Классный час "Маленькие ленинградцы"
классный час (5, 6 класс) на тему

Петухова Наталья Валерьевна

Разработка классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_malenkie_leningradtsy.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный классный час

«Маленькие ленинградцы»

(для учащихся 4-7 классов общеобразовательной школы).

Цель:

-воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, неприятия идеологии и методов фашизма;

- воспитания бережного отношения к своим близким, умения ценить  повседневные моменты жизни;

- развитие умения работать с историческими источниками;

- повышение познавательной активности детей.

Оборудование: историческая карта «Великая Отечественная война», картосхема «Блокада Ленинграда», картосхема «Дорога Жизни», ксерокопии продуктовых карточек ленинградцев, ксерокопии дневника Тани Савичевой, фотографии Ленинграда в период блокады, плакат «Ордена и медали СССР», кусочек хлеба весом в 125 гр.

Ход занятия:

1 этап. Целеполагание и актуализация темы.

- Ребята, наш сегодняшний классный час посвящен Дню Победы в Великой Отечественной войне. Когда мы празднуем День Победы? Сколько лет назад закончилась война? (Ответы детей). Больше 60 лет. Как вы считаете, много это или мало? Что успевает сделать человек за 60 лет? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим о людях, которые во время войны были детьми. Такими, как вы, может быть, чуть старше или младше. Когда идет война от нее страдают все, но особенно дети. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Мы поговорим о детях, на чью долю выпало жить в блокадном Ленинграде и постараемся понять, почему многие маленькие ленинградцы получили награды.

2 этап. Раскрытие темы.

- Давайте посмотрим на карту. (Учитель поясняет основные обозначения и цвета карты). Найдите на карте Ленинград. Как вы думаете, в чем состояла опасность для города уже в самом начале войны. (Ответы детей). Уже к концу сентября город был окружен кольцом вражеских войск. Началась блокада. Что означает это слово? (Ответы детей). И никто не знал, что продлится эта блокада 900 дней. Жить в блокадном городе было очень тяжело. Основную опасность сначала представляли длительные обстрелы. (Демонстрируется фотография с надписью на стене «Граждане! Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле!»). Но с началом зимы, а она в 1941 году выдалась ранней, наступила и другая беда – катастрофически не хватало продовольствия. Его пытались доставлять по воздуху и по воде, но многие самолеты и баржи не добирались до Ленинграда из-за вражеских обстрелов. В городе появились карточки.

 Работа с ксерокопией продовольственных карточек.

- На какой месяц рассчитаны карточки?

- Какая норма хлеба выдавалась человеку на 1 день?

- В чем, на ваш взгляд, «плюсы» и «минусы» выдачи продовольствия по карточкам?

- 125 граммов хлеба. Вот такой кусочек. (Показ хлеба). Кто-нибудь из вас может сказать, что не так уж он и мал. Но дело в том, что чаще всего кроме этого куска хлеба больше ничего не было. Да и хлеб был не такой. Чтобы испечь хлеб на всех жителей города при нехватке муки в тесто добавляли отруби. Измельченные опилки, кусочки перетертой кожи, словом, все, что можно было примешать. Хлеб был очень темный, твердый. Но ленинградцы ели его, как мы, наверное, не едим даже самые вкусные блюда. Медленно-медленно, собирая каждую крошку, подолгу держа каждый кусочек во рту, чтобы ощутить вкус этого хлеба. Запивали хлеб кипятком, который иногда подкрашивали отваром из сушеной моркови, травы. Воду для чая приходилось брать из Невы, потому что водопроводы в городе замерзли.

(Демонстрируется фотография жителей города, берущих воду из Невы). Но даже такого хлеба не хватало на всех, и люди начали умирать от голода. Это было самым страшным.

 На Васильевском острове до войны жила маленькая девочка. Она мечтала стать учительницей и часто играла в школу. Правда боялась, что не сможет стать учительницей, из-за того, что немного заикалась. На день рождения

Девочке подарили записную книжку с буквами алфавита на каждой странице. Что можно записывать в такую книжку? Что пишут в них современные девочки? (Ответы детей). Вот и наша маленькая героиня решила делать такие же записи. Она не знала тогда, что ее записная книжечка будет выставлена в музее, а имя ее узнает весь мир. Девочку звали Таня Савичева. Когда началась война, Танина семья осталась в Ленинграде. Близкие старались помочь друг другу, но голод не щадил никого. И Тане пришлось записывать в свою книжечку даты смертей ее близких. Посмотрим странички дневника.

Работа с ксерокопией дневника Тани Савичевой.

- Прочтите первую запись.

По ходу чтения записей даются пояснения: Женя – старшая сестра Тани, Лека – брат.

-Как вы думаете, почему в записи о смерти дяди Леши нет слова «умер»?

Семья умирала, но Таня жила. Она высохла, стала совсем тоненькой, от солнечного света у нее болели глаза, совсем не хотелось двигаться, но с ней была мама, и Таня держалась. А потом наступило 13 мая. Таня долго-долго сидела над страничкой с буквой «М». И не написала слово «умерла», наверное, очень трудно, почти невозможно написать это слово о своей маме.

  Машинально Таня полистала

  Свой немногословный дневничок.

  Все семейство Савичевых встало

  Перед нею

  Вновь наперечет.

  И она, буквально по два слова,

  Пишет, как на крайней полосе:

  Савиче –

    вы

   умер –

   ли,

И снова: умер –

                     ли

И добавляет: все.  (С.Смирнов)

Последняя запись дневника. Страничка на букву «О». Что там написано? Если бы озвучить эту запись в те дни в Ленинграде, то сотни детей присоединились бы к этим словам, и в городе зазвучало бы: «Осталась одна Маша, одна Света, один Юра, один Егор…» Представьте, что это вы говорите  о себе.

Таня не умерла в Ленинграде. Еще в первую блокадную зиму по льду Ладожского озера была проложена ледовая трасса – «Дорога Жизни», (демонстрируется картосхема), по ней везли в город продовольствие, а обратными рейсами вывозили людей, прежде всего детей. Летом перевозки велись по воде. Ребята, в чем опасность движения по ледовой трассе? (Ответы детей). Таня Савичева была вывезена в горьковскую область, но сил для жизни у нее уже не осталось, и она умерла, несмотря на все усилия врачей, в детском доме г.Шатки. А Танин дневник продолжал жить. Записи маленькой девочки высечены на гранитных постаментах Пискаревского кладбища, сам дневник выставлен в музее. Во время суда над главными фашистскими преступниками в 1945 г. Генеральный Прокурор СССР Руденко зачитает эти строки, чтобы еще раз показать миру, как бесчеловечен и страшен фашизм. Так о подвиге маленькой школьницы узнает весь мир. Я не случайно сказала «подвиг»? Как вы считаете, в чем подвиг Тани Савичевой? (Ответы детей).

 В осажденном городе сама жизнь становилась подвигом. Самые обычные дела таили в себе мужество, волю, заботу о близких людях. В «Музее блокады и обороны Ленинграда» можно увидеть парту и тетради школьников. В городе работали школы. В холодных, плохо освещенных классах маленькие ленинградцы решали задачи, учили стихи, писали диктанты и сочинения. И очень старались. Наверное, были слова, которые с особым волнением писали эти ученики. На ваших листах с ксерокопией дневника Тани есть свободное место, постарайтесь почувствовать и написать наиболее дорогие и важные для маленьких ленинградцев слова.. (Дети выполняют задание). А теперь зачитайте то, что вы написали. (Ответы детей).

 В Ленинграде жила и другая девочка – Мариночка Ткачева. Мама всю блокаду заставляла Мариночку и ее брата делать зарядку, умываться, чистить зубы. Когда не стало зубного порошка, зубы чистили угольками из печки. Любимцем в семье Мариночки был кот. В страшных условиях голода в Ленинграде люди съели почти всех домашних животных, но Ткачевы решили спасти кота. Семья делилась с ним своим пайком. Кот стал тощим, шерсть на боках  обгорела, потому что он прижимался к расклеенной печке, пытаясь согреться. Когда семья Марины покидала Ленинград, кота взяли с собой. Он проехал со своими хозяевами по «Дороге Жизни» и стал настоящей достопримечательностью. На Большой земле на него приходили смотреть, как на самое диковинное животное.

 Дети тушили зажигательные бомбы, от которых начинались пожары, доставляли почту, с наступлением весны помогали в очистке улиц. Не случайно 15249 детей блокадного города награждены медалью «За оборону Ленинграда». Найдите эту медаль на плакате среди других наград. Опишите словами, как она выглядит. (Ответы детей).

 Эхо блокадного города дотянулось до разных уголков страны. Даже до нашего района. В селе Визинга жила женщина Людмила Александровна. Она совсем маленькой девочкой была вывезена из Ленинграда по «Дороге Жизни». Она не знает, как  назвали ее родители, кем они были. И имя, и фамилия, и отчество, и дата рождения были придуманы для этой малышки работниками детского дома, где она выросла. Как вы думаете, возможно ли найти родных этой женщины? (Ответы детей).

3 этап. Заключение.  

Мы с вами познакомились лишь с тремя судьбами ленинградских детей, а их было много. Мне очень хочется, чтобы вы запомнили этот классный час. И когда вам удастся побывать в Санкт-Петербурге, вы выбрали бы время и посетили и Пискаревское кладбище, и музеи, рассказывающие о блокаде. И если вы увидите брошенный кем-то хлеб, вы бережно подобрали бы его и подумали про себя: «Как хорошо, что не я совершил такой низкий поступок!».  В этом проявится самая лучшая память о жителях блокадного города. А ведь именно память делает нас людьми.

 И немного, вроде, в Лету кануло

С той войны:

                   Всего лишь шестьдесят,

А сегодня дети, да немалые,

О войне не знают – не хотят.

Что им эти страшные сражения,

Если каждый вечер – боевик?

Вызывает лишь недоумение

Савичевой Танечки дневник.

Может, хорошо, что лихолетие,

Не задев тинейджеров крылом,

Подзабылось за десятилетия

И не нужно вспоминать о нем?

Но еще по старым избам,

                                       рубленным

Теми – не пришедшими с войны,

На старух мужья в костюмах

                                       купленных

Молодыми смотрят со стены.

И пока – но как? Необъяснимо! –

Тетю Люду не найдет родня,

Чтоб вернуть ей собственное имя,

Эта память будет жечь меня.

                                 (Т.Канова.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Запомни, этот город - ленинград, запомни, эти люди - ленинградцы!"

сценарий внеклассного мероприятия, посвященный подвигу жителей блокадного Ленинграда....

"В чем заключалось значение обороны блокадного Ленинграда? Был ли выбор у ленинградцев"?

Данный материал из работы Н.Д. Козлова "Великая Отечественная война. Актуальные вопросы и ответы", научный редактор канд. ист. наук С.А. Лисицын я использую на уроках по изучению истории блокадного Ле...

Урок-беседа по внеклассному чтению в 6 классе: «Блокадный Ленинград и ленинградцы».

В последнее время в средствах массовой информации мало уделяется внимания данной теме. Далеко не все ученики знают суть подвига города Ленинграда и его жителей.Задача учителя помочь учащимся ощутить с...

Классный час "К 70- летию полного освобождения Ленинграда. Подвиг ленинградцев."

Цель классного часа: 1)Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. 2)Привитие нравственных качеств: сострадание, уважение к старшему поколению. Задачи классного часа:1...

Методическая разработка классного часа на тему: «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)

Методическая разработка классного часа «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)  в 10 классе,  выстроенная  в формате моз...

Сценарий классного часа "9 подвигов ленинградцев"

Классный час "9 подвигов ленинградцев" посвящен подвигу жителей блокадного Ленинграда. Можно использовать материал классного часа для проведения "Урока Мужества" в 5-9 классах....