Образовательная программа научного общества учащихся «Первые шаги»
рабочая программа на тему

Булатова Нина Сергеевна

   Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития учащихся в данном направлении, безусловно, является научно-исследовательская деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nou.docx66.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»

г.о.Семеновский

AG00037_

                                    «Утверждаю»

                                            Директор   МБОУ

                                                       «Сухобезводненская с.ш.»

…………………………………

 «     »…………………20    г.

                                                                                                                                   

 Образовательная программа

научного общества учащихся

«Первые шаги»

        Составитель: учитель физики Булатова Н.С.

р.п. Сухобезводное

2018г

  1. Введение

Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.

Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится
стимулирование креативности учащихся.

   Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития учащихся в данном направлении, безусловно, является научно-исследовательская деятельность учащихся.

  Научное общество учащихся МБОУ «Сухобезводненская средняя школа» организовано в соответствии с приказом по школе от13 ноября 2007г.

Образовательная программа НОУ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, на основе Программы развития  МБОУ «Сухобезводненская с.ш.», ООП    и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию деятельности НОУ.

 Программа направлена на развитие творческих  способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности. Успешность в овладении исследовательскими умениями  способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.

Научное общество учащихся (далее – НОУ) - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством, педагогов, учителей и других специалистов.

Целью программы является  развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности.  

Задачи:

  • воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
  • выявлять наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развивать их творческие способности;
  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области:
  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
  • пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
  • формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;
  • осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально-технической базы.

Направления деятельности НОУ

  • Организация членами НОУ лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства.
  •  Проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы.
  •  Подготовка, организация и проведение научно-практической конференции «Мои первые шаги в науку», где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года: формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др.
  •  Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках, предметных неделях;
  • Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (экспедиции, экскурсии и др.).
  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях

Структура и организация работы НОУ

Высшим органом НОУ является Общее собрание, проводимое один раз в год в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет – представительный орган, который осуществляет руководство работой НОУ.

В Совет могут входить школьники, научные руководители и руководители секций.

В компетенцию Совета входит:

  • рассмотрение изменений и дополнений к настоящему Уставу и выдача соответствующих рекомендаций Общему собранию;
  • утверждение эмблемы и девиза Общества;
  • утверждение структуры НОУ – в том числе и создание, реорганизация, переименование или ликвидация секций Общества;
  • утверждение положений, регламентирующих деятельность НОУ, секций, участников;
  • утверждение планов-программ учебно-исследовательской работы секций, информационной и издательской деятельности;
  • создание и формирование организационных комитетов конкурсных мероприятий среди учащихся;
  • создание и формирование организационного комитета ежегодной итоговой научно - практической конференции участников НОУ;
  • утверждение нормативных актов в области учебно-исследовательской, воспитательной и производственной деятельности НОУ;
  • принятие решения об исключении члена НОУ из состава Общества;
  • решение иных вопросов в соответствии с настоящим Уставом.

НОУ состоит из  двух  секций:

1) Естественно-техническая секция

          2) Общественно-гуманитарная секция

Во главе секции стоит руководитель, утверждаемый методическим  советом образовательного учреждения.

Заседания секции проводятся не реже 1 раза в месяц.

Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей данного направления.

 Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно практической конференции «Мои первые шаги в науку».

Участники НОУ

Членами научного общества могут быть учащиеся 1 – 11 классов, изъявившие желание работать в НОУ, имеющие склонность к научному творчеству, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.

В работе НОУ могут также участвовать учителя школы.

Содержательные линии программы

Образовательные линии - содержат идеи,  характеризующие  исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.

Ценностные линии – предполагают формирование  общекультурного и краеведческого мировоззрения.

Деятельностные линии  -  побуждают учащихся к  действию познания и  включения критического мышления.

Творческие линии -  предусматривают развитие исследовательских и  творческих способностей учащихся,          создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.

Программа рассчитана на детей 5-11 классов и включает три этапа.

Первый этап - формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.

Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.

Третий - исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных  проектов, работ.

Режим занятий

Программа НОУ рассчитана на 18 часов (2 часа в месяц). Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и индивидуальная, консультации, семинары, конференции и другие формы работы.

Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.

   

  1. Учебно-тематический план

Рабочая программа рассматривает следующее распределение материала

№  

Название темы

Форма проведения

Примерные сроки

Кол-во часов

1

Введение в исследовательскую деятельность

Лекция

Анкетирование

Беседа

Практическое занятие

Сентябрь Октябрь

4

2

Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем.

Лекция Беседа

Практическое занятие

Работа на компьютере

Экскурсия в библиотеку.  

Ноябрь - Март

10

3

Конференция научного общества учащихся

Практическое занятие

Беседа

Конференция

Выступление

Апрель

Май

4

Всего

18

  1. Содержание программы

Тема 1. Введение в исследовательскую деятельность. (4 часа)

Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Выбор Совета. Определение рабочих групп. Знакомство с научными руководителями и выбор консультантов.

Введение, основная часть, заключение. Приложения. Правила формулирования темы исследовательской работы. Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Тема 2. Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (10 часов).  

Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные  словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в исследовательской работе. Библиографическое оформление работы.

Формулирование цели и конкретных задач исследования. Понятия гипотезы. Выдвижение гипотезы. Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы.

Теоретический и эмпирический методы исследования. Анализ статистических данных. Интервью. Анализ научных работ. Поиск информации в Интернет.

Обзор видов научных работ: доклад, творческая работа, монография, популярная статья, тезисы, рефераты, исследовательские работы. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Составление тезисов работы. Критерии оценки исследовательских работ.

Требования к оформлению результатов работы. Цитирование, ссылки. Схемы и иллюстрации. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики.

Тема 3. Конференция научного общества учащихся (4 часа). 

Разработка программы конференции.

Подготовка докладов. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации. Презентация результатов работы, проведение конференции. Анализ результатов.

Риторика и культура речи. Композиция доклада. Использование наглядности. Критерии оценки устной защиты исследовательской работы. Оформление стендового доклада.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Реализация Программы позволит сформировать целостную систему, способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни. 

1. Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение знаний:

- об этике и эстетике повседневной жизни человека;

- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;

- о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны;

- о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах;

- о международном экологическом движении;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести:

- опыт исследовательской деятельности;

- опыт публичного выступления по проблемным вопросам;

- опыт природосберегающей и природоохранной деятельности;

- опыт охраны памятников истории и культуры;

- опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;

- опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками т очевидцами Великой Отечественной войны;

- опыт волонтерской деятельности;

- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

- опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

 

  1. Критерии оценки выполнения исследовательских и проектных работ

При выставлении оценки учитываются:

- использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;

- научное и практическое значение результатов работы:

- новизна работы:

  • получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент;
  • имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;
  • эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;
  • объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей в данной области);
  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
  • продуманность структуры работы.  

Пример критериев при выставлении оценок:

·        Постановка проблемы;

·        Методы решения;

·        Актуальность;

·        Наглядность;

·        Экспериментальный характер работы;

·        Практическая направленность;

·        Оформление работы;

·        Эмоциональность изложения;

·        Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;

·        Рецензия научного руководителя.

  1. Материально-техническая база

Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются кабинеты, библиотека,отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть использована материально-техническая база других учреждений на основании соглашений и договоренностей с ними.

  1. Рекомендуемая учебно-методическая литература

Для учителя

 

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)

2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической  конференции  9 -10 дек. 2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)                                                                               

3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)         

4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. -  (Школьное образование)         

5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга".  Вып.2. - 2002. - 64 с.         

6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)

7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.         

8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.         

9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.           

10. Степанова М.В.  Учебно - исследовательская деятельность школьников в профильном обучении:  Учебно - методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПБ: КАРО, 2005. - 96 с.           

11. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии: ( Методические рекомендации). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с. - ( Библиотечка  для  педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2)        

12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: Академия; АНКиПРО, 2005. - 64 с.

13.Журнал «Исследовательская деятельность школьников».

14.Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» www.researcher.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для учащихся первого курса "Веселый эрудит"

Эта викторина поможет пробудить у учащихся интерес к гуманитарным наукам. В увлекательной форме учащиеся повторяют изученные на уроках темы....

Ничков Н.В., Ничкова Т.А. Образовательная программа дополнительного образования "Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность.     В программе представлены учебно-мето...

Муниципальная конференция проектно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»

Влияние комнатных растений на психологическое состояние человека...

презентация Научно- практическая конференция среди учащихся "Первые шаги в науку"

Ежегодгая НПК "Первые шаги в науку" проводится для учащихся 2 -11 классов ОУ и УДОД....

Конспект занятия по изобразительному искусству дополнительной образовательной программы "Северные узоры" для учащихся первого года обучения (8-9 лет): "Ни - пояс малицы".

Данный конспект поможет ближе ознакомить учащихся с особенностями жизни, быта и декоративно-прикладного творчества ненцев. Конспект рассчитан на сопровождение его соответствующей презентацей....

Образовательная робототехника в школе: первые шаги, проблемы, возможности, перспективы

Презентация выступления на НПК педагогов "«Реализация ФГОС: стратегия, риски, перспективы» в марте 2017 года...

Дефектологическое представление на учащегося первого класса (первое полугодие)

Дефектологическое представление на учащегося первого класса(первое полугодие)...