Внеклассное мероприятие по русскому языку «Занимательный русский язык» 5-7 класс
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Авдокушина Ольга Вячеславовна

Занимательный русский язык (5-7 кл)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oa.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Внеклассное мероприятие по русскому языку «Занимательный русский язык» 5-7 класс

Авдокушина Ольга Вячеславовна,учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 43» г.Магнитогорска

Цели:

— создать условия для формирования устойчивого интереса к предмету;

— формировать навык коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

— проверить знания по ключевым темам предмета.

Ход мероприятия.

  1. Определяем, пословица или поговорка

Своя земля и в горсти мила (пословица)

Работать с огоньком (поговорка).

Терпенье и труд всё перетрут (пословица)

Комар носа не подточит (поговорка).

Повторенье – мать ученья (пословица).

Как снег на голову (поговорка).

Самолюб никому не люб (пословица).

2.         Определяем, сколько фразеологизмов в тексте

 С ног до головы.

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!

(12).

3.          Отвечаем на вопросы

  1. Сколько гласных и согласных в алфавите? (10 гласная и 21 согласная)
  2. Глагол – какое у него значение? (Действие)
  3. Имя существительное – что оно означает? (Предмет)
  4. Какое из этих слов не должно тут быть: убираться, выход, войти, кататься? (Выход)
  5. Укажите лишнее: игрушка, прибавить, книга, постер. (Прибавить)
  6. Назовите синонимы к глаголу «говорить». (Произносить, сказать и т.д.)
  7. Есть ли синонимы к определению «красивый»? (Привлекательный, симпатичный и т.д.)
  8. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)
  9. Где спряталась буква «ж»: коври…ка, костя…ка, деревя…ка? (Коврижка)
  10. Где буква «е» не станет смягчать согласную перед ней: фанера, пастель, постель, кофе? (Пастель)
  11. Кто из писателей иногда подписывал работы именем Нави Волырк? (Иван Крылов)
  12. Какое слово из представленных не имеет окончания: герой, второй, долой? (Долой)
  13. От какого из слов произошло слово «горница»: горн, горевать, горн, горний? (Горний)
  14. Чем в старину занимался «стряпчий»: кулинарией, юриспруденцией, торговлей? (Юриспруденцией)
  15. Какой род имеют слова «сани», «ножницы» и «сутки»? (При форме только во множественном числе не определяется род существительного)

4.         Определяем род несклоняемых имен существительных:

Какао ( с.р.), пюре(с.р.), желе(с.р.), трюмо(с.р.), купе (с.р.), ателье(с.р.), пальто(с.р.), рояль(м.р.), тюль( м.р.), панно( с.р.), мозоль( ж.р.)

5.        Отвечаем на вопросы

  1. Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь.)
  2. Какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)
  3. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое – сырым? (Другое значение слова сырой: невареный, недоваренный.)
  4. Как превратить слово но в местоимение? (Переставить буквы: он.)
  5. У каких башмаков не бывает каблуков? (Приспособление для торможения вагонов – башмак.)
  6. Как образовалось наречие сегодня(Из местоимения сего (этого) и существительного дня.)
  7. Какой ячмень нельзя молотить? (Ячмень на глазу.)
  8. Какого цвета неопытная молодежь? (Зеленая.)
  9. Какой корень в слове вынуть(От корня осталось только -н-.)
  10. Назовите слова, начинающиеся с 4 согласных. (Взгляд, всплеск, встреча.)
  11. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор – сверло в зубоврачебном кабинете, химический элемент.)
  12. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной вам остановки: выходите или сходите? (Выходим.)
  13. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)

6.         Определяем, о каком правиле правописания идёт речь? Сформулируйте его. 
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал 
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где и, а где же ы

7.         Отвечаем на вопросы по этимологии

Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий по-русски значит архитектор». Верно ли было пояснение экскурсовода? (Экскурсовод был не прав: именно слово архитектор по своему происхождению является нерусским. Оно заимствовано русским языком через средневековую латынь из греческого языка, в котором слово архитектор означает «строитель». Но заимствованное слово архитектор нам понятнее теперь, чем устаревшее, хотя исконно русское слово -  зодчий.)

Являются ли этимологически родственными слова ЦАПЛЯ и ЦАПАТЬ? ( Слово «ЦАПЛЯ» производное от глагола ЦАПАТЬ со значением «хватать». )

8.         Отвечаем на вопросы по словообразованию

Жители Москвы – москвичи, москвички

Как вы назовёте жителей Петербурга, Тулы, Архангельска, Курска,Перми?

(петербуржец, петербуженка; туляк, тулячка; архангелогородец, архангелогородка; курянин, курянка; пермяк, пермячка)

9.         Играем на внимание

Составьте больше слов из букв слова «сообразительность».

(Рост, образ, нос, тело, тон, сон, лето, лоб, сор, зоб, барс, брат, торт, трест, тесто, тесть, рот, енот, тост, нарост, тир, батон, таз, низ, ноль, рант, соль и прочее)

10. Подведение итогов

11.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Умники и умницы" по русскому языку 7 класс

Внеклассное мероприятие проведено в рамках предметной недели русского языка и литературы...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык".

Очень увлекательная разработка внеклассного мероприятия.  Много разнообразных заданий в игровой форме. Затрагиваются несколько разделов русского языка....

Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!»

Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку  в 7–8 классах «О, счастливчик!» с презентацией...

Презентация к внеклассному мероприятию "И мы сохраним, тебя русская речь, великое русское слово!"

В презентации представлены фотографии древнегреческих философов, высказывания о языке, заповеди речевого поведения...

Внеклассное мероприятие по читательской грамотности «Тайны русского языка» (5 классы)

Внеклассное мероприятие по читательской грамотности«Тайны русского языка» (5 классы) Цель:  развивать интеллектуальные и творческие  способности учащихся;  развивать пр...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык"  7 кл...