Профессиональная проба «Резьба по дереву»
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Бутин Вячеслав Игоревич

 Пробы – еще один эффективный вид образовательной деятельности, педагогической задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_proba.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

                Профессиональная  проба «Резьба по дереву»

      Одним из основных компонентов социализации человека является профессиональное самоопределение. Выбор профессии - первый социально и личностно значимый выбор в жизни каждого человека. Однако, как показывают социологические опросы, большое количество школьников плохо знают и круг профессий, из которых им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, поэтому их выбор зачастую становится случайным.. Чтобы содействовать профессиональному самоопределению учащихся, в нашей школе проводятся профпробы как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности.

 Пробы – еще один эффективный вид образовательной деятельности, педагогической задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому учащимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий. Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональные пробы являются, своего рода, моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри. В содержании профессиональной пробы выделяют несколько этапов:                                                                                                                                 вводно-ознакомительный, подготовительный и исполнительский. На каждом этапе решаются определенные задачи:                                                                                                                   На первом (вводно-ознакомительном) этапе решаются задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношение к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся могут быть анкеты и ознакомительная беседа. Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности учащегося к выполнению профессиональной пробы.                              На втором этапе (подготовительном) накапливается информация об учащихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проба. Учащиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра видеофильмов, бесед со специалистами, посещения предприятий, учреждений определенной трудовой деятельности по предполагаемой пробе. Кроме диагностической задачи, на данном этапе решаются дидактические задачи по приобретению теоретических знаний                                                                      Третий (исполнительский) этап включает комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, а также ситуации проявления профессионально важных качеств (ПВК) специалиста. Приобретенный социальный опыт п 25 знаниями о последовательности воздействия на предмет труда с целью получения завершенного изделия. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности, и получить ответы на вопросы: «Что? Как? В какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?» Ситуативный аспект воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности. Учащийся должен определить, найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившимся у него формам поведения. Функциональный аспект отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность её освоения средствами, приемами и внутренними, компенсаторными механизмами учащегося. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании пробы. Выделяется три вида профессиональных проб. Пробы 1-го уровня сложности требуют от них в основном исполнительских действий; пробы 2-го уровня содержат элементы интеллектуального труда (работа с чертежами, технологической документацией, справочной литературой, анализ выполненного задания и др.); пробы 3-го уровня носят репродуктивно-творческий характер и предусматривают включение учащихся в конструкторско-технологическую деятельность. В таблице в качестве примера показаны уровни профессиональной пробы «Резьба по дереву». (по Чистяковой С.Н.). В ходе профессиональных проб школьники получают опыт конкретной профессиональной деятельности и могут определить, соответствует ли ее характер их ожиданиям, способностям и умениям. Однако в организации профессиональных проб на базе школы возникают и сложности: во-первых, без подготовки и обучения не в каждой профессии возможны профпробы (освоение многих специальностей требует нескольких лет обучения и постоянного повышения квалификации). Например, профессия врач, или профессии, связанные с телекоммуникациями и др.; во-вторых, условия для работы (проведения профессиональных проб в некоторых сферах деятельности) в школе на данном этапе не могут быть обеспечены. Например, профессия автомеханик, которая востребована на рынке труда, но на базе школы такие профпробы провести не предоставляется возможным. Или профессии, связанные с авиацией, с исследованием космоса и др.; в-третьих, учащиеся не всегда могут самостоятельно выявлять в определенных видах учебной и внеклассной деятельности профессиональную направленность. Поэтому перед учителями ставится задача и в организации, и в разъяснении школьникам тех сторон профессиональной деятельности, которые могут содержаться в учебной и внеучебной работе организует и проводит профессиональные пробы в процессе урочной и внеурочной деятельности. Организация школой уроков-проб привлекает внимание к конкретному предмету, повышает заинтересованность школьника в изучении материала данного предмета, на основе объединения представлений о школьном предмете и возможной профессиональной деятельности в направлении данного предмета. Пример профессиональной пробы «Резьба по дереву» разработан по методике Чистяковой С.Н.

 (Профессиональные пробы школьников / Под ред. С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 2000.)

Выполнение профессиональной пробы  1 уровень

Технологический компонент

Ситуативный компонент

Функциональный компонент

Основные приемы разметки, . Знакомство с основами композиции

Задание. Освоить приемы нанесения разметки орнамента

Задание. Нанести разметку орнамента на заготовку

Задание. Разметка орнамента на изделии.

Условие. Приемы нанесения показываются учителем, после чего учащемуся предлагается повторить показанный прием

Условие. Выполнение простого орнамента на черновой заготовке.

Условие. Самостоятельно составить композицию и перенести ее на изделие.

Результат. Задание считается выполненным, если основные детали орнамента будут перенесены на бумагу.

Результат. Задание считается выполненным, если проявляются фантазия и разные варианты орнамента

Результат. Задание считается выполненным, если композиция соответствует форме изделия

Выполнение профессиональной пробы  2 уровень

Технологический компонент

Ситуативный компонент

Функциональный компонент

Задание. Освоить приемы контурной резьбы ножом - косяком

Задание. Выполнить контурную резьбу резьбу по разметке раскрывая содержание композиции.

Задание. Выполнить контурную резьбу на матрешке, подсвечнике «Баба с котом», «Пляска»

Условие. Самостоятельно разработать отдельные элементы орнамента и выполнить контурную резьбу на блюде, ложке, табурете.

Условие. Выполнение резьбы с учетом вариативности

Условие. Самостоятельно передать резьбой характер предмета

Результат. Задание считается выполненным, если содержание резьбы соответствует форме предмета.

Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует целенаправленности изделия

Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует заданному сюжету.

Выполнение профессиональной пробы  2 уровень

Технологический компонент

Ситуативный компонент

Функциональный компонент

Роспись сюжетных композиций

Задание. Освоить приемы геометрической резьбы

Задание. Разработать свой орнамент с учетом предложенного сюжета

Выполнить геометрическую резьбу на предложенном предмете.

Условие. Под руководством учителя воспроизвести  и вырезать предложенный орнамент из геометрической резьбы

Условие. Самостоятельно разработать содержание сюжетной композиции (геометрический  орнамент)

Условие. Самостоятельно передать реальное впечатление сюжетной композиции, используя вариативность резьбы.

Результат. Задание считается выполненным, если резьба обучающегося соответствует образцу.

Результат. Задание считается выполненным, если достаточно полно передан характер в изображении задуманного сюжета

Задание считается выполненным, если, используя вариативность, обучающийся смог выявить характер изделия и наиболее четкое верно соединить в резьбе элементы геометрического орнамента с сюжетными мотивами. При этом должна сохраняться художественная целостность изделия представление о задуманном сюжете.

В ходе выполнения профессиональных проб учитель выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем знаний, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы. При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом учитель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.) и дает необходимые рекомендации. При подведении итогов учителю следует обратиться к анализу выполнения учащимися заданий профессиональной пробы и особое внимание обратить на ее составляющие компоненты – технологический, ситуативный, функциональный. Учащийся должен уметь: выполнять простейшие операции;  пользоваться инструментом, материалом, документацией;  выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда; соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями. Часто социальные практики и профессиональные пробы используются в рамках предпрофильной подготовки с целью профильной ориентации, чтобы дать возможность ученикам определиться с будущим образовательным маршрутом.

1-й уровень - учащиеся имеют незначительные информационные сведения о данной сфере профессиональной деятельности, не имеют опыта работы или имели эпизодическую пробу сил; основной мотив их выбора: «слышал, что интересно», «предложили попробовать»; имеют неустойчивые первоначальные трудовые умения.

2-й уровень - учащиеся имеют информационные сведения о данной сфере профессиональной деятельности и первоначальный опыт работы; основной мотив их выбора: «мне интересно», «хочу узнать больше».

3-й уровень - учащиеся имеют достаточно обширные сведения о данной сфере профессиональной деятельности, пробовали ранее свои силы (на занятиях в кружке, дома), основной мотив их выбора: «хочу углубить свои знания», «хочу связать свое будущее с этой сферой деятельности»; имеют устойчивые трудовые умения, хорошие знания по основам наук (профилирующим предметам).

Школа может содействовать успешной социализации подрастающего поколения, освоению молодыми людьми базовых социальных ценностей, приобретению навыков взаимодействия, первичных профессиональных умений, расширению социального опыта, в том числе средствами социальных практик и профессиональных проб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие . Отделение "Художественная резьба по дереву"

Подготовка и участие в нем позволили учащимся обобщить и закрепить не только теоретические , но и практические знания и умения по деревообработке, расширить свои познания в этой области...

творческий урок-проект по резьбе по дереву

Основная цель целепологания в обучении заключается в овладении одаренными учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности....

Технология декоративной резьбы по дереву «Галка» Пособие для тех, кто знаком с геометрической резьбой

Данная работа содержит теоретические разъяснения технологических особенностей декоративной резьбы по дереву «Галка», художественно – графические изображения рисунков – чертежей и работ, выполненных по...

Занятие по резьбе по дереву. Тема занятия « Виды резьбы».

Цель:Познакомить учащихся с различными видами резьбыЗадачи:Учить составлять узорыОзнакомить с правилами техники безопасности               Учить резать уз...

План урока по технологии на тему: «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Выполнение резьбы на кухонной лопатке»

Большое значение имеет информация о декоративно-прикладных промыслах, которые распространены в данном регионе проживания.  При этом особо выделяем технологию геометрической резьбы, так как её изу...

Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....