Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Калинина Ирина Анатольевна

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zozh.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

                           « Азбука здоровья»

                                                      Разработала воспитатель: Калинина И.А.

Пояснительная записка:

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.  По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению сотрудничества здравоохранения с учреждениями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для школ – интернатов для детей с ОВЗ, т. к. в них существует особый режим жизни. Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности,  духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни - понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.

Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек»,  Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др.Данная программа составлена для воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

Нормативная база для разработки программы :

·        Закон РФ «Об образовании»

·        Конституция Российской федерации

·        Закон об основных гарантиях прав ребёнка

·        Стандарты второго поколения

·        Декларация прав и свобод человека

·        Конвенция о правах ребёнка

·          Устав школы

Программа рассчитана для работы с детьми 13-17 лет на 5  лет

Цель программы:

- формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

- Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни

- Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене

-Формировать положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.

 - Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • двигательную активность
  • личную гигиену
  • правильное питание
  • безопасность жизнедеятельности
  • положительные эмоции

Формы работы:

-беседа,

-тренинг,

- практическое занятие

- ролевая игра

- конкурс рисунков

- диспут.

Принципы:

1. Доступность

2. Систематичность и последовательность

3. Наглядность

4. Динамичность

5. Дифференциация

 

                              Содержание программы

Ежедневно:

1)Утренняя гимнастика

2)Прогулки, экскурсии на свежем воздухе

3)Спортивный час

4) Проведение физминуток на внеклассных мероприятиях

5)Проведение минуток безопасности

Ежемесячно:

«День здоровья»        

Проведение занятий направленных на формирование здорового образа жизни по блокам:

1)«Здоровье человека»

2) «Личная гигиена»

3) « Режим дня»

4) «Питание и здоровье»  

5) « Вредные привычки»

6) « Безопасность и здоровье»

7) «Профилактика   заболеваний»

8) «Одежда и здоровье»

9) «Экология и здоровье»

Направления

Месяц проведения

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

«Здоровье человека»

Сентябрь

Я выбираю здоровье

Здоровье – бесценное богатство

В здоровом теле…

Ролевая игра «Мы за ЗОЖ»

«Формула здоровья» -  дискуссия 

«Личная гигиена»

Октябрь

Гигиена полости рта.

Уход за волосами

Гигиена тела. 

Нижнее белье. Уход за бельем.

«Как сохранить улыбку» - беседа, практическое занятие.

« Режим дня»

Ноябрь 

« Отдых и труд вместе идут».

«Сон. Гигиена сна»

«Режим дня в каникулы»

Утомление и переутомление

« Той режим дня» занятие-практикум

«Питание и здоровье»  

Декабрь

О вкусной и здоровой пище

О витаминах

Правильное питание.

Правила приема пищи.

«Коктейль здоровья» практическое занятие

« Вредные привычки»

Январь

Алкоголь - наркотик – преступление

Вино вину творит

Не сломай судьбу свою

Конкурс плакатов, буклетов: «Скажем наркотику - нет!»

Дискуссия о наркотиках «Каково твоё мнение?»

« Безопасность и здоровье»

Февраль

Дорога без опасностей

Если возник пожар…

Терроризм – угроза обществу

Поведение в экстремальной ситуации

«Опасные предметы» занятие практикум

«Профилактика   заболеваний»

Март

Забота о глазах

Движение- это жизнь

Правильная осанка

Как уберечься от  ОРЗ

Спид болезнь 21 века

«Одежда и здоровье»

Апрель

Как одеваться в разное время года.

Мода и здоровье

Развитие современной моды и её влияние на подростков

« Как одеваться в межсезонье» - практическое занятие

Как одеваться: стильно, модно, удобно? – дискуссия

«Экология и здоровье»

Май

Лекарственные растения

Экология и здоровье

"Жизнь под угрозой"

Природа и здоровье человека

«Травяной чай» практическое занятие

По окончании изучения курса учащиеся должны знать и уметь:

  • Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
  • средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня,  физкультура;
  • правила безопасного поведения
  • уметь оказывать первую помощь
  • механизмы и способы поддержания здоровья.
  • состояние своего здоровья, уметь следить за ним.
  • стремиться к физическому совершенству.
  • различать  хорошие и плохие привычки
  • не иметь вредных привычек.

Литература:

1)Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.:АРКТИ, 2005

2)Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007

3) .Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - С.-Петербург, 2008.

4)Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - С.-Петербург, 2006.

5)Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. - С.-Петербург, 2004.

6) .Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М., 2004.

7)Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 200

8) Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 2001.

9)Матвеева Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации соуправления среди учащихся 1-9 классов ГБОУ "Климовская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

В связи со спецификой школы самоуправление неприемлемо. Поэтому  настоящее положение разработано в целях организации целенаправленной работы с активами групп и активом детской организации "...

Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны

Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...

Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"

Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в у...

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...

«Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников в коррекционной школе»

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность,...