классный час "Опять война. опять блокада"
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

: Светлой памяти жителей  блокадного  Города Ленинграда мы посвящаем наше выступление

Цель и задачи:   Показать на конкретных фактах    истории  мужество русских солдат и жестокость войны,,

 Как ленинградские дети выживали на Алтае во время Великой Отечественной войны.

развивать чувство патриотизма.

Учить детей коммуникабельности, умению  налаживать отношения с публико» В каких  условиях учились дети и светло верили, что наступит день победы. После школы помогали фронту, работали в госпитале, очищали улицы от снега.

900 дней и ночей длилась блокада. Страшная судьба постигла и семью Савичевыхй,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_opyat_voyna_opyat_blokada.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Опять война, опять блокада…»

Январь 2019

8 класс  МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»

Ведущий1: Светлой памяти жителей  блокадного  Города Ленинграда мы посвящаем наше выступление

Цель и задачи:   Показать на конкретных фактах    истории  мужество русских солдат и жестокость войны,,

 Как ленинградские дети выживали на Алтае во время Великой Отечественной войны.

развивать чувство патриотизма.

Учить детей коммуникабельности, умению  налаживать отношения с публикой,

Ведущий2.     Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

 Ведущий 2: Дети, погибшие в годы Великой Отечественной войны, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки уже никогда в своей жизни не были или не будут в полной мере счастливы.

В январе 27  -1944 была окончательно  снята блокада города Ленинграда

Справочный материал                  Приложение 1.  

  Как ленинградские дети выживали на Алтае во время Великой Отечественной войны.

Всего с 1941 по 1944 год в Алтайский край прибыло около четырех тысяч малышей из блокадного Ленинграда. Сегодня в живых осталось меньше четырехсот человек.

 На декабрь 1942 года в Алтайском крае было размещено 4714 ленинградских детей, в том числе из детских домов 1532 человека. Всего же на конец 1942 года на Алтае приняли 88 детских домов, около 10000 человек. Трудно было жить в то время и страшно... очень страшно… Хоронили людей в братских могилах. Ничто не могло сломить Ленинградцев. Даже в те страшные военные дни дети ходили в школу и учились. Вот что пишет 12-летний мальчик… «Мы учимся в бомбоубежище. С утра до вечера обстрелы, обстрелы… В наш дом влетел и разорвался снаряд, выбило все стекла. Мы загородили окно фанерой и теперь дома совсем темно. Готовлюсь к географическому сбору. Сегодня я ел кисель из столярного клея». «Где-то там, наверху свистели фугаски, рвались снаряды, а у нас под землей было тихо, тепло , светло. Радио приносило нам под землю вой сирены. У нас шел урок. Учитель объяснял нам новые темы. Нужно было запоминать, записывать. Заниматься стало трудно. Кочегарка не работала. Холодно. Коченеют руки и ноги, застывают чернила. В подземелье погас свет, мы перебрались в класс, где только одно окно застеклено, а остальные забиты фанерой» В таких условиях учились дети и светло верили, что наступит день победы. После школы помогали фронту, работали в госпитале, очищали улицы от снега.

900 дней и ночей длилась блокада. Страшная судьба постигла и семью Савичевых. Таня Савичева родилась в 1930 году, ей было всего 12 лет, когда шла война. Большая и дружная была семья Савичевых. Отец, Николай Родионович работал пекарем, пёк душистый и вкусный хлеб. Мать, Мария Игнатьевна, работала белошвейкой на фабрике. Началась война. Во время войны Таня вела дневник. Это маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей. "28 декабря 1941 года Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта - Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище. Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда. О ее судьбе написаны десятки книг, сняты фильмы, Эдита Пьеха исполняет "Балладу о Тане Савичевой", есть звезда, названная в ее честь. Но... немногие и сегодня знают, что Таня ошибалась, и Савичевы умерли не все. В таких страшных условиях выжила родная сестра Тани, Нина Николаевна, которая по сей день живёт под Петербургом.

Каждый год бывшие блокадники получают открытки с поздравлениями от Президента России. На обороте открыток неизменно фотография девочки с короткой стрижкой и черным бантом. Рядом - странички жуткого дневника, в котором она отмечала даты смерти самых близких людей. Как и другие пенсионеры, Нина Николаевна бережно хранит эти президентские открытки. В альбоме, рядом с оригиналом той самой, последней фотографии Тани.

  Ведущий 2:

Звезда упала и прервалась чья-то жизнь.

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!

Совсем недавно он смеялся звонко —

Теперь же в небесах лишь след его парит.

75  лет прошло, но не забыть о той поре.  О той войне помнят  все:  взрослые и дети. –

Ведущий 1:    Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Ученик читает стихотворение Ю. Воронова  «Опять война, опять блокада…» Звучит метроном (слайд 1-  2)

1-й ведущий: (слайд 3)

Никогда не забыть грозных дней лета и осени 1941года, когда фашисты приближались к городу, и все ленинградцы встали на защиту его рубежей. (слайд 4)

2-й ведущий:

Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда», 21 сентября 1941 года, Берлин: Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией… весной мы проникнем в город… вывезем всё, что осталось живое, вглубь России или возьмём в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».

1-й ведущий:

В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин и Петергоф. 4 сентября противник произвёл первый обстрел города; 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, а через два дня фашисты дважды совершили массированные налёты на Ленинград. В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались девятьсот суровых дней ленинградской блокады.

Но  во все  900 дней блокады  город Ленинград и ленинградцев поддерживала   наша страна

2-й ведущий: (слайд 5)

А это обращение Британской радиовещательной компании к гражданам Ленинграда, прозвучавшее в эфире 8 сентября 1941 года:

Слушай, Ленинград! Говорит Лондон… Лондон с вами… Ленинградцы, помните! В ответ на бомбы, сброшенные на ваш город, сбрасываются бомбы на столицу неприятеля. Победа за нами. Да здравствует Ленинград!

1-й ведущий: (слайд 6)

Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова выезжает из блокадного Ленинграда в конце сентября 1941 года. Этот сентябрь она запомнит на всю жизнь.

Ведущ. 2

И та, что сегодня прощается с милым, –

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

2-й ведущий: (слайд 7)

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно бомбила город. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия.

В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 грамм. Другие продукты по карточкам почти не выдавались.

2-я учащаяся, читающая в постановке стихи Ахматовой

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идёт выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой ещё, он всё слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба,

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть.

И стоит везде на часах,

И уйти не пускает страх.

1-й ведущий: (слайд 8)

Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение его жителей стало меняться в худшую сторону. Чтобы быть в курсе того, о чём думает население, военная цензура вскрывала все письма. Некоторые, в которых горожане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года цензура изъяла 1,5 процента писем. В декабре – уже 20 процентов.

3-й учащийся:

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по Санкт-Петербургу и области(материалы Управления НКВД по Ленинградской области)):

«…Жизнь в Ленинграде с каждым днём ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из неё делают лепёшки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».

«…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет».

«…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей».

2-й ведущий: (слайд 9)

Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжёлая и сверхтяжёлая артиллерия вела планомерный и ожесточённый обстрел жилых кварталов города.

2-я учащаяся, читающая в постановке стихи Ахматовой (слайд 10)

И в пёстрой суете людской,

Всё изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат

Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов –

Весёлых ливней весть.

А этот был, как пекло, сух,

И не хотел смятенный слух

Поверить – по тому,

Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нёс

Ребёнку моему.

1-й ведущий: (слайд 11)

Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь её можно было брать только из Невы.

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватало ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

3-й учащийся:

Строки из писем, изъятых военной цензурой: (слайд 12)

«…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, вода замёрзла, уборные не работают. Самое главное – мучает голод».

«…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я».

«…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мёртвых… В каждом доме в подвале склад»

1-й ведущий: (слайд 13)

Но город жил и боролся. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Всё время блокады работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт. Мало кому известная до войны поэтесса и писательница Ольга Фёдоровна Берггольц вошла в историю как «муза блокадного Ленинграда». Всю блокаду проработала она на ленинградском радио.

Выходит 4-я учащаяся, читающая в постановке стихи Берггольц.

(слайд 14)

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных…

2-й ведущий: (слайд 15)

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. До конца навигации с большой земли шли в Ленинград баржи с продовольствием. Когда Ладожское озеро замёрзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Шофёры повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбёжкой, машины с продуктами и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей.

5-й учащийся читает стихотворение А. Межирова «Ладожский лёд» (см. Приложение 1).

6-й учащийся: (слайд 16)

28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своём дневнике:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941г.».

Несколько нарушая хронологию, приведём остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк:

«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. Дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942

Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942

Мама 13 мая в 7.30 утра 1942

Савичевы умерли. Умерли все».

Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и Дядя Лёша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

2-я учащаяся, читающая в постановке стихи Ахматовой (слайд 17)

Постучи кулачком – я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

Твоего я не слышала стона.

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клёна

Или просто травинок зелёных,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студёной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

1-й ведущий: (слайд 18)

Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и тем не менее там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре-декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

4-я учащаяся читает отрывок из поэмы О. Берггольц «Февральский дневник»

«Как мы в ту ночь молчали, как молчали…» (см. Приложение 1). (слайд 19)

2-й ведущий: (слайд 20)

Зимой 1942 года было решено создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем стал скрипач и дирижёр Карл Элиасберг. Зимой 1942 года он настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. 9 февраля его привезли в стационар на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия 2-й степени».

Но уже 9 апреля он провёл репетицию созданного оркестра. Музыкантов искали по всему городу. Струнную группу подобрали, а с духовой - возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось искать по фронтам. Позже музыкантов прикрепили к столовой горсовета – один раз в день они получали горячий обед.

7-й учащийся:

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижёра,

Взмах палочки – и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою…

Звучит отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

1-й ведущий: (слайд 21)

9 августа 1942 года шёл 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве. Дирижировал К. И. Элиасберг.

Своеобразным вступлением к симфонии, создававшейся в осаждённом Ленинграде и проникнутой верой в победу над фашизмом, явились раскаты батарей нашей дальнобойной артиллерии. Это не было случайным совпадением. Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров приказал огнём батарей 42-й армии предупредить вражеский обстрел, который мог прервать исполнение. Операция называлась «Шквал».

Звучит отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича

4-я учащаяся читает отрывок из поэмы О. Берггольц «Февральский дневник»

«Был день как день, ко мне пришла подруга…»  (слайд 22)

2-й ведущий:

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага. Более 400 тысяч их покоится ныне на мемориальном Пискарёвском кладбище у ног символической фигуры матери-Родины. Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.

Звучит песня «Ленинградский метроном» (слайд 23)

Война оставила  тяжелый след в каждом городе и  селе. Проходя по улицам , названным  в честь воинов, погибших на этой войне,( ул. имени братьев Шутаковых , ул. имени Петра Круглова, мы испытываем чувство гордости.

За годы войны в различных родах войск на фронте служили  6588 тогульчан, призванных на фронт.    2963 тогульчанина  не вернулись с войны.

Если по каждому из 27 млн.  погибших  в стране  объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 43 года.     А это значит, что за 1418 дней каждую минуту погибало 13 человек.

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Дети рассказывают  о подвиге Кавалеров трёх Орденов Славы  -Нехорошкове  и Трухине – героях-   тогульчанах.\  Тогульчанах , воевавших под Ленинградом   - презентация подготовлена учащимися. Весь наш народ поднялся на защиту Родины.

 230  тогульчан ушли на  фронт уже в первые дни войны.

 Кто – то трудился в тылу: растил хлеб, работал на заводах и фабриках; в госпиталях, выносил из огня раненых, кто - то проливал свою кровь на полях сражений.

Круглов Петр,                         6 братьев Шутаковых,

 Матвей Савинцев,                  Михаил Баскаков,

 5 братьев Цыплёнковых.       Владимир Нехорошков,

 Сергей Трухин,

Ветераны Великой Отечественной: Михаил Константинович  Зенков,      Николай Прокопьевич Панин,Николай Михайлович Макаров ,        Василий Константинович     Полуэктов, Валентин Матвеевич Братенков,       Иван Алексеевич Гилёв,

Григорий Терентьевич Дмитриев,    Николай Дмитриевич Кречетов, Венерий Спиридонович Кузнецов,    Пётр Николаевич Савинцев

Александр Николаевич Соснин,        Ефросинья Павловна Фролова ,Анна Михайловна Царегородцева,   Сергей Фёдорович Габов.

Никто из бойцов тогда не знал, доживёт ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой.

 Но мужество и отвага не покидали их. Мысль о том, что дома их любят и ждут,  согревала,  придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

8-й учащийся:

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол-Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут…

слайд 24

Приложение 1        Как ленинградские дети выживали на Алтае во время Великой Отечественной войны.

В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое Пискаревское , на котором похоронено 470 тысяч человек.

В Алтайском крае детям блокадного Ленинграда поставили памятник

Такую инициативу высказали жители села Боровлянка Троицкого района, в которое в годы Великой Отечественной войны было эвакуировано около 200 малышей из города на Неве, сообщает пресс-служба администрации Алтайского края. Памятник построен на народные деньги, их собирали не только жители села, района, несколько переводов поступило из Санкт-Петербурга, свою лепту внес и Губернатор края Александр Карлин.

 Работа по увековечению памяти о юных блокадниках началась в 2000 году. В ходе акции «Зажгите свечи в нашу память» жители Троицкого района смогли собрать порядка 450 тысяч рублей. На сельском кладбище установлен памятник и мемориальные плиты с фамилиями умерших блокадников. В 2013 году планируется установка памятника краевого значения. В связи с этим продолжается изучение документов и поиск родственников детей, которые были эвакуированы на Алтай в годы войны

        В селе Боровлянка Алтайского края открыли памятник маленьким ленинградцам - жертвам блокады. На обелиске 88 фамилий малышей, которые умерли уже на Алтае. Сведения об этом нашли в местном архиве. Открытие памятника приурочили к дате: 70 лет назад первые теплушки с блокадными детьми прибыли на станцию Боровлянка.

- За годы Войны Алтайский край принял более 100 детских домов с территорий, которые либо были захвачены, либо находились в непосредственной близости от фронтов. Так, к декабрю 1942 года Алтайский край принял более пяти тысяч детей блокадного Ленинграда, из них 209 человек приняла Боровлянка, - сказал на открытии мемориала губернатор Алтайского края Александр Карлин.

Детей отправляли через Ладогу, по Дороге жизни. Затем больше месяца они ехали по железной дороге в "теплушках" - специально оборудованных товарных вагонах. Не все дети могли пережить эту дорогу. Жителей Боровлянки помогали маленьким ленинградцам продуктами и деньгами.В открытии памятника погибшим детям приняли участие очевидцы тех событий. Одна из них - Наталья Крахмалева. В 1942 году она 16-летней девчонкой сопровождала детей из Ленинграда. Другую участницу тех событий, Нину Ломакину, удочерили жители Боровлянки, и она всю жизнь прожила в этом алтайском селе.

…Последний эшелон с малышами, эвакуированными из блокадного Ленинграда в 1942 году, пришел в Боровлянку Троицкого района 23 октября. Детей сопровождала 17-летняя Наташа. Она живой свидетель того, как перетерпевшие год блокады и месяц тяжелого пути дети сдавались смерти уже в спасительном тылу.

Блокадные дети. Фото: nnm.ru.Нина приехала в Боровлянку совсем крошечной, двухлетней, забывшей маму и папу, но помнящей ленинградскую бомбежку.

Для Наташи и Нины Боровлянка стала местом спасения. Они и сегодня живут здесь.

Ольга из "Онегина"

Наталья Федотовна Крахмалёва.

– Я начну рассказывать с начала. С того, как началась война. Вы не против? А ты, друг, уходи отсюда, ты только мешать будешь. – Наталья Федотовна Крахмалева, смеясь, прогоняет с колен холеного кота, но тот возвращается обратно: согласен слушать и сидеть тихо. Женщина уступает ему и рассказывает:

– У меня было очень хорошее детство. В школе я брала уроки фигурного катания, занималась хореографией и вокалом во Дворце культуры у актрисы Театра оперы и балета им. Кирова. Готовилась к поступлению в консерваторию. Преподавательница мне говорила: "Ты Ольгу в опере „Евгений Онегин“ сыграешь без грима". И я всегда старалась. А потом война…

Наташа возвращалась с родителями после отдыха на даче. Поезд остановился за чертой города: уже созывалось народное ополчение, окна домов были заклеены крест-накрест на случай бомбежки. Таким она запомнила первый день Великой Отечественной.

Отец и брат ушли на фронт, мама устроилась работать в детский сад, а 16-летнюю девушку отправили рыть окопы под Псков.

– Помню, как вернулась из Пскова домой, – вспоминает Наталья Федотовна. – Трамваи уже не ходили, и мне пришлось далеко идти пешком, потому что жила я… Вы не знаете Ленинград? Я жила на Васильевском острове. Там был горный институт, судостроительный завод… Ну, да ладно. Начались обстрелы, бомбежки. Пришел голод. Отключили воду, потом электричество и отопление. Мы с мамой, помню, скрутили папироски, продали и купили себе железную печку. Сами стали дома печь хлеб. Посолим погуще и жарим на олифе. Главное было пить больше воды… Чтобы протопить жилье, люди срезали кресты на кладбищах. Мы в тех же целях жгли мебель.

Наша собеседница все время слегка улыбается, как и подобает красивой актрисе. Правда, иногда со слезами:

– Санитары и дружинники не успевали убирать мертвых. Покойники лежали на улицах, оставались в домах. У меня сначала умерла крестная, потом тетя, потом маленькая двоюродная сестренка. Мама, всегда отдававшая мне последний кусочек, тоже умерла. Я четыре дня спала с ней на одной кровати. Было не страшно.

На пятый день вместе со старшей двоюродной сестрой Наталья зашила маму в простыню и на санках отвезла в морг. Утром шестого дня пошла работать в тот же садик, где еще недавно трудилась мама. Домой возвращаться не было смысла, и она проводила с детьми сутки напролет. Во время бомбежки ребятишки соскакивали с постелей, жались к ней.

– Детки, милые, ну, потерпите, счас все прекратится, – уговаривала она их ночами.

Так продолжалось до сентября 1942-го, пока не пришел приказ: детей отправлять в тыл, в Алтайский край. Наташу послали с эшелоном.

Ленинградка

– Нас привезли в Боровлянку, – продолжает Наталья Крахмалева. – Детей положили спать на нары. Ну, что это? Разве сравнишь с Ленинградом? У них там были кроватки. Они там кушали за столиками… А здесь-то у местных жителей у самих ничего нет, кто детям поможет?

Ослабшие малыши стали чахнуть на глазах молоденькой воспитательницы. Чем эта привыкшая к песням и празднику птичка могла им пригодиться?

– Я убирала у них и кормила, – говорит она. – Не прошло и месяца, меня послали в совхоз Горюшино обрезать свеклу от ботвы. Долго мы там работали, но хоть ели…

Зимой дети начали массово умирать. Меня и других взрослых блокадников стали заставлять ездить по деревням, побираться. Мы не отказывались, кормить-то чем-то их надо было! Я уезжала с товарным поездом, вешала на спину мешок и ходила по домам. Где дадут картофелину, где свеколку, где тыкву, а где скажут: "Как вам не стыдно, попрошайки", – и прогонят. Ну, поплачешь и дальше…

Выживших сирот-блокадников власти отправили в село Петровка в дом малютки. Наталья устроилась секретарем в ремесленное училище. Работала за еду.

– Потом меня приказом послали учиться на снайпера. Помню, первый раз взяла эту винтовку, прицелилась, куда не знаю, выстрелила… Как дало мне отдачей в лоб! Я заплакала, командиру говорю: "Я стрелять больше не буду". А она фронтовичка: "Счас же иди. Будешь". Ну, показала, как правильно. Я опять прицелилась, глаза закрыла, выстрелила и попала в цель. После этого ни разу не промахивалась, но стреляла всегда, закрыв глаза, – смеется Наталья Федотовна. – Меня хотели отправить на фронт, как отличницу, но я не прошла из-за невроза сердца. Куда деваться? В Боровлянку вернулась, еще по дороге меня обворовали.

А тут меня один парень любил сильно. Он пришел с фронта без обеих ног, на протезах. Все смотрел на меня и говорил: "Как ты будешь жить вообще? Тебя ж так и будут все обворовывать, перебирайся ко мне". Он жил с мамой и сестрой. Ну, что мне еще оставалось? Пошли в загс.

Соседи пытались образумить Леонида Крахмалева: "Че ты женишься на этой ленинградке, у нас вон сколько своих девчонок". Он никого не слушал. Любил.

– Детей у нас долго не было, потом ближе к концу войны родилась Нина. Война кончилась, и я уговорила мужа поехать в Ленинград. Там отец, вернувшись с фронта, женился и ушел жить к новой жене, квартиру оставил мне.

Возвращение

Молодые неплохо устроились в Северной столице: в старой квартире уцелела даже мебель. Леонид умудрялся и учиться, и подрабатывать, несмотря на то что серьезно болел.

– Вот соберемся куда-нибудь, в кино, например, а он валяется и не может встать. Говорит как-то: "Знаешь, а ведь я здесь умру. Давай поедем обратно". Папа меня отговаривал, обещал, что будет помогать с ребенком, но я решила, что дочь нельзя разлучать с отцом. Поэтому бросила квартиру и, ничего не сказав родным, вернулась на Алтай. Здесь родилась вторая дочка. Ее муж назвал Наташей, – продолжает блокадница. – В Боровлянке купили корову, поросят, собаку… Леня просил, чтобы я сидела дома, но у меня же был хороший слух и голос, я знала все современные танцы, поэтому в свободное время вела кружок самодеятельности, все время была на виду. Вскоре мне предложили должность в библиотеке. Конечно, я пошла работать – не буду же я с коровой сидеть всю жизнь!

Младшая дочка у меня с раннего детство плясала, пела и выбражала. Малышкой даже выходила на сцену в детском клубе в роли конферансье. И ведь долго потом еще выступала. Даже ездила поступать в музыкальное училище, но на полпути ее обворовали, она вернулась сердитая и объявила, что вообще теперь никуда учиться не пойдет. Ну, ничего взяли ее потом в лесной техникум без экзаменов даже. Там она и мужа своего будущего встретила. Живут сейчас хорошо, дом у них напротив почты…

А я всю жизнь проработала в самодеятельности. У нас были прекрасные хоры: хор учителей, хор леспромхоза, вокально-инструментальный ансамбль. Наш клуб занимал третье место по краю! В перестройку все развалилось, конечно… Ну, я все вам рассказала?

– Наталья Федотовна, вы не жалеете, что ослушались отца и вернулись в Боровлянку?

– Я уже как-то отвечала на этот вопрос, – она опускает глаза, перебирает фотографии. – Жили мы неплохо. Наверное, если бы я осталась в Ленинграде, то так долго не прожила бы. А здесь я на природе, лес кругом, работала всегда с молодежью, было так весело. Нет, сейчас, конечно, здесь делать нечего, совсем сходить некуда. А когда-то такое было село! Такая была Боровлянка!

Детдомовка

Нина Андреевна Смирнова.

Нина Андреевна Смирнова, еще одна оставшаяся в Троицком районе уроженка Ленинграда, только в этом году получила статус блокадницы. В 1943 году ее удочерили, и после каким-то образом она исчезла из списков детей, эвакуированных на Алтай. Справедливость восстановили в суде.

– Я помню первое свое впечатление по приезде – домики все маленькие такие, не как в Ленинграде, – рассказывает она. – Здесь же даже двухэтажных домов тогда не было. Глушь, конечно, такая была… Холодно, кормили плохо, лекарств не было. Как-то я проснулась, а девочки, которая спала со мной, нет. Куда делась? Видать, умерла…

Потом помню детский дом. Все нас мир не брал с местными ребятишками – ох, и не любили они нас.

Нине шел четвертый год, когда в детдом пришла красивая брюнетка. Она подходила ко многим девочкам, а Нине вдруг сказала: "Дочка, я так долго тебя искала!"

– Я поверила с легкостью в то, что она правда моя мама: родную-то я не помнила. Только то, что у нее были длинные темные волосы… Позже, конечно, когда стали жить, я ее начала донимать вопросами: "Мама, почему ты ногти не красишь? Где твое красивое платье?"

Соседские ребятишки обзывали Нину Андреевну детдомовкой.

– Я при них-то не плакала, дома ревела. Гордая шибко была, – смеется она над этим воспоминанием. – Мама утешала, говорила, что врут все, и я ей верила. Долго они с отцом от меня правду скрывали. Может, и правильно. Потом я тайком пробовала родных искать, но безуспешно, естественно! Как? Если я ни имен, ничего не помню. А про Ленинград как вижу сюжет по телевизору, так смотрю. Свои детдомовские справки берегла не для судов, не для исков. Они мне как память о родине. Подтверждение того, что я не из Боровлянки.

Свечи в память


Памятник боровлянским блокадникам откроется в октябре 2012 года на старом кладбище.

Детей блокады везли в детские дома Барнаула, Бийска, в Солонешенский, Алтайский, Троицкий, Крутихинский, Тюменцевский и другие районы. Старожилы говорят: умиравших здесь малышей хоронили наскоро, без надгробий. Не удивительно, что поминать такое не хотелось даже в День Победы.

Только в 2000 году по инициативе Екатерины Березиковой, заведующей Боровлянским филиалом Троицкой межпоселенческой библиотеки, на месте, где предположительно хоронили детей, установили крест. Вслед за этим началась серьезная работа по восстановлению сведений о детях блокады, привезенных в Троицкий район. Примерно через месяц в Боровлянке должен появиться мраморный памятник с их именами.

– Первоначально в архивах загса мы нашли 65 фамилий детей, умерших здесь, потом еще 23. Большинству погибших было годик-два, – рассказывает Екатерина Анатольевна. – Сколько человек точно сюда привезли, сказать пока нельзя, у нас есть информация только по двум детским домам, а по третьему никак не можем найти материалы, куда только ни обращались. Поэтому можно лишь предполагать, что всего в Троицкий район привезли около двухсот человек.

По архивным документам Екатерина Березикова как могла реконструировала события того времени. Первый поезд привез детей 22 августа 1942 года из детского дома № 30 Ленинграда. Уже через четыре дня органы загса зарегистрировали первую смерть. С наступлением холодов малыши стали умирать массово.

В октябре 2011 года, после Дня памяти по погибшим детям блокады, в районе объявили акцию "Зажгите свечи в нашу память", рассчитанную на сбор средств для памятника детям блокадного Ленинграда. Скоро проект стал краевым. Памятник боровлянским блокадникам откроется в октябре на старом кладбище, но деньги будут собирать и дальше – теперь на мемориал всем погибшим на Алтае блокадникам.

Каждый год бывшие блокадники получают открытки с поздравлениями от Президента России. На обороте открыток неизменно фотография девочки с короткой стрижкой и черным бантом. Рядом - странички жуткого дневника, в котором она отмечала даты смерти самых близких людей. Как и другие пенсионеры, Нина Николаевна бережно хранит эти президентские открытки. В альбоме, рядом с оригиналом той самой, последней фотографии Тани. http://www.deti-66.ru/ Всероссийский интернет-конкурс "Мастер презентаций"

Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. Только по озеру люди могли связаться с землёй. Эту дорогу и назвали Дорогой жизни. Но эта дорога беспрестанно обстреливалась. На этой дороге пролилось много крови. Сегодня на дороге жизни стоит памятник «Цветок жизни» На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Была война. Была блокада Ленинграда".

Конспект классного часа....

Опять война, опять блокада

Сценарий внеклассного мерооприятия,посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...

"Была война. Была блокада." Урок Мужества

Материал раскрывает одно из главных событий в Великой Отечественной войне – период блокады Ленинграда и является ключевым мероприятием в рамках мероприятий, проводимых к памятной дате – Освобождению г...

Красногвардейский район в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда

Методическая разработка "Красногвардейский район в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда" включает тематические материалы, предназначенные  учителям и педагогам шк...

Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара

quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...

«Судьбы трёх флотских офицеров в истории Войны и Блокады Ленинграда»

Материал о героях Великой Отечественной Войны. Создан в процессе изучения исторических данныхо моих родственниках....