Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха»
рабочая программа (7 класс)

Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» ставит перед собой цель: создание психолого-педагогических условий для формирования социально-активной личности обучающихся путем включения в социально-значимую деятельность. Так же в программе обозначены следующие задачи: выявление интересов, склонностей и способностей обучающихся к различным видам социальной, профориентационной деятельности;  формирование стремления к личностному росту через расширение кругозора обучающихся;  развитие социальных и коммуникативных, познавательных умений, необходимых для установления межличностных отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochka_shkola_sots_uspeha_2018.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30  ГОРОДА ТОМСКА

(МАОУ СОШ № 30 г. Томска)

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

____________________

Руководитель  кафедры

___________

Протокол № __________        

от «      »                201_ г.

СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по НМР

__________________   И. В. Коряковцева

 «      »                201__г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МАОУ СОШ №30

г. Томска

               _________ И.Г. Бедина

Приказ №_______________

 от «      »               ____ 201_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Школа социального успеха»

(социальное)

Предметная область

Возраст

Количество часов (всего за год)

Количество часов (в неделю)

Программа составлена на основе

Год написания программы

Преподаватель              

коррекционно-развивающее направление

12-15 лет

17

1

36 занятий для будущих отличников / Л. В. Мищенкова. – М.: РОСТ, 2012. (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ)

2018

Башлыкова Евгения Андреевна

                                               

2018 – 2019 учебный год


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» основного общего образования для обучающихся 7 класса МАОУ СОШ №30 г. Томска разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:  

  1. Федеральный закон РФ от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании В Российской Федерации» (далее -ФЗ № 273);
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики  в области образования и науки»;
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы от 29.12.2014 № 2765-р;
  4. Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2015) (утвр. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ);

6. Федеральный государственный образовательный  стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) (далее – ФГОС ООО);

  1. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»;
  2.  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015);
  3.  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189);
  4.  Изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( от 24.11.2015 № 81);
  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

12.Основная общеобразовательная программа ООО МАОУ СОШ № 30 г. Томска (утв. приказом директора от 31.08.2015 № 198/о;

13. Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска о внеурочной деятельности приказ №69 от 19.04.2017 г.;

14. Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска «О порядке разработки, утверждения и экспертизы рабочих учебных программ и курсов внеурочной деятельности» приказ №69 от 19.04.2017 г.;

15. 36 занятий для будущих отличников : методическое пособие для 7 класса / Л. В. Мищенкова. – М.: РОСТ, 2012. – 222 с. илл. (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ);

16. 36 занятий для будущих отличников : Рабочая тетрадь для 7 класса. Часть 1 / Л. В. Мищенкова. – М.: РОСТ, 2012. – 72 с. илл. (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ);

17. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 7 класса. Часть 2 / Л. В. Мищенкова. – М.: РОСТ, 2012. – 72 с. илл. (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ).

Программа «Школа социального успеха» предназначена для обучающихся 7 «г» класса МАОУ СОШ№30. Психолого-педагогическая характеристикаи 7 «г» класса стала определяющей в разработке данной программы на 2018-2019 учебный год. Всего в классе по численности – 24 человека в возрасте от 12 до 15 лет. 7 Г класс имеет ряд отличительных особенностей на параллели седьмых классов: в классе обучается 8 обучающихся с неродным русским языком, 5 обучающихся имеют статус ребёнка с ОВЗ (нарушение речи, нарушение интеллектуально-мнестической деятельности), 1 обучающийся снят в прошлом учебном году с ВШУ, 1 состоит на данный момент на ВШУ. Стоит отметить, что в классе присутствует абсолютная успеваемость, качественная успеваемость теоретически может быть выше, чем есть по результатам мониторинга. По итогам 6 класса средняя успеваемость по классу – 3,3 балла (по пятибалльной шкале). Анализ занятости обучающихся во внеурочное время показывает, что дополнительными занятиями вне школы заняты 12,5% обучающихся класса (3 человека), во внеурочной деятельности и дополнительном образовании школы – 20,8% обучающихся (5).

По результатам психологического мониторинга: 50% (12 человек) обучающихся имеют положительную самооценку. 37,5% (9) обучающихся чувствует переутомление,  что говорит о неоптимальном уровне нагрузок для данных обучающихся. 12,5% обучающихся (3) обучающихся испытывает оптимальный уровень нагрузок. Спектр эмоционального фона обучающихся – достаточно разнообразный. К школе положительно относятся 50% (12) обучающихся, у 16% (4) обучающихся  неблагоприятная обстановка в семье, лишь у  33% (8) обучающихся хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Уровень тревожности у обучающихся в целом по классу - несколько повышенный.

Полученные комплексные данные свидетельствуют о наличии в жизни обучающихся ситуаций, которые выводят из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим детям, и он проявляет большую озабоченность по этому поводу, возможно данные проблемы связаны с межличностными отношениями, трудностями семейной ситуации, социализации.

Анализ развития классного коллектива и отдельно взятого обучающегося в частности позволяет сделать вывод о том, что в класс в целом нуждается в коррекционно-развивающей помощи. Учитывая спектр психолого-педагогических условий воспитания обучающихся класса, стоит учитывать возрастные особенности и особый акцент сделан на работу в направлении правового воспитания и формирования гражданской ответственности, вопросам конфликтологии, поэтому было принято решение о создании для данного класса программы внеурочной деятельности «Школа социального успеха», направление программы – социальное.

Цель программы – создание психолого-педагогических условий для формирования социально-активной личности обучающихся путем включения в социально-значимую деятельность.  

Задачи:

1. выявление интересов, склонностей и способностей обучающихся к различным видам социальной, профориентационной деятельности;

2. формирование стремления к личностному росту через расширение кругозора обучающихся;

3. развитие социальных и коммуникативных, познавательных умений, необходимых для установления межличностных отношений.

Данная программа составлена на основе:

1. УМК Л. В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» (Юным умникам и умницам. Курс развития познавательных способностей для массовых школ).

Согласно ФГОС ООО программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» основана на использовании системно-деятельностного подхода, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Так же согласно Стандарту ФГОС ООО программа «Школа социального успеха» ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») в частности таких как: уважение культурных традиций, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, активно познающего мир, уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни.

Место курса в учебном плане: программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» для 7 «Г» класса рассчитана на 17 учебных часов, 1 час в неделю.

Раздел 1.  Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей обучающихся, так и их психических свойств: память, внимание, воображение, речи, наблюдательность,  пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как понятийное и абстрактное мышление, категоризация. Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы,  математики, истории, обществознания помогают расширить кругозор обучающихся.

Предлагаемые разнообразные формы деятельности на занятиях: тренинговые упражнения, дискуссия, викторина, коммуникационные игры, кинокоучинг, социальное проектирование способствуют развитию навыков эмоционального и волевого саморегулирования, а также формированию  социально-приемлемых навыки общения, поведения. Предполагается посещение библиотеки с обучающимися.

Каждое занятие несет в себе определенную тематику, связанную с определенными памятными датами, культурными событиями России и мира. Это так же позволяет актуализировать имеющиеся знания обучающихся об окружающем мире, социальной действительности.

Соединить в одном занятии вышеперечисленные особенности работы помогают такие приемы работы как работа с фразеологизмами, пословицами, поговорками, шифровками, словесные игры подобные игре «Крокодил» и другие модификации, «графический диктант», «дополни предложение», элементы социального проектирования, работа с портфолио, участие в конкурсах,  использование кинезиологических упражнений, упражнения-энергизаторы, рефлексия и др.

Также необходимо отметить, что освоение курса предполагает участие в проектах (конкурсах) для обучающихся, в том числе для детей с ОВЗ через участие ГОУ ВПО  ТГПУ, «Школьная академия «Успех», что является стимулирующим фактором работы обучающихся в данном направлении,  а также средством оценивания планируемых результатов обучения.

Программа «Школа социального успеха» направлена на достижение личностных  и метапредметных результатов. Результаты освоения курса внеурочной деятельности, а также результаты освоение курса внеурочной деятельности представлены в таблице ниже:

Личностные результаты:

Будут сформированы:

Могут быть сформированы:

- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация, устойчивый познавательный интерес;

- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;

- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

- личностная и социальная активность в различной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленной на поддержание чистоты и красоты окружающей среды.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Будут сформированы:

Могут быть сформированы:

 - различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого её решения.

- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;

-декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.

Коммуникативные УУД:

Будут сформированы:

Могут быть сформированы:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение;

- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха.

Регулятивные УУД:

Будут сформированы:

Могут быть сформированы:

- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

- адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины.

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Воспитательные результаты

Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:

 1. приобретение учащимися социального знания (первый уровень результатов):

 2. формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй     уровень результатов);

 3. приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

Структура занятий выглядит следующим образом:

1. Приветствие.

2. Тематическая азминка (использование различных энергизаторов/ледоколов/ кинезиологических упражнений и т.п.);

3. Мотивация на работу по определенной теме (задание/ иллюстрация/ демонстрация видеофрагмента и т.п.);

4. Работа с заданиями по теме занятия;

5. Рефлексия (устная или письменная форма отражения усвоенного по данной теме и т.п.);

6. Завершение занятия.

Содержание курса

Раздел 1. Я в обществе (4 ч практическая работа) работа по исследованию собственного характера, о месте себя в окружающем мире, формировании правил поведения, социальных норм.

Формы работы: дискуссия, проективные методики, видеолекторий, тренинг.

Форма представления результата: оформленное представление результатов дискуссии, представление работы по проективной методике, составление краткого описания (плана) видеолектория.

Раздел 2. Мои успехи (0,25 теоретической работы, 3,75 ч практической работы) участие в конкурсах ТГПУ, в том числе для детей ОВЗ (по мере проведения). Что такое портфолио. Цели и задачи портфолио. Презентация результатов работы.

Формы работы: подготовка материалов для конкурсов ТГПУ, презентация своих достижений (творческое представление портфолио).

Форма представления результата: участие в конкурсах разной направленности (конкурсная работа, сертификат, диплом, грамота), формирование папки-портфолио, защита и презентация портфолио.

Раздел 3. Я и другие (0,25 ч теоретического материала, 5,75 ч практической работы) упражнения по профилактике конфликтного поведения, упражнения на развитие толерантного отношения к окружающим, упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.

Формы работы: тренинговые упражнения, кинокоучинг, социальная акция в школе.

Форма представления результата: оформление стенда результатов социологического исследования «Что такое конфликт и способы выходы из него» среди обучающихся школы, составление памятки «Если случился конфликт», эссе по тематике фильма «Головоломка».

Раздел 4. Мои права и обязанности (0,25 ч теоретического материала, 2,75 ч практической работы). Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Формы работы: лекция, решение практических задач,  социальная акция, проведение социологического исследования.  

Форма представления результата: представление решения правовых задач, проведение акции «Права и обязанности несовершеннолетних».


Раздел 3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

количество часов

Планируемая дата проведения

Вид деятельности на занятии

Форма представления результата

теоретических

практических

Раздел 1. Я в обществе

0

4

1

Здравствуй, школа!

0

1

6.09

дискуссия, видеолекторий

оформленное представление результатов дискуссии; составление краткого описания (плана) видеолектория.

2

Мой характер, мой темперамент

0

2

13.09

20.09

работа по проективным методикам

представление работы по проективной методике

3

О себе любимом

0

1

27.09

тренинг

Раздел 2. Мои успехи        

0,25

3,75

4

«Букет» творческих заданий

0

1

4.10

подготовка материалов для конкурсов ТГПУ

участие в конкурсах разной направленности (конкурсная работа, сертификат, диплом, грамота)

5

Что такое портфолио

0,25

0,75

11.10

работа с составлением личного портфолио

формирование папки-портфолио

6

Цели и задачи портфолио

0

1

18.10

7

Представление своих результатов

0

1

25.10

презентация своих достижений (творческое представление портфолио)

защита и презентация портфолио.

Раздел 3. Я и другие

0,25

5,75

8

Всё о конфликте

0,25

0,75

1.11

социальная акция в школе

составление памятки «Если случился конфликт»

9

Учимся понимать друг друга        

0

1

8.11

тренинг

10

Социологическое исследование

0

1

15.11

проведение социологического исследования

оформление стенда результатов социологического исследования «Что такое конфликт и способы выходы из него» среди обучающихся школы

11

Кинокоучинг по мультфильму «Головоломка»

0

3

22.11

29.11

6.12

кинокоучинг

эссе по тематике фильма «Головоломка».

Раздел 4. Мои права и обязанности

0,25

2,75

12

Права свои знай, обязанности не забывай

0,25

0,75

13.12

лекция, проведение социологического исследования

представление результатов социологического исследования

13

Уверенное поведение

0

1

20.12

решение практических задач

представление решения правовых задач

14

Не пуская пыль в глаза, подведем итоги!

0

1

27.12

социальная акция

проведение акции «Права и обязанности несовершеннолетних»

Итого 17 ч

0,75 ч

16,25 ч

   

                               

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения»

Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5-х классах. Главное назначение да...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Дорога к успеху"

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Дорога к успеху"5-9 класс...

Программа внеурочной деятельности "Школа лидера" (социальное направление)

Программа «Школа Лидеров» позволяет добиться следующих результатов. Личностных: · Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;&m...

Программа внеурочной деятельности "Шаги к успеху"

Программа внеурочной деятельности "Шаги к успеху" . Подготовка учащихся к олимпиаде по литературе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе»  для 10-11  классов          С цель обучения школьн...