Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 3, 5, 7, 8 классов в рамках московского городского проекта «Мастерская сказки»
проект на тему

  Данный проект реализовывался совместно с педагогами Моисеенко Т.С., Дмитриевой Н.В., Леоновой В.В.. Проект «Мастерская сказки» предусматривает создание сказки (кукольного спектакля) и атрибутов к ней, силами обучающихся  с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_solnechnyy_zaychik.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Москвы

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 3, 5, 7, 8 классов в рамках московского городского проекта «Мастерская сказки»

Ведущие проекта:

Учитель и педагог дополнительного образования

Большакова Татьяна Александровна

Учитель и педагог дополнительного образования

Дмитриева Наталия Викторовна

Учитель и педагог дополнительного образования

Моисеенко Татьяна Сергеевна

Учитель и педагог дополнительного образования

Леонова Валентина Владимировна

Направленность деятельности:

Проектная деятельность

Москва

2018 – 2019 уч. год

Пояснительная записка

Реализация проектной деятельности с обучающимися с ТМНР отличается от аналогичной деятельности в массовой школе, так как самостоятельная исследовательская деятельность  обучающихся с выраженной интеллектуальной недостаточностью практически не возможна, то есть необходима не только руководящая роль учителя, но и полное сопровождение обучающихся по проекту. Но все эти трудности не исключают проектную деятельность из процесса обучения и воспитания детей с ТМНР.

Обучение новым технологиям данной категории детей осложняется в силу их интеллектуальных особенностей и возможностей,  требует более длительного подготовительного этапа, упрощение представленного материала, многократность его повторения. Однако участие в проектной деятельности дает возможность каждому ребенку проявить свои скрытые потенциалы, помогает преодолеть закрепощенность, неуверенность, пассивность восприятия окружающего мира.

Проект «Мастерская сказки» предусматривает создание сказки (кукольного спектакля) и атрибутов к ней, т.е. кукол, декораций, силами обучающихся 3, 5, 7, и 8 классов детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Данный проект носит интегрированный характер: в нем участвуют обучающиеся разных возрастов, что способствует социализации и развитию коммуникативных навыков, что является приоритетом в развитии и воспитании детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Проект по созданию сказки носит обучающий и воспитательный характер, так обучающиеся не только расширяют и закрепляют знания о диких животных, но включаясь в интегрированную деятельность, которая предусматривает изготовление кукол и декораций, включение в деятельность как самих детей, так и педагогов и их родителей. Работа над проектов осуществлялась в течение нескольких месяцев и включала деятельность детей на уроках и так же вот внеурочной деятельности.

Цель проекта – с помощью создания сказки (кукольного спектакля) развивать творческие способности, умение демонстрировать свои навыки, приобретенные на уроках трудового обучения, в ходе кружковой работы, развивать коммуникативные навыки обучающихся с ТМНР.

Работа с данным проектом предусматривала и коллективную работу, которая по своей сути достаточно сложный вид деятельности для учащихся с ТМНР, но в ходе реализации проекта данный вид деятельности показал умение детей данной категории работать вместе, поддерживать друг друга, помогать своим младшим товарищам, уметь ожидать своей очереди в выступлении, проявлять выносливость при работе с куклой (длительное время удерживать ее в вертикальном положении).

Работа по изготовлению кукол, декораций на этапе подготовке проекта и его реализации помогла учащимся систематизировать ранее полученные навыки, использовать их в социально значимой деятельности, раннее изученный материал о диких животных, чтение русских народных сказок помогли детям лучше обыграть свои роли, представить свои умения и навыки  при реализации и демонстрации проекта, упорядочить имеющиеся знания и навыки.

Презентация результатов своей деятельности и трансляция своего опыта другим обучающимся и участникам проекта, участие в конкурсе является социально значимой для детей данной категории, так как ограниченность общения, заниженный социальный статус, как ребенка, так и его родителей влияет на развитие коммуникативных навыков.

Проектная деятельность с обучающимися с ТМНР не просто возможна, но и необходима, так как реализация проекта позволяет более прочно изучить материал, систематизировать его, повысить мотивацию к изучению того или иного предмета, объектов живой и неживой природы, позволяет реализовывать и воспитательные задачи (чувство товарищества, коллективизма и т.д

Алгоритм работы над учебным проектом для детей с ТМНР 3, 5, 7, 8 классов.

Тема: «Мастерская сказки».

Тип проекта: интегрированный, исследовательский, творческий        .

Цель проекта: Развитие и раскрытие потенциальных творческих возможностей у детей с ТМНР.

 Задачи:

Образовательные: закрепить и расширить знания учащихся о диких животных; сказках русского народа; о материалах, их свойствах, которые могут быть использованы для изготовления кукол, декораций к сказке; закрепление и развитие трудовых навыков, которые дети приобрели на уроках трудового обучения, изобразительной деятельности, на занятиях по кружковой работе.

Коррекционно-развивающие: развивать память посредствам запоминания сведений о диких животных, заучивания роли, этапов работы,  а также участников проекта, слов и места своих действий в проекте; элементов мыслительной деятельности,  путем рассматривания образцов, выполнения заданий и работе по технологической карте; внимание при выполнении заданий, их последовательности; обогащение пассивного и активного словарного запаса, активизация пассивного словаря (если возможно), путем озвучивания своих действий, роли в сказке, показа предмета, составление рассказа о питомце по картинному плану.

Воспитательные:  воспитывать интерес к изучению жизни диких животных, чувство товарищества, умение работать в коллективе, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Проблема

Вырабатывать умение реализовывать и демонстрировать приобретенные навыки и умения  

Почему?

Неумение детей с ТМНР демонстрировать свои потенциальные возможности

Что делать?

Изучить жизнь диких животных в природе, для более реалистичного выражения своей роли, прочитать русские народные сказки про животных, просмотр видео фильмов, слайд шоу, презентаций.

Как?

С использованием дифференцированных групповых заданий,  современных педагогических технологий, выполнения заданий на уроках трудового обучения, изобразительной деятельности, мастер классов. Участие в интегрированном проекте   обучающихся 3, 5, 7 и 8 классов.

Что получить? (результат)

Создание презентации по теме с помощью учащихся, создание видео фильма (кукольного спектакля о «Солнечном зайчике»),  демонстрация результатов для обучающихся других классов, участи в  третьем всероссийском конкурсе ФМВДК «Таланты России» в номинации «Актерское мастерство»

Этапы проекта:

I этап. Погружение в проект: подготовка к деятельности учащихся:

  1. Чтение литературных произведений о животных, просмотр презентаций, видео от диких животных, мультипликационных фильмов.
  2. Знакомство со сказкой «Солнечный зайчик» автор Моисеенко Т.С.

           Сказка о Солнечном зайчике.

Жил-был на свете Солнечный Зайчик. Любил Зайчик песни петь, весело скакать. Но не у него, ни друзей, ни дома. Решил Зайчик по свету побродить, друзей поискать да дом себе найти.

Скачет Зайчик по лесной тропинке, а навстречу ему Зайчишка-трусишка.

Спрашивает он Солнечного зайчика:

- Кто ты  такой и куда путь держишь?

А Солнечный Зайчик ему и отвечает:

- Я Солнечный Зайчик, скачу по свету, ищу себе друзей да дом.

Зайчишка-трусишка и говорит:

- Давай дружить, мы ведь с тобой зайцы, хотя и разные, оставайся у нас жить.

Подумал Солнечный зайчик и отвечает:

- Дружить я с тобой рад, а вот жить, пожалуй, не останусь. Я веселиться и прыгать люблю, а ты по кустам прячешься, каждого шороха боишься. Поищу я себе другой дом.

И поскакал дальше.

Видит, сидит на тропинке Лисичка-сестричка, хитрые глазки.

- Ой, кто же это такой красивый да лучистый скачет? – спрашивает Лиса.

- Я солнечный Зайчик, по свету скачу, друзей ищу, да дом себе. А ты кто?

- А я Лисичка- сестричка. Оставайся со мной, я зайчиков оооочееень люблю.

А Зайчик ей и отвечает:

- Ты, конечно, и красивая, и умная, да только хитришь и обманываешь, а я там жить не хочу.

И поскакал Зайчик дальше. А Лиса только облизнулась.

Забежал Зайчик в лес темный, видит из-за куста Волчок-серый бочок выходит.

- Эй, кто тут по лесу скачет, да песни поет?

Испугался зайчик, шепчет:

- Это я Солнечный Зайчик. По свету скачу, дом да друзей ищу.

- Ну, я это, дружить то рад, да дом у меня под кустом. Оставайся со мной.

А Зайчик отвечает:

- Другу я такому рад, но больно ты грустные песни поешь. Поищу я себе другой дом.

Скачет по лесу дальше. Слышит шум, треск. Из чащи леса Медведь Топтыга выходит.

- Что за шум, что за гам. Кто тут скачет и поет, Мишке спать не дает.

Зайчик ему и отвечает:

- Это я – Солнечный зайчик. Скачу по свету, ищу друзей и дом себе.

- Ну, я то,  дружить рад, да и в берлоге моей всем места хватит. Иди ко мне жить!

Подумал Зайчик, подумал и говорит:

- И я друга такого иметь хочу, а вот жить с тобой Мишка не стану. Ты по полгода спишь, а я на месте долго усидеть не могу.

И поскакал Зайчик дальше. Увидел, на краю леса дома показались. Подбежал зайчик поближе, видит, дома стоят, люди кругом, а во дворе дома девочка плачет.

Подбежал к ней Зайчик и начал лучиками ей в лицо светить. Девочка плакать перестала и спрашивает его:

- Ты кто такой? И куда торопишься?

- Я Солнечный        Зайчик, по свету скачу, друзей ищу, да дом для себя.

- Ой, оставайся со мной, мы будем с тобой дружить. Будем играть, песни петь да бабушку с дедушкой веселить.

- Я бы рад, да захотят они, чтобы я с вами жил?- спрашивает Зайчик.

- Бабушка, дедушка, идите сюда! – позвала их девочка, - давайте Солнечного Зайчика к себе в дом жить возьмем?

Вышли бабушка и дедушка:

- Пусть живет, с ним нам всем веселей будет.

Так и остался Солнечный зайчик с людьми жить. Летом с ними в прятки играл, осенью – показывал, где какой гриб да ягодка спрятались, зимой в лютые морозы радость приносил своим светом, а весною тепло зазывал.

II этап. Организация деятельности:

  1. Организация мастерской по изготовлению декораций под руководством Большаковой Т.А.
  2. Организация мастерской по изготовлению ширмы под руководством Леоновой В.В.
  3. Организация мастерской по изготовлению кукол под руководством Моисеенко Т.С. и Дмитриевой Н.В.
  4. Составления сценария спектакля, распределение ролей среди взрослых и обучающихся.

III этап. Осуществление деятельности:

  1. Работа в мастерской по изготовлению декораций под руководством Большаковой Т.А.
  2. Работа в мастерской по изготовлению ширмы под руководством Леоновой В.В.
  3. Работа в мастерской по изготовлению кукол под руководством Моисеенко Т.С. и Дмитриевой Н.В.
  4. Репетиция, демонстрация и запись спектакля.

IY этап. Презентация результатов:

Показ спектакля обучающимся школы, участи в  третьем всероссийском конкурсе ФМВДК «Таланты России» в номинации «Актерское мастерство», демонстрация записи спектакля коллегам и детям из Японии.

Реализация проекта:

I этап. Погружение в проект: подготовка к деятельности учащихся:

1. Рекомендуемая для чтения литература:

Сказки: РНС: «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» и т.д.

2. Сказка ведущей проекта: Моисеенко Т.С. «Солнечный зайчик».

II этап. Организация деятельности:

  1. Организация мастерской по изготовлению декораций под руководством Большаковой Т.А.

На данном этапе осуществлялась подборка материала (картон, ватман, рейки), из которого были изготовлены декорации, краски, инструменты для работы, распределены этапы выполнения работ, назначены учащиеся для выполнения того или иного виды работы, определено время каждого этапа, созданы технологические карты для поэтапного выполнения работы совместно или сопряжено с учителем.

  1. Организация мастерской по изготовлению ширмы под руководством Леоновой В.В.

На данном этапе осуществлялась подборка материала (выбор ткани, аппликаций из ткани), их которого была изготовлена ширма, краски, инструменты и приспособления для работы, распределены этапы выполнения работ, назначены учащиеся для выполнения того или иного виды работы, определено время каждого этапа, созданы технологические карты для поэтапного выполнения работы совместно или сопряжено с учителем.

  1. Организация мастерской по изготовлению кукол под руководством Моисеенко Т.С. и Дмитриевой Н.В.

На данном этапе осуществлялась подборка материала (вязальные нитки, ткань для одежды, наполнитель), их которого были изготовлены куклы,  инструменты для работы, распределены этапы выполнения работ, назначены учащиеся и родители для выполнения того или иного вида работы, определено время каждого этапа, созданы технологические карты для поэтапного выполнения работы совместно или сопряжено с учителем.

  1. Составления сценария спектакля, распределение ролей среди взрослых и обучающихся.

Репетиции спектакля проводились поэтапно, чтобы не допускать переутомления учащихся, затем спектакль демонстрировался для учащихся школы и был записан на видео пленку.

III этап. Осуществление деятельности:

  1. Работа в мастерской по изготовлению декораций под руководством Большаковой Т.А.

Тема: Изготовление декораций для спектакля «Солнечный зайчик».

Цель работы: Создание декораций для спектакля

 Задачи:

Образовательные: закрепить знания, умения, навыки обучающихся по предмету изобразительная деятельность, закрепить умение адекватно выбирать цвет для изготавливаемого объекта, правильно выбирать и удерживать инструменты для вырезания и рисования, выполнять работу с максимальной долей самостоятельности, выполнять работу аккуратно.

Коррекционно-развивающие: развивать память посредствам запоминания последовательности в работы,  а также участников проекта, слов и места своих действий в проекте; элементов мыслительной деятельности,  путем организации рабочего места, выполнения последовательности работы; внимание при выполнении заданий, их последовательности; обогащение пассивного и активного словарного запаса, активизация пассивного словаря (если возможно), путем озвучивания своих действий, показа предмета, инструментов.

Воспитательные:  воспитывать интерес к изобразительной и театрализованной деятельности, чувство товарищества, умение работать в коллективе, эстетическое восприятие окружающего мира. Умение доводить работу до конца, адекватно оценивать результат своей работы.

Оборудование: бумага, картон, клей, ножницы, стаканчики для воды, покрытие для стола, гуашевые краски, кисти, заготовки домом, деревьев, елок.

Ход работы.

  1. Организационный момент.

- сообщение темы и целей предстоящей работы.

  1. Подготовка рабочего места.

- убрать лишние предметы, накрыть стол защитной пленкой или салфеткой.

  1. Выбор материала и инструментов.

- дети выбирают материалы: бумагу, картон, краски;

- инструменты для работы: кисти, ножницы, клей.

  1. Разбор образца.

- рассматривают, какие формы нужно раскрасить, какие цвета для этого понадобятся, какие детали нужно отрезать

  1. Изготовление образца поэтапно под контролем или сопряжено с учителем.

- из готовых заготовок дети выбирают игрушку, которую они будут делать;

- изготовление игрушки поэтапно с помощью или совместно с педагогом;

- уборка рабочего места.

  1. Физкультурная пауза.
  2. Выставка готовых работ.

- дети рассматривают готовые работы друг друга, еще раз уточняют, для чего они изготавливали декорации.

  1. Работа в мастерской по изготовлению ширмы под руководством Леоновой В.В.

Тема: Изготовление ширмы для спектакля «Солнечный зайчик».

Цель работы: Создание ширмы из текстиля для спектакля

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания учащихся по теме: «Сказки»;

 - закрепить знания, умения, навыки обучающихся по предмету изобразительная деятельность, труд;

-  закрепить умение адекватно выбирать цвет для изготавливаемого объекта, правильно выбирать и удерживать инструменты для вырезания и рисования;

-  повторить технику безопасности при работе с ножницами, утюгом;

- продолжать учить продумывать композицию аппликации;

- продолжать учить экономному расходованию материалов;

-  выполнять работу с максимальной долей самостоятельности, выполнять работу аккуратно.

Коррекционно-развивающие: развивать память посредствам запоминания последовательности в работы,  а также участников проекта, слов и места своих действий в проекте; элементов мыслительной деятельности,  путем организации рабочего места, выполнения последовательности работы; внимание при выполнении заданий, их последовательности; обогащение пассивного и активного словарного запаса, активизация пассивного словаря (если возможно), путем озвучивания своих действий, показа предмета, инструментов.

Воспитательные:  воспитывать интерес к изобразительной и театрализованной деятельности, чувство товарищества, умение работать в коллективе, ответственность за качество выполненной работы, эстетическое восприятие окружающего мира. Умение доводить работу до конца, адекватно оценивать результат своей работы.

Оборудование: классная доска, проектор, технологическая карта, инструкционная карта (при работе с утюгом, ножницами), шаблоны цветов (растений), цветной мел (для обводки шаблона на ткани), отрезы тканей, зеленая ткань (поляна) 3x3.

Ход работы мастер класса.

  1. Организационный момент.

- сообщение темы и целей предстоящей работы.

  1. Подготовка рабочего места.

- убрать лишние предметы, накрыть стол защитной пленкой или салфеткой.

3. Повторение.

А) Актуализация знаний учащихся по сказкам.

Б) Выбор цветов (растений) для «поляны».

  1. Выбор материала и инструментов.

-  определение сочетания цветов в природе (показ на проекторе),

- выбор ткани, аппликации для украшения,

- повторение правил работы с шаблонами (готовые формы для цветов на поляну),

- обводка шаблонов (цветов) на отрезе ткани.

4. Физкультурная пауза.

- правила работы с термопаутинкой,

- подготовка  гладильной доски и утюга, техника безопасности при работе с утюгом.

  1. «Приклеивание»  цветов на зеленое полотно при помощи термопаутинки и утюга при помощи  учителя.

- определение этапов и порядка работы;

- выполнение работы с опорой на технологическую карту, с помощью и совместно с учителем.

  1. Демонстрация готового изделия.

«Цветочная поляна» вешается на ширму.

  1. Работа в мастерской по изготовлению кукол под руководством Моисеенко Т.С. и Дмитриевой Н.В.

Тема: Изготовление кукол для спектакля «Солнечный зайчик».

Проводилась серия занятий и уроков труда, на которых дети совместно с педагогом и родителями изготавливали кукол: бабки, внучки, солнечного зайчика, волка, лисы, зайца, медведя.

Цель работы: Создание кукол для спектакля

 Задачи:

Образовательные: закрепить знания, умения, навыки обучающихся по предмету профильный (прикладной) труд и навыки, полученные на занятиях кружка «Волшебный клубок», закрепить умение адекватно выбирать материал для изготавливаемого объекта, правильно выбирать и удерживать инструменты для вязания, плетения, валяния и рисования, выполнять работу с максимальной долей самостоятельности, выполнять работу аккуратно.

Коррекционно-развивающие: развивать память посредствам запоминания последовательности в работы,  а также участников проекта, слов и места своих действий в проекте; элементов мыслительной деятельности,  путем организации рабочего места, выполнения последовательности работы; внимание при выполнении заданий, их последовательности; обогащение пассивного и активного словарного запаса, активизация пассивного словаря (если возможно), путем озвучивания своих действий, показа предмета, инструментов.

Воспитательные:  воспитывать интерес к трудовой и театрализованной деятельности, чувство товарищества, умение работать в коллективе, эстетическое восприятие окружающего мира. Умение доводить работу до конца, адекватно оценивать результат своей работы.

Оборудование: нитки для вязания, наполнитель для игрушек, клей, ножницы, нитки швейные, иглы для шитья и валяния, шерсть для валяния, мыло, вода, пленка для покрытия стола, емкости для полоскания,

Ход работы мастер класса по изготовлению куклы Бабки.

  1. Организационный момент.

- сообщение темы и целей предстоящей работы.

  1. Подготовка рабочего места.

- убрать лишние предметы, накрыть стол защитной пленкой и пупырчатой пленкой, приготовить ведра с водой, тазики для полоскания изделий;

- подготовка матов для валяния;

  1. Выбор материала и инструментов.

- выбор ниток для вязания головы, туловища, одежды;

- выбор ниток для изготовления волос куклы;

- выбор материала для косынки, фартучка.

- выбор инструментов (иглы, ножницы).

  1. Распределение видов работы:

- Вязание головы Л.В. совместно с педагогом;

- Вязание туловища куклы В.П. совместно с мамой;

- Плетение косы К.С.;

- Наклеивание глаз С.Д.;

- Набивка куклы наполнителем М.П.

  1. Физкультурная пауза (проводится по мере необходимости в ходе работы).
  2. Изготовление куклы поэтапно под контролем или сопряжено с учителем, родителями.
  3. Демонстрация готовой работы.

Аналогичная работа проводилась по изготовлению всех кукол.

  1. Репетиция, демонстрация и запись спектакля.

IY этап. Презентация результатов:

Результат (готовый спектакль-сказка «Солнечный зайчик») был показан  обучающимся школы, участвовал в  третьем Всероссийском конкурсе ФМВДК «Таланты России» в номинации «Актерское мастерство», демонстрация записи спектакля коллегам и детям из Японии.

 Ссылка на видео запись спектакля «Солнечный зайчик» https://youtu.be/8xdDQqABZhc

Список используемой литературы

1.Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. Красноярск-2006

2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-160 с.

3. Полат Е.С.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

4. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / Маллер А. Р. М. : [б.и.], 2000. – 1244.

5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /Пахомова, Н.Ю. - М.: [б.и.], 2005.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках московского городского проекта «Мы - твои друзья»

Данный проект реализовывался совместно с педагогами Большаковой Т.А. и Дмитриевой Н.В.,  содержит материал по учебнрому проекту для детей с ОВЗ: цели и задачи проекта, этапы. планы интегрированны...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках московского городского проекта «Мы - твои друзья»

Данный проект реализовывался совместно с педагогами Большаковой Т.А. и Моисеенко Т.С., содержит материал по учебному проекту для детей с ОВЗ, цели и задачи проекта, этапы, планы интегрированных заняти...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4,6,9 классов в рамках московского городского проекта "Мы - твои друзья".

Данный проект реализовывался совместно с педагогами Моисеенко Т.С. и  Дмитриевой Н.В., содержит материал по учебному проекту для детей с ОВЗ: цели и задачи проекта, этапы, планы интегрированных з...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 3, 5, 7, 8 классов в рамках московского городского проекта «Мастерская сказки»

Данный проект реализовывался совместно с педагогами Большаковой Т.А., Леоновой В.В. и Моисеенко Т.С....

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках  общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках  общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»...