Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
рабочая программа (8 класс)

Крендясова Лариса Анатольевна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" УМК И. Липсиц

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к основной образовательной

программе основного общего образования,

реализующей Федеральный компонент ГОС,

 утверждённой  

                        приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

№ ____ от _______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Финансовая грамотность

 (наименование учебной дисциплины)

основное общее

(уровень образования)

8 классы

(классная параллель)

Финансовая грамотность. Инновационные материалы для проведения апробации учебного курса по финансовой грамотности в образовательных организациях (основное общее образование)

(полное наименование программы)

Учебник

Финансовая грамотность. И. Липсиц, О. Рязанова. Материалы для учащихся.

(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего: 35 часов; в неделю: 1 час

Крендясова Лариса Анатольевна, учитель математики, первая категория

(ФИО, квалификационная категория)

п. Салым

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон №273-ФЗ от 20.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Основная образовательная программа основного общего образования НРМОБОУ СОШ № 1 п.Салым на 2018 – 2019 учебный год;

-  Учебный план НРМОБОУ СОШ № 1 на 2018—2019 учебный год;

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ.  Программа разработана РАО, редактор программы – член-корр. РАО И. А. Сасова./ Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И. Мишин,Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс,2008 и Финансовой грамотности: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c.

В 8–9 классах дети с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся данного возраста способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Программа рассчитана на 1 час, составлена на 35 часов, направлена на учащихся 8 классов.

Цель и задачи программы:

 Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

 Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

 • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

 • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:

 • составление текстов в устной и письменной формах;

 • умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам освоения курса:

— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная

способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,

бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

— владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-ходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в

сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

•  способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Структура курса:

Курс финансовой грамотности в 8 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

Раздел

Кол-во часов

1

Управление денежными средствами семьи.

8

2

Способы повышения семейного благосостояния

7

3

Риски в мире денег

7

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

5

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Итого:

35

Тематический план

В тематическом плане указаны темы каждого занятия, включая занятие контроля по каждому разделу, а также соответствующие формы проведения занятия. Каждой теме посвящено отдельное занятие в материалах для учащихся.

№ темы

Тема

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Тема 1. Происхождение денег

2

1.1

Деньги: что это такое?  

1

01.09

1.2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

08.09

        Тема 2. Источники денежных средств семьи

2

1.3

Какие бывают источники доходов

1

15.09

1.4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

22.09

Тема 3. Контроль семейных расходов

1

1.5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

1

29.09

Тема 4. Построение семейного бюджета

3

1.6

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

06.10

1.7

Как оптимизировать семейный бюджет

1

13.10

1.8

Проектная работа «Бюджет моей семьи»

1

20.10

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

3

2.9

Для чего нужны финансовые организации

1

27.10

2.10

2.11

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

2

10.11

17.11

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

3

2.12

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

24.11

2.13

2.14

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

2

01.12

08.12

2.15

Онлайн урок

1

15.12

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

4

3.16

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

22.12

3.17

3.18

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

2

29.12

12.01

3.19

Чем поможет страхование

1

19.01

Тема 8. Риски в мире денег

3

3.20

3.21

Какие бывают финансовые риски

2

26.01

02.02

3.22

Что такое финансовые пирамиды

1

09.02

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2

4.23

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

16.02

4.24

Польза и риски банковских карт

1

02.03

Тема 10. Собственный бизнес

3

4.25

Что такое бизнес

1

09.03

4.26

4.27

Как создать свое дело

2

16.03

23.03

Тема 11. Валюта в современном мире

3

4.28

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

06.04

4.29

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

13.04

4.30

Проект «Валюта: доходы или расходы»

1

20.04

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

3

5.31

5.32

Что такое налоги и зачем их платить

2

27.04

04.05

5.33

Какие налоги мы платим

1

11.05

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

2

5.34

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

18.05

5.35

Онлайн урок

1

25.05

Содержание и примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний, осваиваемых умений

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег;

из чего состоит денежная масса;

способов влияния государства на инфляцию;

структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.;

 факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников;

зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно

на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

– пользоваться дебетовой картой;

– определять причины роста инфляции;

– рассчитывать личный и семейный доход;

– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

Компетенции:

– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– принципа хранения денег на банковском счёте;

–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

– возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

– рассчитать реальный банковский процент;

– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

– анализировать договоры;

– отличать инвестиции от сбережений;

– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;

страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

– читать договор страхования;

– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

– соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства;

иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости  и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес деятельности необходимо получить специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

– читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.

Личностные характеристики и установки:

Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения:

– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Компетенции:

– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся:

  1. Лекция-беседа
  2. Практикум;
  3. Игра;
  4. Проектно-исследовательская деятельность
  5. Онлайн-уроки.

Список литературы и интернет-источников

1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература

1. Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. –

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

8. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ

9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

30

6 РАЗДЕЛ

10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга

11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»

12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической шко-лы по личным финансам

14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по

экономике

15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории эко-номической мысли (на англ. яз.)

16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»

17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация

по мировой экономике

18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы

экономики

19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований

20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ

21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи

22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации

23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка

24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда

25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5-9 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 10-11 классов

Рабочая программа разработана и составлена на основе  учебно-методических пособий:1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.:...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9  классов...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

Участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах,  «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности»

   Программа курса «Математический экспериментариум» направлена на развитие у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда, качеств мышления, необходим...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Функциональная грамотность" модуля " Читательская грамотность " , 5-6 класс

quot; Читательская грамотность" - способность человека понимать , использовать и оценивать тексты. Данный материал поможет учителю в планировании работы по курсу " Функциональная грамотност...