Педагогические условия формирования мотивации волейболистов младшего школьного возраста
статья по экономике (5 класс)

Пузиков Владимир

Основа сохранности контингента в различных видах спорта – мотивация учащихся. Мотивация – это психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих когнитивных и мотивационных особенностей ситуации конкретной деятельности. Спортивная мотивация влияет на характер тренировочной деятельности и непосредственно на результат. Переживание удовлетворенности спортивными результатами, повышение уверенности в себе усиливает спортивную мотивацию. Источником активности личности выступают переживаемые ею потребности. Большинством авторов подчеркивается тесная взаимосвязь потребностей с мотивами, целями поведения и деятельностью человека. В связи с этим, формирование спортивной мотивации осуществляется через:

1)   изменение внешних условий спортивной деятельности;

2) усвоение спортсменом предъявляемых ему целей, установок, ценностей, задач, необходимых волевых усилий, мотивов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puzikov._statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования мотивации волейболистов младшего школьного возраста

Пузиков В.В.

Основа сохранности контингента в различных видах спорта – мотивация учащихся. Мотивация – это психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих когнитивных и мотивационных особенностей ситуации конкретной деятельности. Спортивная мотивация влияет на характер тренировочной деятельности и непосредственно на результат. Переживание удовлетворенности спортивными результатами, повышение уверенности в себе усиливает спортивную мотивацию. Источником активности личности выступают переживаемые ею потребности. Большинством авторов подчеркивается тесная взаимосвязь потребностей с мотивами, целями поведения и деятельностью человека. В связи с этим, формирование спортивной мотивации осуществляется через:

1)   изменение внешних условий спортивной деятельности;

2) усвоение спортсменом предъявляемых ему целей, установок, ценностей, задач, необходимых волевых усилий, мотивов.

Главные составляющие развития и становления личности в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности: занятия спортом, игра, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Таким образом, если в этом возрасте ребенок не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее.

Процесс формирования интереса к занятиям волейболом является многоступенчатым: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом. Разделяют основные группы мотивов к занятиям волейболом: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательноконкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно-развиващие, творческие, психолого-значимые, воспитательные, статусные, культурологические мотивы.

Наиболее сильная мотивация детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности занятий спортом. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение эмоционального удовлетворения от самого процесса занятий волейболом. В то же время при выполнении упражнений по специальной и общей физической подготовке учащиеся испытывают серьезное физическое и моральное напряжение.

Постоянно меняющаяся игровая ситуация в волейболе, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Занятия волейболом содействуют развитию смелости, настойчивости, решительности и дисциплинированности. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, сотрудничеству и взаимопомощи. Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели, действовать с максимальным напряжением своих сил, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. Но для части детей – эти действия оказываются серьезным испытанием и как результат уход из секции.

Развитие мотивации осуществляется в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения (тренера, команды), обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: темперамент, мотивы занятий спортом, волевые качества, способности к субъективному самоконтролю и самоуправлению чувствами, мыслями, поведением и деятельностью. Для управления формированием спортивной мотивации необходимо ежедневно создавать условия для актуализации этих отношений с помощью различных педагогических приемов:

1. Создание ситуации успеха.

2. Осознание связи целей занятий спортом с личностными ценностями.

3. Постановка перед спортсменами перспективных целей и задач.

4. Планирование перспектив достижения результатов (постановка этапных и оперативных целей).

5. Постановка перед занимающимися реально достижимых целей через соблюдение соответствия между желаниями спортсмена, его возможностями и способностями.

6. Использование разнообразных методов и приемов.

Таким образом, педагогическими условиями формирования мотивации волейболистов к занятиям являются: понимание и благоприятное отношение к цели занятий спортом, спортивному успеху, собственным возможностям, тренировочной деятельности, команде, тренеру-преподавателю и соревновательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обученияС 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкин...

Протоколы психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста учителем-дефектологом

Протоколы психолого-педагогического обследования детей от 2 до 12 лет учителем-дефектологом...

Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школ...

Роль родителей в формировании УУД детей младшего школьного возраста

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого из видов универсального учебного действия определяется его отношением с другими видами у...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География,...

Статья на тему: " Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе родного края посредством организации тематических экскурсий на уроках окружающего мира".

Экологическая пpoблeмa взaимoдeйствия чeлoвeкa и пpиpoды, a тaкжe влияния чeлoвeкa нa oкpужaющую сpeду пpинялa oгpoмныe мaсштaбы. В услoвиях глубoкoгo экoлoгичeскoгo кpизисa усиливaeтся знaч...