ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА класса гражданско-патриотической направленности «Юный десантник России»
методическая разработка

Зинковский Евгений Витальевич

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

класса гражданско-патриотической направленности

 «Юный десантник  России»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №10 к основной образовательной  программе основного общего образования

МБОУ МО г. Нягани «СОШ№14»

Приказ № 647 от «25» августа 2017 г.

+

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

класса гражданско-патриотической направленности

 «Юный десантник  России»

срок реализации программы 2017 - 2022 учебный год

Преподаватель-организатор ОБЖ

Е.В. Зинковский

        г. Нягань, 2017г.

Содержание программы

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ……………………………………………………………..3
  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………..5
  3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………….18
  4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………….22
  5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………………..23
  6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………...23
  7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………………..24
  8. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………….24
  9. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА-КАДЕТА…………………………………………………24
  10. ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ……………………………………………………...26

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Образовательная программа класса гражданско-патриотической направленности «Юный десантник России»

Основание для разработки программы:

1. Рекомендации «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации»;

2.«Федеральный Закон №32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»;

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы»;

4. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 (ред. от 24.12.2014) «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

5. Федеральный закон «О дополнительном образовании».

Основные исполнители программы

В реализации программы участвуют заместители директора по УВР, ВР, классный руководитель, учителя предметники, учащиеся гражданско-патриотического класса.

Актуальность программы

Открытие кадетского класса «Юный десантник России» позволит повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации образовательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе государственной и военной службы.  В современное  время очень важным является воспитание у подрастающего поколения зрелой гражданской позиции, чувства патриотизма, устойчивой мотивации в выборе профессии.

Цели программы

Создание образовательного пространства кадетского класса, обеспечивающего комфортные условия для формирования системы взглядов и убеждений педагогов, воспитанников и их родителей, направленных на формирование личности образованной, духовно-нравственной, физически развитой и здоровой, способной реализовать себя в разнообразных видах деятельности.

Задачи

1. Формирование в социально-педагогическом пространстве школы системы кадетского обучения как особой воспитательной структуры.

2. Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса  как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы.

3. Формирование у обучающихся  профориентационного интереса к службе в воздушно-десантных войсках и других войсках ВС РФ.

4. Создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном  пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.

5. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Перечень приоритетных направлений

1.Развитие познавательной активности кадет.

2.Формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию.

3.Формирование ценностных ориентаций кадет.

Сроки реализации

2017-2022 гг.

Ожидаемые результаты

При открытии в школе кадетского класса:

- будет сформирована система кадетского обучения;

- разработана концептуальная модель выпускника кадетского класса;

- сформирована повышенная мотивация к обучению;

- повысится степень социализации и общественной активности кадетов;

- сформирована патриотическая и гражданственная направленность самосознания и деятельности;

- снизится количество обучающихся, состоящих на «Д» учете и случаев заболеваний в классе;

- повысится стремление к здоровому образу жизни.

Система организации контроля исполнения программы

Основные исполнители анализируют и представляют раз в полугодие Педагогическому Совету отчеты о ходе реализации программы.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Святое дело Родине служить!».

Актуальность программы

Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования.

Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождения патриотизма можно наиболее эффективно прийти к величию Российского государства. Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение. Основными целями деятельности кадетского объединения являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Создание кадетского класса в  школе  возможна по ряду сложившихся условий:

- интерес детей к данному виду деятельности;

- активное содействие родителей в воспитательном процессе;

- работа педагогического коллектива по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Создание модели кадетского класса полиции как структуры общеобразовательных учебных заведений позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации учебно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих  формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Модель содержания современного кадетского образования включает основное и дополнительное образование, направленные на интеллектуальное и физическое развитие учащихся. Данная программа ориентирована на учащихся кадетского класса, определяет основные пути развития системы военно-патриотического воспитания, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность выпускников к служению Отечеству, выбору как военной, так и гражданской профессии.

Реализация идеи создания кадетского класса актуальна для нашей школы. Во-первых, это одно из средств удовлетворения образовательного заказа населения. Результаты изучения образовательных потребностей учащихся и родителей свидетельствуют о том, что оборонно-спортивная и художественно-эстетическая направленность образовательного процесса востребована. Во-вторых, это подготовка будущих кадров - милиционеров, пожарных, специалистов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Учащиеся будут иметь возможность попробовать себя в деле, чтобы осознанно подойти к выбору профессии. В-третьих, это формирование ценностных ориентаций у учащихся, воспитание у них художественного вкуса, чувства прекрасного.

Новизна заключается в том, что усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Именно поэтому в современных условиях резко возрастает значение кадетского образования, особенно ценного тем, что оно ставит своей главной целью подготовку юных россиян к государственной и военной службе, а также параметрами эффективности и качества обучения и воспитания. От этих параметров во многом зависят гражданственность и патриотизм, интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения, а значит будущее России.

Необходимость создания на базе МБОУ МО г. Нягань СОШ №14 кадетского класса продиктована следующими позициями:

- обеспечение вариативности образования, проведение статусных инновационных изменений школы;

- акцентирование работы на нравственное воспитание, интеллектуальное, культурное, физическое развитие обучающихся, подготовку несовершеннолетних граждан к служению Отечеству;

- формирование и развитие чувства верности гражданскому и профессиональному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе.

- воспитание у учащихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Организация образовательного процесса в течение всего учебного дня, оптимальные условия жизнедеятельности будут способствовать подросткам привитию навыков самоорганизации, самовоспитания.

Цель данной программы заключается в создании образовательного пространства кадетского класса, обеспечивающего комфортные условия для формирования системы взглядов и убеждений педагогов, воспитанников и их родителей, направленных на формирование личности образованной, духовно-нравственной, физически развитой и здоровой, способной реализовать себя в разнообразных видах деятельности. (Интеллектуальное, физическое, нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в социуме, подготовка несовершеннолетних граждан к служению Отечеству.)

Основные задачи программы:

1. Формирование в социально-педагогическом пространстве школы системы кадетского обучения как особой воспитательной структуры.

2. Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса  как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы.

3. Оптимизация содержания и форм получения образования (использование современных педагогических технологий, информатизация образовательного процесса, совершенствование форм дополнительного образования по интересам).

4. Создание  эффективной системы патриотического воспитания в социальном  пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.

5. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Программа включает:

Блок специализированного уклада кадетского класса, который предполагает более строгое выполнение учащимися режима дня, способствует формированию волевых качеств у подростков.

Блок учебного процесса.

Блок воспитательной работы.

Блок дополнительного образования.

Формирование традиций.

Каждую четверть проводится общее собрание родителей, детей и педагогов, на котором подводятся итоги.

I Блок учебного процесса

Выписка из Основной образовательной

программы основного общего

образования на 2017-2018 учебный год,

утвержденной приказом №647  от  25.08.2017г.

Пояснительная записка

к учебному плану образовательного процесса для V-VII классов,  реализующих ФГОС ООО,

МБОУ МО г. Нягань СОШ№14 на 2017-2018 учебный год.

Нормативное и методическое обеспечение.

Учебный план МБОУ МО г. Нягань СОШ №14 на 2017-2018 учебный год разработан на основе следующих документов:

-  федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Приказ Минобрнауки России  от 31.03. 2014 года № 253 в ред. от 21.04.2016г.);

- постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897, зарегистрированный Минюстом России 1 февраля 2011 №19644, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении   ФГОС основного общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении   ФГОС основного общего образования»;

- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от   25.05. 2015  № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ»;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4695/12 «О разработке учебного плана»;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15);

-приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 мая 2017 г. №845 «О реализации шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.08.2017 №10-Исх-8443 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в  2017 – 2018 учебном году».

   

     Учебный план:

- определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет  учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам;

- отводит определенное количество часов на изучение отдельных образовательных областей и дисциплин в объеме, не менее количества часов, определенных Базисными учебными планами;

- предусматривает использование часов федерального компонента для освоения основных образовательных программ общего образования,  часов регионального компонента для обеспечения личностной ориентации посредством организации индивидуальных и групповых занятий;

- использует часы школьного компонента для изучения предметов, указанных в образовательных областях (в том числе на повышенном  уровне сложности), организации поисково-исследовательской работы;        

- удовлетворение спроса на образовательные услуги разного  уровня, обеспечение дифференциации и индивидуализации образования;  

- часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся (внеурочная деятельность, исследовательская деятельность, индивидуальная и групповая работа).
       Учебный план МБОУ МО г. Нягань СОШ №14 на 2017 - 2018 учебный год составлен с учетом социального запроса учащихся и их родителей, с целью реализации программы развития школы «Школа возрождения», а также состояния здоровья школьников и осуществления преемственности с учебным планом прошлого года.

        В процессе реализации учебного плана школа ставит перед собой цель:

обеспечить высокое качество образования с учетом особенностей контингента и социальных заказов участников учебно-воспитательного процесса.

  Для реализации  поставленной цели необходимо усовершенствовать учебный процесс: предоставить возможность учащимся развиваться с учетом  их индивидуальности, ценности и психологической возможности, расширять индивидуальные ресурсы личности средствами наук, готовить выпускников основной  школы к освоению программ основного общего образования.

Структура учебного плана включает инвариантную часть, которая состоит из обязательных учебных предметов, изучаемых  на базовом уровне (федеральный компонент), и вариативную часть, которая представлена региональным и школьным компонентом.

На уровне основного общего образования  в 5-7 классах  реализуется ФГОС ООО.  

Школьный компонент дополняет следующие учебные дисциплины, выбор которых обусловлен социальным запросом родителей учащихся или их законными представителями: 

-физическая культура в 5абв, 6аб, 7аб классах по 1 часу;

- основы безопасности жизнедеятельности в 5а классе 1 час;

- основы духовно- нравственной культуры народов России в 5 б, в  по 1 часу;

-биология в 7а,б классах по 1 часу.

Также в 5-7-х классах национальные виды спорта коренного населения ХМАО – Югры изучаются интегрированно с учебным курсом «Физическая культура». «География ХМАО-Югры» изучается интегрировано с учебным предметом «География».

Промежуточная аттестация проводится по всем предметам учебного плана в формах, определенных педагогическим советом протокол №1 от 25.08.2017 года)


                Выписка из Основной образовательной программы основного общего

образования, реализующей ФГОС,  на 2017-2018 учебный год,

утвержденной приказом №647  от 25.08.2017г.                                                                                                                                                                           

Учебный план 5-7-х классов  МБОУ МО г.Нягань СОШ № 14 на 2017-2018 учебный год, реализующий ФГОС ООО (недельный)

Предметные области

Учебные предметы

Классы/Количество часов в неделю

Формы пром.атт.

8

9

Филология

Русский язык

5

5

5

6

6

4

4

3

3

КР

Литература

3

3

3

3

3

2

2

2

3

Т

Иностранный язык

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Т

Математика и информатика

Математика

5

5

5

5

5

КР

Алгебра

3

3

3

3

КР

Геометрия

2

2

2

2

КР

Информатика и ИКТ

1

1

1

1

Т

Общественно-научные предметы

История

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Т

Обществознание (включая экономику и право)

1

1

1

1

1

1

Т

География

1

1

1

1

1

2

2

2

2

Т

Естественно-научные предметы

Физика

2

2

2

3

КР

Химия

2

2

КР

Биология

1

1

1

1

1

1

1

2

2

КР

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

З

ИЗО

1

1

1

1

1

1

1

З

Технология

Технология

2

2

2

2

2

2

2

1

ЗП

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

З

Физическая культура

2

2

2

2

2

2

2

2

2

З

Всего:

26

26

26

28

28

29

29

30

30

Региональный (национально-региональный) компонент

География ХМАО

«География ХМАО-Югры» изучается интегрированно с учебным предметом «География»

Физическая культура

Национальные виды спорта коренного населения ХМАО-Югры изучаются интегрированно с учебным курсом «Физическая культура»

Компонент образовательного учреждения

Физическая культура

1

1

1

1

1

1

1

1

1

З

Биология

1

1

ОБЖ

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России

1

1

ЗП

Индивидуально-групповые занятия, элективные курсы

1

2

Всего:

2

2

2

1

1

2

2

2

3

Итого (аудиторная учебная нагрузка по 5-дневной учебной неделе)

28

28

28

29

29

31

31

32

33


Учебный план основного общего образования ФГОС ООО

кадетского класса «Юный десантник России» (годовой)

Предметные области

учебные

предметы

классы

Количество часов в год

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

Филология

Русский язык

165

170

170

170

675

Литературное чтение

132

136

136

136

540

Иностранный язык

68

68

68

204

Математика и информатика

Математика

132

136

136

136

540

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66

68

68

68

270

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

34

34

Искусство

Музыка

33

34

34

34

135

Изобразительное искусство

33

34

34

34

135

Технология

Технология

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

99

102

102

102

405

Итого:

693

782

782

816

3073

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

102

102

68

272

Максимально допустимаянагрузка

693

884

884

884

3345

ФОРМЫ  И СРОКИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением об организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Промежуточная аттестация   может проводиться на основании годовой оценки и проведения административных контрольных срезов.

Формы и сроки проведения промежуточной аттестации

в 5 – 7 классе

Название предмета

Форма проведения промежуточной аттестации

Дата

Литература

Годовая оценка

Русский язык

Комплексная работа

Английский язык

Комплексная работа

Математика

Комплексная работа

Биология

Комплексная работа

География

Комплексная работа

История

Комплексная работа

Технология

Годовая оценка

Изобразительное искусство

Годовая оценка

Музыка

Тест

Физическая культура

Показатели физической подготовленности учащихся

Основы безопасности жизнедеятельности

Годовая оценка

Изобразительное искусство

Выставка рисунков

Распорядок дня учащихся кадетского класса

07:45 – Утренняя поверка. Развод на занятия

08:00-08:40 – 1 урок

08:40- Завтрак

8:50-12:20 – 2-5 уроки

12:20 -12:30 – Обед

12:30 – 13:10 – 6 урок

13:10 – 14:00 – Динамическая пауза

14:00 – 16:20 – Внеурочная деятельность и дополнительное образование


Выписка из Основной образовательной программы

основного общего образования, реализующей ФГОС,

МБОУ МО г. Нягань СОШ №14

на 2017-2018 учебный год,

утвержденной приказом № 647 от 25.08.2017г.

Календарный учебный график МБОУ МО г. Нягань СОШ № 14 для 5-7  классов на 2017-2018 учебный год

Этапы образования

5-7 классы

Начало учебного года

1 сентября

Продолжительность учебного года

(без учета выходных и праздничных дней)

35 недель

Продолжительность четверти

1 четверть

с 01.09.2017 по 27.10.2017 г. (8 недель)

2 четверть

с 06.11.2017 по 22.12.2017 г.(7 недель)

3 четверть

с 09.01.2018 по 23.03.2018 г.(11 недель)

4 четверть

с 02.04.2018 по 31.05.2018 г. (9 недель)

Сроки проведения промежуточной аттестации

с 15 по 28 мая без прекращения образовательного процесса в соответствии с Уставом и решением педсовета школы (не более 1 контр. работы в день).

Сроки и продолжительность каникул

осенние

с 28.10.2017 по 04.11.2017 (8 календарных дней)

зимние

с 23.12.2017 г. по 08.01.2018 (17 календарных дней)

весенние

 с 24.03.2018 по 01.04.2018 (9 календарных дней)

летние

с 01.06.2018 по 31.08.2018 г.(92 календарных дня)

Окончание учебного года

31.05.2017г.


Выписка из Основной образовательной

программы основного общего

образования на 2017 - 2018 учебный год,

в соответствии с ФГОС  ООО

утвержденной приказом № 647 от 25.08.2017 г.

Пояснительная записка

к плану внеурочной деятельности основного общего образования

 МБОУ МО г. Нягань СОШ № 14 на 2017/2018 учебный год

      План внеурочной деятельности МБОУ МО г. Нягань СОШ № 14 на 2017/2018 учебный год составлен на основании следующих нормативных документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»

 - Приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 июня 2015 г.  № 6102 «О направлении  Методического письма о реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметам в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2015-2016 учебном году»;

-   Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2. № 2821 – 10, утвердженными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 29.06.2011);

План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её  реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать  рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

- овладеть методами  и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Основные принципы деятельности:

  1. Включение учащихся в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

  • спортивно-оздоровительное
  • духовно-нравственное
  • социальное
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное

в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, секции, конференции, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учётом занятости обучающихся в свободное от уроков время.

Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно от расписания уроков. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут.

В кадетских классах базовое образование сочетается с внеурочной деятельностью (дополнительным образованием), предназначением которого является удовлетворение социально-культурных потребностей детей в рамках модели кадетского образования..

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность органам государственной власти, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, необходимость создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.

Выписка из Основной образовательной

программы основного общего

образования на 2017-2018 учебный год,

в соответствии с ФГОС ООО

утвержденной  приказом  № 647 от 25.08.2017 г.

План внеурочной деятельности и дополнительного образования

МБОУ МО г. Нягань СОШ №14

на 2017 – 2018 учебный год

в  5 а  классе,

реализующих основную образовательную программу основного общего образования

в соответствии с ФГОС ООО

Направление внеурочной деятельности

Наименование рабочей программы

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5 а

5 а

Спортивно - оздоровительное

«Шахматы»

1

35

 Огневая подготовка

2

70

Строевая подготовка

2

70

Духовно - нравственное

Основы духовно – нравственной культуры народов России

1

35

Социальное

ОЗОЖ (основы здорового образа жизни)

1

35

Общеинтеллектуальное

«Грамматика»

1

35

«Учись считать правильно»

1

35

Общекультурное

Хор

1

35

Итого         

10

350

Дополнительное образование

Территория десанта

4,5 *2

157,5

Школа безопасности

4,5*2

157,5

Итого

9

315

II Блок воспитательной работы

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу формирования модели военно - патриотического воспитания в МБОУ МО г. Нягань СОШ № 14, а также непосредственно в кадетском классе положена организация государственной системы патриотического воспитания. К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовая патриотическая работа; деятельность средств массовой информации, направленных на освещении проблем патриотического воспитания. Важнейшим качеством гражданина – патриота названа способность успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Военно - патриотическое воспитание понимается как деятельность, объединяющая граждан, общество и государство вокруг нравственных и общих для всей страны базовых ценностей, гражданских идеалов, смысложизненных ориентиров.

Формирование всех качеств личности в условиях военно- патриотического воспитания становится наиболее эффективным в условиях кадетского образования

Компоненты модели военно- патриотического воспитания в условиях кадетского образования

- Гражданско- правовой компонент: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

-Военно- патриотический компонент: формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

-Духовно- нравственный компонент: осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.

Историко- краеведческий компонент: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко- культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

-Социально- патриотический компонент: активизация духовно- нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

- Спортивно - патриотический компонент: развитие морально- волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Данная база воспитательных подходов должна, суммируясь, сформировать личность, обладающую:

- позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;

-важнейшими духовно- нравственными, деятельностными качествами, такими как любовь к родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите отечества;

- способностью глубокого понимания каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству;

- сформированностью основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.

Предполагается формирование следующей модели выпускника кадетского класса как образованной и социально - активной личности:

- Способность проявлять приоритетность общественно- государственных интересов над личными;

- Лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

- Восприятие патриотизма, преданности своему Отечеству как естественного духовного состояния;

- Самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

- Гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

- Социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и правды;

- Способность к эффективному управлению, как отдельными людьми, так и коллективами любого уровня и структуры.

План воспитательной работы

Воспитательный компонент

Мероприятие

Сроки проведения

 Ответственный

Гражданско- правовой

Классные часы: “ Я и Закон”

  «Устав школы. Права и обязанности участников образовательного процесса»;

В течение года

Классный руководитель

Организация встреч с сотрудниками ГИБДД и ОВД.

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

Викторина «Гимн России.  Наш флаг.»

март

Классный руководитель

Военно- патриотический

Военно-спортивная игра «Зарница»

сентябрь

Классный руководитель

Интеллектуальная викторина, посвящённая Дням воинской славы России

октябрь

Классный руководитель

Урок мужества «Рубеж славы»

ноябрь

Классный руководитель

Видеоуроки, посвященные Дням воинской славы.

декабрь

Классный руководитель

Месячник посвящённый Дню защитника Отечества

Январь -февраль

Классный руководитель

Мероприятия посвящённые «Дню Победы»

Апрель, май

Классный руководитель

Духовно- нравственный

Мероприятия посвящённые «Дню учителя»

Сентябрь, октябрь

Организаторы

Экскурсии в храм, музеи

В течении года

Классный руководитель

Конкурс  рисунков «Женщина с ребенком на руках», посвящённый «Дню матери»

ноябрь

Организаторы

Мероприятия, посвященные рождественскому празднику

Декабрь, январь

Заместитель директора по внеклассной работе

Историко- краеведческий

История кадетства

октябрь

Классный руководитель

История Воздушно-десантных войск

ноябрь

Классный руководитель

Дни воинской славы (победные дни России)

февраль

Классный руководитель

Социально- патриотический

Озеленение территории школы

май

Классный руководитель

Акция «Забота»

октябрь

Организаторы

Встречи с участниками ВОВ и труженикам тыла.

май

Организаторы

Спортивно - патриотический

Кросс наций

сентябрь

Учителя физической культуры

«Безопасное колесо

сентябрь

Классный руководитель

Декада ПДД

сентябрь

Классный руководитель

«Зарница»

октябрь

Классный руководитель

Прием нормативов по физической подготовке на входе.

октябрь

Учителя физической культуры

«Молодежь против наркотиков»

ноябрь

Кл.руководитель Карпова М.А.

Прием нормативов по физической подготовке по итогам 1 полугодия

декабрь

Учителя физической культуры

Прием нормативов по физической подготовке по итогам 2 полугодия

май

Учителя физической культуры

День здоровья.

апрель

Учителя физической культуры

Соревнования по шахматам

январь

Учителя физической культуры

Веселые старты

февраль

Учителя физической культуры

Лыжня России

март

Учителя физической культуры

Участие в соревнованиях

В течение года

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое оснащение:

- спортивный зал

- помещение для размещения кадетского класса

- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;

- спортивная площадка;

- наличие компьютерного класса;

- наличие библиотеки;

- стрелковое оружие, макеты АК-74, электронный тир, спортивное оборудование

Кадровое обеспечение:

-7 педагога высшей категории, 8 педагогов первой квалификационной

категории, 0,5 ставки куратора кадетского  класса, психолог,

социальный педагог, хореограф, юрист.

Методическое обеспечение:

библиотечный фонд

- Программа «Основы военной службы»

 -Программа «Общефизическая подготовка»

 -Программа «Огневая подготовка»

 - мультимедиаоборудование

 - учебные видео- и DVD- фильмы по ОБЖ

 - учебные таблицы, плакаты по ОБЖ

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основывается на взаимодействии всех участников образовательного процесса с привлечением родителей, ветеранов.

Головными исполнителями программы являются администрация школы, учителя –предметники профильных предметов, классный руководитель, кураторы, учащиеся.

Реализация модели осуществляется через работу

с педагогическим коллективом:

- обобщение опыта, использование новых педагогических технологий, коммуникативных методов обучения;

- использование современных информационных технологий;

- интерактивные методики в учебной и внеклассной работе( обучающие семинары);

с обучающимися кадетами:

-совместное планирование деятельности;

- использование интерактивных методик в работе с органами ученического самоуправления;

- работа кадетского класса по различным направлениям;

- проектная деятельность обучающихся (социальные проекты);

- участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня;

- диагностика обучающихся кадет по различным направлениям военно- патриотического воспитания;

с родителями:

- работа родительского комитета класса;

- участие родителей в общешкольных праздниках и трудовых операций;

- участие в социально значимой деятельности кадетского класса.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оценка результативности программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены духовно-нравственными и количественными параметрами.

Духовно-нравственные параметры:

- уважение прав человека, толерантность, достоинство, активная жизненная позиция, гражданское самосознание;

- общественно-гражданская компетентность;

- морально-нравственная компетентность.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

При открытии в школе кадетского класса:

- будет сформирована система кадетского обучения;

- разработана концептуальная модель выпускника кадетского класса;

- сформирована повышенная мотивация к обучению;

- повысится степень социализации и общественной активности кадетов;

- сформирована патриотическая и гражданственная направленность самосознания и деятельности;

- повысится стремление к здоровому образу жизни.

ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.).

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.).

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период до 2020 года».

Устав школы.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА-КАДЕТА

Кадет-выпускник - это интеллектуально, культурно, духовно и физически развитая личность, адаптированная к жизни в обществе, и подготовленная к осознанному выбору служения Отечеству на гражданском и военном поприще.

Обобщенная характеристика выпускника образована совокупностью жизненно важных качеств и умений, без которых невозможна успешная адаптация во взрослой самостоятельной жизни. Это:

1. Уровень обученности выпускника, соответствующий государственным образовательным стандартам и обеспеченный реализацией основных и дополнительных образовательных программ.

2. Общеучебные умения и навыки, включающие в себя следующие компетентности:

  • интеллектуальная компетентность, включающая в себя
  • умение сочетать глубокие знания по профильным предметам с достаточно богатой эрудицией по смежным областям знаний,
  • умение отбирать, синтезировать, применять в жизни информацию из области науки, техники, экономики, искусства,
  • умение получать необходимые знания путем обращения к учебной и другой литературе,
  • знание государственного языка и европейского языка межнационального общения,
  • умение применять алгоритмы, работать на компьютере;
  • общепрофильная компетентность, выражающаяся
  • в способности работать инициативно, творчески, адаптироваться и взаимодействовать в новых социально-экономических условиях и требованиях,
  • в развитии коммуникативные способности,
  • в умении самообразовываться в течение всей жизни,
  • в умении менять стиль поведения в зависимости от определенных условий;
  • компетентность в решении новой для себя проблемы с применением таких элементов научного исследования, как
  • наблюдение и самостоятельный анализ фактов,
  • выдвижение гипотезы и еѐ проверка,
  • формулировка выводов или иных результатов;
  • компетентность как при выборе методик сбора информации, так и при обработке собранного материала;
  • компетентность в универсальных видах деятельности школьников;
  • интеллектуальная компетентность, проявляющаяся в мыслительной активности, способности творчески мыслить, находить нестандартные решения.

3. Приоритетные личностные качества, которые включают в себя:

  • нравственную и гражданскую зрелость, проявляющиеся в осознанном восприятии и использовании в жизни духовно-нравственных ценностей, объективном оценивании и воспитании в себе лучших качеств личности, активном участии в общественной и государственной деятельности;
  • этическую грамотность учащихся, выражающуюся в уважении человеческой личности, чужой собственности и достоинства, нетерпимости к нарушителям общественных интересов, национальной неприязни, высоком сознании общественного долга, умении слушать и слышать других,
  • высокий уровень учебной мотивации, стремление обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь.

Именно эти качества и умения мы относим к жизненно важным, они помогают выпускнику самоопределиться в своем социальном статусе, гармонично вписаться в современное общество.


IV Блок Формирование традиций

ЗАКОНЫ ЧЕСТИ КАДЕТА КАДЕТСКОГО КЛАССА

     КАДЕТ:

  • НАДЕЖЕН. Он говорит правду. Его слово - слово чести. Он сдерживает свое обещание. Честность - это часть его образа жизни. Люди могут на него положиться.
  • ВЕРЕН. Он верен Отечеству, Народу, семье, своим руководителям, друзьям. Он верен истории и славе своей страны; чтит государственные символы; готов защитить Родину от любого нашествия.
  • ДОБР. Он понимает: сила -  в доброте, и относится к другим так, как хотел бы, чтобы относились к нему. Он применяет силу или оружие только в чрезвычайной ситуации, когда ему, окружающим или стране грозит смертельная опасность. Он не причиняет боль живому безобидному существу, без причины не убьет его.
  • ДРУЖЕЛЮБЕН. Он стремится понять других. Он уважает тех, чьи обычаи не схожи с его собственными. Он верный друг и товарищ.
  • БЛАГОРОДЕН. Он вежлив и учтив со всеми, независимо от возраста и положения. Он знает, что хорошие и благородные манеры сближают людей.
  • ДИСЦИПЛИНИРОВАН. Он следует правилам семьи, организации, учебного заведения. Он выполняет законы своего города, своей страны. Если эти законы он считает несправедливыми, он пытается убедить изменить их, но не нарушает их.
  • БОДР. Он ищет во всем светлые стороны. С хорошим настроением выполняет все задачи, с которыми сталкивается. Он пытается сделать счастливыми других.
  • БЕРЕЖЛИВ. Он экономно расходует время и собственность. Он охраняет природу, народное богатство и личное имущество.
  • АККУРАТЕН.  Он заботится о чистоте своего дома и чистоте личной, никогда не нарушает свою форму одежды, с уважением относится к ней.
  • ЗАБОТЛИВ. Он заботится о других, помогает без принуждения, не надеясь на плату или награду.
  • СМЕЛ. Он не сдается перед опасностью, даже если боится. У него есть Мужество, Героизм и Воля отстаивать то, что он считает правильным, несмотря на какие-либо угрозы или прямые насмешки. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Программа гражданско - патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» на 2012 - 2014 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и и...

Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....

Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию в Лицее №211

Предисловие«Для гражданина России особенноважны моральные устои.Именно они составляют стерженьпатриотизма,без этого России пришлось бызабыть о национальном достоинствеи о национальном суверените...

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Программа поможет классным руководителям 5-9 классов в воспитании патриотов и граждан Отечества. Материал предполагает дополнения и изменения....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...

Опыт работы учителя истории и обществознания Донсковой И.А. «Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов.

laquo;Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов (с возможностью корректировки по итогам 9 класса и дополнениями на каждый ...

Ситема уроков внеклассного чтения( 5-9 кл.) в рамках образовательного проекта по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Постепенно в ходе уроков литературы я пришла к пониманию, что приобщение современных школьников к таким важным для каждого человека составляющим, как патриотизм,  гражданственность, осознание соб...