Эффективные приёмы повышения мотивации школьников на занятиях во внеурочное время
статья (7, 8 класс) по теме

Филатова Галина Юрьевна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации своводного времени учащихся. Формирование мотивации - это решение вопросов развития и воспитания личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные приёмы повышения мотивации школьников на занятиях во внеурочное время

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Каждому педагогу известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен в общественной жизни класса, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Мотивация является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех.

Мотивация - одна из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”

Многое здесь зависит от мастерства педагога, от его умения организовывать учебно-воспитательный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов. Нужно в какой-то степени отойти от стандартных подходов, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Формирование мотивации на занятиях во внеурочное время - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. В печати отмечается, что наблюдение за работой учителей показывает, они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

Тысячекратно  цитируется  применительно   к  школе  древняя  мудрость:  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.   Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   ничего не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость    деятельности.

Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний?  В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

   Повышение уровня мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Для повышения мотивации класса  использую следующие виды работ:

 При проведении бесед на классных часах можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Беседа может носить проблемный характер. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.  Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы  могут быть успешными.

Нестандартные формы проведения занятий, например, круглый стол, где каждый может высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, а класс свое согласие или нет. На них учащиеся чувствуют себя более раскрепощено, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается внести свой вклад в беседу.

Повышению мотивации на занятиях также способствуют  ИКТ, красочная наглядность, сопровождающая проведение занятий.

Устойчивый интерес на внеклассных занятиях формируется через проведение часов-путешествий, игр, викторин, исследований, встреч, творческих заданий, Своевременное чередование и применение на разных этапах мероприятий разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей участвовать в общественной жизни.

Предложенные приемы позволят педагогу содержательно решать задачу повышения мотивации учащихся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс работы с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех.

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому внеурочную деятельность обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого использую проектные виды деятельности.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.

Работа над проектом  даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения,  самореализации и самоанализа своей деятельности и  развивает следующие общеучебные навыкимыслительные, исследовательские, коммуникативные  и социальные.

Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно  повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

 Внеучебная деятельность – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно  повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

 Ежегодные предметные недели в нашей школе стали хорошей традицией. В предметной неделе принимают участие все классы. Мы организуем различные выставки рисунков, поделок, например, из использованной бумаги или пластиковых бутылок, мини беседы на темы здоровьесбережения, видеопросмотры экологических роликов с последующим обсуждением, просмотр экороликов своего производства.

Приобретение новых знаний и умений расширяет кругозор учащихся, развивает внимание, память,  смекалку, интеллект, воспитывает инициативность, умения и навыки работы с различными источниками информации.

  Я считаю, что основная цель внеурочной работы – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи разных видов деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения...

Статья по теме : "Приёмы повышения мотивации на различных этапах урока"

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, желание хоро...

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников.

Тема повышения мотивационной готовности школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности и является постоянным предметом пристального внимания всех без исключения школьных учителей-логоп...

Повышение мотивации школьников к активным занятиям физической культурой и спортом как результат реализации этнокультурного компонента программы физического воспитания учащихся V-ХI классов

С 1999 года на базе МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа им. Х.М. Николаева» реализуется Программа физического воспитания с этнокультурным компонентом для учащихся V-ХI классов МОУ «Олене...

Повышение мотивации школьников через использование новых приёмов на уроках русского языка и литературы.

Повышение мотивации школьников через использование новых приемов на уроках русского языка и литературы....

Эффективное построение уроков русского языка для повышения мотивации школьников

В современном обществе все больше и больше внимания уделяется качеству образования. И одним из главных задач является повышение мотивации школьников к обучению. Русский язык играет важную роль в форми...