Приемы активизации деятельности ребенка в проекте "Кабинет: вдохновение на кончике пера"
статья (5 класс)

Екатерина Александровна Дадиани

В статье рассказываю о приемах активизации деятельности ребенка в проекте музейно-историческом  городском конкурсе- игре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

В дополнительном образовании я вела объединение «Знай и люби свой город». И время от времени, задавалась вопросом: Как сделать процесс обучения более эффективным?

И при этом хочется, чтобы учиться было радостно и трепетно. Уверена, что каждый педагог мечтает, чтобы, ученик на занятие шел с желанием и восторгом. А мир/ общество так стремительно развивается, изменяется, что внедрение современных образовательных технологий становиться просто необходимостью. Так ка главной задачей сейчас стало развитие личности учащегося, а отличительной особенностью является деятельностный характер в обучении.

Работая в кружке я столкнулась с рядом проблем:

  • Низкая мотивация к изучению истории города и чтению книг по данной тематике;
  • Быстрая утомляемость ребят на экскурсиях, лекциях и мероприятиях, где они являются только слушателями;
  • Отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.

В связи с этим, я стала думать о том, как активизировать работу ребят.

И мне несказанно повезло, нам предложили принять участие в городском музейном конкурсе – игре «Петербургский домострой».

Целью проекта было создание виртуальной музейной экскурсии, для этого ребятам нужно было посетить 5-ть и более музеев (ребята сами выбирали их из большого списка предложенных музеев), в ходе посещения ребята также сами должны были выбрать тему и на основании всего этого составлялась интерактивная историческая музейная экспозиция.

Конечно, же я все время была рядом и со стороны направляла и помогала ребятам.

Что же я заметила, хочу рассказать на примере посещения двух музеев. Экскурсия в музей- дачу А.С. Пушкина была интересна, насыщена и познавательна, но ребята по окончанию очень устали. А экскурсия в музее Ф.М. Достоевского проходила в форме диалога, ребята были так вовлечены экскурсоводом в дискуссию, что ощущалось их полное погружение в познавательный процесс. И, не смотря на то, что по продолжительности она была такая же как и первая, ребята не хотели уходить из музея, задавали много вопросов и даже «загорелись» прочесть произведения Ф.М. Достоевского.

Это меня подтолкнуло к мысли о внедрении активных методов при создании нашей экспозиции.

Для начала, мы в форме мозгового штурма определились с темой нашего проекта «Кабинет: Вдохновение на кончике пера». Также в форме мозгового штурма ребята определили предмет своей экспозиции, и это оказалась чернильница. Потом ребята были разделены на две команды, каждая из которых исследуя из различных источников исторические сведения о чернильнице, собрала материал по данной теме.

В форме круглого стола прошла дискуссия о том, что именно важно и что необходимо включить в проект. В такой же форме ребята выбирали в какой музей пойдут на следующую экскурсию. Теперь после посещения экскурсии, ребята разбивались по парам и составляли отзыв о посещении музея, экскурсии и предметах, которые не оставили равнодушными. Так по крупицам мы собрали виртуальную музейную экспозицию. Так же важно отметить, что ребята прошли тренинг «Как создать музейную экспозицию», на котором ребята тоже в парах учились по предложенным музейным предметам создавать экспозицию.

И проанализировав все нами пройденное, мы решили, что защищать свой проект будем не в форме лекции одного экскурсовода, а в форме диалога, включив чернильницу как отдельный персонаж нашего путешествия по музейной экспозиции. Слушалось легко, непринуждённо и с интересом не только судьям, но и всеми участниками конкурса. И в результате чего ребята заняли в городе 1 место среди 5-6 классов. Также замечу, что ребята сами разбивались на пары и выбирали, где они будут представлять свой проект. Первая пара представила его на самом конкурсе, вторая пара в школе в параллели 6 классов, третья на родительском собрании, а четвертая пара на школьной конференции.

В заключении хочу сказать, что ребятам понравился не только проект, но и сам процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"

Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...

Использование приемов активизации деятельности учащихся на уроках литературы как необходимое условие формирования литературных компетенций

Как повысить интерес к литературе, чтению? Какие методы и приемы выбрать на уроках, чтобы у ребят возникло желание внимательно прочитать произведение, понять его проблематику? Это вопросы, которые вол...

Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях

laquo;Обучение эффективно только тогда, когда дети проявляютпознавательную активность»...

Работа над орфографической зоркостью в рамках школьного проекта « Грамотность на кончике пера » «Ак китап » - « Белая книга » ( татарский язык и литература)

Правильно писать слова должен каждый человек. Будь то первоклассник или же взрослый человек. Есть определенные нормы, которые должен знать каждый. Так называемый орфографический минимум. Научные иссле...

Выступление на семинаре «Формы и приемы активизации деятельности обучающихся на занятиях по физической культуре»

С точки зрения педагогики, физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры. Воспитанием называют целеустремленный процесс воздействия на человека, направленный на развитие у...

« Способы, методы , приемы, технологии подготовки к ЕГЭ. Способы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся»

Обобщение опыта по теме « Способы, методы , приемы, технологии подготовки к ЕГЭ. Способы и приемы активизации  познавательной деятельности учащихся»...