Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания
статья

Бадмаева Нонна Александровна

Опыт работы воспитателя ГПД школы для учащихся с ОВЗ. Рекомендации по выполнению домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebyonku_v_vypolnenii_domashnego_zadaniya.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:  «Как помочь ребёнку в выполнении домашнего задания»

Автор:  Бадмаева Н.А., воспитатель ГПД

          Более  пяти лет я работаю воспитателем  ГПД  сначала в коррекционной школе VII вида, после переименования,  в школе для  воспитанников с  ОВЗ.  Одной из главных моих функциональных обязанностей воспитателя является оказание помощи детям в выполнении ими домашнего задания. В этом учебном году я работаю с учащимися 8 класса, с которыми начинала работу  воспитателем ещё в 5 классе. За этот период я приобрела определённый  практический опыт по организации самоподготовки детей  во второй половине дня и могу дать советы тем, кто только ещё начинает работать воспитателем группы продлённого дня.

           Учащиеся нашей школы имеют свои специфические психофизиологические  особенности, которые определяют их поведение, уровень восприятия информации, способность к самоорганизации и самодисциплине. Внимание подростков характеризуется как неустойчивое, с низкой степенью концентрации на воспринимаемом материале. Наблюдается повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения  учащихся 8-ых классов при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Техника и выразительность чтения учащихся несколько ниже возрастной нормы, многие учащиеся испытывают трудности понимания текста. При анализе художественного текста ученики недостаточно уделяют внимание деталям, композиции произведения, психологической характеристике героев, внутренним мотивам их поступков. Словарный запас у большинства учащихся недостаточного объема,  существует проблема искажения лексических значений слов, что приводит к трудностям при формулировании мыслей в развернутое речевое сообщение.

        В связи с этими особенностями, всех учащихся, которые посещают группу продлённого дня, можно поделить на подгруппы. Есть ученики, которые способны выполнять домашние задания самостоятельно, лишь изредка обращаясь за помощью со стороны воспитателя. Таких ребят немного: 2-3 человека. Большинство ребят нуждается в помощи по выполнению домашних заданий, так как чувствуют собственную неуверенность  в правильности их выполнения. А есть такие ученики, которые не в состоянии организовать себя  на учебную деятельность, после окончания уроков. Они испытывают серьёзные трудности в выполнении, как письменных, так и устных заданий. Как же лучше поступить в связи с такой ситуацией?

      Во – первых, после уроков мы придерживаемся определённого режима дня. Сначала ребята обедают, а затем, если позволяет погода, мы идём на прогулку. Желательно немного отвлечься от учебной деятельности, отдохнуть на свежем воздухе, поиграть в подвижные игры и только после всего этого можно снова приступать к урокам. Во-вторых, ни в коем случае нельзя выполнять задания без перерыва. Через каждые 40-50 минут ученикам требуется отдых, да и кабинет нужно проветрить. Отдых может длиться 10-15 минут, так называемые «весёлые переменки», когда можно порезвиться, побегать, повеселиться. И вот здесь очень важно помнить о соблюдении определённых правил взаимодействия между учащимися. Ведь кто-то может сделать быстро, а кто-то, наоборот, очень медленно, а кто-то попытается просто списать задание. Я предлагаю ребятам примерить к себе роли «учителя» и «ученика». Один объясняет непонятный материал, а другой слушает, а потом «учитель» задаёт вопросы  «ученику». При этом «учеников» может быть несколько. В следующий раз можно будет поменяться ролями, но для этого нужно быть очень внимательным на уроке. Но, что делать, если некоторые ученики вообще отказываются выполнять домашние задания? Так как учащиеся нашей школы очень любят игровые формы занятий, можно внести элемент состязательности. Кто быстрее прочитает? Кто грамотнее напишет? Кто не сделает ни одной ошибки? Кто выполнит работу аккуратнее? И т.д. Каждый ребёнок очень хочет проявить себя с лучшей стороны, отличиться в чём-либо, показать, что он что-то умеет делать сам. И, конечно, очень важно похвалить его за эти маленькие успехи, чтобы в следующий раз  появилось желание вновь отличиться. Нашим детям труднее всего даются устные ответы, так как их речь изобилует «словами-паразитами», междометиями,  бытовым жаргоном. Для решения этой проблемы требуется помощь учителей, воспитателей, логопедов, психологов и, безусловно, родителей. Однако, чаще всего родители перегружены на работе, и им некогда  заниматься с детьми. Чтобы развивать речь учащихся требуется больше читать художественной и научно-популярной литературы. Поэтому  на своих занятиях мы пытаемся с ребятами читать вслух различные тексты, а потом учимся их пересказывать. Таким образом, понемногу восполняем у учащихся    пробелы в знаниях и умениях.

         Кроме того, для успешной работы по выполнению домашних заданий, воспитатель должен постоянно поддерживать связь с учителями-предметниками. Именно учитель даёт основной материал на уроке, и  способствует  тому, чтобы ученики  могли его усвоить. Выполнение домашних заданий должно осуществляться  дифференцированно,  с учётом индивидуальных особенностей детей. И вот здесь очень важно выработать систему взаимодействия  между учителем и воспитателем, направленную на ученика. Только вместе, сообща можно достигнуть хороших результатов.

          В  следующем учебном  году мои воспитанники перейдут в 9 класс. Для них наступит ответственная пора подготовки и сдачи экзаменов, выбора будущей профессии. Очень хочется надеяться на то, что они смогут преодолеть все серьёзные испытания и найдут своё место в жизни. А работа над домашними заданиями не окажется для них напрасной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы родителям "как помочь ребенку в выполнении домашнего задания по английсклму языку"

В статье представленны советы родителям, как помочь ребенку в выполнении домашнего задания по английсклму языку. Они помогают не только контролировать процесс выполнения заданий, но и справиться с пси...

Как помочь ребенку при выполнении домашнего задания.

Проблемы при выполненении домашнего задания....

Как помочь ребенку при выполнении домашнего задания

В данном разделе Вы найдете практические рекомендации для учащихся начальной школы при выполнении домашнего задания по английскому языку, а также полезные ссылки на сайты для занятий с детьми дома....

Как помочь ребенку с выполнением домашнего задания?

Статья помогающая разобраться с домашним заданием по-английскому языку в начальной школе.Общие психолого-педагогические советы, которые помогут вам:1. Не превращайте выполнение ребенком домашних задан...

Анкета для родителей "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ»

Анкета  для родителей"КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ»...

Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена домашнему заданию, прочитайте исследования психологов,  рассмотрите выставку тетрадей и сравните их с тетрадями вашего ребёнка.В начально...

Как помочь ребенку с выполнением домашней работы по английскому?

Как оказать ребёнку помощь в подготовке домашнего задания по английскому языку...