"Шутка или хулиганство"
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс)

Проказова Елена Анатольевна

Беседа с подростками об ответственности за хулиганство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shutka_ili_huliganstvo.odt25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

- Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;

- Ознакомление воспитанников с правовым понятием хулиганства и мерами наказания за данный вид преступления;

- Формирование навыков законопослушного гражданина;

 Вступительное слово.

Сегодня мне хочется поговорить с вами о таком, к сожалению, распространённом в настоящее время среди несовершеннолетних виде преступления, как хулиганство.

Совершая хулиганский поступок, подростки считают, что они просто «прикалываются», даже не осознавая того, что они совершают правонарушение или преступление.

Давайте разберёмся, в чём отличие «приколов» от хулиганства, и каковы их последствия.

        Все вы любите веселье, проделки, шутки, подвижные игры. Во время игр проявляется выдумка, фантазия, сообразительность. Однако, взрослые иногда вас останавливают и требуют: «Не баловаться!», «Не шалить». Ребята, а задумывались ли вы, почему взрослые так поступают?

Ответы детей.

Воспитатель. Взрослые так поступают потому, что некоторые ребята не могут правильно играть, в игре они могут толкнуть товарища, а также когда бегают сами, могут упасть, сломать ногу, руку.

Сегодня я хотела бы, чтобы вы уяснили для себя, когда шалость становится правонарушением и запомнили,  что такое шалость и озорство, правонарушение и хулиганство, в чем отличие шалости от озорства.

Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, что такое шалость?  (ответы детей)

Шалость – это поступок, совершенный ради забавы, развлечения, т.е. это веселая проделка.

Воспитатель. А кто знает, что такое озорство?  (ответы детей)

Озорство выходит за рамки шалости, нарушает общепринятые нормы поведения.

Воспитатель. А что такое хулиганство? (ответы детей)

Хулиганство – недостойное поведение, грубо нарушающее нормы человеческого поведения и правовые нормы.

Воспитатель. Теперь рассмотрим вопрос, чем опасны шалость и озорство ребят?

Я предлагаю вам послушать  несколько примеров:

Ситуация 1: В жаркие дни мальчики часто обливают друг друга водой из водных пистолетов или пластиковых бутылок  - это … (шалость)

Но вот один из мальчиков подкрасил воду чернилами и, брызгая, испортил рубашку товарищу – это …(озорство, граничащее с хулиганством).

Ситуация 2:  Дима  по привычке    бросил портфель около двери в классе и ушел. Одноклассники решили проучить его, спрятали портфель. Вернувшись, Дима стал искать портфель, даже забеспокоился. Через некоторое время ребята показали мальчику, где лежит его пропажа, и посоветовали не бросать его больше, где попало. Это … (ответы детей)  (шутка или шалость)

Ситуация 3:  Два мальчика решили подшутить над другом. Спрятали его зимнюю шапку и спокойно ушли из школы. Артем не найдя шапки, вынужден был идти домой без неё, а на улице был сильный мороз и ветер. На следующий день из-за простуды Артем не пришел в школу. Он заболел. Это… (ответы детей) (озорство)

Ситуация 4:   Ученики резвились на перемене в школе. Они бросали с верхнего этажа лестничной клетки портфель перед идущим учеником и весело хохотали, когда кто-нибудь из идущих по лестнице в испуге вздрагивал или вскрикивал. И вот портфель упал на голову первоклассницы. В результате – тяжелая травма, сотрясение мозга. Девочку положили в больницу. Это …(ответы детей) (хулиганство)

Ситуация 5: Саша бросал в проходящий транспорт камни и попал в лобовое стекло автомобиля. Водитель от неожиданности резко затормозил, в результате идущий за ним автомобиль врезался ему в заднюю часть. Обе машины пострадали. А ведь могли погибнуть люди.

Воспитатель. Как вы  назовете поступок Саши? Почему? … (ответы детей) (хулиганство)

- Ребята, какой же вывод можно сделать из этих примеров? …

(Надо обдумывать свои поступки, иначе это может плохо кончится и дети попадут на учет в комиссию по делам несовершеннолетних)

Воспитатель.  Кто на основании рассмотренных примеров сможет объяснить, чем шалость отличается от озорства и хулиганства?...

(Шалость –  это безобидный поступок, который совершается ради забавы. Озорство – это поступок, который может обидеть другого человека, причинить ему неудобство или вред, тогда это будет хулиганство)

Воспитатель.А теперь давайте  рассмотрим , что такое правонарушение? (ответы детей)

Правонарушение – это чаще всего умышленное действие,  грубо нарушающее общепринятые нормы поведения.

- Вот послушайте пример:

Ситуация 6:  Строился большой жилой дом. В воскресный день на стройку пришли двое ребят. У одного из мальчиков оказались спички. От нечего делать ребята стали жечь паклю, в пазах, рубленных из бруса стен. Вспыхнул пожар. Недостроенное  здание сгорело до тла. Материальный ущерб был очень большой.

- Как вы  назовете поступок  ребят? Почему? … (ответы детей)

(Вот это и есть правонарушение).

Послушайте еще один пример:

Ситуация 7:  Группа школьников катались по глубокому озеру на лодке. Желая напугать товарищей,  один из ребят стал раскачивать лодку. Сидящий на корме мальчик упал в воду и стал тонуть. Его едва спасли.

-  Ребята, а как назовем этот поступок? …(ответы детей) (правонарушение).

-  Мог ли мальчик, который раскачивал лодку, предвидеть последствия? …(да, озеро глубокое).

Воспитатель. Иногда мы совершаем поступки не задумываясь о их последствиях. Например, берем без спроса чужую ручку, карандаш, линейку и не отдаем, а ведь это уже считается мелкой кражей.

Так же драки, которые дети совершают ежедневно можно отнести к хулиганству.

-  Давайте, подумаем и вспомним, были ли случаи в нашей семье, которые можно отнести к шалости, озорству, правонарушению, хулиганству….(ответы детей)

-  Как же мы можем себя уберечь от плохих поступков?... (ответы детей)

(Надо чаще задумываться над своими поступками и оценивать их).

- Кто запомнил из нашей беседы, что такое шалость, озорство, правонарушение, хулиганство? …(ответы детей)

- Чем шалость отличается от озорства? …(ответы детей)

- Что такое хулиганство?

Воспитатель: Новый УК РФ очень дифференцированно подошёл к закреплению уголовной ответственности за хулиганские проявления. Существенно изменилось понятие «хулиганство». Оно определяется как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу,  сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

        Хулиганские действия выражаются в различных формах- это нецензурная брань в общественном месте, скандал в состоянии алкогольного опьянения, драка с соседями, выламывание дверей и порча чужого имущества, поджигание почтовых ящиков, ложный вызов пожарных и сапёров, отправление естественных надобностей в присутствии публики, переворачивание скамеек и урн с мусором, дебоши в общественных местах, стрельба по окнам из оружия, битьё стёкол , глумление над более слабым и прочее.

        Согласно ст.88 УК РФ видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним гражданам являются:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определённой деятельностью
  • обязательные работы;
  • исправительные работы, арест;
  • лишение свободы на определённый срок;

         Субъектом хулиганских действий является физически вменяемое лицо, достигшее 16 лет(ч.1 ст.213 УК РФ) и 14 лет(ч.2. ст.213 УК РФ)

Наказание несовершеннолетнему назначается исходя из ст.60 УК РФ. Но наряду с этим закон обязывает учитывать условия жизни и воспитания подростка, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Воспитатель:  В заключении своего выступления, я хотела бы зачитать советы для самовоспитания  И. Гётте.

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.

Внимательно заповедь слушай мою:

С Надменностью Дружба не может сродниться,

От Грубости Вежливость не родиться,

Величия мы у Злодейства не ищем,

Скупец не подаст убогим иль нищим,

Для Веры и Верности Ложь не опора.

Всё это усвой – и храни от вора.

Воспитатель.  Ребята, я очень надеюсь, что вы  будете задумываться над своими поступками и ваши шалости не перейдут в озорство, а тем более в  хулиганство и  правонарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовая игра "Суд над хулиганством" для 10 класса

Праововая игра "Суд над хулиганством"...

Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"

Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии,   воспитание моральных качеств, соч...

конспект занятия по правовому воспитанию в 7 классе на тему: "Ответственность за хулиганство"

материал предоставлен для работы учителями социальным педагогам...

Хакерство – профессионализм или хулиганство?

Во вступительной статье журнала хакеров редактор пишет: "Мы должны быть очень осторожны, чтобы не поддаться соблазну настоящего преступления. Если вы ему поддадитесь, то дух приключений и открытий буд...

Мелкое хулиганство. Ответственность. Беседа.

Цель:·         Уточнить знания учащихся о гражданских правах и обязанностях.·         Познакомить учащихся с различными ...

Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Простая шалость или уже хулиганство?". Презентация.

Презентация из 4 слайдов содержит информацию: что такое мелкое хулиганство, наказания за хулиганство (административная и уголовная ответственность). Доступна для разных возрастных категорий школьников...

Хулиганство, буллинг, вымогательство: за что могут ответить несовершеннолетние?

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, однако нередко дети и особенно подростки совершают мелкие преступления, не подозревая о том, что понесут за это какое-то наказание. Впр...