Классный час "Братья наши меньшие "(или "На планете мы не одни")
классный час (7 класс)

Николаева Любовь Александровна

Беседа  о защите животных от жестокого обращения, о возможном вкладе обучающихся в дело защиты животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час о защите животных24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час «Братья наши меньшие» (или «На планете мы не одни «)в 7 классе

Классный руководитель

Николаева Любовь Александровна

Цель:

1.Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

2. Воспитывать нетерпимое отношение к проявлениям жестокости к животным.

Приглашенные: Коротчина Е.П. – завуч по воспитательной работе

Дейман Е.В.- ветеринарный врач районной ветеринарной клиники

Оборудование:

-презентации;

-фотографии с ветеринарной клиники с животными:

-толковый словарь;

-материалы для изготовления мини-плакатов о защите животных.;

Ход классного часа

Звучит музыка-заставка из передачи «В мире животных»

Учитель:

-Откуда взято это выражение? (Из Евангелия в сказке Антуана  де Сент Экзюпери «Маленький принц»

-О ком идет речь? (О животных, обитателях планеты Земля)  

«Братья наши меньшие» - как вы понимаете это выражение и почему? (Пояснение из Библии – статья в газете)

-Назовите, пожалуйста, глаголы, с помощью которых вы бы выразили ваше отношение к животным( любить, кормить, заботиться, чистить, прививать, выгуливать, расчесывать, приучать и др.)

-Тема классного часа, ребята, была подсказана вами. Случайно ли это? Почему назрела эта мысль? (Слишком часто встречаются случаи жестокого обращения с животными)

Чтение стихотворения (Полина К.)

(Стихи от имени брошенного щенка)

Я в этой жизни видел очень мало,

Но кое-что сумею объяснить.

Когда вдруг в молоке откажет мама -

Ты сразу должен сам себя кормить.

А за еду идет война большая:

Собаки злы, и очень хитры кошки.

А что-нибудь найдешь, да не достанешь,

А голуби съедают хлеб до крошки.

То стукнет кто-нибудь, а то погладит.

Эх, лучше бы и вовсе не родиться!!!

И дождик с неба тоже не всегда ведь.

А если лужи нет, то как напиться?

Пока бегу по кромке тротуара

В надежде, что пинками не столкнут,

Что кто-нибудь покормит без обмана,

Что я понравлюсь, и меня ВОЗЬМУТ!!!

Я верю, вырасту большим и сильным.

От голода уйду и от колес,

Но я останусь добрым и красивым.

И кто-то скажет про меня: "МОЙ ПЁС"!!!

-А ведь человек сам когда-тот приручил животных, и совсем не случайно. А из собственных же нужд.

Рассказ о приручении животных (Яна К.)

Это произошло в те далёкие времена, которые историки называют - НЕОЛИТ. Это примерно 10-20 тысяч лет назад. Об этом периоде известно только то, что подсказала логика опиравшаяся на археологию. Именно археологи обнаружили кошачьи кости вперемешку с человеческими на неолитических стоянках. И сделали вывод - кошки, в качестве домашних животных, жили с людьми. Этот период характеризуется тем, что человечество осваивало земледелие и сельское хозяйство. Люди от собирательства и охоты перешли к выращиванию и хранению. А кто главный враг хранения пищевых ресурсов? Правильно - мышь-полёвка. А ещё бурундуки и крысы. И с тех пор кошки живут с людьми. И на протяжении всей истории человечества кошки были очень полезны и выполняли свою главную работу - ели мышей! Но сегодня кошка утратила своё практическое значение и превратилась в животное-симбионта или в животное-паразита. Она превратилась в декоративное существо и стала частью домашней обстановки. И только когда мы видим на улице редких "бродячих" кошек, в нас шевелятся угрызения совести - что же мы с ними сделали?

Всем известно, что первым животным, которое приблизилось к человеку настолько, что стало домашним, был волк: его удалось приручить около 10-15 тыс.лет назад, превратив постепенно с течением времени в собаку, самого верного друга человека. Известны случаи, когда собаки на могилах своих хозяев подолгу живут, тоскуя и ожидая, что они вернутся.

-А только ли домашние животные нуждаются в заботе? (Нет, много животных живут в неволе из-за прихоти людей

Я вам прочитаю сказку «В.Бианки «Сова»)

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.

— Здорово, — говорит, — друг!

А Старик ей:

— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.

А Старик:

— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:

— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

-О чем эта сказка? (В природе все взаимосвязано, гармонично, вмешательство человека ведет км разрушению всех связей, иногда к катастрофическим последствиям. Только благодаря заботе человека многие виды исчезающих животных удалось спасти и сохранить.)

Казалось бы, какое отношение имеет сова к молоку. А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер  - к корове и молоку.

Просмотр презентации «У же не исчезающие»

(текст презентации «Уже не исчезающие»:

 10 видов животных, чью популяцию восстановили

Большая панда стала символом Всемирного фонда дикой природы (WWF) вовсе не потому, что так похожа на милого плюшевого мишку. Долгое время большая панда была близка к вымиранию и отчаянно нуждалась в защите. В 1961 году, когда панда впервые появилась на логотипе WWF, животные обитали в таких уединенных и редких консервациях, что даже не было точной информации об их численности. Чтобы изменить ситуацию, пришлось бороться с браконьерством — в КНР убийство панды грозит смертной казнью — и разработать целую политику по охране естественной среды обитания большой панды. Сейчас в Китае насчитывается 67 отдельных «пандовых» заповедников, общей площадью 14 тыс квадратных километров. Благодаря комплексу мер число панд превысило 2000 особей. В сентябре 2016 года большую панду перевели в категорию «уязвимых» видов, и на сегодняшний день это самое известное животное, которое больше не находится под угрозой исчезновения.

Фото

Pterodroma axillaris, вид морских птиц из рода тайфунников. Маленькая птица обитала в Новой Зеландии, в 650 км к востоку от Веллингтона, на архипелаге Чатем. Именно с этим и связана ее беда: на той же территории поселилась ширококлювая китовая птичка, выгоняя Pterodroma axillaris с привычных мест гнездования. Притеснение Pterodroma axillaris достигло таких масштабов, что в 1995 году их численность сократилась до 600 особей. К счастью, любители дикой природы Новой Зеландии вовремя спохватились: они попросту собрали всех представителей вида и перевезли их на другой остров, где нет ширококлювых китовых птичек и других конкурентов. С 2015 года Pterodroma axillaris перестала числиться среди исчезающих видов, перейдя в категорию уязвимых.

Фото

Ursus americanus luteolus, подвид барибала, черного медведя, обитающего в штате Луизиана. Барибал — самый обычный североамериканский медведь, встречающийся более, чем в половине штатов США, однако некоторые из его подвидов, в частности, луизианский Ursus americanus luteolus, долгое время находился под угрозой вымирания. А все потому, что барибал был (и остается) популярным объектом для охоты. После знаменитой истории с Теодором Рузвельтом, который отказался застрелить медвежонка-барибала, появились умилительные плюшевые мишки «тедди», названные, собственно, в честь 26-го президента США. Но, увы, не все последовали человечному поступку Рузвельта: к 1992 году луизианских барибалов насчитывалось всего 150 особей, обитающих в дикой природе. Благодаря комплексу охранных мероприятий за 20 лет удалось сохранить вид — сегодня в лесах Америки обитает не менее 700 медведей Ursus americanus luteolus, и с 2015 года вид не считается исчезающим.

Фото

Sciurus niger cinereus, подвид лисьих белок, обитают на полуострове Делмарва, что на восточном побережье США. Возможно, если бы не усилия защитников животных, сегодня мы бы написали «обитали» — в 1967 году от былой популяции Sciurus niger cinereus оставалось всего 10%. Основная сложность заключалась в том, что ареал ее обитания распространялся на три штата, охватывая в основном частные территории, а главной угрозой для белки были обычные домашние кошки. Можете ли вы представить, каких усилий стоило убедить владельцев питомцев, что их кошка не должна более «гулять сама по себе», и они должны это контролировать? Но чудо произошло: за 50 лет число особей лисьих белок достигло 20 тысяч, и в 2015 году они были исключены из категории исчезающих видов.

Фото

Горбатые киты учатся песням друг у друга

Сивуч, или северный морской лев Стеллера. На холодных каменистых берегах Камчатки и Аляски, Курильских, Алеутских и Командорских островов обитает крупнейший представитель семейства ушастых тюленей. В 1990 году Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) США внесло сивучей в список исчезающих видов. К сожалению, NOAA не может похвастаться хорошей статистикой — к 2013 году лишь один вид, считавшийся исчезающим, был сохранен, и это калифорнийский серый кит. Но сивуч, по счастью, присоединился к киту: если в 1979 году насчитывалось всего 18 тысяч особей, то сегодня в тихоокеанских водах обитает не менее 70 тысяч сивучей. В Красной книге РФ сивучи занесены во вторую категорию и также являются охраняемым видом.

Фото

Белый орикс, или аравийский орикс, — антилопа, когда-то широко распространенная в западной Азии. Эти дивные антилопы свободно гуляли по Аравийскому и Синайскому полуостровам и Месопотамии. Но их красивая шкура и вкусное мясо привели к исчезновению. Охота на орикса была таким привычным явлением, что туристы отстреливали антилоп, не выходя из салона своих автомобилей. В итоге в 1972 году дикие белые ориксы были полностью истреблены. Сколько бы ни говорили, что держать диких животных в неволе плохо, но вот удивительная история спасения вида, обязанная именно «домашним» антилопам. Несколько особей орикса жили на территории богатейших шейхов, и с них началась активная программа по восстановлению вида. Были потрачены годы, вложен огромный труд и немалые деньги, но программа увенчалась успехом: в настоящее время в условиях дикой природы обитает не менее тысячи белых ориксов, и с 2011 года вид не считается исчезающим.

Фото

Nerodia sipedon insularum, подвид северного американского ужа, обитает возле озера Эри. В 1999 году число особей достигло критического минимума, и уж был в срочном порядке включен в список исчезающих видов. Всего за 12 лет, к 2011 году, его популяция восстановилась настолько, что он был вообще исключен из программы по охране. В чем тут подвох? В том, что единственное его угрозой был человек. Безобидному ужу не посчастливилось по двум причинам: его ареал обитания совпадал с местом жительства и отдыха людей, а вид ужа нагонял на людей страх. Змея оказалась на грани исчезновения не потому, что кто-то охотился за ее шкуркой или мясом — человек беспечно истреблял живое существо всего лишь из страха.

Фото

Серый волк стал причиной жарких споров в Службе охраны рыбных ресурсов и диких животных (FWS) США. В 1970-е годы он был отнесен к исчезающим видам на территории США и находился под охраной в течение 35-и лет. В 2011 году представители FWS сообщили, что популяция серого волка составляет 5500 особей, и нет нужды считать данный вид исчезающим. Претензии научного сообщества сводятся к тому, что FWS в отдельный вид выделила восточного волка. С точки зрения исследователей, выделять восточного волка в отдельный вид неуместно, как и выводить серого волка из категории охраняемых исчезающих животных.

Фото

Американский бурый пеликан оказался под угрозой исчезновения в 1970-е годы: естественно, по причине человеческого фактора. Правда, здесь виной всему не прямое истребление, а массовое использование инсектицида ДДТ, отравляющего не только вредителей хлопка, но и водные организмы. Питаясь токсичной рыбой, маленькие пеликаны болели, умирали и не могли производить потомство — ДДТ нарушал обмен кальция, из-за чего птицы просто не были способны высидеть своих птенцов из-за сломанной скорлупы. К счастью, использование ДДТ и других сильнодействующих химикатов сильно сократилось, что фактически спасло жизнь американским бурым пеликанам, и с 2009 года они уже не считаются исчезающим видом.

Фото

Индийский носорог, самый крупный из азиатских носорогов, некогда населял огромные территории — его можно было встретить и в Южной, и в Юго-Восточной Азии, на юге Китая и даже в восточном Иране. Так, правда, было до тех пор, пока человек не счел носорога отличным трофеем. Стараниями охотников число особей индийского носорога сократилось до 600. Плачевную ситуации исправили строгие индийские законы, направленные на борьбу с браконьерством, и создание специальных заповедников. Сегодня индийский носорог водится только в южном Пакистане, восточной Индии, Непале и Бангладеше. Количество особей достигло 3 тысяч — это совсем немного, но все же гораздо больше, чем 600. С 2008 года индийский носорог считается уже не исчезающим, а уязвимым видом.

Фото

- Что же влияет на исчезновение животных? (загрязнение окружающей среды, хищническое истребление с целью наживы и др.)

Рассказ Ивана А.

Факторы, влияющие на исчезновение животных

Прямое и косвенное влияния человека на популяции и виды

Практическая деятельность человека прямо или косвенно отражается на численности природных популяций растений и животных, вызывая увеличение популяций одних видов, сокращение других, гибель третьих.

Прямое воздействие человека заключается в непосредственном уничтожении видов. Это вырубка лесов, вытаптывание травостоя в местах так называемых "пикников", стремление обязательно поймать и засушить яркую или необычную бабочку, желание собрать огромный букет красивых луговых цветов, чрезмерный отстрел животных на охоте.

Косвенное воздействие человека на живую природу заключается в загрязнении среды обитания живых организмов, ее изменении или даже разрушении. Так, популяциям водных растений и животных очень вредит загрязнение воды. Например, численность черноморской популяции дельфинов не восстанавливается, так как в результате поступления в морские воды огромного количества ядовитых веществ высока смертность особей.

В последние годы на всем протяжении Волги заметно участились заражения рыб. Так, в районе ее дельты у осетров и других рыб были обнаружены не свойственные им паразиты. Научный анализ подтвердил, что это - результат подавления иммунной системы рыб вследствие сбрасывания в Волгу технических отходов, а также стоков с рисовых полей в дельте.

Часто причиной сокращения численности и исчезновения популяций является разрушение их местообитания, раздробление крупных популяций на небольшие, изолированные друг от друга. Это может произойти в результате вырубки лесов, строительства дорог, новых предприятий, сельскохозяйственного освоения земель. Например, численность уссурийского тигра резко сократилась вследствие освоения человеком территорий в пределах ареала этого зверя и сокращения его кормовой базы.

Гибель зубров в Беловежской пуще - пример нарушения среды обитания популяции одного вида при переселении в нее популяций других видов, результат непродуманных действий человека. Зубры, долгое время живущие в пуще, держались сырых мест леса, заросших сочной травой. Питались они древесной корой и листьями с верхушек молодых деревьев, наклоняя их ветви. В конце XIX в. в пущу поселили оленей, после чего стали замечать быструю гибель зубров. Оказалось, что олени объедали весь лиственный молодняк, тем самым оставили зубров без корма. Стали пересыхать ручейки, оставшиеся без прохладной тени лиственного прироста. Это затруднило и водопой зубров, которые пьют лишь чистую воду. Таким образом, олени, сами по себе безвредные для зубров, вызвали их гибель.

Рассказ Дейман Е.В. (ветеринарного врача) о разных случаях попадания в беду животных об их излечении, просмотр фотографий.

- К сожалению, не всем везет. Наше село находится на федеральной дороге. Очень часто приходится видеть, как очередная выброшенная кем-то собака или кошка опять гуляет по селу, иногда это породистое животное, что говорит о том, что люди брали его поразвлекаться и почему-то оно  им надоело. (Дети рассказывают о случаях бедственного положения животных)

-Какой же вклад мы бы могли внести в дело спасения животных? (Подбирать бездомных животных и пристраивать их куда-либо, подкармливать, проводить волонтерские десанты, участвовать в распространении информации о найденных животных. (Есть группа вк «Собаки-потеряки)

- В народе много пословиц и поговорок о животных. Сейчас мы проверим, как хорошо вы их знаете. вы получите пословицы (о домашних и диких животных),  разрезанные пополам, вам нужно будет найти свою пару. (Ищут)

- А теперь создайте свою команду из домашних и диких животных, придумайте название команде и нарисуйте плакат о защите животных. Вам для этого дается 7 минут. (Рисуют и защищают свой плакат)

- В 2018 году принят закон о защите животных, он довольно жесткий, так как этого требует время. Пришло время защитить животных. Неслучайно появляются плакаты и фотографии со зверями в клетке с надписью « Безвинные за решеткой» или дельфины в ваннах, что совершенно не соответствует их обитанию в природной среде. (Просмотр презентации «Закон о защите животных»

- И закончим нашу беседу песней « Не дразните собак»

(Видеофильм на фоне песни)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Наши дедушки, наши бабушки!"

Тематический праздничный классный час «наши дедушки, наши бабушки!»   Цели: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям; прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, ...

Классный час: Планета у нас одна!

Классный час "Планета у нас одна!"  Формирование толерантности у современных обучающихся все в большей мере начинает осознаваться педагогами и родителями как насущная проблема, требующая внимания...

классный час "Наше здоровье в наших руках"

Целью классного часа является  формирование у учащихся понимания необходимости вести здоровый образ жизни....

Классный час "Наше здоровье - в наших руках"

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и п...

Птицы - наши соседи по планете

Классный час по данной   теме  был проведён в рамках районной экологической акции "Помогите птицам зимой". По сути - это отчёт о проведённом классном часе....

планета у нас одна

разработка интегрированного урока, предметы экология и английский....

Классный час в 5 классе "Планета нашего класса"

классный час проводился с целью определить принципы  жизнедеятельности в классном коллективе, развивать коммуникативные возможности обучающихся, умения правильно общаться....