Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»
рабочая программа

Немирович Наталия Николаевна

Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объе­динение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (далее Программа) предна­значена для реализации среди обучающихся 5-11 классов. Формирование экологической культуры у обучающихся, воспитание бережного отноше­ния к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется в про­цессе реализации основного содержания программы по четырем основным модулям:

Модуль 1  «Моя экологическая грамотность» (5-6 классы)

Модуль 2  «Экомир: центр экологических инициатив»; (6-7 класс)

Модуль 3  «Экологическая культура и здоровый образ жизни»; (8-9 класс)

Модуль 4  «Социальная экология» (10-11 класс)

Каждый модуль включает работу по трем блокам:

1.    Блок познавательных мероприятий - всесторонняя теоретическая подготовка обучающихся.

2.    Блок исследовательской и проектной деятельности - решение задач с эколо­гическим содержанием, исследовательская и проектная деятельность.

3.    Блок практических мероприятий - организация и проведение внеклассных и общешкольных экологических мероприятий, участие в олимпиадном движении и научно-практических конференциях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Рассмотрено                                            

на педагогическом совете  

протокол №____    

«____» __________ 20___г.  

Утверждаю                                          

Директор школы            

__________И.А. Самаркина

 «___»____________20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
 программа естественно-научной направленности

Научное объединение учащихся

«Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 11–17 лет

Срок реализации: 5 лет

Автор-составитель:
Немирович Наталия Николаевна,

учитель биологии 

высшей квалификационной категории,

руководитель НОУ «Друзья Земли»

2018 г

г  Сергиев Посад

Пояснительная записка

Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (далее Программа) предназначена для реализации среди обучающихся 5-11 классов.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды" Статья 71, Статья 74.

Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. В настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы.

Формирование экологической культуры у обучающихся, воспитание бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется в процессе реализации основного содержания программы по четырем основным модулям:

Модуль 1  «Моя экологическая грамотность» (5-6 классы)

Модуль 2  «Экомир: центр экологических инициатив»; (6-7 класс)

Модуль 3  «Экологическая культура и здоровый образ жизни»; (8-9 класс)

Модуль 4  «Социальная экология» (10-11 класс)

Каждый модуль включает работу по трем блокам:

  1. Блок познавательных мероприятий - всесторонняя теоретическая подготовка обучающихся.
  2. Блок исследовательской и проектной деятельности - решение задач с экологическим содержанием, исследовательская и проектная деятельность.
  3. Блок практических мероприятий - организация и проведение внеклассных и общешкольных экологических мероприятий, участие в олимпиадном движении и научно-практических конференциях.

Актуальность программы:

Экологическое образование и воспитание учащихся продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Экологический подход реализовывается  через экскурсии, экологические акции, решение задач с  экологическим содержанием, практические работы, исследовательские проекты, а также при проведении ролевых игр.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

ЦЕЛЬ: воспитание  экологической  культуры, через формирование ответственного отношения к природе, нравственно – патриотических чувств, при опоре на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  1. Формирование системных знаний об окружающей природной среде и экологии, как науке.
  2. Формирование умения определять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и факторов, оказывающих воздействие на неё.
  3. Формирование опыта участия в природоохранной деятельности;
  4. Обучение школьников методам познания окружающего мира;
  5. Формирование ответственности за свои поступки; умение предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека на окружающую среду, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны.
  6. Способствовать формированию устойчивой потребности использовать полученные знания с целью сохранения необходимого экологического баланса между человеком и окружающей средой.

Развивающие:

  1. Формирование экологической культуры, опыта творческой деятельности, делового общения, развитие коммуникативных навыков.
  2. Развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
  3. Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  4. Создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, получение навыков анализа.
  5. Развитие социальной, познавательной активности учащихся, через установку метапредметных связей экологии с биологией, химией, географией, математикой, агрономией.
  6. Физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; 
  7. Развитие у обучающихся экологической культуры и умения любоваться красотой и изяществом природы.
  8. Повышение общего интеллектуального уровня подростков.
  9. Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;
  2. Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
  3. Выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
  4. Формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде; умения любоваться красотой и изяществом природы.

Средствами экологического образования  можно формировать следующие ключевые компетентности:

 
•  компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанности гражданина,  выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны); 

•  компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.); 

•  компетентность в учебно-познавательной деятельности  (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

•  компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ:

Формы реализации экологическое образование и воспитание учащихся:

  1. экологическое (межпредметное) содержание - практическая реализация принципа интеграции - внедрение экологического образования и воспитания в дополнительное образование, организованное в свободное время школьников.
  2. воспитательная  работа:
  • библиотечные часы; работа с интернет ресурсами
  • экологическая работа (природоохранные акции);
  • исследовательская работа и проектная деятельность;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • лекторская работа - старшеклассники посещают начальную школу с лекциями и беседами, педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
  • походы и экскурсии;
  • встречи и беседы с экологами, инспекторами лесной охраны, учениками других школ.

Формы и методы работы:

  • Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и др).
  • Проектно-исследовательская работа.
  • Дискуссия.
  • Научно-практические конференции
  • Конкурсы проектов
  • метод коллективного творчества
  • Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения,
  • Внеклассные мероприятия (экологические праздники, игры)

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ:

  1. Принцип гуманизации ориентирует воспитательный процесс на формирование учащегося, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни человека.
  2. Принцип экологизации предполагает воспитание экологического сознания, понимания характера изменений в природной среде под влиянием антропогенной среды.
  3. Принцип интеграции отражает взаимодействие естественнонаучных, нравственно – эстетических, правовых и социальных аспектов экологического воспитания через взаимодействие теоретической и практической деятельности.
  4. Принцип социологизации предусматривает усвоение школьниками социального опыта.

Реализация целей и задач экологического воспитания и образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV) классы, основной (V-IX классы), средней (X-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы).

Программы осуществляется по четырем модулям.

Модуль 1  «Моя экологическая грамотность» (5-6 классы)

        Программы направлены на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни. Программа построена по модульному принципу. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

В структуру модуля входит:

- блок познавательных мероприятий: изучение теоретического материала с использованием различных источников информации, экскурсии.

  • блок исследовательской деятельности: исследовательская работа на водоемах и в лесу, мониторинг, практические работы.
  • блок практических мероприятий: экологические акции (изготовление кормушек для птиц, скворечников, сбор макулатуры), конкурсы рисунков, плакатов, фотоматериалов, участие в мероприятиях по благоустройству территорий, выступления на классных часах и научно-практических конференциях различного уровня.

Модуль 2  «Экомир: центр экологических инициатив»; (6-7 класс)

Основные формы работы по данному модулю позволяет ребятам использовать свои знания по естественнонаучным дисциплинам для более глубокого изучения явлений и процессов, связанных с образованием различных видов загрязнения окружающей среды в следствии антропогенной деятельности человека.

В структуру модуля входит:

- блок познавательных мероприятий: знакомство  учащихся с многообразием мира животных основными процессами жизнедеятельности животных (питание, дыхание, рост и т.д.);

- блок исследовательской деятельности: выполнением учебного исследования, мониторинг, выявление последствия тех или иных действий человека на окружающую среду, определение, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны.

- блок практических мероприятий: экологические акции,  диспуты,   ролевые игры,   выступления на классных часах и научно-практических конференциях различного уровня.

коллективно-творческое дело, трудовой десант, экскурсии в природу.

Модуль 3  «Экологическая культура и здоровый образ жизни»; (8-9 класс)

Данный модуль направлен на расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе. Своим появлением направление курса обязано все более четкому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса. Решая проблему за счет интеграции, данный курс обеспечивает активное включение учащихся в творческую работу, поиск.

В структуру модуля входят:

  • блок познавательных мероприятий: изучение теоретического материала с использованием различных источников информации, инструктажи по правилам техники безопасности при выполнении работ и обращении с веществами.
  • блок исследовательской и проектной деятельности: исследовательская и проектная работа по выбранной теме, обработка и анализ полученной информации. Примерные темы для исследовательской и проектной деятельности: «Энергетические напитки», «Дело вкуса», «БАД - польза или вред?» «Экомаркировка», «Курение и здоровье» и пр.
  • блок практических мероприятий: участие в экологических акциях, выступления на классных часах и научно-практических конференциях, семинарах и форумах различного уровня, организация экологических праздников и театрализованных представлений, творческая работа

Модуль 4  «Социальная экология» (10-11 класс).

Содержание данного модуля способствует расширению знаний внутри профилирующего предмета и формированию устойчивого

интереса учащихся к определенной области науки.

Практическая  направленность модуля (самостоятельные практические работы, исследовательские проекты), способствует закреплению специальных умений и навыков, ориентирующих на более качественную подготовку, осознанного и правильного выбора профессии.

Работа в данном модуле ориентирована, на чтобы  вывести учащихся на понимание взаимоотношения общества и среды, основных противоречий этих взаимосвязей, демографических проблем, путей формирования экологической культуры; познакомить с международными усилиями в обеспечении устойчивого развития и экологической безопасности

человечества

Формы экологической работы со старшими школьниками соответствуют возрасту и знаниям ребят. Исследовательские работы носят более аналитический характер и имеют практическую направленность.

Срок реализации программы  - 5  лет: период с 2018 по 2023 гг.        

Возраст участников – 11 – 17 лет

Режим занятий: 34 часа в год, количество часов в неделю – 1 час.

Форма аттестации обучающегося: творческая работа, олимпиада, викторина.

Формат демонстрации образовательных результатов: выставка, демонстрация моделей, защита творческих работ, олимпиада.

Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютер, подборка видеофильмов, иллюстрации, плакаты.

Планируемые результаты:

Учащийся должен получить возможность узнать:

  • Основные понятия курса.
  • Экологические факторы, условия существования, среды жизни живых организмов.
  • Приспособление живых организмов к различным экологическим факторам.
  • Экологические группы живых организмов по отношению к различным факторам среды.
  • Признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных.
  • Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
  • Определение понятий «экологический оптимум», «пределы толерантности», «экологическая валентность вида», «ограничивающий фактор».
  • Способы питания живых организмов и добывания пищи животными.
  • Основные абиотические факторы среды и степень их воздействия на животных.
  • Основные методики проведения опытов.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Объяснять значение различных экологических факторов в жизни живых организмов.
  • Объяснять роль человека в охране растительного и животного мира, в сохранении биоразнообразия.
  • Прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
  • Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.
  • Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды.
  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
  • Животных и растения наиболее распространенные в своей местности, домашних животных, опасных для человека животных.
  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
  • Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.
  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


6   МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

мероприятия

сроки

ответственный

1

Обустройство территории школы

Постоянно

Администрация школы, учитель биологии

2

Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними

Ежегодно

Учителя

4

Участие в конкурсах экологических социальных проектов

Ежегодно

Учителя предметники

5

Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке

Ежегодно

Ответственный за библиотечный фонд

6

Трудоустройство подростков в летний период

Ежегодно

Администрация школы

7

Участие в предметных олимпиадах,

конференциях, конкурсах

Ежегодно

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

8

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы).

Ежегодно

Учителя начальных классов

9

Экологический практикум – выполнение практических и исследовательских работ

Постоянно, по плану

работы

Руководитель НОУ, учитель  биологии

10

Экологические уроки

«Разделяй с нами», «Чистый город начинается с тебя»,  «Лесомания», «Вода России: Лаборатория  чистой воды», «Живая Волга», «Моря России: угрозы и  сохранение»

Ежегодно

Учителя биологии, географии,

начальных классов

11

Выполнение научно-исследовательских проектов – по индивидуальному плану обучающихся

Постоянно, по плану

работы

Руководитель НОУ, учителя  биологии, географии, химии

12

Оформление выставок рисунков «Природа Родины моей»

Апрель

Учитель ИЗО

13

Акции и праздники

1 апреля – День птиц (постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц  - «Птичья столовая»)

7 апреля – День здоровья

22 апреля – День Земли

4 октября – День защиты животных,

20 ноября – Международный день отказа от курения,

1 декабря – день борьбы со СПИДом;

22 марта – Всемирный день воды

Ежегодно

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

14

Трудовые десанты, экологические субботники

Ежегодно

Администрация школы, учителя

15

Летняя трудовая четверть

Ежегодно

Администрация школы

16

Проведение предметных недель

Ежегодно

Учителя-предметники

17

Родительский всеобуч («Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Как воспитать любовь к природе»).

Ежегодно

Классные руководители

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Воспитание чувства ответственности, понимания необходимости научиться бережному отношению к окружающей среде и всем формам жизни;
  • Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
  • Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей, способствующий улучшению экологической ситуации.
  • Воспитание экологически грамотных учащихся;
  • Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • Умение проводить научное исследование, ставить цель, планировать работу, делать выводы
  • Опыт природоохранительной деятельности.

Список литературы

  1. «Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.
  2. Балашов Н.Б., «Определитель водорослей», Лениздат, 1989.
  3. Буянов М.И. «Размышления о наркомании», Москва, Просвещение, 1990
  1. Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. «Биология. Человек. 8 класс», Москва, Вентана - Граф, 2005
  2. Заяц   Р.Г.   и   др   «Биология   для   абитуриента»,   Минск,   ЧУП   «Издательство Юнипресс», 2004
  3. Коробейникова Л.А. «Практическая экология для школьников» Иваново, 1995.
  4. Куреннов И, «Энциклопедия лекарственных растений», Москва, «Мартин», 2011
  5. Лаптев Ю. П. «Растения от А до Я», Москва, «Колос», 1992.
  1. Михеев А.В. «Охрана природы», «Просвещение», Москва, 1990
  2. Новикова B.C., Губанов И.А, «Атлас - определитель высших растений», Москва, Просвещение, 1991.
  3. Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, «Детская

литература», 1975

  1. Федорова М.З., Кучменко B.C., Лукина Т.П. «Экология человека. 8 класс», Москва, Вентана - Граф, 2003
  1. Чертопруд М.В. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод

центра европейской России»

  1. Юдин А.В., «Большой определитель грибов», Москва, ООО «Издательство ACT», 2001.

15.        «Методические материалы по антинаркотическим профилактическим

программам в учебных заведениях», Приволжск, 2008

  1. «Учебно - исследовательская деятельность школьников»

п/р А.П. Тряпицыной, Санкт - Петербург, Каро, 2005

  1. БариноваИ.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988
  2. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989
  3. Гладилина И.П, Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  4. Еременко Н.И. «Профилактика вредных привычек»  издательство «Панорама», Москва 2007.
  5. Захлебный А.Н «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, «Просвещение», 1984.
  6. Кулькевич СВ. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
  7. Кучменко B.C., Анастасова Л.П. «Формирование здорового образа жизни подростков», Москва, Вентана - Граф, 2004
  8. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
  9. Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, Просвещение, 1989
  10. Полосин B.C. «Практикум по методике проведения химического эксперимента» «Просвещение», Москва, 1996
  11. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
  12. Сорокина Л. В. «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005
  13. Степанчук Н.А. «Модели экологического образования», Волгоград,

Издательство «Учитель», 2011

  1. Сухова Т.С. Строганова В.И. Пономарква И.Н. «Природоведение.

Биология. Экология: 5-11классы: программы» Москва, Вентана - Граф, 2010

  1. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа оборонно-спортивной направленности творческого объединения «Стрельба пулевая (пневматика)»

Программа разработана для обучения суворовцев основам техники стрельбы из пневматической винтовки....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности "Научное общество учащихся"

Программа  Научного общества учащихся рассчитана на обучающихся 5-9  класса с нагрузкой 1 час в неделю.Общее количество часов:      5 классе – 35 часов6 классе – 35 часов...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности  "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга»

Модульная  программа дополнительного образования детей  направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося в сфере  и...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная программа естественно научной направленности "Избранные вопросы математики".

Программа направлена на подготовку учащихся десятого класса к итоговой аттестации. На обобщение и систематизацию знаний учащихся. на развитие умений применять знания , на развитие навыков учащихся....