Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Росток"
методическая разработка (5 класс)

Программа расчитана на учащихся 5 класса. Программа-конструктор состоит из 4 модулей, которые можно компоновать в зависимости от конкретных педагогических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochnoi_deyatelnosti22rostok22.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области                        «Средняя общеобразовательная школа №22»

Утверждаю

и.о. директора МБОУ СОШ №22

______________Н.В. Загорудкин

Программа по внеурочной деятельности                                                          духовно-нравственного направления «Росток»                                               для учащихся 5 класса

Разработчик: О.Э. Аралина                                                                            учитель ОДНКНР

г.о. Королёв

Московской области

2019

Пояснительная записка

История нашей школы №22 своими корнями уходит в 80-е года 19 века. В начале 1876 года для детей и рабочих шелкоткацкой фабрики Сапожниковых в сельце Куракино  была открыта 3-х летняя школа, которая размещалась в приспособленном помещении,  находящимся рядом с фабрикой. Лет через 10 фабрикантами Сапожниковыми была построена новая деревянная школа. Настоящее здание школы построено в 1962 году. Основной контингент учащихся школы по-прежнему составляют дети работников бывшей фабрики Сапожниковых, переименованной в 1923 году в фабрику «Передовая текстильщица».

К сожалению, потрясения в обществе конца 90-х годов до сих пор продолжают сказываться на социальных условиях жителей нашего микрорайона. Среди семей наших учащихся высокий процент неполных семей, а также семей, где работает только один из родителей. Есть среди наших учеников и дети, чьи родители осуждены и отбывают наказания. Есть дети, у которых один или оба родителя больны алкоголизмом. Это дети, у которых формирующаяся картина мира подчас деформирована, имеет искаженные морально-нравственные ценности, поэтому школа становится источником не только знаний о научных и культурных достижениях человечества, но и знаний о духовных основах жизни.

В последние десятилетия в школу поступают дети семей мигрантов из бывших союзных республик (Армения, Таджикистан, Киргизия, Молдова и др.).  В этом случае именно школа становится интегративной культурной площадкой, помогающей освоиться в новой культурной среде детям и их родителям, которые зачастую плохо владеют русским языком, не имеют никакого представления о традиционной русской культуре, базовых национальных ценностях. А ведь знание культурных и исторических традиций русского Православия помогает понять и образы русской литературы, музыки, живописи и зодчества. В конечном итоге освоение системы духовно-нравственных ценностей русского православия помогает процессу социализации личности, ее самореализации и самоактуализации.

Задача,  поставленная перед образованием Президентом РФ, - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций — реализуется  в процессе учебного процесса и внеурочной деятельности школьников.  В учебном плане нашей школы на всех ступенях обучения ведется преподавание таких дисциплин как ОРКСЭ (4 класс), ОДНКР (5, 6 и 7 классы) и ДКП (8 класс), направленных на формирование нравственных качеств личности, ее духовного содержания.  Но учебный и воспитательный материал, содержащий информацию о базовых национальных ценностях, не сосредоточен только в материале какого-либо одного учебного курса, предмета, а напротив, раскрывает себя в содержании многих школьных предметов и во внеурочных занятиях по духовно-нравственному направлению. Занятия в рамках внеурочной деятельности проходят в тесном сотрудничестве  со священником храма блаженной старицы Матроны Московской, бывшим выпускником нашей школы о. Никитой Потаповым.   Опыт сотрудничества нашей школы, родительской общественности и церкви лег в основу разработанной нами программы по духовно-нравственному воспитанию «Росток» для учащихся 5 класса.

В последнее время многие педагоги обращаются к богатому опыту Русской Православной церкви в деле нравственного воспитания молодежи. Но, как правило, сотрудничество  школы и храма носит эпизодический характер — экскурсия в храм, беседа со священником.  Исключения составляют православные школы и гимназии. В нашей программе мы соединяем усилия школы, семьи и церкви в процессе формирования и развития духовно-нравственных качеств личности.  В основу программы мы положили знакомство детей с понятиями христианской этики, учением о добродетелях и грехе, добре и зле.  Послушание, милосердие, скромность, жертвенная любовь — именно на эти христианские добродетели мы хотим обратить внимание детей в первую очередь, т. к. и послушание, и скромность, и милосердие, и жертвенная любовь всегда были для русского человека ведущими чертами характера. Источником этих добродетелей, конечно же, является святая Православная Церковь. И даже современное светское общество высоко ценит в людях такие качества, как исполнительность, ответственность (послушание), добросердечность, отзывчивость (милосердие), мужество, стойкость и способность отдать даже свою жизнь ради спасения других (жертвенная любовь). Поэтому в нашей программе мы рассматриваем каждую добродетель с точки зрения духовной (вертикаль взаимоотношений человека и Бога) и с точки зрения нравственной (горизонталь отношения человека к миру и самому себе).  

Цель реализации программы:

Воспитание духовно и нравственно зрелой личности, способной сделать нравственный выбор в сложной жизненной ситуации и нести за него ответственность.

Задачи реализации программы:

  1. Приобщить к сокровищнице духовно-нравственного опыта наших предков; воспитать уважение к культурным ценностям других народов, через понимание духовных ценностей своего народа.
  2. Познакомить учащихся с историей микрорайона, города, области,  православными традициями и праздниками на примере подготовки и проведения праздничных мероприятий в семье и в классе.
  3. Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи и прихода храма блаженной Матроны Московской.

Формы реализации программы:

        - беседа

        - исследовательский проект

        - просмотр к/ф

        - дискуссия

        - литературно-музыкальная гостиная

        - семейные праздники

        - экскурсии, паломничества

Принципы программы:

  1. Принцип природосообразности;
  2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  3. Личностно-ориентированный подход;
  4. Принцип сотрудничества;
  5. Деятельностный подход.

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО и ООО и способствует

    - духовному и личностному росту учащихся

- развитию творческого и логического мышления

- формированию необходимых компетенций для осуществления   духовно-нравственного самообразования и самовоспитания, исследовательской работы

- формированию коммуникативных компетенций

- развитию эмоционального интеллекта, как способности сочувствовать и сопереживать другим, понимать свои чувства, как причины поступков.

- формированию положительного восприятия себя в мире

           Содержание программы включает 4 модуля («Я и мир», «О России петь - что стремиться в храм», «Наше наследие», «Я и моя семья»), составленных по принципу интеграции светского и православного понимания добродетелей (послушание, милосердие, скромность, любовь) и раскрывающих два вектора формирования культуры личности: духовный, как вертикаль взаимоотношений Бога и человека, и нравственный, как горизонталь отношений человека к самому себе, голос его совести. Каждый модуль представлен в виде определенного набора воспитательных мероприятий. Модуль «Я и мир» состоит из занятий, посвященных сложному и важному процессу социализации личности, поиску ответов на главные вопросы человечества: что есть добро и зло. Модуль «О России петь - что стремиться в храм» направлен в первую очередь на знакомство с культурными традициями русского православия. В модуле «Наше наследие» мы знакомим учеников с историей нашего микрорайона, города. Этот модуль по сути является началом курса «Духовное краеведение Подмосковья». Понятие семьи как малой церкви в духовном плане, и важность крепости семейных отношений для сохранения благополучия светского общества — все это мы стараемся раскрыть в модуле «Я и моя семья».

        При планировании занятий в течение учебного года не обязательно строго выдерживать последовательность занятий внутри модуля. При необходимости, в зависимости от степени готовности ребят к обсуждению той или иной темы, последовательность занятий можно менять, объединяя их из различных модулей близких по смыслу. Например, занятие из модуля «Наше наследие» о семье фабрикантов Сапожниковых может идти следом за уроком, посвященном семье царственных страстотерпцев. Главное условие, которое необходимо соблюдать,  - целесообразность, логичность изложения материала. Модуль «Наше наследие» предполагает активное участие учащихся в исследовательской работе. Поэтому ребятам темы исследования даются в качестве самостоятельной домашней работы.

1. Модуль «Я и мир» (мировоззрение, базовые христианские ценности)

        Осознание личностью себя в мире является важнейшим аспектом успешной социализации и самоактуализации. Понятие личности несколько разнится в психологии и богословии.

  С точки зрения богословия, личность — разумно-свободная ипостась (индивидуум) (Божественное Лицо, конкретный ангел, конкретный человек). С точки зрения психологии, личность — совокупность устойчивых качеств, характеризующих индивидуальный психологический и социальный облик человека. Личность предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь.

 Продолжающийся практически всю жизнь процесс усвоения личностью культурных ценностей, социальных норм и образцов поведения — процесс социализации. Кроме того социализацию можно определить как  совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. Агенты и институты делятся на первичные и вторичные в зависимости от степени близости к личности. К первичным агентам социализации относятся родители, родственники, учителя, друзья, лидеры молодежных объединений. Вторичные агенты — администрация школы, полиция, представители Церкви, армия. Первичные институты социализации — семья, школа, группа сверстников и т. д.   Вторичные институты социализации — государство, его органы, Церковь и т. д.  Естественно, процесс социализации, в котором первичные и вторичные агенты и институты являются для личности равнозначимыми, будет больше способствовать формированию и объективной  картины мира, и поможет каждой конкретной личности осознать свое собственное место в жизни, принимая всю ответственность за свой собственный выбор и уважая выбор других.  

        Занятия модуля «Я и мир»  объединяют  усилия школы, семьи и церкви для того, чтобы у школьника сформировалось представление о мире, в котором идея соборности, общинности и общности являются основополагающими именно для русского мира. Важная идея православной культуры — раскрытие в своей личности образа Бога, стремление к обожению. Это стремление и, наконец, обретение в себе образа Бога возможно в том случае, если личность осознает себя свободной в первую очередь от греха. Но обретение личной свободы доступно лишь личности, понимающей что есть послушание и личная ответственность.

        Цель: формирование у учащихся представления о православном понимании проявлении добра и зла в личности конкретного человека.

        Задачи:  научить устанавливать здоровые отношения с окружающим миром, формировать ответственность за собственный выбор (свобода и ответственность); формировать у учащихся уважение к  традициям православной культуры; осознать себя частью школьного коллектива; воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать ответственность за свои поступки, чувства и слова.

        Смысловое содержание модуля.  Личность. Образ (образование личности). Свобода личности. Личная свобода. Послушание. Выбор личности и личная ответственность. Добро и зло. Свобода для проявления добра (добродетелей). Свобода от зла (греха). Профессиональная деятельность личности как способ преОБРАЗования окружающего мира.

        Модуль содержит следующие темы:

- «Дорога добра» Беседа

- «Лица не общим выраженьем...» беседа со священником

- «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя» Занятие в школьном музее «Георгиевская лента»

- «Добро и зло» беседа с элементами ролевой игры

- «Я — часть той силы...» литературно-музыкальная композиция

- «Заповеди блаженств» беседа со священником

- Защита проектов на тему «Моя ответственность»

2.  Модуль «О России петь - что стремиться в храм» (красота Божьего мира; традиции православной культуры)

Современная русская культура тысячелетия формировалась именно как культура христианская. В основе русской литературы, музыки, иконописи, зодчества лежит идея познания Божьего мира через постижение его красоты  и своего мести в нем.  В этом смысле идея Ф. Достоевского о красоте, спасающей мир, есть идея всего русского искусства. Конфликт между внешним, далеко не всегда мирным развитием русской истории, и стремлением к внутренней тишине, молчанию, в котором только и может раскрыть себя Божественная Красота — в этом глубинный смысл русского искусства, русской культуры. Без знания и понимания этих истоков невозможно понять героев Достоевского, Толстого, Лескова, Пушкина, Пастернака, Булгакова и многих других.

Искусство, обладая универсальным языком, не нуждается в дополнительном разъяснении. Напротив, не директивность этого языка помогает усваивать любые идеи, концепции, передаваемые через образ и звук, практически минуя когнитивные «барьеры» нашего сознания. Поэтому преподобный Ефрем Сирин, великий певец православного Востока, облачал свои проповеди, а часто и ответы на возникавшие еретические учения, именно в музыкально-поэтическую форму. «Народ внимал его проповедям-песнопениям и забывал песни еретические», — читаем мы в житии преподобного.

То же будет справедливо и в отношении иконописи. Икону Пресвятой Троицы преподобный Андрей Рублев написал в начале 15 века, когда растерзанная ордынским игом и княжескими усобицами Русь только готовилась встать с колен.  Именно в это время образ Божественной Любви и Единения стал молчаливым, но очень сильным призывом к объединению, к восстановлению братской любви. И образ этот настолько полюбился народу ( а это мы видим потому, как много появляется затем списков именно этой иконы),  что он стал по-настоящему дорог  России. Почти в каждом доме, в каждой семье есть икона Пресвятой Троицы. Как величайшие святыни передавались иконы из поколения в поколение, хранили истории семейных радостей и печалей. Знакомство с самыми почитаемыми иконами — важная часть модуля «О России петь - что стремиться в храм».

         Цель:  формировать чувство  ответственности за свою Родину, воспитать чувств любви и уважения к христианским традициям русского народа;

        Задачи:  формировать способность к духовному саморазвитию и самовоспитанию; знакомить с народными традициями празднования христианских праздников, с традицией бытования духовных стихов; развивать эстетические потребности, ценности, чувства.

        Смысловое содержание модуля. От Руси к России через крещальную купель. Праздников Праздник. Творческое переосмысление языческих традиций в русском православии. Духовное сердце России. Икона. Небесные покровители. Монастыри как культурные центры. Прекрасное и уродливое. Вечные вопросы в русской литературе. Наследники русской культуры.

Модуль содержит следующие темы:

- «Се, стою и стучу». Крещение Руси. Просмотр к/ф, беседа со священником

-   Икона — окно в другой мир.  Беседа со священником

-   «И жизни будущаго века». Просмотр к/ф, беседа

-   «Мой духовный сад». Знакомство с жанром духовной песни

-   «Ты воспой, соловей». Семейный праздник в храме

-   В гости к «Троице». Иван Шмелев. Литературно-музыкальная гостиная

-   Защита творческих проектов на тему «Именины»

3. Модуль «Наше наследие» (краеведение, малая Родина)

Любовь к родному краю начинается со знания истории улицы, на которой ты живешь. Изучение истории родного города, микрорайона, раскрывает перед нами удивительную картину отражения масштабных исторических событий в частных житейских историях наших земляков, людей, которые жили когда-то на нашей улице, в нашем доме.

В сборе материалов об истории жизни нашего микрорайона и города принимает участие большое количество и детей, и взрослых. В результате в школе уже существуют два музея: музей воинской славы «Георгиевская лента» и музей быта «Ретро». Но простой сбор материала   не может заменить живое общение с прошлым, не может разбудить живой, творческий интерес к своей истории. Но, сосредоточив внимание на изучении конкретной семьи Сапожниковых и ее окружения, которые дали начало социальной и культурной жизни нашего микрорайона «Текстильщик», носившем в прошлом название сельцо Куракино, учащиеся знакомятся с бытом фабричных рабочих. А самое главное — семья Сапожниковых и ее окружение - это прекрасной образец жизни и служения «Богу, Царю и Отечеству» лучшей части русского общества 19 века.

Отдельно надо сказать о проекте, который пока выходит за рамки данной программы, но является, как нам кажется, ее продолжением. Проект этот касается воссоздания разрушенной часовни при больнице на фабрике Сапожниковых. Проект этот задуман о.Никитой Потаповым как акт восстановления исторической справедливости. Сапожниковы, в особенности Владимир Сапожников, очень много сделали для становления сельца Куракино, затем поселка Текстильщик, а ныне одноименного микрорайона городского округа Королев. Но это будет уже не храм при больнице, не приписной храм. По мнению о. Никиты, храм должен стать культурно-просветительским центром микрорайона. И мы очень надеемся, что данная программа станет основой для создания уже другой программы — программы культурно-просветительского центра.

        Цель:  формировать базовые национальные ценности: любовь к своей малой Родине на основе изучения истории микрорайона, города, области.

        Задачи: изучать культурные традиции своей малой Родины; освоить знания о природе, развитии хозяйства родного края; развивать познавательные интересы, уметь работать с различными источниками; формировать сознательное отношение к участию в развитии микрорайона.

Смысловое содержание модуля.  Культурное наследие.   Долг. Традиция. Историческая память. Ответственность. Социальное служение.

Модуль содержит следующие темы:

         - Исследовательский проект «История школы»

        - «Шелковый путь фабрикантов Сапожниковых. Социальное служение». Беседа

        - «Дом Боткиных». Экскурсия по микрорайону

        - Старейший храм Болшево. Экскурсия в храм св. Косьмы и Дамиана в Болшево

- «Продолжатели дела Сапожниковых». Экскурсия в музей фабрики «Передовая текстильщица».

        - Исследовательский проект «Часовня в честь победы в войне 1812 года»

4. Модуль «Я и моя семья» (семейные ценности, семья как малая церковь)

Семья, родители, близкие родственники, как было сказано выше, являются первичными агентами и институтами социализации. Трудно переоценить влияние семейных ценностей и традиций на формирование жизненных установок личности. Но не всегда отношения внутри семьи гармоничны, основаны на взаимопонимании и взаимоуважении. И зачастую именно школа как светский институт и церковь как сообщество православных христиан (Тело Христово) становятся теми звеньями, которые могут и должны объединить разные поколения в семье, помочь преодолеть конфликты, возникающие в процессе становления личности, между младшими и старшими членами семьи.  

Причины возникающих в семье конфликтов, разногласий лежат в плоскости стремлений к самоутверждению членов семьи, желанию контролировать ситуацию любыми способами, навязать и подчинить членам семьи свое мнение. По этой причине конфликты и разногласия возникают между родителями, между братьями и сестрами, между подрастающими детьми и родителями, не желающими это осознавать. Возвращение к традиционным христианским семейным ценностям, в основе которых лежит принцип послушания, почитания старших, жертвенной любви, помогает установить гармоничные внутрисемейные отношения. Как правило, если семья становится на путь воцерковления, либо уже имеет богатый опыт приходской жизни, у нее больше шансов построить семью как малую церковь, основанную на христианской любви. Перед школой не стоит задача воцерковления ребенка или семьи в целом. Но показать преимущество жизни в «церковной ограде», показать и объяснить духовную основу религиозных праздников (Рождество Христово, Пасха), которые в последнее время входят в наш общегражданский календарь, это посильная и выполнимая задача. По сути школа становится в данном случае  площадкой, на которой происходит встреча личности (ребенок, родитель) и священника, если эта встреча не состоялась по какой-либо причине раньше. А дальше ответственность за продолжение этой встречи лежит уже на каждой отдельной конкретной личности.

Модуль «Я и моя семья» предполагает знакомство учащихся с христианским пониманием роли отца и матери, их ответственности за будущее своих детей. Но в первую очередь, конечно, понять, что значит быть сыном или дочерью с точки зрения православного христианства. На примере истории императорской семьи царственных страстотерпцев, жизни семьи Сапожниковых и их ближайшего окружения, о котором говорилось выше, христианских притч, фрагментов повести И. Шмелева «Лето Господне» учащиеся знакомятся с тем, что такое настоящая семья, что значит быть ответственными за членов своей семьи и т.д.

Цель: формирование представления о семейных ценностях через призму традиционных ценностей православия.

Задачи: формировать осознанное приятие различных социальных ролей, понимание их сущности; развивать сотрудничество между семьей, школой церковью; развивать чувство эмпатии, принятия другого человека; воспитывать чувства благодарности и ответственности.

Смысловое содержание модуля. Семья — малая церковь. Послушание. Ответственность. Любовь и жертвенность. Уважение и почитание. Родительство. Доверие. Забота. Община и общность.

Модуль «Я и моя семья» содержит следующие темы:

- «Семь я». Беседа со священником

- «Мы в ответе за тех, кого приручаем». Просмотр к/ф и беседа

- История моей семьи: совместные проект детей и родителей

- св.бл. Петр и Феврония. Просмотр к/ф и беседа со священником

- Семья царственных страстотерпцев. Литературно-музыкальная гостиная.

- Герб семьи. Творческое занятие

- Семейные праздники. Совместный проект детей и родителей

Планируемые результаты

В области формирования духовно-нравственной  культуры:

- понимание значения нравственных норм и православных ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ нравственного самосознания личности — способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;

- формирование морали — осознанной обучающимися необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за результаты этого выбора;

- формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

- осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

- развитие патриотизма и гражданской солидарности на основе изучения истории своего микрорайона, города, области;

- развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

- формирование первичных навыков успешной социализации, формирование социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государства;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания людей и сопереживания им, приобретение опыта оказания помощи людям;

- формирование осознанного и уважительного отношения к православной  религии, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи, общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России.

В области формирования семейной культуры:

- укрепление отношения к семье как основе российского общества;

- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; формирование чувства ответственности за свой свой нравственный выбор перед собой и другими людьми;

- приобщение к традициям своей семьи, культурно-историческим и этническим традициям своего народа, других народов России через совместные детско-взрослые праздники;

- усвоение  и проявление в повседневной жизни нравственных ценностей семейной жизни: любви, заботы, взаимопомощи, послушания, жертвенности и др.

Формы контроля: наблюдение, анкетирование, открытые мероприятия (защита проектов, праздники).

Примерное тематическое планирование

Название темы

Методические рекомендации

Кол-во часов

«Дорога добра»

Беседа проводится в форме вводного занятия. Обучающиеся знакомятся с понятием «школьный коллектив», выделяют черты, объединяющие и различающие  понятия «семья» и «коллектив»; определяют правила взаимодействия в коллективе.

Понятие «коллектив» рассматривается и с точки зрения православной культуры, как община. Истоки правил общинной жизни в русском монашестве (пр.Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра).

1

«Лица    не общим  выраженьем»

Беседу проводят педагог и священник. В основе беседы понятие «личность человека», проявление Божественной Личности; добро и зло в природе человека; различия и сходства  в личностных проявлениях между людьми.

Личность с точки зрения психологии и богословской антропологии.

1

«Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя»

Беседа проходит в школьном музее. В центре внимания понятия «свобода, личная свобода». На примерах героев ВОВ, жителях микрорайона, ребята знакомятся с понятиями «свобода», «освободительная война», «жертва как высшее проявление Любви». История строительства В. Сапожниковым часовни в честь победы в войне 1812 года.

1

Добро и зло

Беседа с элементами ролевой игры. Ребята знакомятся с понятиями  добра и зла, изложенными в Священном Писании. История грехопадения. Причина грехопадения — непослушание, гордыня. Как проявляется гордыня через непослушание в повседневных поступках. Ребятам предлагается разыграть небольшие сцены из школьной жизни («Невыученный урок», «Чужая книга» или другие ситуации по выбору ребят).

Противоположности грехов и страстей — добродетели. Ребята знакомятся с золотыми правилами нравственности: не лги, не завидуй, не пожелай чужого, поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой. На этом этапе занятия ребятам предлагается вернуться к уже разыгранным ситуациям и постараться изменить свое поведение внутри конкретной ситуации на противоположное, т. е. заменить греховное поведение на поведение, основанное на духовных принципах.

2

«Я — часть той силы...»

Литературно-музыкальная гостиная. В основе мероприятия лежат стихи русских поэтов (А.Пушкин, К.Р., И. Бродский и др.), духовные канты и фрагменты духовных концертов (в записи) русских композиторов. Главная идея мероприятия в том, чтобы познакомить учащихся с отношением в русской культуре к идеям и идеалам христианства, принять себя как наследника этой культуры.

1

Заповеди блаженства

Беседа  о Нагорной проповеди. Ребята уже познакомились с золотым правилом нравственности. На этом занятии ребята знакомятся с понятием блаженства и заповедями, данными в Нагорной проповеди о любви не только к друзьям, но и к врагам, о высшем воздаянии за поступки.  Предложить детям найти в своей жизни примеры, когда следование заповедям блаженства приносит душевный мир и помогает восстановить или укрепить отношения между людьми.

1

Моя ответственность

Защита проектов. Темы проектов ребята выбирают самостоятельно. Главное требование — проект должен раскрыть идею личной ответственности (учеба, домашние дела, отношения и др.)

2

Се, стою и стучу. Крещение Руси

Просмотр вместе со священником к/ф «Крещение Руси» из цикла «Церковь в истории» митрополита Иллариона (Алфеева) //foma.ru/film-mitropolita-ilariona-kreshhenie-rusi-dostupen-onlayn.html

После просмотра фильма предложить детям ответить на следующие вопросы: что повлияло на решение кн. Владимира  о принятии святого крещения; как повлияло крещение на традиции Киевского княжества; как повлияла вл.кн. Ольга на решение о принятии крещения; что значит для конкретного человека крещение?

2

Икона — окно в другой мир

Беседа со священником о символике иконы, ее значении в жизни христианина, истории иконопочитания.

1

И жизни будущаго века

Просмотр к/ф «Иконы Дионисия в Третьяковской галерее»http://tv-soyuz.ru/peredachi/ikony-dionisiya-v-tretyakovskoy-galeree

Беседа со священником о просмотренном кинофильме.

1

«Мой духовный сад»

Беседа о жанре русской духовной песни. Истоки жанра, примеры духовных кантов 17 века. Темы духовных песен. Современные духовные песни в исполнении Светланы Копыловой.

1

«Ты воспой, соловей»

Семейный праздник проводится совместно с приходом храма бл.ст.Матроны Московской. В праздничном концерте принимают участие воспитанники воскресной школы, певчие храма.

1

«В гости к Троице». Иван Шмелев

Литературно-музыкальная композиция по страницам повести И.Шмелева «Лето Господне».

1

 «Именины»

Защита творческих проектов по теме «Именины». В проектах школьники должны раскрыть содержание жития святого, чье имя они носят, а также познакомить с интересными страницами жизни великих людей, носивших то же имя. В качестве иллюстративного материала используют изображения икон, с обязательным анализом изображения (символика цвета, наличие или отсутствие житийных клейм, иконографическая школа и т.д.)

2

«История моей школы»

Исследовательский проект. Работа по группам. Ребята берут интервью у старейшего учителя школы Н.В. Голубевой; работают с интернет-ресурсами, печатными изданиями. По итогам работы готовится презентация исследования, которую ребята показывают для учащихся начальной школы.

1

Шелковый путь фабрикантов Сапожниковых. Социальное служение

Беседа с ребятами о семье Сапожниковых, их вкладе в развитие поселка, ныне микрорайона Текстильщик: строительстве общежития для рабочих фабрики, школы и больницы с часовней; развитии шелкопрядильной и шелкоткацкой  отрасли. Особое внимание обратить на то, что ткани на фабрике создавались для украшения дворцовых интерьеров, для изготовления облачений священников, на фабрике был изготовлен и занавес для МХТ.

1

Дом Боткина

Экскурсия по микрорайону к памятным местам, связанным с именем Сапожниковых и бывшей даче Боткиных. Дети по-новому воспринимают знакомые улицы, осознают свою личную причастность к истории.

1

Старейший храм Болшево

Экскурсия в храм св. Космы и Дамиана в Болшево. Вклад в строительство храма кн.  П.И.Одоевского. Большой вклад в строительство и благоукрашение храма внес С.Алексеев, отец К.С.Станиславского. Экскурсию проводит священник.

1

«Ткани фабрикантов Сапожниковых»

Экскурсия в музей фабрики «Передовая текстильщица». Вклад семьи Сапожниковых в развитие российской шелковой мануфактуры, а также активное участие семьи в социальной и культурной жизни сельца Куракино (создание театрального кружка на фабрике, благоустройство прилежащей территории, участие в церковной жизни).

1

«Часовня в честь победы в войне 1812 года»

Исследовательский проект. Работа по группам. Ребята собирают информацию о строительстве часовни В.Сапожниковым; воссоздают в макете и рисунках внешний вид часовни. По итогам исследовательского проекта ребята готовят презентацию и рассказ для учащихся начальной школы.

2

«Семь я»

Беседа. В основе беседы понятие о семье как малой церкви. Для этого ребята определяют социальные роли внутри семьи (отец – глава семьи, мать – хранительница семейных взаимоотношений, дети - активные участники семейных взаимоотношений, чьей главной ответственностью становится перенимание положительного опыта строительства семейной жизни); на основе своего опыта делают вывод о главном объединяющем членов семьи чувстве любви и добродетелях, в которых она себя проявляет (послушание, смирение, миролюбие). По итогам беседы ребята рисуют портрет семьи.

1

«Мы в ответе за тех, кого приручаем»

Просмотр к/ф «Мачеха» (1973). В основе фильма лежит история о маленькой девочки, которая потеряла мать и которая попадает жить в новую семью своего родного отца. После просмотра фильма предложить детям рассказать о чувствах девочки, приехавшей жить в незнакомую семью; разыграть ситуацию встречи детей, о чем они могут говорить в первые минуты встречи. Предложить детям ответить на вопросы: какие добродетели проявляет в своем поведении мачеха? как сложилась бы судьба девочки, если бы ее не приняли в новой семье? как сложились бы отношения внутри семьи, если бы они отказались от этой девочки? содержание какой главной заповеди раскрывается в этой истории? Свои высказывания предложить детям обосновать на примере своего житейского опыта и понимания нравственных заповедей.

2

История моей семьи

Совместные проекты детей и родителей. Дети готовят вместе с родителями (по желанию) рассказ об истории семьи, традициях, памятных датах и реликвиях.

2

Святые благоверные Петр и Феврония

Просмотр м/ф и беседа. Предложить детям ответить на вопросы: почему кн.Петр не сдержал свое слово? как Феврония стала женой Петра? почему бояре невзлюбили Февронию? почему Петр и Феврония покинули Муром, а затем вернулись? о чем молили они в конце своей жизни? почему Святая Церковь называет их благоверными? почему именно эти святые стали для нас примером супружеской любви и верности?

В конце занятия предложить детям нарисовать портреты Петра и Февронии.

1

Семья царственных страстотерпцев

Литературно-музыкальная гостиная. В основе композиции фрагменты дневниковых записей императрицы Александры Федоровны, воспоминания о царской семье Татьяны Мельник-Боткиной, стихи К.Р., фрагменты фильма «Царская семья. Тайна быть счастливым».

1

Герб семьи

Творческое занятие. Учащиеся дают определение понятию «герб». Первое задание выполняется индивидуально: каждый рисует свой личный герб. Затем ребятам предлагается нарисовать герб своей семьи. В герб своей семьи можно включать элементы собственного личного герба. Дать объяснение изображениям своих товарищей суметь «прочитать» изображения. Последние задание выполняют группы учащихся (группы объединяются по желанию): изобразить герб класса. Каждая группа дает объяснение своему изображению.

В конце занятия ребята делают вывод о том, что все мы разные, с разными достоинствами, целями, идеалами. Но, объединяясь вместе мы становимся сильнее, так как положительные качества одной личности усиливаются в семье, классном коллективе.

1

Семейный праздник «День семьи»

День памяти святых благоверных Петра и Февронии отмечается Русской Православной Церковью 8 июля. За прошедший учебный год классный коллектив учащихся и их родителей стал крепкой, дружной школьной семьей. Поэтому в конце года вместе  и родителями ребята готовят праздничный концерт.  Сценарий концерта, отдельные номера ребята придумывают самостоятельно, с помощью родителей и учителя. В заключение концерта ребята обмениваются самодельными открытками с пожеланиями друг другу на предстоящее лето.

1

Заключительное занятие

На этом занятии ребята делятся своими самыми яркими впечатлениями от внеурочных занятий по программе «Росток». Что больше всего запомнилось и почему? хотели бы они продолжать заниматься по этой или подобной программе? какие вопросы им хотелось бы разобрать? какие экскурсии они бы посетили  и какие бы паломничества  совершили   вместе с родителями? появилась ли потребность больше узнать о Православии?

1

Итого

35 часов

Заключение

В течение реализации программы внеурочной деятельности «Росток» учащиеся 5 класса узнали много интересных сведений, касающихся истории школы, микрорайона, принимали участие в подготовке и проведении музыкально-литературных гостиных. Конечно, мы не могли не поделиться радостью обретения новых знаний и умений с воспитанниками воскресной школы храма блаженной Матроны Московской (с.Тарасовка) и учащимися школы-интерната для обучающихся с ОВЗ г.о. Королев, с которыми нашу школу связывают давние дружеские отношения. И, конечно же, с удовольствие принимали участие в мероприятиях в качестве зрителей ребята начальных классов нашей школы. Таким образом, можно сказать, что охват программы внеурочной деятельности «Росток» не ограничивается только конкретным классом, а распространяется гораздо шире — на всю школу, на другие образовательные организации.

Воспитание нравственного человека, понимающего законы и правила духовной жизни, уважающего традиции русской православной культуры — задача сложная, выполнимая, по нашему мнению, только в условиях совместной деятельности школы, семьи и церкви. Разработав программу внеурочной деятельности «Росток» для учащихся 5 класса, мы не хотели бы ограничивать возможность учащихся продолжать увлекательное путешествие в мир культуры русского православия. Поэтому мы планируем продолжить эту программу уже для обучающихся 6 класса. Оставив общую структуру программы,  необходимо   сосредоточить внимание шестиклассников на знакомстве со следующими христианскими добродетелями: целомудрие, кротость, вера, надежда.

Продолжая идею соработничества школы и церкви, на основе данной программы будет разработана программа работы православного культурно-просветительского центра имени Сапожниковых, который планирует открыть о.Никита Потапов при строящемся храме в честь благоверных князей Петра и Февронии. Мы надеемся, что центр и школа станут культурной средой, в которой ученики, их родители и жители нашего микрорайона получат возможность приобщаться к высоким идеалам русского православия.

Литература

Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы/ Сост. А.В. Енин. - М.: ВАКО, 2016. - 288с. - (Современная школа: управление и воспитание).

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват.организаций / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. - 238с. - (Работаем по новым стандартам)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учебное издание/ Сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2010.

Молодежь: свобода и ответственность. XVI Московские областные Рождественские образовательные чтения. Методические материалы по духовно-нравственному воспитанию/ Министерство образования Московской области; сост. Л.Л. Шевченко. - Коломна: Лига, 2018. - 160с.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М., 2010

https://www.pravmir.ru/25-filmov-dlya-detey-i-podrostkov-gupalo/

https://foma.ru/

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_5463/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс

   Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...