программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
рабочая программа (8 класс)

Актуальность программы заключается в том, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить учащихся с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному краю, к школе, семье. Экскурсии помогают расширить кругозор учащихся, а также прививать музейную культуру. При помощи экскурсии можно научить школьников не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Духовно–нравственное становление подростков, патриотическое воспитание, подготовка их к самостоятельной жизни - есть важнейшая составляющая развития общества, государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_vsyo_znat8.docx46.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить учащихся с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному краю, к школе, семье. Экскурсии помогают расширить кругозор учащихся, а также прививать музейную культуру. При помощи экскурсии можно научить школьников не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Духовно–нравственное становление подростков, патриотическое воспитание, подготовка их к самостоятельной жизни - есть важнейшая составляющая развития общества, государства.

Цель программы: духовно-нравственное воспитание, развитие гражданско-патриотических качеств, любви к Родине посредством экскурсионных поездок по родному краю.

Задачи программы:

1) активизация познавательного интереса к истории и культуре нашей Родины, родного края;

2) развитие способностей к поисково-исследовательской работе, творческой работе;

3) расширение представления учащихся о труде людей разных профессий и постепенное приобщение к миру искусства.

Практическая значимость.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. У них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Итогом внеурочной деятельности является создание творческих проектов (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьных конференций, выступление на родительских собраниях.

Программа рассчитана на 34 часа в год.

Предполагаемые результаты.

Обучающиеся должны:

знать:

-историю родного края, его достопримечательности

-географическое положение городов и населенных пунктам по маршрутам программы

-использование литературы в качестве дополнительного образования к учебным дисциплинам

уметь:

-владеть основными навыками освоения значимого компонента программы (вычленения главного из услышанного, ведения конспекта);

- соблюдать правила поведения в общественных местах.

Формы проведения занятий:

-беседы,

-выездные экскурсии;

-создание проектов, их анализ.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции,

Эмпатия – умение осознавать и определять  эмоции других людей сочувствовать другим людям, сопереживать, умение чувствовать красоту, богатство и выразительность собственной речи; любовь и уважение к Отечеству,его языку и культуре; интерес к чтению, ведению диалога с экскурсоводами и работниками музеев и театров; осознание ответственности за своё поведение в общественных местах.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели экскурсий, составлять план посещения совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем, вырабатывать  критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения ;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

                 Учебно-тематический план

п/п

Темы

Вид  деятельности

Количество часов

Форма занятия

всего

теория

практика

1.      г.Набережные Челны                          6               2               4

Формирование группы

0,5

0,5

Лекция, презентация, беседа

Беседа «Достопримечательности города».

1

1

Инструктаж по ТБ

0,5

0,5

Экскурсия на КамАЗ

4

4

2.      г.Вятские Поляны. Экскурсии на исторические темы (5ч.)

Формирование группы

0,5

0,5

Беседа « Люблю тебя, мой край родной»

1

1

Инструктаж по ТБ

0,5

0,5

Виртуальная экскурсия по городу «Исторические памятники города».

1

1

Экскурсия в краеведческий музей.

1

1

Интерактивное занятие в Музее шляп.

1

1

3.  Встреча с интересными людьми пгт Красная Поляна. (6ч.)

Встреча с местными художниками .

1

1

Литературная композиция «Поэтическая Вятка».

1

1

Формирование группы. Инструктаж по ТБ.

1

1

1

Экскурсия на предприятие ИКЕА.

1

1

Экскурсия в школьный музей.

1

1

Виртуальная экскурсия «Профессии наших родителей».

1

1

1

4.  г.Казань (6ч.)

Литературные экскурсии по городу.

3

3

Посещение театра им.Качалова.Просмотр и обсуждените спектакля «иван-дурак и чёрт»(По Л.Н.Толстому).

2

2

Формирование группы. Инструктаж по ТБ.

1

1

1

5.  г.Ижевск(9ч,)

Виртуальная обзорная экскурсия по городу.

0,5

0,5

Экскурсия в «Музейно выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т.Калашникова».

6

6

Беседа «История Государственного зоологического парка Удмуртии».

1

1

Формирование группы. Инструктаж по ТБ.

0,5

0,5

Экскурсия в зоопарк.

1

1

6. Защита проектов. (2ч.)

Содержание изучаемого курса.

1. г.Набережные Челны ( 6ч.)

1.1. Беседа «Достопримечательности города».

1.2. Формирование группы. Инструктаж по ТБ.

        Экскурсия на КамАЗ.( 4ч.)

2. г.Вятские Поляны. Экскурсии на исторические темы.(5ч.)

2.1. Беседа « Люблю тебя, мой край родной».

2.2. Виртуальная экскурсия по городу «Исторические памятники города».

2.3. Экскурсия в краеведческий музей.

2.4. Интерактивное занятие в Музее шляп.

2.5. Формирование группы. Инструктаж по ТБ.

3. Встреча с интересными людьми пгт Красная Поляна. (6ч.)

3.1. Встреча с местными художниками.

3.2. Литературная композиция «Поэтическая Вятка».

3.3. Экскурсия на предприятие ИКЕА.

3.4. Экскурсия в школьный музей.

3.5. Виртуальная экскурсия «Профессии наших родителей».

3.6. Формирование группы. Инструктаж по ТБ.

4. г.Казань (6ч.)

4.1. Литературные экскурсии по городу.

4.2. Посещение театра им.Качалова. Просмотр и обсуждение спектакля «Иван-дурак и чёрт»(По Л.Н.Толстому).

4.3. Формирование группы. Инструктаж по ТБ.

5. г. Ижевск(9ч.)

5.1. Виртуальная обзорная экскурсия по городу.

5.2. Экскурсия в «Музейно выставочный комплекс  стрелкового оружия имени М.Т.Калашникова».

5.3. Экскурсия в зоопарк.

5.4. Формирование группы. Инструктаж по ТБ.

6. Защита проектов.

(2ч.)

Методическое обеспечение.

п/п

Название раздела,темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Формирование группы

Индивидуальные и практические занятия

Словесный

Фотоматериал

Беседа

2.

Беседа

Теоретическое занятие

Словесный:беседа,объяснение;наглядный:показ наглядных пособий,просмотр видеофильмов.

Иллюстрации,видеомагнитофон,видеокассеты

Выполнение творческого задания

3.

Инструктаж по ТБ

Теоретическое занятие

Словесный

Плакаты

Беседа

4.

Экскурсия

Практическое занятие

Экскурсия

Транспортное средство

Мониторг участия обучающихся в районных конкурсах по краеведению

Список литературы.

  1. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения, Учебное пособие-Мн.: Изд-во «Университетское», 1988 г.
  2. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации.- М.: ЦРИБ «Турист», 1983 г.

п/п

Тема занятий

Количество часов

Форма организации

Вид деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Краеведение».»Хочу всё знать»

Пояснительная записка

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей:

заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;

формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень

безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных  интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания географии, истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, географию, историю,   культуру своего края.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Предлагаемая программа выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

 Сюда входят теоретические занятия, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.

Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.

Рабочая программа курса «Краеведение»   разработана на основе ФГОС, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир  географии, истории и культуры наших предков.

Задачи программы:

образовательные:

♣ формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

♣ приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;

развивающие:

♣ развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;

♣ сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

♣ развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

♣ воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;

♣ воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

∙ принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,

создание благоприятных условий для их развития;

∙ принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

∙ научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных

практикой;

∙ систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной

системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

∙ словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению

теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

∙ наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,

иллюстраций, видеофрагментов. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

∙ практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,

способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса

 необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Требования к результатам обучения

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка является формирование следующих умений:

∙ оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и

ценностей.

∙ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

∙ определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

∙ высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

∙ определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

∙ ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;

∙ делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

∙ добывать новые знания: находить необходимую информацию;

∙ добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, видеофрагмент  и др.);

∙ перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод;.

Коммуникативные УУД:

∙ донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

∙ слушать и понимать речь других;.

∙ вступать в беседу на занятии и в жизни

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка является формирование следующих умений:

∙ узнавать о географических особенностях (формы рельефа, водные объекты, растительный и животный мир) Калужской области;

∙ узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;

∙ учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;

∙ оценивать правильность поведения людей в природе.

Содержание программы

№ п/п

Содержание занятий

Введение. Краеведение- наука о родном крае

Особенности местоположения Кировской области на карте России

Символика Кировской области(герб, флаг, гимн)Ксюша,Диана

Административно- территориальные единицы Кировской области

Особенности рельефа

Экскурсия- природа наш общий дом

Полезные ископаемые Кировской области

Особенности климата Кировской области Булат МаратШ.

Реки и озёра Кировской области Инзиля Диана

Растительность Кировской области Саша Ксюша

Животный мир Кировской области

Заповедные места Кировской области.

Удивительные места Кировской области - необычные памятники архитектуры. Данила Виталий

Красная Поляна - поселок, в котором я живу. Даша Регина

История возникновения моего посёлка.

Численность населения. Ильнар

Национальный и религиозный состав населения.

Этнография народов Кировской области

Народные костюмы, кухня Артем

Моя семья. Я и моё имя

Моя родословная. Составление генеалогического древа

Традиции моей семьи

Наша школа Саша Ксюша

Знакомство с историей школы

Школьный архив. Судьбы выпускников

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы.

Традиции моей школы

Виртуальная экскурсия по городу "История города в названиях улиц".

Архитектурные памятники Кировской области. Посещение значимых архитектурных сооружений Ильяс

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края.

Кирилл Дима

Люди, прославившие мой край Антон

Топонимика моего края Предприятия МаратП.

33-34

Творческий проект  «Моё самое любимое место »

                 Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Форма организации

Вид деятельности

1

Введение. Краеведение- наука о родном крае

1

Лекция и презентация

познавательный

2

Особенности местоположения Кировской области на карте России

1

практикум

познавательный

3

Символика Кировской области(герб, флаг, гимн)

1

познавательный

4

Административно- территориальные единицы Кировской области

1

познавательный

5

Особенности рельефа

1

познавательный

6

Экскурсия- природа наш общий дом

1

познавательный

7

Полезные ископаемые Кировской области

1

познавательный

8

Особенности климата Кировской области

1

познавательный

9

Реки и озёра Кировской области

1

познавательный

10

Растительность Кировской области

1

познавательный

11

Животный мир Кировской области

1

познавательный

12

Заповедные места Кировской области.

1

познавательный

13

Удивительные места Кировской  области необычные памятники архитектуры.

1

познавательный

14

Красная Поляна - поселок, в котором я живу.

1

познавательный

15

История возникновения моего города

1

познавательный

16

Численность населения

1

познавательный

17

Национальный и религиозный состав населения.

1

познавательный

18

Этнография народов Кировской области

1

познавательный

19

Народные костюмы, кухня

1

познавательный

20

Моя семья. Я и моё имя

1

познавательный

21

Моя родословная. Составление генеалогического древа

1

познавательный

22

Традиции моей семьи

1

познавательный

23

Наша школа

1

познавательный

24

Знакомство с историей школы

1

познавательный

25

Школьный архив. Судьбы выпускников

1

познавательный

26

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы.

1

познавательный

27

Традиции моей школы

1

познавательный

28

Виртуальная экскурсия по городу "История города в названиях улиц".

1

познавательный

29

Архитектурные памятники Кировской области. Посещение значимых архитектурных сооружений

1

познавательный

30

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края.

1

познавательный

31

Люди, прославившие мой край

1

познавательный

32

Топонимика моего края

1

познавательный

33-34

Творческий проект  «Моё самое любимое место »

2

познавательный

Оценка эффективности реализации Программы по духовно-нравственному воспитанию

       Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции,

Эмпатия – умение осознавать и определять  эмоции других людей сочувствовать другим людям, сопереживать, умение чувствовать красоту, богатство и выразительность собственной речи; любовь и уважение к Отечеству,его языку и культуре; интерес к чтению, ведению диалога с экскурсоводами и работниками музеев и театров; осознание ответственности за своё поведение в общественных местах.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели экскурсий, составлять план посещения совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем, вырабатывать  критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения ;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ"

Срок реализации 3 года(возраст детей-12-15 лет)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Хочу всё знать»

География — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

В ходе освоения программы учащиеся  будут уметь планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения...