Программа внеурочной деятельности кружка "Речевой этикет"
рабочая программа (7 класс)

Программа внеурочной деятельности кружка  "Речевой этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_7_klass.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

г. Мичуринска Тамбовской области

        

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению        

на Педагогическом совете

Протокол №    от «   » августа 2018г.

.

 Утверждена        

Приказ №      от «__» _______ 2018г.

Директор  школы

_______________Н.И.Кострикина

       

Программа внеурочной деятельности

кружка

«Речевой этикет»

на 2018-2019 учебный год

Направление: социально-педагогическое

Возраст: 13-14 лет (обучающиеся 7 «Б» класса)

Срок реализации программы: 1 год

Составитель: учитель русского языка и литературы

Ольга Сергеевна Кострикина

                                               

                                                  Содержание

Пояснительная записка……………………………………...................................3

Содержание программы……………………………………………………..…...5

Учебно-тематический план…………………………………………..………….6

Календарно-тематический план…………………………………………...........7

Учебно-методическое обеспечение………………………………………….....9

Материально-техническое обеспечение……………………………………….10

                                       

                               

Пояснительная записка.

   Программа внеурочной деятельности кружка «Речевой этикет» для учащихся 7 класса разработана на основе учебно-методического комплекса: Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 1-3, 6-8, 2001 год; Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. - М.: Мнемозина, 2007 г.;Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2004 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря2012 г. 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года;
  4. Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
  5. Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2018-2019 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 55 от 27.05.2018г.;
  6. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 3 от   01.09.2014 г.

Направленность  кружка «Речевой этикет» – социально-педагогическая. Как сделать социально одобряемые формы и способы поведения личности значимыми для учащихся – одна из самых сложных проблем в этическом развитии школьника.

Цель курса: Устранение коммуникативных барьеров в самореализации школьника.

Задачи:

  1. Ознакомление с правилами и нормами человеческих отношений.
  2. Расширение запаса активно используемых этических выражений.
  3. Обучение учащихся нормативному речевому поведению в различных ситуациях.

Программа рассчитана на учащихся 13-14 лет.

Срок реализации -1 год.

В соответствии с учебным планом школы на 2018– 2019  учебный год рабочая программа рассчитана на  35 часов в учебном году (1час в неделю). По календарно-тематическому плану -  34 часа.

Программа  кружка  предлагает практические занятия со школьниками, целевой установкой которых является первичное формирование и расширение нравственного опыта ребенка, обеспечивающего постепенную интеграцию действенно-волевой, интеллектуальной, эмоционально-чувствительной и мотивационной сфер, а также преодоление  коммуникативного барьера.

Уроки-практикумы включают в себя следующие логически взаимосвязанные компоненты: диалогическое общение, упражнения-тренинги, анализ поведенческих действий с позиции нравственных норм и правил, диагностику и рефлексию, этические игры.

Значительное внимание отводится упражнениям – тренингам, т. е. проигрыванию различных ситуаций общения и поведения. Они способствуют развитию умений и навыков выбора нужных этических выражений, удобных и красивых форм поведения.

Занятия ставят своей задачей развивать умение анализировать этикетные ситуации, вести поиск допущенных речевых и поведенческих ошибок, определять уровень общения и поведения, понимать эмоциональное состояние людей.

Требования к знаниям и умениям:

К концу  обучения учащиеся должны

знать: формы приветствия, просьбы, благодарности и извинения, обращения к человеку, приглашения и отказа, поздравлений и пожеланий, знакомства; правила опрятности и аккуратности, обязательности и точности, правила поведения в гостях и встречи гостей;  способы управления руками, голосом и лицом, правила вежливого спора.

уметь: употреблять различные слова приветствия, просьбы, благодарности и извинения, обращения к человеку, приглашения и отказа, проявлять внимание к радостям и заботам собеседника, правильно знакомиться, составлять письменные и устные поздравления, следить за своим внешним видом, управлять своим голосом, мимикой и жестами, соблюдать правила обязательности и точности.

                   

                                   

                                        Содержание программы

Программа кружка «Речевой этикет» содержит материал, направленный на обогащение и расширение нравственного опыта школьника.

В работе используются конкретные технологии и разработки, направленные на снятие коммуникативных барьеров в процессе самореализации личности.

В процессе всего занятия мы ведем этический диалог с учащимися. Важно знать, что детям не стоит «зазубривать» все правила этикета, а побуждать с помощью умело поставленных вопросов, ситуаций, этических задач размышлять над нравственной сутью поведенческого действия и подводить их самостоятельным выводам, обобщениям и «самооткрытию» правил и норм человеческих отношений.

Воспитанность – интегральное качество личности, проявляющееся в повседневном поведении человека, в его отношении с другими людьми. Главное на занятиях – пробуждение в личности понимание того, что все правила этикета ориентированы на проявление нравственных качеств личности и, прежде всего, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим.

Использование опросников и тестовых заданий имеет целью привития детям потребности в самопознании и самовоспитании, побуждения к самоанализу своих действий, самооценке и самоконтролю своего нравственного поведения, размышлению над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями. Возрастные особенности требуют, чтобы занятия проводились в увлекательной форме, были насыщены игровыми действиями – стимуляторами активности учащимися.

    Чем ярче и композиционно разнообразнее каждое занятие, тем большее влияние оно оказывает на эмоциональную сферу личности, тем эффективнее оно для нравственного развития учащихся. Поэтому практически на каждом занятии проводятся этические игры.

Проигрывая речевые и поведенческие ситуации, с которыми ребята часто сталкиваются в реальной жизни, наши учащиеся поняли, что зачастую не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации, а наши занятия дают возможность узнать правильные модели поведения, научиться вежливо общаться и спокойно решать спорные вопросы в общении.

 Следует заметить, что немаловажную роль в воспитании этикетных качеств и коммуникативных навыков у школьников имеет опора на их личный опыт, что вызывает у них и неподдельный интерес, и дает качественные результаты в освоении новых знаний.

Любому человеку, особенно подростку, хочется, чтобы его понимали и уважали, а для этого нужно уметь общаться, находить правильные и нужные слова и выражения. У ребят появится  живой интерес, потребность в знаниях, необходимых им для самореализации, повышения самооценки, приобретения чувства уверенности в себе.

Учебно-тематическое план

                          

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

1

Вводное занятие: Что такое речевой этикет?

1

2

Формы приветствия. Невербальные способы приветствия

1

3

Уровни проявления уважения с собеседнику в приветствии

1

4

Вежливые формы обращения с просьбой

1

5

Решение этических задач

1

6

Очень нужное слово «спасибо»

1

7

Простое слово «Извините»

1

8

Этических анализ литературных произведений

1

9

Правила вежливого обращения к человеку

1

10

Формы привлечения внимания. Вежливости с людьми

1

11

Вежливые формы отказа

1

12

Этические игры

1

13

Формы и уровни вежливого приглашения

1

14

Составление письменных приглашений

1

15

Особенности письменного и устного поздравления

1

16

Практическая работа (конкурс пожеланий – поздравлений)

1

17

Правила вежливого знакомства

1

18

Решение этических задач

1

19

Красен человек статью (упражнения для осанки, походки, рук, лица)

1

20

По одежде встречают (правила подбора и ношения одежды)

1

21

Голос и его окраска (техника речи)

1

22

Внешний разговор

1

23

Помощники волшебных слов (мимика и жесты)

1

24

Правила обязательности и точности

1

25

Тестирование. Решение этических задач.

1

26

Правила приветствия

1

27

Правила вежливого поведения в домашней обстановке (с родными)

1

28

Правила встречи гостей

1

29

Правила поведения в гостях

1

30

Формы прощаний и пожеланий

1

31

Не надо ссориться (правила вежливого спора)

1

32

Ролевые игры. Разрешение конфликтных ситуаций.

1

33

«Давайте говорить друг другу комплименты»

1

34

Турнир вежливости

1

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие: Что такое речевой этикет?

1

03.09

2

Формы приветствия. Невербальные способы приветствия

1

10.09

3

Уровни проявления уважения с собеседнику в приветствии

1

17.09

4

Вежливые формы обращения с просьбой

1

24.09

5

Решение этических задач

1

01.10

6

Очень нужное слово «спасибо»

1

08.10

7

Простое слово «Извините»

1

15.10

8

Этических анализ литературных произведений

1

22.10

9

Правила вежливого обращения к человеку

1

12.11

10

Формы привлечения внимания. Вежливости с людьми

1

19.11

11

Вежливые формы отказа

1

26.11

12

Этические игры

1

03.12

13

Формы и уровни вежливого приглашения

1

10.12

14

Составление письменных приглашений

1

17.12

15

Особенности письменного и устного поздравления

1

24.12

16

Практическая работа (конкурс пожеланий – поздравлений)

1

14.01

17

Правила вежливого знакомства

1

21.01

18

Решение этических задач

1

28.01

19

Правила опрятности

1

04.02

20

По одежде встречают (правила подбора и ношения одежды)

1

11.02

21

Голос и его окраска (техника речи)

1

18.02

22

Внешний разговор

1

25.02

23

Помощники волшебных слов (мимика и жесты)

1

04.03

24

Правила обязательности и точности

1

11.03

25

Тестирование. Решение этических задач.

1

18.03

26

Правила приветствия

1

01.04

27

Правила вежливого поведения в домашней обстановке (с родными)

1

08.04

28

Правила встречи гостей

1

15.04

29

Правила поведения в гостях

1

22.04

30

Формы прощаний и пожеланий

1

29.04

31

Не надо ссориться (правила вежливого спора)

1

06.05

32

Ролевые игры. Разрешение конфликтных ситуаций.

1

13.05

33

«Давайте говорить друг другу комплименты»

1

20.05

34

Турнир вежливости.

1

27.05

Всего: 34 часа

Учебно-методическое обеспечение

  1. Аксенов Л.И., Архипов Б.А. Специальная педагогика. – М. Академия, 2009.
  2. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. - М.: Мнемозина, 2009 г.
  3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Академия, 2007.
  5. Игровые методы как средство диагностики и коррекции межличностных отношений. - Южно- Сахалинск, СОИПи ПКК, 2005.
  6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
  7. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2007 г.
  8. Методические рекомендации Междисциплинарный подход к формированию коммуникативной компетентности. – Южно- Сахалинск, СОИПи ПКК, 2009.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, 2009.

    10. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель №                                  

1-3, 6-8, 2001 год.

Материально-техническое обеспечение

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • Компьютерные презентации к урокам

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Здоровячок»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка, спортивной направленности. Комплекся дыхательной гимнастики, подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений....

Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для уча­щихся 5-х классов. На 1...

программа внеурочной деятельности кружка "Увлекательный мир информатики"

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Learn and play»

Программа   «Learn and play» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников. Программ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса

Программа внеурочной  деятельности «Этика речевого общения»  направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов,  воспитание личнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО

Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...