Методическая разработка "Выставка одной картины"
классный час на тему

Трушова Елена Алексеевна

Данная методическая разработка является  разработкой конкретного внеклассного мероприятия, но даёт  и большие возможности для педагога по оценке психоэмоционального состояния обучающихся. Может использоваться в разных вариациях  классным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_vystavka_odnoy_kartiny.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН» КОМИ РЕСПУБЛИКАСА

 ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

УКП «Верхний Чов»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Тема:  «Выставка одной картины»

Форма проведения: творческая мастерская

Разработала  учитель УКП «Верхний Чов»

Потемкина О.А.

Соавторы: Рочева  И.В. и  Трушова Е.А.

Сыктывкар 2017

Данная методическая разработка является  разработкой конкретного внеклассного мероприятия, но даёт  и большие возможности для педагога по оценке психо-эмоционального состояния обучающихся. Поэтому может использоваться в разных вариациях  классным руководителем.

Целью данной методической разработки является раскрытие опыта использования технологии творческих мастерских в условиях пенитенциарной  школы.

В качестве обоснования выбранной темы считаем высказывание крупнейшего математика ХХ века, основоположника современной теории вероятности  Андрея Николаевича Колмогорова: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,  кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Цель проведения внеклассного мероприятия:  

   Создание условий для развития потребности творческой деятельности.

* Предупреждение деструктивных межличностных отношений.

Задачи:

  1. Вовлечь обучающихся в творческую деятельность
  2. * определить психо-эмоциональное состояние обучающихся.
  3. Создать условия для формирования у обучающихся установки на самореализацию в сотворчестве.
  4. Формирование представлений об эстетических идеалах модернизма в изобразительном искусстве.
  5. Технологию творческих мастерских использовать для формирования культуры межличностных отношений.

 Перечень используемого оборудования и материалов:  

Ноутбук, электронный носитель с информацией работ  художника – модерниста и музыкальной подборкой французского шансона начала ХХ века, тест Люшера (для обработки полученных данных по эмоциональному состоянию обучающихся).

По количеству участников - трафареты репродукции одной из работ этого же  автора,  цветные карандаши, фломастеры,  опросник  «Мои ощущения от участия в выставке одной картины».

Структура мероприятия.

  1. Индуктор. (Легенда  «Императорский петушок».)
  2. Создание творческого продукта.  (Рисунка)
  3. Социализация.  (Собственное представление – название работы автором, афиширование – презентация  авторских работ).
  1. Разрыв. (Демонстрация копии оригинала художественного произведения).
  2. Промежуточная рефлексия. (Сопоставление работ – своей и одноклассников с оригиналом, выявление и обоснование сходства и различий).
  3. Обращение к новой информации и её обработка. (Информация о художнике и его работах).
  4. Общая рефлексия. (Самоанализ по предложенным вопросам или/и свободный комментарий)

Ход проведения мероприятия.

  1. Индуктор. (Легенда  «Императорский петушок».)

Индуктором в этой мастерской является легенда о желании императора создать личный символ  расцвета империи.( Текст легенды Приложение1.)

Используемый приём: обсуждение спорных высказываний – художника и императора.

Педагог рассказывает легенду и предлагает высказаться сторонников императора, который заподозрил художника в злоупотреблении дозволением жить при дворце три года. Затем предоставляет слово тем, кто не усмотрел в действиях художника злого умысла. Предлагает задуматься о соотношении таланта и творческого труда

На этой стадии происходит мотивация предстоящей деятельности обучающихся  через создание эмоционального настроя,  «вызов»  имеющихся представлений о соотношении таланта и творческого труда.

  1. Создание творческого продукта.  (Рисунка)

Этап нацелен на 1) приобретение первоначального осознанного опыта самореализации в художественной деятельности (создание ассоциативного ряда); 2) на стимуляцию проявления  индивидуального стиля творческой деятельности.   Участникам предлагается, используя трафареты одной работы художника, создать индивидуальный творческий продукт в соответствии со своими личностными представлениями, придумать название своему произведению. При объявлении этого этапа организатор провозглашает правило мастерской: «Все способны, все талантливы!» и предлагает проявить свои художественные таланты, оформив трафарет одной работы художника.

Для усиления эстетического восприятия направления модернизма во время работы включается музыкальное сопровождение: французский шансон первой половины ХХ века, т.к. творчество художника относится к этому же периоду и направлению. (Трафарет Приложение 2)

  1. Социализация.  (Собственное представление – название работы автором, афиширование – презентация  авторских работ).

         После завершения времени,  отведенного для творческой работы, педагог  

напоминает о необходимости подписать название своего произведения и предлагает оформить выставку.

Этот этап предусматривает как процесс соотнесения  своей творческой деятельности с индивидуальным предполагаемым результатом,  с результатами деятельности других участников; так и процесс самооценки и при необходимости самокорректировки  результата. При объявлении этого этапа организатор провозглашает принцип мастерской:  «каждый имеет право высказать свою точку зрения».

4.  Разрыв. (Демонстрация копии оригинала художественного произведения). Педагог размещает для всеобщего обозрения копию оригинала художественного произведения. Даёт время высказаться участникам мастерской, воздерживается от каких либо  комментариев. Но для себя фиксирует те высказывания, которые могут послужить направлениями будущих исследований, индивидуальной или коллективной деятельности участников мастерской. Данный этап подразумевает внутреннее осознание участниками мастерской того, что они не знали и не чувствовали раньше. (Копия оригинала картины. Приложение 3)

5. Промежуточная рефлексия. (Сопоставление работ – своей и одноклассников с оригиналом, выявление и обоснование сходства и различий). На данном этапе создаются условия для возникновения потребности в познавательной информации предмете творчества (картине, авторе оригинала и т.д.). Все высказывания педагог фиксирует, но не комментирует.

6.  Обращение к новой информации и её обработка. Педагог предоставляет информацию в виде презентации работ художника и краткой информации о нём. Этот этап позволяет участникам расширить свои знания об  истории возникновения модернизма,  об одном из его направлений, о главной цели этого «другого искусства»,  об одном из нерастиражированном авторе и о трудном пути в творческой деятельности. (Информация о художнике и его работах  Приложение 4).

7. Общая рефлексия. (Самоанализ по предложенным вопросам или/и свободный комментарий) На этом этапе участники анализируют свою деятельность, степень удовлетворения, своё эмоциональное состояние. В завершении этапа педагог предлагает вернуться к обсуждению  о соотношении таланта и творческого труда в форме публикации, для  этого оформить свои мысли в письменном виде.

 (Вопросы для рефлексии Приложение 5).

 (Тест Люшера для педагога. Приложение 6)

Прогнозируемые результаты.

  • появление желания выражать себя в доступных видах творчества,
  • овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности, проявлять художественную взыскательность,
  • стремление к повышению личного культурного уровня.
  • снижение  негативного влияния на развитие личности  обучающегося осужденного идеалов и ценностей той субкультуры, того окружения, в котором ему приходиться отбывать наказание;
  • усвоение позитивных норм общения, образцов поведения.
  • раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся.

Педагогическая ценность творческой мастерской

«Выставка одной картины».

Творческая мастерская в данном случае является  формой и обучения, и  организации процесса воспитания, а для педагога - формой организации процесса определить психо-эмоционального состояние участников мастерской

Такая форма организации деятельности является примером системно- деятельностного подхода в обучении и воспитании, т.к. бучение как открытие предполагает несколько иной взгляд на организацию деятельности участников мастерской, которая будет строиться как исследование. При этом позиция педагога – это позиция консультанта, помогающего осмыслить каждому из участников свой прорыв в самореализации, создать собственный продукт творчества, обозначить новые направления деятельности, новые вопросы для размышления.

Принципы построения мастерской отличаются от традиционной педагогики, но не противоречат ей. Атмосфера, возникающая на занятии, стимулирует творческое развитие личности, создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Главное правило мастерской: все способны и все свободны!  Поэтому эта технология создаёт условия для усвоения позитивных норм общения, что очень важно в условиях пенитенциарной школы и способствует будущей ресоциализации обучающихся. 

Список использованной литературы:

  1. Нестандартные уроки в школе.– Волгоград: Учитель, 2000.
  2. Педагогические технологии: Учебное пособие.– Москва: МарТ, 2004.
  3. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кадровое и методическое обеспечение одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Наиболее сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов.       Авторы го...

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

УРОК МУЖЕСТВА К 70-ЛЕТИЮ КУРСКОЙ БИТВЫ. ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ «Танковое поле» П.Кривоногова.

Цель: воспитание гордости за подвиг народа в годы Великой Отечественной войны,          Сопровождается презентацией....

История одной картины В.И. Суриков Утро стрелецкой казни

Суриков: ...однажды иду я по Красной площади, кругом ни души...И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Выставка одной картины»

Методическая разработка является  разработкой конкретного внеклассного мероприятия, но даёт  и большие возможности для педагога по оценке психоэмоционального состояния обучающихся. Поэтому м...

Анализ одной картины...

Умение выбирать и аналировать, приводя аргументы, не каждому легко. Учиться и этому надо. Вспомните, сколько мы в музее пройдём мимо картин, пока около одной не остановимся с желанием понять, расшифро...

Образовательный проект "История одной картины"

Любая творческая деятельность человека в сфере труда или социальной жизни находятся в зависимости от сформированности художественно-творческого и духовно-нравственного потенциала личности. Одним...