Дети войны
классный час

Быкова Юлия Ювинальевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для обучающихся 1-4 классов

Дети войны

Название: «Дети войны»

Аудитория: 1-4 класс

Возраст: 7-10 лет

Время: 40 – 45 минут

Методическая разработка сценария классного часа, посвящённая 75 – летию Победы Великой Отечественной войны «Дети войны», подготовлена для учителей начальных классов в помощь при проведении внеклассных мероприятий.

Цель:

  • Мотивация учеников к изучению истории родной страны
  • Сохранение и развитие патриотического воспитания детей
  • Воспитание чувств гордости за свою страну
  • Формирование нравственной культуры учеников, уважительного отношения к исторической памяти своего народа
  • Воспитание ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвящённых празднованию памятных дат

Задачи:

  • Развитие мышления учеников
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости
  • Развитие у учеников чувства патриотизма и любви к своей Родине

Оборудование:

Мультимедийная установка, компьютер, колонки.

Подготовительный и организационный момент:

  • Заранее раздать стихотворения ученикам
  • Отрепетировать сценки с учениками
  • Подбор музыкального сопровождения
  • Подготовка презентации

           

Ход классного часа:

Слова учителя

- Вся наша жизнь – череда событий. О некоторых мы очень долго помним, некоторые со временем забываются, но есть события, которые  не забыть никогда! О них пишут книги, сочиняют музыку и стихи – о них знает и помнит вся страна, весь мир!

Слайд №1. - И мы сегодня с Вами поговорим об одном из таких событий – о Великой Отечественной Войне нашего народа против фашистской Германии.

Все дальше и дальше уходят грозные годы ВОВ, годы народного горя и народной славы, массового героизма и доблести наших людей. Приближается юбилейная дата со Дня Победы в ВОВ, 75 лет. Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.

Сцена «Начало войны»

- Какой прекрасный день!

 - Тишина спокойствие!

 - Школа позади, впереди новая жизнь!

- Я пойду в медицинский и стану врачом!

- А я хочу быть учителем!

- Ребята, нам по 17-18 лет! У нас ещё всё впереди!

- Друзья, а давайте станцуем вальс?

 - Давайте!

(Танцуют вальс).

Звучит сообщение Ю. Левитана о начале Великой Отечественной Войны.

22 июня  (Д. Попов) (ученик) 

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,

Смерть поведёт парад - алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали

Не повернётся сам назад.

Два «супербога»: Гитлер – Сталин,

А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани: быть не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть…

Слайд №2. - Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Миллионы людей трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»  

Слайд 3. - Но как же дети?   

       Я хочу попросить вас, ребята, поразмышлять  над вопросом «А могут ли рядом стоять два слова: дети и война. Какие ассоциации они у вас вызывают? Могут ли быть они связаны между собой?»

Рассуждения учеников.

       Конечно,  эти слова несовместимы. Дети – это радость, смех, игры и веселье, а война – страшное разрушительное слово. Сколько ужаса, страха и горя в одном этом слове.

Война – не место для детей

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И ёлочные огоньки,

С горы весёлое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

      Слайд №4. - Когда пришла война, все дети очень резко повзрослели, хотя в душе они так и остались детьми. Мальчишкам и девчонкам уже некогда было играть в игры или гулять во дворе с друзьями. Девочки заняли место матерей – они готовили еду, стирали, следили за порядком в доме, нянчили братьев и сестёр. Мальчишки остались за мужчин, работая порой по 12 часов на заводах, фабриках и производствах, чтобы обеспечить наших солдат патронами и деталями техники.

     Слайд №5. Ученик:

Мужчина (В. Берестов) (ученик)

Отца на фронт призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне,

Как следует мужчине.

Мать вечно на работе.

Квартира опустела.

Но в доме для мужчины

Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.

Подметена квартира.

Посуду мыть несложно –

На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны

Стригут мне в гастрономе.

Кормилец и добытчик.

Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,

Что стал отцу заменой.

Но в жизни той далёкой,

Блаженной, довоенной,

Отец не занимался

Подобными делами.

Мать заменила папу.

Я помогаю маме.

     Слайд №6. - Вы, наверно, слышали, что многие ребята, несмотря на страх, и боль, и холод, и голод, пытались попасть на фронт (место, где идут бои) – им хотелось хоть чем – то помочь мужчинам и женщинам, которые защищали нашу Родину лицом к лицу с врагом!

- Некоторые ребята даже прибавляли себе возраст (на фронт брали людей, достигших 17 лет). А многие дети оставались без родителей, поэтому бежали на фронт и просились в отряды.

      В годы Великой отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах в партизанских отрядах, об их подвигах написаны песни, книги, сняты фильмы. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились звания Героя Советского Союза, получали ордена, медали.

      А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

      Сегодня мы назовём лишь некоторых из них:

Слайд №7 Леонид Голиков (сценка)

Комната Лёни в деревенском доме.

Петя:

Вот заданье партизан:

Не хватает сена там.

Кормить нечем лошадей,

Надо нам с тобой скорей

Где-то сено раздобыть,

Чтоб лошадок накормить!

Лёня:

Сено видел я в стогах

Возле речки на лугах.

Ночью мы в луга пойдём,

Там и сена наберём,

Партизанам отнесём.

       Дети набрали сена и отвезли его партизанам. Ребята остались в партизанском отряде.

Леня Голиков не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

      Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 15 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою с фашистами.

   

Слайд №8 Зинаида Портнова

      Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Однажды Зина устроилась работать официанткой в офицерскую немецкую столовую.

Зина:

Эта работа нелёгкая очень:

Подносы ношу я с утра и до ночи,

Мою посуду, воду таскаю.

И поварам я во всём помогаю.

А за сараем дрова я колю,

Ругань я слышу и всё же терплю.

Однажды девочке удалось подсыпать в котлы с едой специальный ядовиты порошок.

В итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Как-то раз, возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду.

Немец:

Отвечай, поганка!

Ты ведь партизанка?

Зина:

Нет, я не знаю партизан,

Хожу я на завод.

Целый день тружусь я там,

Когда гудок зовёт.

Немец:

Мы будем тебя бить и пытать,

Пока не научишься отвечать!

      В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент, и она схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили… Фашисты жестоко надругались над ней: выкололи глаза, отрезали уши  и выкрутили руки. Девочку расстреляли январским утром около невысокой сосны.

Слайд №9 Валентине Котик

Отец Вали ушёл на фронт, а мать с детьми не успела уехать из города: в Шепетовку вошли немцы. В квартире котиков поселился жилец – Диденко. Валя думал, что он – предатель, но ошибался. Диденко был участником подпольной организации Шепетовки. Валины друзья Коля и Стёпа уже были подпольщиками, а к Вале Диденко присматривался – уж больно мал был ещё пацанёнок, всего 12-ый год. Но скоро понял, что как в народе говорится, «мал золотник, да дорог», когда увидел, что Валя сам расклеивает листовки. Валя ходил в разведку, минировал дороги, расклеивал листовки.

Валя

Едет Кёнинг к нам

Уничтожить партизан.

Я в него гранату брошу –

Это будет ход хороший!

Валя взорвал начальника жандармерии – жестокого, подлого человека. После этого подпольщики ушли в лес – минировали мосты, ходили в разведку. Валя проявлял чудеса смелости. Однажды взрывом гранаты он предупредил партизан об опасности. Но и сам был ранен, долго лечился. Когда Советская Армия стала освобождать соседний город Изяслав, Валя охранял склад боеприпасов. Мальчик метнул гранату в отступающих фашистов и вдруг почувствовал сильный удар в живот. Он упал на землю, сражённый вражеской пулей.  Валя котик награждён медалью «Партизану ВОВ», орденом Отечественной войны I степени, ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.

Слайд №10 Марат Козей

Кто такой Марат Козей?

Озорной он мальчуган.

Много у него друзей,

Обо всём расскажет сам.

Марат

В Белорусской деревушке

Возле леса, на опушке,

Я живу с сестрой и мамой.

Папу потерял я рано.

Я о подвигах мечтаю,

Много книжек я читаю.

Много у меня друзей, Жить с друзьями веселей!

 

Учитель

Но мечты распались в прах!

Захватил Отчизну враг.

Враг безжалостный, как змей,

Женщин он губил, детей.

Марат

Маму родную враги погубили!

Мамочку, маму сегодня убили.

Биться с врагом она помогала,

Мамы любимой сегодня не стало!

Что же мне делать теперь одному?

Как буду жить? Ничего не пойму!

Как победить мне лихую беду?

В лес к партизанам с друзьями уйду.

Стану я жить среди партизан,

Буду бойцом и разведчиком там.

     Однажды в деревне разгорелся жестокий бой. Но силы были неравными. Немцев много. Они хорошо вооружены. Партизан гораздо меньше. Но недалеко, в семи километрах, стоит отряд красноармейцев имени Фурманова. Они могли бы оказать партизанам помощь. Но как сообщить им о беде? Марат вскочил на коня и скрылся в лесу. Вскоре появились фурмановцы и открыли огонь по немцам.

     Марат продолжал смело сражаться с гитлеровцам. Ходил в разведку, пускал под откос вражеские поезда. Однажды бойцы - партизаны зашли в заброшенное село и очень усталые остались ночевать в одном из пустых домов. Но ночью в деревню ворвались немцы. Кто-то крикнул: «По коням, к лесу!» В коня Марата попала шальная пуля и конь упал. Мальчик побежал по полю, на пути попалась неглубокая ложбинка. Он сполз в неё и притих. А затем поднялся во весь рост, с гранатой в руке шагнул врагам на встречу. Прогремел взрыв. Погибли фашисты, но погиб и Марат Казей.

     Командование наградило Марата Казея медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени и посмертно присвоило звание Героя Советского Союза.

     Слайд №11  Это всего лишь четыре истории, а их тысячи. Многие остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбёжек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвёртые оказались на оккупированной врагами территории, пятые – в плену у немцев. Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма. Но все они сражались за Родину.

      Песня «Дети войны» (видеосюжет)

     Слайд №12 Мы знаем очень многих героев страшной войны, но как же много тех, чьи имена неизвестны – солдат, которые воевали и погибали вдали от дома. Благодаря нашему мужественному и  храброму народу, всем мужчинам, женщинам и детям, наш народ победил врага! И день 9 мая был объявлен Днем Победы над фашистской Германией.

     Слайд №13  9 мая 1945 года все люди нашей великой страны вышли на народные гулянья. На площадях и в парках городов и сел выступали коллективы художественной самодеятельности, популярные артисты театра и кино, играли оркестры. Все люди, даже незнакомые, обнимались, поздравляли друг друга с Великой Победой и сочувствовали потерям!

    Звучит песня «День Победы» в исполнении Л. Лещенко.

    Слайд №14. -  Прошло 75 лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.

     Минута молчания.

    Слайд №15.  - Спасибо за ваше внимание!

     

Список использованной литературы

  1. Егорова В.В «Дети и война. Все для фронта, все для победы» http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=1191&lib_no=56304&tmpl=lib
  2. Жариков А.Д. Подвиги юных: Рассказы и очерки. — М.: Молодая гвардия, 1965. —- 144 е.: ил. • Жариков А.Д. Юные партизаны. — М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
  3. Корольков Ю.М. Партизан Леня Голиков: повесть. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 215 с. — (Юные герои).
  4. Луговой Н.Д. Опаленное детство. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 152 с. — (Юные герои)
  5. Шарыгина Т.А. Беседы о детях – героях ВОВ. – М. ТЦ Сфера, 2015. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"

Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны.    Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

дети войны и дети мира

Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась  Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)

Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....