ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Экологический клуб «Росинка» как эффективная форма экологического воспитания и просвещения
проект на тему

Сущенко Людмила Дмитриевна

Цель:       совершенствование системы экологического просвещения и воспитания, путем взаимодействия с социальными партнерами и формирование особого экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, положительного эмоционально-целостного отношения к природе.

Задачи:
1. Создание социально-ориентированных навыков через систему научно-практической деятельности;

2. Воспитание экологической культуры школьников, в интересах устойчивого личностного развития;
3. Просветительская деятельность членов экологического клуба «Росинка» по экологической культуре школьников МКОУ «Остроженская СОШ»;
4. Активное вовлечение школьников в практическую исследовательскую деятельность;
5. Привлечь максимальное количество учащихся к участию в экологических акциях;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Остроженская средняя общеобразовательная школа»

Калужская область Дзержинский район

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Экологический клуб «Росинка» как эффективная форма

экологического воспитания и просвещения

Автор: Сущенко Людмила Дмитриевна

МКОУ «Остроженская СОШ»

2010-2015 г.

С.Острожное, 2015 год

Содержание:

1Аннотация проекта…………………………………………………………    3

2.Обоснование необходимости проекта........................................................... 4

3. Цели и задачи проекта................................................................................... 5

4. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей).....................................................................................     6

5.Ресурсы........................................................................................................   12

6.Партнёры …………………………………………………………………   13

7. Целевая аудитория....................................................................................   14

8. План реализации проекта ........................................................................   14

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект .....................................   16

10. Перспективы дальнейшего развития проекта ………………………    17

11. Литература ................. .............................................................................  18

12. Приложения ...................................................................в элеткронном виде

        

  1. Аннотация проекта

Сегодня мы живем в крайне нестабильной экологической ситуации. В условиях глобального экологического кризиса человечество испытывает стрессы в связи с загрязнением окружающей среды, ухудшением экологической обстановки, нехваткой ресурсов. Все это подрывает физическое и психическое здоровье человека. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с раннего возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.

      Именно этой проблеме – экологического просвещения и воспитания, я посвятила свой  проект.
Он интересен тем, что школьник приучается к экологически приемлемому поведению при непосредственом общении с природой, т.е. на практике.
Возможно, этот проект поможет в осуществлении занятости школьников в сельских школах, в планировании практических навыков и умений для познания законов природы, а также для развития творческих способностей. Он дает направления для реализации экологического просвещения и воспитания детей.

    На базе нашей школы в 2008 году был создан экологический клуб «Росинка», который является членом клуба «Друзья НП «Угра»». Благодаря тесному сотрудничеству с НП «Угра», в частности с методистом по экологическому просвещению Тропиной М.И., которая оказывала всегда огромную помощь и поддержку, были реализованы многие наши задачи. Проект «Экологический клуб «Росинка» как эффективное форма экологического воспитания и просвещения» - долгосрочный (рассчитан на 5 лет). В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется практическим действиям, воспитание  трудолюбия и помощи природе. Ребята на практике закрепляют полученные знания на уроках биологии и географии и на этой основе формируется экологическое мышление и культура, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью. Участниками проекта являются школьники МКОУ «Остроженская СОШ», педагоги ОУ, родители.


  1. Обоснование необходимости проекта

  Организуя в 2008 году в Остроженской  школе экологический клуб, я своей главной целью ставила привлечь максимальное количество детей к общению с природными объектами. Я стремилась организовать не только познавательную,  но и интересную практическую работу детей на природе. При большой поддержке коллег и родителей, старалась сделать эту работу последовательной и целенаправленной в рамках  экологического просвещения детей с 1 по 11 класс. Нацеливалась на то, что организуя практическую деятельность детей в экологическом клубе, получить не только воспитательные и познавательные результаты, но и совместно с ребятами, осуществлять реальные практические дела по улучшению экологии своей малой Родины. Исходя из существующей ситуации, я разработала данный практико-ориентированный проект. Участвуя в работе экологического клуба «Росинка» ребята восполняют пробел в общении с природой.  Участвуя в походах в лес, на реку, на родник, высаживая ежегодно 50 деревьев, выращивая овощи и фрукты, занимаясь исследовательской деятельностью и участвуя в других экологических мероприятиях, они приобретают активную жизненную позицию. Трудом школьников за 5 лет работы экологического клуба огорожено 20 муравейников, сделано более 40 кормушек, собрано более 27 кг желудей для питомника НП «Угра», заготовлено много семян и веников для диких животных в зимний период.  Ежегодно следят за состоянием  информационных стендов. Разработаны и проводятся мероприятия по просвещению экологии в форме КВН, круглых столов, викторин, презентаций. Создан видеофильм, гимн «Росинки», работа экологического клуба регулярно освещается на сайте «Дзержинский портал» (http://www.dzerzhinskiy.lact.ru/ekologiya/page/2) и в районной газете «Новое время».

Главным итогом своей работы считаю воспитание неравнодушных ребят, которые любят, берегут родную природу, умеют общаться с ней, благоустраивать и преумножать ее богатства.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: совершенствование системы экологического просвещения и воспитания, путем взаимодействия экологического клуба «Росинка» с социальными  партнерами и формирование особого экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, положительного эмоционально-ценностного отношения к природе.

Задачи:  

1.Создание социально-ориентированных  навыков  через систему научно-практической деятельности;

2. Воспитание  экологической культуры школьников, в интересах устойчивого личностного развития

3.Просветительская деятельность  членов экологического клуба «Росинка» по  экологической  культуре школьников МКОУ «Остроженская СОШ».

4.Активное  вовлечение школьников в практическую  исследовательскую деятельность.

5.Привлечь максимальное  количество  учащихся к участию  в экологических  акциях.

IV.     Основное содержание проекта.

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.

   Современное образование важный и сложный процесс передачи знаний накопленных предками молодому поколению и в нем очень значимым является  экологическое воспитание подрастающего поколения.

Экологический клуб «Росинка» это одна из форм организации внеклассной работы детей. Это добровольное объединение с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к природе родного края, расширения и углубления знаний в области биологии, экологии. Здесь формируются  трудовые умения и навыки по охране и воспроизводству природных ресурсов. Это приобщение детей к исследовательской работе с природными объектами, а у некоторых и к сознательному выбору профессии. Занимаясь практической  деятельностью, школьники, выращивая овощи и плоды, обеспечивают родную школу продуктами питания, реализуя продовольственную программу. Большое внимание уделяем исследовательской работе, в сотрудничестве с  НП «Угра», члены клуба принимают участие в конференциях районного и областного  уровня. Сложными были первые годы становления «Росинки», не было опыта работы в этой области, да и экологических знаний на тот период было маловато. Постепенно с ребятами, мы накапливали опыт в проведении экологических акций и мероприятий,  направленных на сохранение и улучшении экологической обстановки. Совместно искали пути выхода из трудных ситуаций. Сложно было организовать выезды ребят на природу, т.к. сопряжено все это с материальными трудностями. И наконец,  выход нашли, после 2 лет пеших походов в Галкинское лесничество НП «Угра», нам захотелось расширить площадь своей экологической деятельности – стали ездить на велосипедах. Мы могли планировать свою деятельность, так как нам это было удобно. Отбоя от ребят не было, обязательным условием была – дисциплина, нарушителей в  велоэкспедицию не брали. К счастью, за 5 лет наших поездок, таких ребят практически не было. В зимний период мы занимались экологическим просвещением, через различные мероприятия.

Работа детей в экологическом клубе  преследует несколько задач:

образовательные:

-изучение природных ресурсов, как компонентов природного биогеоценоза;

-изучение и усвоение теоретических и прикладных знаний естественнонаучных дисциплин;

- приобретение навыков опытно-исследовательской работы;

-овладение технологиями и практическими навыками проведения природоохранных  мероприятий;

воспитательные:

- воспитание  у учащихся  бережного отношения к природе;

- сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользовании, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству природных  ресурсов.           профориентационные:

-подготовка к осознанному выбору профессии.  

практические:

-организовать практическую деятельность с природными объектами  с целью получения какого-то конкретного результата;

-проводимые мероприятия должны быть интересными, важными, вызывающими гордость за их результат, ответственность за доведения дела до конца;

-развивать навыки самореализации, расширение границ знаний, прогнозирование возможных результатов.

организационно-пропагандистские:

- проведение природоохранной агитации и пропаганды.

        Работа школьного лесничества осуществляется в соответствии с действующим законодательством:

- Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

- Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

- другими нормативно-правовыми актами.

Экологический клуб «Росинка» образован на основании приказа от 19.04.2008 года № 75 МКОУ «Остроженской СОШ». Школьники тесно сотрудничают с НП «Угра». Прием учащихся в экологический клуб осуществляется по личным заявлениям. Первый набор учащихся составлял 9 человек, а к 2015 году вырос до 30  членов.

Работа экологического клуба началась с 2008 года, когда активно началось сотрудничество с НП «Угра», который особое внимание уделял экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения. Свою работу мы начали с выбора названия экологического клуба и создание эмблемы. Выбор пал на «Росинку». Над эмблемой работали все члены клуба, объявили конкурс, в котором победила Лавриченко Настя. Это изображение росинки, в которой плывет парусник из зеленого листа с пассажирами, и соответствующих надписей.

По мере накопления опыта работы с детьми в школе наша деятельность становилась все более разнообразной. Постепенно вырисовывались направления нашей работы: «Марши парков», «Недели в защиту животных» проводимые IFAW, областной слет друзей национального парка «Угра»» экологические конференции и мероприятия с различными формами работы. В нашей работе пригодилась методическая помошь «Калужского эколого-биологического центра». Это конференции, семинары, где много говорилось об экологической ситуации не только в Калужской области, но и в целом на планете. Специалисты центра делились опытом работы с детьми в начальной, средней и старшей школе, в колледжах и вузах Калуги. Я внимательно присматривалась, к тому, что видела и слышила и стала более активно проводить различные экологические мероприятия. Таким образом, наша деятельность стала основанием для создания  программы по экологическому просвещению и воспитанию. В учебном плане на работу клуба отводится 1 час в неделю. Особая благодарность учителям начальных классов, которые в рамках  предмета «Окружающий мир» дают первые азы экологического просвещения и воспитания. Это грамотные, целеустремлённые люди, активно привлекающие детей к различным экологическим мероприятиям. В 5-10 классах, работаем по программе экологического клуба. Все члены клуба  участвуют в практических, экологических мероприятиях и привлекаются к исследовательской работе. На  практических  занятиях закрепляются навыки работы с книгой, интернетом, умение логически мыслить, анализировать, способность грамотно донести информацию до слушателей, вести диалог по представляемому материалу.

За годы существованияэкологического клуба «Росинка» в нашей школе  осуществляется экологическое просвещение и воспитание, которое имеет конкретные результаты.

В частности, ребята приобрели опыт по проведению экологических мероприятий и акций, а также практикумов на природе. Мы оказываем большую помощь нашим друзьям  - НП «Угра»: это и сбор желудей, заготовка корма на зиму для диких животных, уборка и обустройство родников, огораживание муравейников.

    С 2008 года ежегодно принимаем активное участие в международной акции «Марш парков», которая охватывает большой спектр работ. Сюда входят и трудовые десанты, мы не ограничиваемся уборкой территории своего села, а выезжаем на велосипедах далеко за пределы. В 2011 году, ребята обустроили Ходыкинский родник в деревне Ходыкино, который находится в 17 км от нас. Первый раз мы делали плетенное ограждение. (статья в газете «Новое время» http://nwnewskondrovo.ru/?p=4085). Этой поездкой мы открыли для себя Люблинку, куда неоднократно потом выезжали. Здесь были встречи с известным садоводом любителем Владимиром Николаевичем Морозовым, который стоял у истоков создания НП «Угра». Неоднократно он нам проводил экскурсию по своим вдладениям. Трудовые десанты в Галкинском лесничестве, с которым мы сильно сдружились, любимые нами места – Галкинское и Бучкино болота, не забываем про старинный парк усадьбы Мятлевых-Чернышовых.
Сбор желудей стал для нас ежегодной акцией. Приятно видеть, как из собранных нами семян вырастате лес. Заготовка корма на зиму для диких животных. Изготовление кормушек и подкормка птиц в зимний период.

   С 2010 года постоянные  и активные участники «Недели в защиту животных» проводимых  IFAW. Этот фонд предлагает великолепный материал, часто адаптированный российским школьникам, например, фильм «Россия – родина слонов». А так же разработки мероприятий, буклеты, плакаты, календари. Если вдруг возникают  вопросы, я связываюсь с представителями фонда по электронной почте. Кроме материалов, которые мы берем на сайте http://www.ifaw.org/russia/our-work/education/  ребята получают конкретные задания: это и создание презентаций о животных, составление викторин и вопросов для круглых столов. К своим поручениям ребята относятся очень отвественно, и всегда  представляют очень интересную информацию. (см.приложение)
   С 2008 года участвуем в Областном слетей друзей национального парка «Угра». Это очень отвественно. Ребята показывают здесь не только свои знания,  полученные на уроках биологии и географии, а так же практические умения и навыки. Кроме этого они еще и прекрасные артисты, где проявляют свой талант, показывая художественные номера.
(http://www.parkugra.ru/анонсы/слет-друзей.html).

        Участвуем в различных конференциях, областного и муниципального уровней. Были сделаны следующие проекты:
2009 г. - «Никола Ленивец», авторы Резникова Таня, Ермакова Юля, Теретьева Маша. Печатный экземпляр ребята подарили Звизжевской сельской библиотеке. (Никола-Ленивец относится к Звизжевской сельской администрации). Поект представлен на школьной историко-краеведческой конференци.(см.приложение)
2010 г. - «История церкви деревни Костино», авторы Желтова Люда, Кащеева Ира, Лавриченко Настя, Терентьева Маша. Ребята были участниками VII региональная научно-исследовательская конференция школьников и студентов «Особоохраняемые природные территории Калужской области».
(см.приложение)
2014 г. - «Удивительное рядом. Жемчужины Галкинского лесничества: Галкинский лес и Галкинское болото», авторы Веретенникова Лена и Зайцева Ангелина. Участники районной историко-краведческой конфереции в г.Кондрово.(см.приложение)
   Незабываемы выездные экскурсии на природу, где проводим КВН, ну и конечно же посиделки у костра. Ребята с нетерпением ждут летний сезон.

        Шли годы. Накапливался опыт работы по экологическому просвещению и воспитанию. Были выработаны шесть основных направлений практической и исследовательской деятельности экологического клуба.

1. Экологическая акция «Марш парков» - трудовые десанты, благоустройство родников, огораживание муравейников,  сбор желудей, заготовка корма для диких животных в зимний период, изготовление кормушек и подкормка птиц в зимний период.

2.Недели в защиту животных – направлены на экологическое просвещение, рассказывают в доступной форме о современных проблемах экологии. (см.приложение)

3. Участие в областном слете друзей национального парка «Угра». Поготовка к нему ведется целый год. (см.приложение)

4. Выращивание  овощной и плодовой продукции на пришкольном участке. Ежегодно выращивается: количество корней капусты, лука, огурцов, помидор, фасоли, моркови, свеклы. Озеленяются пришкольные клумбы.

5.Научно – исследовательские конференции.

6.Экологические экскурсии и мероприятия, где непосредственно идет общение школьников с природой. (см.приложение)

     Сейчас реальные результаты работы экологического клуба можно видеть во многих уголках села и НП «Угра».

        Таким образом,  можно считать, что ранее перечисленные мероприятия, практические работы, исследования и наблюдения, проводимые в рамках деятельности экологического клуба «Росинка», привлекают все большее число детей к участию в экологических мероприятиях. Ребята становятся активными членами общества, обогащенными необходими знаниями, умениями и навыками. 

V. Ресурсы

1. Временные: сентябрь 2010 года – сентябрь 2015 года

2.Информационные:

1)  Законы о природе Российской Федерации и Калужской области;

2)  Методические рекомендации по образованию экологических клубов (кружков), о содержании и направлении в них, о целях и задачах, стоящих перед ними;

3) Статьи  и рекомендации об организации исследовательской, практической работе в экологическом клубе по экологическим вопросам;

4) Литература о растениях, животных, растениях, грибах, о состоянии экологии Калужской области.

5)  Материалы областных и районных  конференций на экологические темы;

6) Материалы по опыту работы других экологических клубов области и страны

7) Материалы по организации и оформлению проектно-исследовательской деятельности детей;

8) Интернет-ресурсы по опыту работы других экологических клубов, творчески работающих педагогов, интересных проектно-исследовательских экологических работ.

3.Интеллектуальные, экспертные: Информационно-методическое и организационно - техническое   сопровождение проекта обеспечивают  руководитель экологического клуба, методисты НП «Угра», специалисты КОЭБЦ.

4.Организационные:
-
Устав экологического клуба «Росинка».

- Циклограмма работы эколоического клуба «Росинка» за 2010-2015 г.г. (см.приложение)

- Программа деятельности экологического клуба «Росинка» на 2010-2015 г.г. (см.приложение)

5.Материально–технические: УМК по биологии,  обеспеченный ПК с выходом в Интернет, принтером, сканером, мультимедийным оборудованием. Набор раздаточного демонстрационного материала по биологии 5-11 классов, набор микроскопов, гербарии, скелеты, влажные препараты, таблицы, книги и учебники экологического направления, канцелярские принадлежности. Садово-огородный инвентарь.

VI.Партнеры:  

- члены экологического клуба «Росинка»;

- учителя  биологии, и весь коллектив школы, в той или иной степени участвующих в практических, исследовательских, агитационно-рекламных и других мероприятий экологической направленности, проводимых в школе.

- сотрудники НП «Угра», Галкинского лесничества;

VII. Целевая аудитория: 

- 5 – 11 класс. Занятия экологического клуба  проводятся 1 раз в неделю. В весенне-летний период наиболее активный, занятия проводятся в соотвествии  графика запланированных меропритяий.

VIII.План реализации проекта

Этапы реализации проекта

Сроки реализации

Мероприятия

I

Подготовительный:

Сбор информации по экологическому просвещению и воспитанию. Анализ результатов проделанной работы, изучение опыта других экологических клубов (кружков), нового методического материала

2010-2011

Составление программы деятельности экологического клуба, устава, планов работы на перспективу.

II

Основной:

1.Использование  результатов работы экологического клуба «Росинка» на уроках биологии и других, на общешкольных праздниках.

2010-2015гг

Участие членов экологического клуба в работе творческих праздников и юбилеев с освещением результатов экологической деятельности

2.Оснащение стенда, отражающего текущую работу и жизнь экологического клуба

2010-2015гг

1 раз в квартал

Фотографирование проводимых мероприятий

3.Участие областном слете друзей национального парка «Угра»

2010-2015гг

ежегодно

Применение биоогических и географических знаний на практике.

4.Подведение итогов исследовательских работ, составление проектов

2010-2015гг

ежегодно

Персональный анализ полученных данных, оценка перспективности и значимости работы, степень завершения.

5.Участие в Недели защиты животных проводимых ifaw

2010-2015гг

ежегодно

декабрь

Экологопросветительская работа об острых экологических проблемах, пути выхода.

6.Участие в международной акции «Марш парков»

2010-2015гг

Ежегодно

Практический этап, включает разнообразные формы работы трудовые десанты, благоустройство родников, огораживание муравейников,  сбор желудей, заготовка корма для диких животных в зимний период, изготовление кормушек и подкормка птиц в зимний период.

7.Внеклассные мероприятия

2010-2015гг

Общешкольные, областные, районные  экологические конкурсы плакатов, рисунков, поделок.

8.Проведение профориентационной работы

2010-2015гг

Ежегодно

Беседы  выпускников школы с сотрудниками НП «Угра»

9.Мониторинг значения и результатов  экологического образования

2010-2015гг

Ежегодно

Мониторинг поступления  членов экологического клуба  в образовательные учреждения экологического, биологического и творческого направлений.

III

Заключительный:

Анализ результатов реализации проекта.

Обобщение и распространение опыта.

2010-2015г

2-3 раза в год

Видеофильм о экологическом клубе «Росинка» - «Мы друзья природы».

Выступление на педсоветах и методических объединениях.

Распространение информации о деятельности членов экологического клуба «Росинка» через районные СМИ и школьную газету,  интернет ресурсы (http://www.dzerzhinskiy.lact.ru/ekologiya), http://nwnewskondrovo.ru/?p=4085)

IX. Ожидаемые результаты и социальный эффект

1. Материальные объекты, которые появились в ходе реализации проекта:

 1 Видеофильм о экологическом клубе «Росинка» созданный в 2013 году.

 2)Перечень примерных тем и направлений экологических проектов и исследований  для учеников 5-11 классов.

3)Программа по экологическому просвещению и воспитанию в экологическом клубе «Росинка».

4) Благоустройство територии НП «Угра» и с.Острожное - огорожено 20 муравейников, сделано более 40 кормушек, собрано более 27 кг желудей для питомника НП «Угра», заготовлено много семян и веников для диких животных в зимний период.  Ежегодно следят за состоянием  информационных стендов. Разработаны и проводятся мероприятия по просвещению экологии в форме КВН, круглых столов, викторин, презентаций.

2. Результаты–эффекты (социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта)

1) эффективное освоение школьной программы по биологии и другим предметам, как правило, члены экологического клуба  имеют только хорошие и отличные оценки по большинству предметов;

2) регулярное общение детей с природой и её объектами;

3) постоянный положительный психологический эффект, возникающий при общении с природой;

4) практическая, исследовательская работа по экологии, ведёт к развитию творческой личности ученика, развивает умения работать с природными объектами, умения анализировать и прогнозировать результаты,  формирует у него активную жизненную позицию.

5) эффективное обобщение и распространение собственного педагогического опыта на педсоветах, методических объединениях, конференциях, в прессе;

7) высокие результаты работы, достижение новых горизонтов в работе с детьми и как следствие повышение квалификации учителя;
8) создание  буклета, отражающего работу экологического клуба «Росинка»;

X. Перспективы дальнейшего развития проекта заключаются в следующем:

- увлечь все большее количество детей в работу экологического клуба, а также привлечение большей части детского коллектива школы к участию в различных экологических мероприятиях;

- широко информировать коллектив школы о работе, результатах, достижениях экологического клуба «Росинка»;

- совершенствовать, дополнять систему экологического образования в МКОУ «Остроженская СОШ»;

- реализовывать новые виды и направления исследовательской проектной деятельности детей;

- создание, разработка новых интересных методических приемов проведения экологического просвещения и воспитания детей;

- обобщение работы, накопленного экологическими клубами и кружками области и  страны и широкого использования его в своей деятельности;

-  считать одной из важных задач создаваемого проекта, осмысление, анализ и обобщение  опыта работы экологического клуба «Росинка», по экологическому просвещению и воспитанию, распространение его положительных сторон, знакомство с ним,  как можно большей аудитории, как в районе, так и на областном уровне, используя интернет ресурсы и средства массовой информации.

XI. Литература

  1. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся. (сборник статей) Выпуск IV. Под редакцией М.Н.Сионовой и С.К. Алексеева. Калуга: Изд-воКГПУ им. Э.К.Циалковского. 2008 г.
  2. Известия Калужского Общества Изучения Природы. Книга девятая (сборник научных трудов). Под редакцией  С.К. Алексеева и М.Н.Сионовой. Калуга: Изд-воКГПУ им. Э.К.Циалковского. 2009 г.
  3. Природа и история Поугорья. Выпуск 5.- Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф.Бочкаревой. 2009.
  4. Национальный парк «Угра» (информационно-справочное издание).Под ред. В.П.Новикова, 3-е изд., перераб. и доп. Калуга:Издательство центр «Постскриптум»; «Полиграф - Информ», 2006.
  5. Жигарев И.А. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Зверев А.Т., В.Н.К.Кузнецов. Экология 5 - 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
  7. Криксунов Е.А. и др. Экология: 9класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. _ М.: Дрофа, 1995.
  8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
  9. Международные экологические акции вшколе. Сборник мероприятий по экологии. 7 – 9 классы. Автор-составитель Г.А.Фадеева. Волгоград, издательство «Учитель», 2003.
  10. Экология. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. 6 - 11 классы. Составитель И.П.Чередниченко, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Половое воспитание. Актуальность введения в школах элективных курсов, направленных на половое воспитание и просвещение школьников

Половое воспитание всегда было одно из самых  трудных. Оно является важной  составной частью нравственно-эстетического воспитания.        По дан...

Конкурсное задание. Методический семинар "Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».

Аудитория: педагоги образовательных организаций  ООО и СОО.Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностра...

Клуб молодого избирателя как эффективный механизм воспитания гражданской инициативы

Современное общество предъявляет к школам особые требования – выпустить из своих стен грамотного, всесторонне развитого, толерантного гражданина Российской Федерации, способного выполнять ...

Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС

В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....

Детский спортивный клуб "Росинка"

Рассказывается о создании и развитие детского футбольного клуба....