Сквозная программа, раскрывающая социальное направление развития личности «Учимся жить в современном мире».
методическая разработка

Андрущак Татьяна Петровна
Программа социальной направленности для обучающихся 9-х классов является одним из блоков сквозной программы социальной направленности в школе. Данная программа составлена на основе рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, состоит из модулей «Поверь в себя», «Знание-сила», «ЯЛидер», «ЯПрофи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сквозная программа, раскрывающая социальное направление развития личности

«Учимся жить в  современном мире».

(модуль- 9-й класс)

Составитель: Андрущак Т.П., старший воспитатель ИСТ МОУ Школа с.Белоярск.

Пояснительная записка.

Актуальность. Период обучения в 9-м классе сопряжен с особенностями  всех сторон жизнедеятельности   девятиклассника. Девятиклассник - это 14-15-летний подросток, который находится на ступени перехода в юношество. Это сложный возрастной период, в 9-м классе необходимо определить жизненные  ориентиры, расставить приоритеты. Образование,  трудоустройство, личные отношения - теперь для  ребенка не просто слова. Переход  от подросткового к раннему юношескому возрасту это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.

Проблемы.  Для образовательного процесса  школ-интернатов  Приуральского района характерны особенности, связанные с природно-погодными условиями региона. К ним отнесем: а) актированные дни по причине сильных морозов; б) контингент обучающихся с преобладающим составом  детей, родители которых ведут кочевой образ жизни; в) сложная транспортная схема, удаленность от культурных, административных центров. Данные особенности создают проблемы в организации качественного и результативного образовательного процесса. Благодаря образовательной политике государства создаются все необходимые условия: дистанционное обучение, для тундровых детей создаются условия для круглосуточного проживания в интернатах, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс позволяет нивелировать различия между городскими и сельскими школами. Однако виртуальные путешествия и общение с помощью  гаджетов не заменят реальное посещение музея и живое человеческое общение.  Современные условия проживания в интернате и педагогическое сопровождение квалифицированных воспитателей  не заменят детям родной чум и общение с родителями.  В.Н.Няруй, В.М. Сэрпиво в   предисловии к научно-методическому пособию «Ненцы: уроки предков» отмечают  « И в наши дни особую тревогу вызывает положение детей, живущих в районах Крайнего Севера, где жизненные обстоятельства порождают проблему разрыва между поколениями, между школой и семьей».   Диагностика восьмиклассников  школы по методике: «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока) свидетельствует, что среди исследуемых школьников ( 92,8% ) имеют выраженный интерес к определенным предметам, сферам деятельности-  28,5% исследуемых. Определение ведущего типа мышления по  опроснику типа мышления (модификация Г.Резапкиной) свидетельствует, что у исследуемых выявлены разные ведущие типы мышления. У большинства преобладает один или два типа мышления. Для большинства характерен ведущий тип - предметно-действенный. Для части восьмиклассников характерным является   наглядно-образное мышление, креативность.  ( Исследования проводила педагог-психолог школы Нармаева А.В.).  

 Особенности жизнедеятельности  коренных малочисленных народов Севера, которые благоприятствуют социализации личности:

 -Ранняя включенность детей в трудовые отношения взрослых, что способствует относительно раннему развитию автономности, ответственности детей.

-Дифференциация воспитания мальчиков и девочек способствует гармоничной половой идентификации подрастающего поколения.

-Природосообразность развития. Ребенок развивается в рамках определенного конкретного социума при четкой привязанности к конкретным взрослым.

-Компактность культурно-образовательной среды образовательного учреждения. В сельской местности более благоприятные условия для создания культурно-образовательного комплекса, сотрудничества всех субъектов образовательного пространства – учителей, учащихся и родительской общественности.

 Особенности социализации, которые требуют компенсации и дополнительных психолого-педагогических вмешательств:

-Обучение в условиях школы-интерната, в отрыве от родного дома, от родителей. Особое внимание необходимо уделить компенсации семейного воспитания (создание семейно-ориентированной образовательной системы).

-Статус этнического меньшинства, часто сопровождающийся неадекватной самооценкой и нарушением идентичности.

-Билингвизм. Основным типом билингвизма, характерным для России, является национально-русское двуязычие.

-Относительно однородный социальный статус населения в сельской местности, ограниченность сфер общения и отсутствие модели умственного труда взрослых. (Портал психологических изданий PsyJournals.ru http://psyjournals.ru/ethnopsy/issue/40271_full.shtml [Этнорегиональные особенности организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера - Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития])

Для реализации цели и задач воспитания и социализация обучающихся 9-х классов необходимо учитывать психологические особенности личности. Центральное, личностное новообразование - готовность к личностному и жизненному самоопределению. Ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. Особенности возраста: завершение физического развития организма, полового созревания; замедления темпа роста тела, нарастание мышечной массы и работоспособности; быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей; развитие самосознания; развитие индивидуальности; выбор профессии; начало формирования взаимных отношений между полами. Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 9 классе: обретение личностной тождественности и целостности (идентичности); осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола; профессиональное самоопределение , самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии; развитие годности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Нововведение во взрослении: самостановление, самоопределение. В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения п.2.3.7. указывается, что основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности. Основываясь на данных положениях,                                                                                                                       программа социальной направленности  для девятиклассников разбита на блоки: «Поверь в себя», «Знание-сила», «ЯЛидер», «ЯПрофи».

Цель программы: Создание условий для позитивной социализации обучающихся: формирование личности, способной адаптироваться и реализоваться в современном динамичном поликультурном обществе.

Задачи:

-развивать культуру общения, самопознания и саморазвития личности. Блок «Поверь в себя».

-развивать познавательные интересы, мотивацию к обучению и самообучению. Блок «Знание-сила»

-развивать инициативу, самостоятельность, чувство ответственности. Блок «ЯЛидер».

-формировать навыки проектирования послешкольного образовательно-профессионального маршрута. Блок «ЯПрофи».

Основные принципы составления программы ( по Мудрику А.В.)

-принцип природосообразности воспитания;

-принцип культуросообразности воспитания;

-принцип диалогичности воспитания;

-принцип центрации социального воспитания на развитии личности;

-принцип коллективности социального воспитания;

-принцип вариативности социального воспитания;

-принцип незавершимости воспитания.

Методические рекомендации.

Занятия по программе предусматривают рассмотрение теоретических вопросов и практические занятия. Вначале работы по программе рекомендуется провести входную диагностику  по определению типа  мышления, уровню воспитанности, профориентации и др. Анализ диагностики окажет помощь педагогам в выборе методов обучения и методов воспитания, форм организации деятельности.

Рекомендуемые методики изучения детских и взрослых коллективов:

- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»;

-Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»

- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»

- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся»

- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

- Методика Е.Н. Степанова «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!»

- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»

- Методика А.Е. Голомштока «Карта интересов»

-Опросник  Г.Резапкиной «Тип мышления»

Рекомендуемые формы организации деятельности по реализации программы: тренинги, ролевые и деловые игры, социально-значимые акции, практикумы, конкурсы, конференции, круглые столы,  и др.

Рекомендуемые методы и технологии: КТД, проектная деятельность, мастерская, дискуссии, развитие критического мышления, мастер-класс и др.

Программа рассчитана на 132 часа.

Тематическое планирование.

 п/п

Тема

Форма проведения

К-во часов

Практическая деятельность

Блок «Поверь в себя»

Добро пожаловать в группу. Знакомство.

Тренинг

2

Создание визитки группы.

Я- это я, и это замечательно.

Тренинг

2

Коллаж «Черное и белое»

Самопознание личности.

Моя жизненная лестница.

Тренинг

2

Аппликация «Моя жизненная лестница»

Как научиться жить в оптимальном режиме?

 Тренинг, ролевая игра

2

Правила ролевой игры и сценарий ролевой игры «Один день из жизни девятиклассника»

Доверие в жизни человека. Я тебе доверяю.

Тренинг

1

Анкетирование.

Как завязать дружбу? Как поддерживать дружеские отношения?

Тренинг,

проект

3

Подготовка и проведение защиты проекта «Народная мудрость (искусство) о дружбе»

Эмоции. Как справиться с гневом?

Тренинг

1

Цветовая карта эмоций школьного дня.

Преодолеваем страхи.

Тренинг

1

Анкетирование.

Уверенность и неуверенность в себе.

Тренинг,

ролевая игра

2

Подготовка игры «Когда я уверен в себе?»

Проблема как друг.

Тренинг

1

Формула (модель) решения проблемы.

Можно ли научиться управлять собой?

Тренинг,

дискуссия

3

Подготовка и проведение дискуссии «Умейте властвовать собой»

Мужество и трусость человека. Каковы их последствия?

Тренинг,

проект

3

Подготовка и защита проекта «Смелость города берет»

Общение. Навыки общения.

Тренинг,

ролевая игра

2

Подготовка и проведение игры «Круг моего общения»

Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях.

Тренинг,

дискуссия

2

Подготовка и проведение дискуссии «Роскошь человеческого общения»

Я и мир вокруг меня.

Тренинг

1

Создание модели «Я и мир»

Компания и я.

Тренинг

1

Тестирование  « Ваша компания»

Молодежные субкультуры.

Занятие-панорама

2

Составление сравнительной таблицы

«Молодежные субкультуры»

Чему мы научились?

Круглый стол

2

Подготовка выступлений, обсуждение

Итого часов

Блок «Знание-сила»

Особенности развития познавательной деятельности девятиклассников.

Учебная лекция, учебная презентация

1

Диагностика познавательных процессов.

Интеллектуальное творчество.

Сообщение, доклад.

Учебная презентация, практикум

3

Подготовка сообщения на тему «Образование на Ямале».

Подготовка доклада «История образования на Ямале».

Реферат и исследовательская работа.

Учебная презентация, практикум

4

Разработка плана написания  реферата на тему «История Белоярска».

Разработка плана написания проекта «Трудовые подвиги жителей с.Белоярск»

Методы исследования: гуманитарные науки.

Учебная презентация,

практикум

1

Составление анкеты.

Составление опросника для интервью.

Работа с разными источниками информации.

Учебная презентация, практикум

1

Анализ литературы по теме «Карские экспедиции». Составление тезисов статьи в прессе.

Схемы, таблицы, диаграммы, графики как средство презентации творческих работ.

Практикум.

2

Составление сравнительной таблицы на основе информации по теме «Трудовые подвиги жителей с.Белоярск»

Мир проектов. Типы проектов.

Учебная презентация, практикум

1

Составление примерных тем информационных проектов  по культуре народов Ямала.

5 «П» проектной деятельности.

Учебная презентация,

практикум

1

Определение основных компонентов социального проекта «Зеленая школа».

Исследование и проект: общее и различия.

Учебная презентация,

практикум

2

Составление сравнительной таблицы.

Конференция по защите творческих работ.

Социальные пробы

6

Подготовка работ (рефератов, проектов)  к защите.

Мир интеллектуальных игр. Правила и алгоритмы.

Учебная презентация,

практикум

1

Анкетирование .

Алгоритм проведения игры «Брейн-ринг».

Алгоритм проведения игры «Что? Где? Когда?»

Учебная презентация,

практикум

1

Составление плана подготовки  проведения игры «Брейн-ринг»

Составление плана подготовки  проведения игры «Что? Где? Когда?»

Компоненты успешной игры: эрудиция, логика, нестандартное мышление, внимание, выделение главного.

Практикум

1

Диагностика.

Составление вопросов к играм.

Использование словарей и энциклопедий.

Практикум

1

Анализ вопросов игр.

Составление вопросов к игре по теме

«Культурные традиции Ямала»

Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино.

Практикум

1

Составление вопросов к игре по теме

«Культурные традиции Ямала»

Игра «Брейн-ринг»

Социальные пробы

3

Подготовка сценария, оформления, вопросов

Игра «Что? Где? Когда?»

Социальные пробы

3

Подготовка сценария, оформления, вопросов

Итого   часов                  

33

Блок «ЯЛидер»

Вводное занятие. Знакомство с группой и программой.

Тренинг

1

Анкетирование.

Ученическое самоуправление.

Структура органов

ученического самоуправления в МОУ Школа с.Белоярск

Практикум

2

Разработка альтернативной модели самоуправления в школе.

Лидер. Основные качества и способности

лидера.

Практикум

1

Тестирование на выявление

лидерских способностей. Проработка

некоторых лидерских качеств.

Роль личности в истории. Лидеры.

Конференция

6

Подготовка  и защита творческих работ.

Самопрезентация. Основы

самопрезентации.

Тренинг

2

Тест «Уверенный ли вы

человек?» Самопрезентация.

Общение. Деловое общение. Развитие уверенности в себе.

Ролевая игра

3

Подготовка сценария ролевой игры «Прием на работу», «Я поступаю учиться»

Команда лидера.

Тренинг

1

Алгоритм создания

команды.

Программа лидера.

Практикум

2

Разработка программы лидера партии.

Конфликт. Управление конфликтом. Спор: его цели и стратегии.

Практикум,

ролевая игра

2

Решение конфликтных ситуаций.

Виды и формы КТД. Технология КТД.

Практикум

1

КТД-тренинги «Геометрическая фигура», «Номера».

Разработка КТД для младших школьников

«Мы – лидеры!».

Социальные пробы

4

Подготовка к проведению КТД «Мы – лидеры!». Проведение КТД для младших школьников.

Волонтерское движение. История.

Учебная презентация

2

Анкетирование. Выпуск постера.

Волонтерское движение в ЯНАО.

Учебная презентация

2

Составление таблицы. Выпуск постера.

Инициативы молодежного правительства ЯНАО.

Учебная презентация

4

Разработка проекта «Молодежные инициативы»

Итого часов

33

Блок «ЯПрофи»

Моя профессия: какой я ее вижу?

Круглый стол

1

Анкетирование.

Из истории профессий.

Практикум

1

Составление презентации «Первые профессии человека»

Профессии Крайнего Севера.

Устный журнал

1

Составление таблицы «Особенности труда в условиях Крайнего Севера»

Профессии моего рода.

Конференция

5

Подготовка творческих работ, защита творческих работ (сочинение, эссе, презентация)

Трудолюбие в ненецком фольклоре.

Социальные пробы  

2

Запись фольклора жителей села Белоярск.

Профессии нашего села.

Экскурсии

3

Посещение предприятий села Белоярск.

Учебные заведения региона.

Устный журнал

1

Работа на сайте Департамента образования ЯНАО. Навигатор профессий ЯНАО.

Я поступаю учиться.

Ролевая игра

2

Подготовка плана и сценария игры.

Востребованные профессии ЯНАО.

Устный журнал, практикум

2

Составления филворда «Профессии ЯНАО», оформление стенда.

Сделай свой выбор!

Практикум,

КВН

3

Подготовка визитки команды КВН.

Карьера: за и против.

Диспут

2

Подготовка и проведение диспута.

Деловые документы: что я знаю, что умею.

Практикум

2

Оформление заявления, трудового договора. Составление  резюме, автобиографии.

Профессии школы.

Мастер-классы, профессиональные пробы.

5

Учитель, юрист, секретарь-деловод, водитель, повар, инженер-программист, инженер-строитель.

В мире профессий.

Игра-квест

3

Подготовка сценария, проведение игры.

Итого часов

33

Всего часов по реализации программы

132

Ожидаемые результаты.

Реализация  программы «Учимся жить в современном мире»

-содействует социализации обучающихся;

-способствует формированию современных базовых компетенций (коммуникативных, познавательных,  информационных);

-позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;

-повысит интеллектуальное, культурное, нравственное развитие обучающихся;

-даст подростку возможность деятельностного ознакомления с миром познания, общения, профессий;

-позволит создать условия для преемственности поколений.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства ЯНАО от 12.09.2014 N 585-РП "Об утверждении комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа и развитию системы среднего профессионального образования с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии в Ямало-Ненецком автономном округе"
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост. Е.С.Савинов).-М.:Прочсвещение.2011.
  3. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе/О.В.Брыкова, Т.В.Громова- М.: Чистые пруды,2006.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев,П.В.Степанов.-М.:Просвещение,2010.
  5. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подростакм/ Юлия Зарипова-М.: Чистые пруды,2007.
  6. Мудрик А.В. Принципы воспитания//Заместитель директора по воспитательной работе.-2009.-№7
  7. Мудрик А.В. Личностный подход в воспитании//Заместитель директора по воспитательной работе.-2009.-№7
  8. Мудрик А.В. Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации//Заместитель директора по воспитательной работе.-2009.-№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по социальному направлению 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению предназначена  для учащихся 6 класса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  по социальному направлению развития личности:  «Я-Гражданин» для 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»...

Рабочая программа по социальному направлению Совет обучающихся «Содружество» для 5-11 классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по социальному направлениюСовет обучающихся «Содружество»для 5-11 классовна 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по социальному направлению «Открытый мир»

Программа по социализации «Открытый мир» реализуется в условиях надомного обучения. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие...

Рабочая программа по социальному направлению «Открытый мир»

Программа по социализации «Открытый мир» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:содействовать получению моральных знаний школьников;форм...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ ЗВЕРЮШКАМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗИМЕ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ ЗВЕРЮШКАМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗИМЕ»(с детьми старшей группы)....