Построение системы внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ООО
статья

Жукова Любовь Михайловна

Внеурочная деятельность на данным момент является неотъемлемой часть образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  в полной мере. Она объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение системы внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ООО

        Добрый день участники семинара. Мы рады вас приветствовать в стенах нашей школы.    На семинаре       Реализация внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ООО  .

          В Концепции структуры и содержания общего среднего образования зафиксировано: «В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект всё больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращается в важнейший фактор прогресса страны. Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие личности. Все остальные задачи лишь средства, помогающие достижению этой цели. Следовательно, приоритет свободного развития личности как основной принцип общества в области образования – это и есть основа дифференциации и интеграции образовательного процесса».

       Внеурочная деятельность на данным момент является неотъемлемой часть образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  в полной мере. Она объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Она  Внеурочная деятельность по математике должна быть направлена на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни.

Нормативные и методические основы внеурочной деятельности.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
  • Приоритетный национальный проект «Образование» (объявлен 5 сентября 2005 г.);
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Пр271 от 04 февраля 2010 г.);
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2015 годы (пост. Правительства РФ № 497 от 23 мая 2015 г.);
  •  Национальная стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761);
  •  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
  •  Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09);

            Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий (УУД).

            Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат - способность осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

       На основе этого сформулированы цели и задачи внеурочной деятельности. А именно:

             Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:

  • -вырабатывание интереса к изучению математических дисциплин;
  • - углубление и расширение математических знаний, умений и навыков учащихся;
  • -развитие логического мышления, математической зоркости,
  • -математической интуиция и смекалки;
  • -выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
  • -выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • -оказание помощи в поисках «себя»;
  • -создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • -формирование системыматеатических знаний, умений, навыков;
  • -развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • -создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • -развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • -расширение рамок общения с социумом.

Необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, 

как гуманистический,

системный,

синергетический (Термин «синергетика» происходит от греческого «содружество», «сотрудничество» [12] и акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого.) ,

 деятельностный,

квалиметрический , (Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas – качество (или quails – какой по качеству) и греческого melreo – измеряю).

           Внеурочную деятельность нужно осуществлять в соответствии со следующими принципами:

1.Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2.Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

-        всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

-        основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

-        урочной и внеурочной деятельностью;

-        региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3.Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4.Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5.Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов

внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и  ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

6. добровольности и дополнительности.

Формы внеурочной деятельности.

В ФГОC названы такие формы:

I.   Традиционные.

  • экскурсии;
  • кружки, секции;
  • круглые столы, конференции, диспуты;
  • олимпиады, ШНО, исследования;
  • соревнования;
  • общественно полезные практики
  • предметные недели.

II.  Новые формы работы

1. Участие в дистанционных  научно- практических конференциях.

2. Дистанционные олимпиады международного и всероссийского уровней: «Авангард», « Кенгуру» , «Олимпис»( www.olimpis.ru), «Эврика» (eureka-center.ru/olimp-1-16), «Эрудит» ( www.erudit-olimp.ru ) и т.д.

             Формы организации внеурочной работы по математике делятся на постоянные и непостоянные (временные) в зависимости от решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся.

Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся,

Итак, систему внеурочных форм работы по математике можно представить в виде следующей схемы 1:

Схема 1

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/04/k_590b6de22542e/413313_1.png

На воспроизведенной схеме приведены далеко не все конкретные формы внеурочной работы, но показана их системная организация. При этом видно, что любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию.

И все-таки хочется подчеркнуть, что Внеурочные формы обучения построены на принципе добровольности, не регламентированы необходимостью выставления оценки учащимся, проходят в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь солидную математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность.

Заключение

       Таким образом, рассмотрение вопроса об особенностях организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС позволяет сделать некоторые заключения. Эффективная организация внеурочной деятельности в основной школе будет способствовать решению ряда важнейших воспитательных задач, в том числе гражданской идентичности. Профессиональный подход к определению воспитательных результатов внеурочной деятельности позволит поднять воспитательный процесс в школе на более высокий уровень, а внеурочную деятельность поставить на одну ступень с классно- урочной системой образования.

        В рамках реализации ФГОС в нашей школе осуществляется внеурочная деятельность по разным направлениям. Сформировать мотивацию к изучению математики можно не только на занятиях классического математического кружка или электива но и на занятиях кружка «Математическая азбука» или на занятиях социальной направленности «Экология души».  

        Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене

Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике....

Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене

Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике....

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...

Проявление новых тенденций во внеурочной деятельности по географии в условиях реализации ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты заставляет педагогов  адаптироваться к изменениям в содержании образования. Возникла необходимость пересматривать способы и методы преподавания не тольк...

Содержание и формы внеурочной деятельности в ГПД в условиях реализации ФГОС

Доклад на городском методическом объединении воспитателей о работе  в ГПД...

Статья "Система оценивания на уроках математики в условиях реализации ФГОС"

В статье представлина система оценивания устного, письменного ответа учащихся на уроках математики,  криттерии выставления отметок...