Рабочая программа Внеурочной деятельности "Выбираем профессию"
рабочая программа (9 класс)

Василевская Ксения Михайловна

Рабочая  программа Внеурочной деятельности 14-15 лет "Выбираем профессию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybiraem_professiyu_9_klass_-_kopiya.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Выбираем профессию»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе  образовательной программы ГБОУ школы № 582 Приморского района Санкт-Петербурга.

В соответствии с ФГОС ООО, основная образовательная программа соответствующего уровня образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Она позволяет учесть индивидуальные особенности и потребности обучающихся, обеспечить достижение ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.

Основой для  разработки программы внеурочной деятельности служит: «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. — 223 с.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьника, позволяет развивать его личность в рамках: социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.

Комплексная программа включает  проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и занятия крупными блоками — «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.

Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

Цель: создать систему мер, способствующих формированию у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному определению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в стране и регионе.

Задачи:

  • способствовать всестороннему раскрытию личности учащегося как необходимому условию выбора будущей профессиональной деятельности;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомить их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, профпригодности и   компенсации способностей; раскрыть риски ошибок в выборе профессии;
  • сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать умения планировать профессиональную карьеру.

Общая характеристика курса

Программа «Выбираем профессию» нацелена на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, общаться с окружающими, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить и нести ответственность за свои действия.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками в том числе в каникулярное время по нелинейному расписанию.

Данная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся средней школы. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов одной параллели.

Программа внеурочной деятельности «Выбираем профессию» основывается на следующих принципах:

Принцип общественной направленности воспитания – содержание программы социальной направленности должно соответствовать потребностям страны, гуманистическим нормам общества.

Принцип субъективности – деятельность в рамках реализации программы должна развивать способность ребенка осознавать собственное «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром.

Принцип учета индивидуальных, возрастных, половых, личностных характеристик и интеллектуальных возможностей школьников способствует учету внеучебных интересов, которые ученик раскрывает, участвуя в различных проектах, конкурсах, соревнованиях. 

Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной деятельности осуществляется за счет вовлечения школьников в общественно-полезную работу, которая может включать в себя социальные проекты различной направленности.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности

        Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Во внеурочной деятельности используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся:

  • Беседа;
  • Диспут;
  • Игра;
  • Клубное мероприятие;
  • Конференция;
  • Круглый стол;
  • Проектная деятельность;
  • Теоретические занятия;
  • Экскурсии и др.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Выбираем профессию»

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация программы в основной школе должна обеспечить следующие личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к своим поступками, самостоятельному выбору
  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Метапредметные результаты:

  • умение осознанно выбирать направления и формы любительских занятий, увлечений, хобби;
  • адекватная оценка своих возможностей.

Предметные результаты:

  • знание мира профессий;
  • профессиональное самоопределение
  • опыт презентации профессии.

Воспитательный результат программы внеурочной деятельности

        Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Место курса в плане внеурочной деятельности ГБОУ школа №582

Приморского района Санкт-Петербурга

Программа «Выбираем профессию» предназначена для использования в ГБОУ школа 582 Приморского района Санкт-Петербурга в 9-ых классах  и рассчитана на 34 часа в параллели  (из расчёта 1 час в неделю, 34 учебные недели).

Оценка результатов освоения курса внеурочной деятельности

«Выбираем профессию»

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются:

промежуточный контроль;

учет активного участия;

проекты / презентации по различным темам;

портфель (личные достижения)

Важным показателем успешности достижения результатов является участие в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы.

•        Педагогическое наблюдение.

•        Ролевые игры.

•        Участие в массовых мероприятиях.

•        Беседы с родителями.

•        Анкетирование и тестирование.

•        Тренинги.

•        Диагностика.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Форма проведения занятия

1.

«Что изучает профориентация»

Вводное занятие Цели и задачи Планирование  будущей деятельности.

1

теоретическое занятие

1

Беседа

2.

Рынок образовательных услуг и рынок труда

«Кто Я или что Я думаю о себе»

Образовательная карта

 «Классификация профессий»

1

беседа

1

игра

1

теоретическое занятие

1

круглый стол

3.

«Формула профессии. Анализ профессии»

«Практическая работа по анализу профессии»

 «Роль темперамента в выборе профессии»

1

теоретическое занятие

1

проектная деятельность

1

проектная деятельность

1

проектная деятельность

4.

«Здоровье и выбор профессии»

 «Роль темперамента в выборе профессии» «Характер и моя будущая карьера» «Практическая работа по самоанализу своих способностей»

1

теоретическое занятие

1

беседа

1

игра

1

игра

5.

 «Интересы и выбор профессии» «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию»

«Человеческие возможности при выборе профессии.

Способность оперировать пространственными представлениями»

«Я – концепция или «теория самого себя»

1

теоретическое занятие

1

беседа

1

проектная деятельность

1

проектная деятельность

6.

Деловая игра «Кадровый вопрос» «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности»

Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС.

«Стратегия выбора профессии»

 «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности»

«Твой профильный класс

«О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения»

«О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения»

1

игра

1

теоретическое занятие

1

беседа

1

теоретическое занятие

1

беседа

1

проектная деятельность

1

проектная деятельность

7.

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация»

«Лестница карьеры»

Практическая работа по написанию резюме

«О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения»

1

теоретическое занятие

1

беседа

1

теоретическое занятие

1

круглый стол

1

беседа

8.

Тренинг «Перекресток»

 «О трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения»

Итоговый урок. Дискуссия.

1

теоретическое занятие

1

проектная деятельность

1

проектная деятельность

1

клубное мероприятие

Методическое и материально-техническое обеспечение

  К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

- учебный кабинет;

- диагностики, сборники игр и сценариев;

- дидактический материал;

- наглядный и раздаточный материал для игр;

- MP 3 проигрыватель, мультимедийный проектор, компьютер;

- аудио и видеозаписи.

Список литературы

Для учителя:

  1. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под ред. /Чистяковой С.Н., Журкина А.Я.- М., 1997.
  2. Климов В.А. развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  3. Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М., 1986.
  4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М., 1984.
  5. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, № 4, 1997, с. 28-30.
  6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 1991.
  7. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера,- М., 1991.
  8. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М., 1993.
  9. Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся.- Киев, 1998.
  10. Психологическое сопровождение выбора профессии.- М., 1998.
  11. Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.
  12. Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев 1993.

Для учащихся:

  1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта.- М., 1998.
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1990.
  3. Мир профессий.- М., 1988.
  4. Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского.- М., 1993
  5. Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). -М., 1993.
  6. Пекелис В.Д. Как найти себя.- М., 1989.
  7. Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в новой России.- М., 1995.
  8. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"

Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 класс "Азбука профессий"

Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасн...

рабочая программа внеурочная деятельность 5 класс Введение в мир профессий

Пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематический план...

рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"

Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» для обучающихся 9 класса, 2020-2021 год

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оцен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"...