Методическая разработка "Формирование активной жизненной позиции через проектную деятельность"
методическая разработка на тему

Комлева Татьяна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_aktivnoy_zhiznennoy_pozitsii_studentov_spo.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №5»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Формирование активной жизненной позиции через проектную деятельность»

Выполнила:

преподаватель истории

Татьяна Владимировна Комлева

Горнозаводск

2018


Содержание

Содержание        2

Введение        3

1.        Использование методик контекстного обучения в воспитательном пространстве профессионального образовательного учреждения        4

2.        Проектная деятельность в ГБПОУ СПЦ №5        5

3.        Экспертиза проектов обучающихся        6

Заключение        7

Список использованной литературы        9


  1. Введение

                                                                 

                                                                  «Когда я начинаю чем-либо заниматься,

    я настраиваю себя на то,

                                                                       что ничего интереснее этого в жизни нет».

С. Лем (польский писатель фантаст)

В последнее время пристальное внимание уделяется проблеме подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. И это правильно. Так называемые, молодежные «болезни»: молодежная наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность и беспризорность, рост подростковой преступности, безразличие к собственной судьбе и профессиональной карьере – все это не молодежные проблемы, а проблемы нашего общества.

По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA,

28% учащейся молодежи России показали неудовлетворительную функциональную грамотность; они не готовы к реалиям будущей жизни и могут быть заняты только неквалифицированным трудом.

Для сравнения таких обучающихся в Финляндии – 7%,

в Японии – 10%.

Но я считаю, что нельзя допускать, чтобы в порыве борьбы с «болезнями» общества мы забыли о той части молодежи, которая по высказыванию известного политика Александра Ермолина «…абсолютно здорова духовно, достойно воспитана, не ухудшает криминальную статистику».

Лишь редкие единицы таких молодых людей имеют возможность реализации своих интересов, способностей, потребности в социально значимой деятельности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отчетливо рисует современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Следовательно, существует «государственный заказ» на людей инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножать духовные и материальные блага общества. Наша задача выполнить этот заказ. Как это сделать в условиях современного профессионального профессионального образовательного учреждения?

Основой современного воспитательного процесса, по моему мнению, должна быть педагогическая поддержка и стимулирование развития личности обучающегося. Особенно это касается обучающихся начального профессионального образования. Многое ушло из нашей жизни, что ставило рабочую специальность в ранг ментальнообразующей. Интересными для молодежи считаются профессии интеллектуальные: экономист, бухгалтер, менеджер, юрист. И те молодые люди, которые сознательно выбирают для себя рабочие специальности, зачастую относятся к будущей профессии как к банальному средству добывания денег.

Повышение уровня самооценки, формирование у обучающихся чувства уважения к выбранной специальности, перспектива профессионального и личностного роста — вот те основные столпы, которые призваны помочь молодому человеку твердо стоять на ногах сегодня и уверенно смотреть в будущее.

В условиях сформированного образовательно-воспитательного пространства, такая система дает положительную динамику формирования активной жизненной позиции обучающихся.

  1. Использование методик контекстного обучения в воспитательном пространстве профессионального образовательного учреждения

Следовательно, актуальным сегодня становится использование методов и методических приемов, которые формируют у обучающихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе.

Исторически метод проектов появился в середине прошлого века, когда в поисках новых форм организации учебных занятий некоторые школы обратились к опыту ВУЗов.

Одной из таких методик стала Концепция контекстного обучения, разработанная в 1991 году Андреем Александровичем Вербицким. Его методы контекстного обучения легли в основу модели «Контекстной школы», разработанной профессором Московского института открытого образования В.С. Рохловым совместно с профессором В.Н. Касаткиным. Безусловно 100% использовать их опыт мы не можем, так как эта модель организации работы школ, содействующих поддержанию здоровья школьников. Но мы используем наработки в данном направлении для формирования исследовательских навыков обучающихся профессионального образовательного учреждения во внеурочной работе.

Именно Центр обладает объективными возможностями, формирующими у обучающихся столь необходимые сегодня качества предприимчивости и инициативности.

Во-первых, относительная краткосрочность образовательно-воспитательного процесса. Этот фактор краткосрочности позволяет решать многие вопросы эффективней, чем в более постоянных, например, школьных коллективах.

В группы собираются ребята из различных городов и сел, практически незнакомые друг с другом. Это ослабляет влияние на обучающегося устойчивых социальных связей: семья, друзья, компания. Это важно особенно в тех случаях, когда эти связи носят негативный, разрушающий характер.

Во-вторых, разноплановая деятельность в Центре: общеобразовательные дисциплины, практические занятия, производственная практика, воспитательная деятельность. Такая насыщенность привлекательна для большинства молодых людей, так как, позволяет попробовать свои силы в различных сферах деятельности, дает возможность выбора.

В-третьих, изменение социального статуса бывшего ученика способствует самоутверждению, формированию адекватной самооценки молодого человека и открывает для него возможности выразить себя.

Проектная деятельность имеет множество вариантов: по продолжительности работы над задачей (от месяца до полугодия или года), по формам организации (индивидуальная или групповая работа), по формам представления результатов работы (письменный или устный отчет, презентация, защита). В процессе работы над проектом происходит вовлечение обучающихся в реальную деятельность, развиваются навыки самостоятельной работы, инициативы и творчества.

В условиях созданного единого образовательно-воспитательного пространства в Центре у каждого обучающегося есть все шансы найти самый короткий путь самовыражения.

  1. Проектная деятельность в ГБПОУ СПЦ №5

Начинать работу по проектированию следует с первого учебного дня. Планируя воспитательную деятельность на новый учебный год по основным направлениям работы, обязательно учитываем потенциал обучающихся и их возможности в проектировании.

В начале учебного года мы проводим диагностику обучающихся (выявление склонности к различному виду деятельности). Это дает отправную точку к планированию тематики проектных работ.

Еще одним вариантом определения тем для проектирования являются программы обучающихся, которые выдвигают свои кандидатуры на пост Председателя студенческого совета.

Для работы над проектом обычно создаются дифференцированные группы. Существуют различные критерии дифференциации групп в основном:

по области интересов (гуманитарные, спортивные, творческие и др.);

по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

по уровню здоровья (физкультурные группы).

Работа над проектом обычно включает ряд этапов. В наиболее общем виде можно представить взаимосвязь этапов деятельности в виде схемы.

Итак, этапы работы над проектом: подготовка, планирование, исследование, получение результатов и выводов, представление отчета, оценка результатов и процесса. На каждом этапе у педагога и обучающегося свои задачи.

Экспертиза проектных работ позволяет организовывать работу в виде Конкурса. Для участия в конкурсе проектов группы предоставляют в экспертную комиссию развернутую Информационную карту проекта. 

В нее входят: Название проекта, ФИО руководителя проекта, адрес электронной почты (обязательно), городской (с кодом) и мобильный телефоны, проектная команда, целевая аудитория для которой этот проект будет интересен или полезен, география проекта, краткая аннотация;

актуальность (описание проблемы которую нужно решить), цель, задачи, методы и технологии, используемые в проекте (краткое описание);

бюджет проекта: полная стоимость проекта (рублях), имеющаяся сумма, запрашиваемая сумма, сроки реализации проекта (начало реализации проекта – окончание реализации проекта), эффект в долгосрочной перспективе, количественные и качественные показатели сопутствующие реализации проекта

и методы оценки результатов проекта.

Не стоит думать, что фантазия обучающихся приведет к обилию социально малозначимых проектов, невыполнимых и, казалось бы, проигрышных. Наш опыт позволяет говорить обратное, на муниципальном конкурсе «Я - глава района!» победил, казалось бы, самый финансово затратный проект обучающейся нашего профессионального образовательного учреждения - «Открытие 3D кинотеатра в селе Горнозаводск».

  1. Экспертиза проектов обучающихся

При этом надо помнить, что только четкая система Экспертизы проектов позволяет не только объективно определить победителя и создать банк проектов для выдвижения на муниципальные и областные конкурсы. Но и объективно оценить качество работы авторов проекта и его руководителя с возможностью мониторинга удачных и неудачных элементов работы над проектом.

Чаще всего в работах встречаются следующие ошибки:

  1. тема работы слишком общая;
  2. тема работы декларативная, не отражающая существа проделанной работы;
  3. реферативный характер работы, без привлечения собственных статистических данных (результатов социального опроса и пр.) или собственных выводов на основе анализа данных (в том числе статистических).

Для проведения экспертизы формируется Экспертная комиссия. Состав комиссии утверждается приказом директора на учебный год.

Экспертиза проводится в два этапа: сначала экспертиза представленных документов, а затем экспертиза непосредственно при презентации проекта. Представленные документы оцениваются не менее чем двумя экспертами, компетентными в данной образовательной области. Результаты экспертизы доводятся председателем экспертной комиссии до сведения всех ее членов заблаговременно.

Для оценки проекта эксперты используют таблицу. В качестве критериев оценки работы выступают: актуальность и практическая значимость выбранной темы, аргументированность, грамотность, уровень изложения материала, наглядность, оценка самими участниками собственного вклада в проект и др.

Качество выполнения каждого критерия оценивается по трехбалльной шкале. Полная оценка по каждому вопросу отражается в последней ячейке соответствующей колонки.

Общая оценка в баллах по проекту складывается из оценки представленных на комиссию материалов и их независимого анализа экспертами, а также самой презентации.

  1. Заключение

Практика работы профессионального образовательного учреждения с использованием технологий проектирования показывает, что главная проблема – это удержание мотивации деятельности обучающихся на достаточном уровне. Темы проектов, задания, обмен информацией и даже контроль – все эти функции делят между собой организатор проекта (как правило, педагог) и участники проекта. И педагог становится практически равным с обучающимся.

Это, безусловно, не всегда удобно, но исключительно эффективно. Ведь реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он получает их с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.

И наши обучающиеся доказывают своей работой эту давно известную теорию.

Одни благодаря своим идеям получают возможность пообщаться с представителями администрации и приобретают неоценимый опыт и уверенность в собственных силах.

Но особенно для молодых людей ценно, когда проектная деятельность приносит вполне ощутимые результаты.

Например, проект обучающейся о создании горнолыжного центра в селе Горнозаводск, казалось, был просто красивой юношеской мечтой. Но именно привлечение внимания к проблеме нехватки досуговых центров на селе, привело к тому, что вопрос о создании горнолыжной трассы решен положительно.

И еще один вполне удачный проект «Открытие тренажерного зала в ГБОУ СПЦ №5» привлек внимание представителя Сахалинской областной Думы и был отмечен комиссией Дальневосточного молодежного форума «Зимний Салисах».

Таким образом, можно говорить о том, что воспитательная деятельность в Центре выстроенная с использованием технологий проектирования, помогает в формировании активной жизненной позиции обучающихся, позволяя им проявлять себя в самых разнообразных сферах.


  1. Список использованной литературы

  1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М. 2001.
  2. Вербицкий А., Сахарова Н. Психологические особенности вкючения взрослых в образовательную деятельность // Новые знания. – 1999. №2.
  3. Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки. – М. 2003.
  4. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. – М. 2007.
  5. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: Межвуз. Сб. / Под ред В. И. Васильева. – Петрозаводск, 2008. - 157 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Формирование активно-жизненных позиций учащихся через деятельность клуба интернациональной дружбы.

    «Формирование жизненной позиции личности определяется в гармоничном, успешном самоопределении и самовыражении», сказано в научных источниках....