Классный час " Ледовое побоище",
план-конспект занятия (5 класс)

Тихомирова Надежда Васильевна

 «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 05(18).04. 1242г.)».

 Цель классного часа- развивать у обучающихся духовно-нравственные ценности, чувство патриотизма, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ledovoe_poboishche.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                                                 8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

        

Конспект классного часа

«День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

(Ледовое побоище, 05(18).04. 1242г.)».

Подготовили и провели:

классный руководитель 5-г класса: Тихомирова Н.В.

07.04.2017

Тема: «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 05(18).04. 1242г.)».

Цель: - развивать у обучающихся духовно-нравственные ценности, чувство патриотизма, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.

Задачи:

Образовательная:

•        углубить знания детей о национальном герое, древнерусским полководце Александре Невским, о сражении на Чудском озере (Ледовом побоище)5.04.1242 г.

Воспитательная:

•         Способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - создавать условия для расширения профориентационных знаний обучающихся, способствующих развитию профессиональных интересов.

Развивающая:

•        формировать у обучающихся гражданской позиции, понимания ценностей демократического общества.

Оборудование:

  •  Презентация.
  •  Фрагменты художественного фильма кинорежиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.).

Ход классного часа

1.   Организационный момент.

2. Основная часть.Ученик зачитывает отрывок поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище»  

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветной порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев темный строй.

Оруженосцы сзади гордо

Везли фамильные щиты,

На них гербов медвежьи морды,

Оружье, башни и цветы.

На шапках перья птиц веселых,

На шлемах конские хвосты.

Над ними на древках тяжелых

Качались черные кресты.

Все было дьявольски красиво,

Как будто эти господа,

Уже сломивши нашу силу,

                  Гулять отправились сюда

Вступительное слово классного руководителя.

Сегодня мы с вами будем говорить о битве на Чудском озере, вошедшей в историю под названием «Ледовое побоище».

Битва на Чудском озере  началась утром 5 апреля 1242года по юлианскому (старому) календарю (775 лет назад).  Является Днём воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) (отмечается 18 апреля по новому календарю) (слайд2)

Основная достоверная информации о битве 1242 г . содержится в Новгородской Первой летописи Старшего извода. Ее запись современна событию. Летописец сообщил общие данные о войне Новгорода с Ливонским Орденом в 1242 г. Несколько кратких замечаний он оставил и о самой битве. Следующий русский источник - «Житие Александра Невского», созданное в 1280-е г. Во многом на основании рассказов свидетелей, знавших и наблюдавших князя Александра Ярославича как полководца, незначительно дополняет летопись.

Ученик рассказывает о Александре Невском. (слайд3,4)

Князь Александр Ярославич Невский рода Рюриковичей родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском. В этом городе прошло детство и юность Александра. Отец Александра – великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, мать – Ростислава Мстиславна.

Детство у мальчиков – княжичей в те далёкие времена было короткое. Раннее детство Александра прошло на княжеском подворье. Он играл со сверстниками, очень интересовался воинами, одетыми в железные рубахи – кольчуги.

Княжича Александра учили письму, счёту, книжной мудрости. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо. Приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков. Но главным было изучение ратного военного дела. Князь должен был управлять конём и владеть оружием как профессиональный воин. Учили княжича тому, как строить полки, как вести осаду городов, ставить засады для противника. Храбрым он стал, ловким, умелым.

В 16 лет Александр стал новгородским князем.Не раз приходилось отражать набеги врагов молодого государства. А враги были со всех сторон.

Во времена, когда он жил и правил, междоусобные войны считались чем-то привычным, и даже само собой разумеющимся. Однако меч Александра Невского ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной княжеской усобице.

В 1240 году новгородские войска во главе с еще очень молодым князем победили шведов на реке Неве (шведы направлялись на Русь крестовым походом). За эту победу князь Александр был прозван -  Невским. В этом бою Александр Невский сам избил множество шведов и «на лицо предводителя Биргера возложил печать» своим острым копьем. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. Князь Александр Ярославович говорил: “Нас не много, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем”.

1263 год. Александру Ярославовичу – 43 года. Но военные походы, борьба с князьями за власть, изнурительные поездки в Орду и переговоры с ханами подорвали его здоровье. По дороге домой из очередной поездки в столицу Золотой орды, город Сарай, князь Александр понял, что до стольного города ему не добраться. В маленьком Городце он принял монашество и через день – 14 ноября умер. 

 Игра: «Продолжи крылатую фразу»  

Кто с мечом к нам придет,

тот от меча и погибнет

Кто Родине верен,

тот в бою примерен

Бой красен мужеством,

а товарищ дружеством

Храбрый пеняет на себя,

а трусливый на товарища

Русскую заповедь знай,

в бою не зевай

Нас не много, а враг силён,

но Бог не в силе, а в правде

  Рассказ ученика о «Ледовом побоище».Слайд5

           На рассвете 5 апреля 1242 года рыцари построились «клином», или «свиньей». В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы.

Место сражения выбрано на Чудском озере не случайно. У восточного крутого берега. Крестоносцы шедшие на Новгород не могли пройти мимо. Крутой восточный берег не давал возможность отступить русским войскам и мешал бы рыцарям в случае прорыва совершить.

А. Невский перед основными силами выставил Передовой полк (лучников), чтобы нанести удар по немецким рыцарям на подступах к основным силам.

В центр боевого порядка А. Невский поставил ополчение , чтобы сдержать наиболее тяжелый удар, сковать маневр конных рыцарей.

Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русской рати. Князь сосредоточил ударные силы на флангах, в виде клещей. В центре же, где обычно располагались самые боеспособные части, Александр, напротив, поставил ополчение, в задачу которого входило сдержать наиболее тяжелый удар. Позади русских позиций находился крутой берег. Он мешал рыцарям в случае прорыва совершить маневр и обойти русское войско с тыла. Слайд 6

Выставив длинные копья, немцы атаковали центр боевого порядка русских. Новгородские полки были прорваны. Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей подталкивали передние шеренги, которым негде было развернуться для боя. Слайд 7

Фланги русского боевого порядка – «крылья» – не позволили немцам развить успех операции. Немецкий «клин» оказался словно зажатым в клещи. В это время дружина Александра Невского нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Воины, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней. Воины, вооруженные ножами «засапожниками», выводили из строя лошадей, после чего тяжелые рыцари падали. Слайд 8-9

Лед под тяжестью сбитых в кучу тяжеловооруженных рыцарей стал трещать. Некоторым рыцарям удалось прорвать кольцо окружения, и они пытались спастись бегством, но многие из них провалились под лед и утонули. Слайд 10

Новгородцы преследовали остатки бежавшего в беспорядке рыцарского войска по льду Чудского озера вплоть до противоположного берега.

Немецкие рыцари потерпели полное поражение. В бою было убито более 500 рыцарей, «бесчисленное множество» прочего войска взято было в плен, в том числе 50 «нарочитых воевод», то есть знатных рыцарей. Все они пешком следовали за конями победителей до Пскова.

Летом 1242 года «орденские братья» прислали в Новгород послов с поклоном и просьбой обменяться пленными. Новгородцы согласились с этими условиями, и мир был заключен.

Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим большей частью из пехоты. Русский боевой порядок («полчный ряд» с резервом) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, представлявшего малоподвижную массу.

Просмотр фрагмента фильма кинорежиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский»

Выбери правильный ответ. Слайд11

1. Как называлось сражение? (Зимняя сеча, Ледовое побоище, Снежная буря, Летняя встреча)

2.Имя героя этого сражения, кому было дано прозвище Невский (Владимир, Иван, Александр, Всеволод)

3.Место, где проходило сражение: Чудское (море, озеро, болото)

Ученик рассказывает о историческое значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями". Слайд 12

Значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями" было поистине историческим.

  1. Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались целые столетия.
  2. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника при организации сражения, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования- все это определило русское военное искусство как передовое в мире.
  3. "Ледовое побоище" стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим в большей части из пехоты. Русский боевой порядок ("полчный ряд" при наличии резерва) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, боевой порядок которого представлял собой малоподвижную массу; пехота успешно взаимодействовала со своей конницей. 

Память о битве.

По приказу Петра I в 1724 году останки Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской лавре. 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского.

29 июля 1942 года в честь великого полководца был учрежден советский военный орден Александра Невского. Слайд 13

18 апреля в России отмечают славную дату - 775-ю годовщину со дня победы дружины князя Александра Невского в битве с немецкими рыцарями на Чудском озере. Эту уникальную страницу истории все мы знаем как Ледовое побоище, произошедшее 5 апреля  1242 года. (Федеральный закон № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России»)

Во многих городах России установлены памятники Александру Невскому. Слайд 14,15.

В 1938 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм «Александр Невский», в котором было экранизировано Ледовое побоище. Фильм считается одним из самых ярких представителей исторических фильмов. Именно он во многом сформировал у современного зрителя представление о битве.

В 1992 году снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего». Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летию со дня Ледового побоища.

Литература

Поэма Константина Симонова «Ледовое побоище» (1938)

Г.Н. Караев «Ледовое побоище»

Щербаков Александр «Ледовое побоище»

Сергей Мосияш «Александр Невский»

Наталья Павлищева «Ледовое побоище. Невеста войны»

Виктор Поротников «Ледовое побоище. Разгром псов- рыцарей»

Викторина

Полное имя древнерусского князя. (Александр Ярославич Невский)

В каком веке жил и княжил А. Невский.? ( в XIII веке)

В каком году родился Невский? (1220)

Какой город является родиной князя? (Переяславль-Залесский)

В каком городе 16-летний Александр был поставлен князем – наместником? (в Новгороде)

Какие битвы с иноземцами прославили великого русского полководца? (Невская битва, Ледовое побоище)

Когда произошла Невская битва? (15 июня 1240 г)

Когда произошло Ледовое побоище? (5 апреля 1242 г.)

Как называлось озеро, на котором произошло Ледовое побоище? (Чудское)

В каком году умер Александр Невский? (1263)

Какой город стал последним жизненным пристанищем русского князя? (Городец)

3.Подведение итогов: сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать. А завершить наш классный час мне хотелось бы словами:

Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.

Список литературы:

  1.  Житие Александра Невского.
  2.  Беллярминов И. «Элементарный  курс всеобщей и русской истории»
  3.   Иловайский Д. «Краткие очерки о русской истории»
  4.   Подъяпольский А. «Волчья яма для свиньи». Журнал «Природа и человек» 2001 г.
  5.   Шаскольский И. «Борьба Руси против крестоносной агрессии». Издание «Наука» 1978 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ледовое побоище

В 2012 году исполняется 770 лет со дня одной из значительнейших битв в истории Руси – Ледового побоища, произошедшего на льду Чудского озера 12 апреля 1242 года...

Презентация "Ледовое побоище", посвященная 770 летию этого исторического события.

Презентация включает слайды о личности Александра Невского, его православной вере, о вере в победу.Также включен отрывок из фильма "Александр Невский". В слайды включено изображение ордена Невского, у...

Презентация "Ледовое побоище"

Презентация к уроку истории...

Ледовое побоище

Презентация "Ледовое побоище" - 770 лет....

" О Родине, о доблести, о славе" (внеклассное мероприятие, посвященное Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища)

Опубликованный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвященного  Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища. Это музыкально-литературная композиция, цель которо...

Классный час на тему "Ледовое побоище - День воинской славы России"

План проведения классного часа  "Ледовое побоище - День воинской славы России"...

«Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища» урок 22

Продолжение знакомства с кантатой; укрепление взаимосвязи музыкального искусства, изобразительного и киноискусства; приобщение  детей к сокровищам  отечественной музыкальной классики; развит...