истории политических репрессий".
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс) на тему

Петухова Наталья Валерьевна

Сценарий классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klasnyy_chas_iz_istorii_politicheskih_repressiy.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Из истории политических репрессий в СССР.

(Классный час в  9-11 классе общеобразовательной школы).

Цели : - повторить и закрепить учебный материал по истории политических

                         репрессий в СССР,

                      - расширить кругозор учащихся, интерес к «малой родине» за счет

                         знакомства с системой ГУЛАГа в Коми крае,

                      -  расширить понимание процессов, происходивших в стране,

                      - уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все

                         стороны жизни советского человека, общество развивалось не только

                         в рамках партийных директив,

                       - сформировать понимание тесной связи таких групп нравственных

                          ценностей как гуманизм, патриотизм, чувство ответственности,

                          независимость и самостоятельность мышления, личное мужество.

Основные понятия: тоталитаризм, репрессии, ГУЛАГ, «спецконтингент», реабилитация,

                                   диссиденты, неосталинизм,  «антисистема».

Основные даты: 1 декабря 1934 г. – убийство С.М.Кирова, принятие указа об        

                              «упрощении» ведения дел по политическим мотивам, 1937 г. – пик

                              политических репрессий в СССР, февраль 1956 г. – ХХ съезд КПСС,

                              начало десталинизации, 1965 г. – начало движения диссидентов,

                              1969 г. образование Инициативной группы защиты прав человека

                               в СССР, 1976 г. – создание группы содействия выполнению    

                              Хельсинских соглашений СССР.

Основные персоналии: А.Д.Сахаров.

Оборудование:     - «История Республики Коми. 7-11классы.» (под редакцией    

                                      М.Б.Рогачева и др.)  М., «ДИК», 2000.

                                     - «Атлас Республики Коми» (под редакцией  Э.А.Савельевой).

                                        М.,  2001.                                

                                     - «Печальная пристань». Сыктывкар, 1991.

                                     - фотовыставка, посвященная жизни и деятельности А.Д.Сахарова

                                       ( по материалам фотоальбома «А.Д.Сахаров. Фрагменты

                                     биографии»).

План:

  1. Репрессии 30-х гг. ГУЛАГ. Положение заключенных ГУЛАГа.
  2. ГУЛАГ в Коми крае.
  3. Реабилитация: проблемы и пределы.
  4. Неосталинизм и правозащитное движение. А.Д. Сахаров.

Ход:

   Урок начинается со вступительного слова учителя, который обращает внимание учащихся на тот факт, что политические репрессии были неотъемлемой частью истории нашей страны на протяжение ХХ века. Учащимся предлагается вспомнить этапы

репрессий, по мере озвучивания этапов на доске появляется примерный план урока. Поскольку большинство дат и понятий уже известно учащимся, им предлагается вспомнить события, соответствующие записанным на доске датам, объяснить понятия, дается 2 минуты на подготовку. После ответов учащихся их внимание обращается на термин «тоталитаризм», предлагается вспомнить основные черты этого политического режима. Затем учитель напоминает, что важной чертой тоталитаризма были массовые репрессии и показательные судебные процессы. Учащиеся по просьбе учителя приводят примеры репрессий, пытаются определить их масштаб и последствия. Учащиеся вспоминают также социальную систему, сложившуюся в стране в 30-е гг. (в целях экономии времени можно дать это задание накануне одному из учащихся, который может для иллюстрации своего сообщения нарисовать на доске схему иерархии советского общества 30-х гг). Поскольку «дном» советского общества были заключенные лагерей, далее следует рассказ о режиме их труда и быта  (это сообщение заранее готовит один из учеников). Учитель делает переход  следующему вопросу, сообщая, что лагеря размещались и на территории  Коми края.

  Учащимся было дано предварительное задание причитать в «Атласе Республики Коми» статьи «ГУЛАГ в Коми крае» и  «Воркуталаг». «Атласы» находятся на каждом столе. Учащиеся,  объединившись в 3 группы (по рядам), в течение 3 минут обдумывают вопросы по тексту, которые затем задают другим группам. По завершении ответов на вопросы учащимся демонстрируется карта из сборника воспоминаний бывших узников ГУЛАГа «Печальная пристань», на которой схематично показаны отделения ГУЛАГа на территории республики. Внимание обращается на запланированную железную дорогу Пинюг-Сыктывкар, которая должна была пройти поблизости от поселка. Учитель рассказывает о летнем походе с несколькими учащимися школы на территорию бывшего лагпункта (13 км от поселка Визиндор). При этом используются материалы газетной статьи о походе и фотографии. Учащиеся-участники похода рассказывают, что они увидели там вырубку на месте будущей дороги, плац, остатки землянок, в которых жили заключенные и т.д. Затем, используя материал главы 20 учебного пособия «Истории Республики Коми» учащиеся отвечают на вопрос: - когда и почему было прекращено строительство дороги?

 Система ГУЛАГа просуществовала до середины 50-х гг. Опираясь на материалы книги «Печальная пристань», учитель рассказывает об изменениях, произошедших в жизни заключенных после смерти И.В.Сталина.  Далее учащиеся вспоминают о событиях 50-х гг, отвечают на вопросы: -Почему свою политическую деятельность Н.С.Хрущев начал с критики «культа личности»? – Как шел процесс реабилитации? Его плюсы и минусы.

- Как изменилась законодательная база карательной практики после съезда? (В случае затруднений учащиеся могут пользоваться учебником).

  Подведя учащихся к выводу, что процесс десталинизации остался незавершенным, учитель рассказывает о правозащитном движении в период неосталинизма. Поскольку наиболее яркой фигурой правозащитного движения является А.Д.Сахаров, внимание учащихся обращается на фотовыставку на доске. Поскольку в курсе обществознания, уже шла речь о жизни и деятельности Андрея Дмитриевича, учащиеся вспоминают известные им факты биографии этого человека, учитель показывает соответствующие фотографии на доске. Затем учитель рассказывает о горьковской ссылке А.Д.Сахарова, возвращении из нее и участии в работе съезда народных депутатов СССР. Рассказ о кончине Андрея Дмитриевича заканчивается чтением стихотворения Е.Евтушенко «Забастовка сердца».

  В заключение урока учитель знакомит детей с книгами Коми республиканского мартиролога жертв массовых политических репрессий «Покаяние» и рассказывает о деятельности общества «Мемориал». Завершается рассказ чтением фрагмента статьи из газеты «Маяк Сысолы» об открытии в Сысольском районе памятного знака на месте поселения репрессированных в местечке Нияшор.

  В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать небольшое сочинение о судьбах родственников или знакомых, подвергшимся репрессиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Из истории политических репрессий"

Сегодня мы учимся анализировать пережитое, читать заново свою историю, которую, к сожалению, знаем пока слабо. История – это память народа, дающая знания того, что было, а было разное. Было то, чем мы...

"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"

·      Цель урока:  вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти....

Урок по истории в 11 классе "История политических репрессий-судьба целого народа"

Цель данного урока- осмысление трагической судьбы страны, человека в период политических репрессий, углубить и обобщить знания учащихся по теме " Политическое развите СССР в 20-30-е годы XX века", исп...

Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»

Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.

Цели и задачи урока:Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературо...

Классный час. «ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ»

Классный час «ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ»...