Внеклассное мероприятие "Живая классика".
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Халилова Джамиля Халиловна

Мероприятие, посвященное книге и её роли как в жизни каждого человека, так и всего общества в целом. В рамках школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» — соревновательного мероприятия по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей приобщает подрастающее поколение к чтению книг. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Живая классика»

Цель: формирование нравственной культуры обучающихся и развития интереса к классической литературе.

Задачи мероприятия:

Образовательные:

1. Формирование у детей читательского кругозора и приобретение опыта

самостоятельной читательской деятельности.

Воспитательные:

2. Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Развивающие: Воспитание у детей интереса к книге и чтению.

Участники конкурса:

7  класс – Волкова Ольга.

7 класс – Суфиомарова Султанага.

8 класс – Малышев Александр.

8 класс – Токарева Ирина.

Методы работы: -слово учителя, декламация текстов, показ видеороликов, игра «Вопросы на засыпку», игра «чёрный ящик», выставка книг. 

Сценарий «Живая классика»

Cбоку, за письменным столом с высокой стопкой разных толстых книг, сидит мальчик Саша и «читает» книги, морщась и отвлекаясь, явно чтение ему приносит мучение, и в итоге он засыпает…

Все это происходит на фоне звучащего текста (отрывок из рассказа А. Мошковского «Книга»):

Оля: «Да, книги Саша не любил. В школе приходилось читать, чтоб не остаться на второй год и не получить отцовского ремня. Он зажимал кулаками уши, чтоб ничто вокруг не отвлекало его, и, уставившись в цепочки строк, морща лоб, мучительно вникал в их смысл. Это было необходимо. Но чтоб, когда -нибудь он сам взял в библиотеке книгу, нет, этого еще не случалось. Не мог он усидеть над книгой. Лишь восемь часов в сутки оставался он неподвижным – когда спал».

Мальчик просыпается, поднимает голову и видит школьного библиотекаря Нину Ивановну.

Н.И.: – Здравствуй, Саша, я не помешала, ты так сладко спал!

Саша: - Да нет, Нина Ивановна, я тут… читал и … немного … уснул.

Н.И.: - У тебя большой выбор (смотрит на стопки книг). Ах, какие интересные книги! Ты решил их прочесть, какой молодец!

Саша: - Да я бы их не читал, если бы не наша учительница по литературе Галина Фёдоровна. Она сказала, чтобы мы на уроке литературы рассказали о своей любимой книге. Но …. у меня нет любимой книги, да и как тут выбрать, их так много (перебирает книги), и они такие толстые, охо-хо (вздыхает).

Н.И.: - Ну, что же, Саша, пожалуй, я тебе помогу. Знаешь, в  жизни каждого человека обязательно должна быть любимая книга и не одна. Сегодня я познакомлю тебя с ребятами, у которых уже есть любимые книги, они участвуют в конкурсе юных чтецов «Живая классика». Давай послушаем с тобой, как эти ребята читают отрывки из своих любимых книг. (Уходят к зрителям).

Просмотр видеоролика «Возьмите книгу в руки, дети!».

Оля: Добро пожаловать, друзья!

Соня: Здравствуйте!

Оля: Соня, а ты знаешь, что могут книги?

Соня: - Книги могут много чего.

Оля: А я вот сегодня пришла подготовленная и нашла ответ на этот сложный вопрос. Предлагаю всем посмотреть следующий видеоролик (Что могут книги?)

Соня: Книга играет огромную и важную роль в жизни человека. В давние времена книга считалась бесценным источником информации, самым древним способом передачи знаний. Чтение книг позволяет расширить запас знаний, помогает глубже мыслить, тренирует память и внимание, дисциплинирует ум. О том, что может дать книга детям, нам сегодня расскажет ученик 4 класса Суфиомаров Магомед.

Владимир Радин. «Дети и книга».


Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,
Былин и преданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.

Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.

Книги им помогают
Красоту постигать,
Как прекрасное видеть,
Как его передать,

Как его передать,
И как в малом увидеть
Большое значенье,
И как в жизни найти
Золотое сеченье.

Мудрость книжных страниц –
Это жизни уроки
О дне предстоящем,
И о наших истоках.

Они их побуждают
Мечтать о высоком,
О будущем думать –
О потомках далеких.

В книгах знания, свет,
В книгах память веков,
В книгах мудрость людей –
Наших дедов, отцов.

Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить.
Так давайте же будем
Их беречь и любить.

Соня: Оля, ты знаешь, и я сегодня пришла подготовленная. Хотела найти по этой теме в интернете что-нибудь интересное, и моё внимание привлёк видеоролик «10 фактов о книгах». Предлагаю его просмотреть.

Просмотр видеоролика «10 фактов о книге».

Соня: Наше сегодняшнее мероприятие, как вы, наверное, успели заметить, посвящено книге и её роли как в жизни каждого человека, так и всего общества в целом. И сегодня в рамках школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» — соревновательного мероприятия по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей мы хотим приобщить подрастающее поколение к чтению книг. В рамках Конкурса участникам предлагается прочитать вслух на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.

Оля. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся 5-11 классов учреждений общего и дополнительного образования не старше 17 лет (включительно) на момент проведения отборочных туров всероссийского финала конкурса.

Соня: Конкурс проводится ежегодно. Участие в Конкурсе является бесплатным. Он проводится с целью повышения интереса к чтению у школьников.

На подготовительном этапе конкурса наши участники выбирали произведения, готовились к выступлению, и сегодня мы их послушаем. Отметим, что количество победителей школьного тура должно быть не более 3-х.

Победители награждаются дипломом «Победитель классного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» и становятся участниками муниципального тура.

Оля: Итак, сегодня перед вами выступят с отрывками из любимых произведений 4 чтеца.

Волкова Ольга – ученица 7 класса.

Суфиомарова Султанага – ученица 7 класса.

Малышев Александр – ученик 8 класса.

Токарева Ирина – ученица 8 класса.

Соня: Оценивать выступления наших участников будет компетентное жюри, в которое входят:

Председатель жюри  директор школы Минакова Галина Ивановна.  

Члены жюри:

Оля: У каждого члена жюри есть оценочный листок, в котором они выставят участникам баллы за выступления.

Выступление участников оценивается по следующим критериям:

  1. Выбор текста произведения
  1. Произведение из списка часто исполняемых оценивается в 7 баллов.
  2.         В случае, если прочтение произведений из списка часто исполняемых произведений глубоко эмоционально затронуло слушателей, заставило по-новому взглянуть на известное произведение, то к предыдущей оценке добавляется от 0 до 3 баллов.
  3. Произведение НЕ из списка часто исполняемых:

В случае если произведение не входит в список, представленный в Приложении 3, то оно оценивается в 10 баллов.

Максимальное количество баллов по критерию «Выбор текста произведения» – 10 баллов.

По данному критерию есть условия, при которых из поставленной оценки баллы могут быть вычтены:

1. сокращение текста, при котором искажается содержание произведения, смысл теряется или меняется на противоположный - минус 7 баллов

2. выбор отрывка, не понятный вне контекста - минус 7 баллов

3. произведения, призывающие к жестокости, содержащие нецензурную лексику – минус 10 баллов

4. произведение, рассчитанное на дошкольный возраст или на младший школьный возраст, если исполнитель является старшеклассником – минус 5 баллов.        

  1. Способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей:        
  1. Чтецу удалось рассказать историю так, чтобы слушатель (член жюри) понял ее – оценивается по шкале от 0 до 5 баллов.
  2.         Чтецу удалось эмоционально вовлечь слушателя (члена жюри): заставить задуматься, смеяться, сопереживать – оценивается по шкале от 0 до 5 баллов.

Максимальное количество баллов по данному критерию – 10 баллов.

  1. Грамотная речь -  оценивается от 0 до 5 баллов. Максимальное количество баллов по данному критерию – 5 баллов.
  2.  Дикция, расстановка логических ударений, пауз - оценивается от 0 до 5 баллов. Максимальное количество баллов по данному критерию – 5 баллов.
  1. Максимальное количество баллов по всем критериям оценки – 30 баллов.
    Оценки участников жюри вносит в оценочный лист.

Соня: Ребята, читая книги, мы не только набираемся знаний, но и учимся правильно выстраивать отношения с окружающими людьми.

Взаимоотношения – штука сложная. Когда все вокруг довольны, любить, дружить, уважать и поддерживать просто. Куда как сложнее сохранять добрые чувства, когда мы разгневаны, разочарованы или обижены. Но на этот случай есть спасительное средство – компромисс. Умение договариваться. Так как подобрать в конкретной ситуации нужные слова?

Об этом нам расскажет ученик 4 класса Орловский Даниил.

Вадим Шефнер — Слова.

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Оля: Спасибо, Даниил. Действительно, слова Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь являются очень важными.

Многие русские классические поэты и писатели в своем творчестве прославляли любовь к Родине, красоту окружающей природы, понятие чести и дружбы. Поближе познакомиться с классикой нам поможет ученица 7 класса Суфиомарова Соня. Она выбрала произведение Алексея Толстого. Это  русский и советский писатель из знаменитого графского рода Толстых – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Хлеб». Также его перу принадлежат научно-фантастические повести и рассказы.

В рассказе «Русский характер» А.Н. Толстой описал эпизод Великой Отечественной войны, когда до победы оставался ещё целый год, причём автор изобразил даже не военный подвиг танкиста Егора Дрёмова, а семейные обстоятельства героя — взаимоотношения его с родителями и невестой.

Итак, отрывок из рассказа «Русский характер» читает ученица 7 класса Суфиомарова Соня.

Джамиля Халиловна: Роман-притча «Чума» Альбера Камю был написан в годы Второй мировой войны, опубликован в 1947 году, получил Нобелевскую премию. Идея «Чумы» - это борьба европейского Движения Сопротивления против фашизма, отмечал автор. При помощи образа чумы, Камю пытался передать атмосферу оккупированной немцами Франции. Основной пафос и абсурдность заключаются в том, что победив зло, хотя бы временно, люди радуются и ликуют, но со временем, когда в памяти стираются самые ужасные картины, все начинается вновь. Эта цикличность свойственна человеческому обществу, и очень важно разорвать этот порочный круг.

Отрывок из романа Альбера Камю читает ученица 7 класса Волкова Ольга. 

Оля: Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

Однако не всем суждено быть окруженными вниманием чад в преклонном возрасте. Некоторые старики оказываются одни, обделённые вниманием своих детей. Так, например, в рассказе русского прозаика и публициста Бориса Екимова «Говори, мама, говори» поднимается проблема нехватки внимания детей престарелым родителям.

Отрывок из рассказа Бориса Екимова «Говори, мама, говори» читает ученица 8 класса Токарева Ирина.

Соня: Па́вел Влади́мирович Сана́ев – российский писательактёркинорежиссёр, сценаристпереводчик. «Похороните меня за плинтусом» — автобиографическая повесть Павла Санаева, написанная в 1994 году на основе его детских лет, когда он девять лет (с двух до одиннадцати) прожил в семье его деда, известного советского актёра Всеволода Санаева и его жены Лидии. Повесть Санаев посвятил своему отчиму Ролану Быкову.

Отрывок из повести читает ученик 8 класса Малышев Александр.

Н.И.: Ну, как, Саша, тебе понравилось?

Саша: -Да, Нина Ивановна. Я и не думал, что книги такие интересные. Теперь я точно решил записаться в библиотеку и найти свою любимую книгу. Вот уж расскажу о ней на уроке литературы!!

Н.И.: -А я тебе в этом помогу.

Оля: Стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать!» читает ученик 4 класса Суфиомаров Магомед.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Оля: Да, Магомед, уметь читать действительно хорошо.

Магомед: Я, кстати, как и вы с Соней, тоже пришёл сегодня подготовленный.

Оля: Да?

Магомед: Я искал что-нибудь интересное про книги и нашёл историю книги. Давайте вместе посмотрим.

Просмотр видеоролика «История книги!»

Соня:- Наша конкурсная программа подошла к завершению. Мы хотим, чтобы жюри оценило наш пыл и старания, и сохранило в своих душах частичку огня наших сердец! Просим жюри подвести итоги.

Оля: А пока жюри поводит итоги, предлагаем всем поиграть в игру «Чёрный ящик».

Суть этой игры заключается в следующем. По описанию нужно отгадать предмет, который находится в чёрном ящике. Тот, кто догадался, поднимает руку.
Итак, вы готовы?

Удадайте, что находится в чёрном ящике,
1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
Соня: 2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
Оля: 3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
Соня: 4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
Оля: 5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
Соня: 6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
Оля: 7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
Соня: 8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
Оля: 9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
Соня: 10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед) 

Оля: А теперь, ребята, подумайте и ответьте на наши вопросы «Вопросы на засыпку…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
Соня: А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!» 
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

Оля: -Для подведения итогов и вручения дипломов победителям конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» слово предоставляется председателю жюри конкурса Минаковой Галине Ивановне. (вручение грамот)

Соня: Завершить сегодняшнее наше мероприятие хотелось бы словами русского писателя Константина Георгиевича Паустовского «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»

Оля: - ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Звучит песня «Читайте, читайте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Велиие классики немецкой литературы".

Сценарий внеклассного мероприятия по немецкому языку для уащихся 9-11 классов на тему "Великие классики немецкой литературы". Знакомство сжизнью и творчеством великих людей Германии: И.Гете, Г.Гейне, ...

Презентация к внеклассному мероприятию "Великие классики немецкой литературы"

Данная презентация знакомит учащихся с жизнью и творчеством великих немецких поэтов Г.Гейне, И.Гете, Ф.Шиллера. Учитель немецкого языка Донцова Ольга Николаевна...

Внеклассное мероприятие по литературе: «Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова», посвященное 155-летию со дня рождения писателя.

Внеклассное мероприятие по предмету посвящено Году Литературы. Представлена инсценировка сцены пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"...

Внеклассное мероприятие в формате квиза "Классика современности и классика в современности".

Технологическая карта внеклассного мероприятия ФИО учителя:  Побережных Иван Викторович, 4 курс, ОФ14-01Б, ИФиЯК СФУКласс: 7 «А»Предмет: литератураТема: Классика современности и ...

Внеклассное мероприятие по немецкому языку "Конкурс чтецов. Великие классики немецкой литературы"

Внеклассное мероприятие по немецкому языку"Конкурс чтецов. Великие классики немецкой литературы"...

1 Открытое внеклассное мероприятие "Живая классика". 2016г

Внеклассное мероприятие по литературе...

Игра в классики. Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников

Материал представляет собой сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 11 класса. Турнир рассчитан на участие 2-х команд. Конкурсные задания отличаются большим разнообразием. Различн...