Проект "Я автор!"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Карабанская Елена Геннадьевна

Современная проблема, свидетельствующая о скудном словарном запасе, об уровне освоения нормами русского языка, и, главное, сознательный отказ от чтения художественной литературы современными молодыми людьми, заставила меня искать новые пути и методики в преподавании русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_avtor.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта

Я автор!

Актуальность проекта

Мы для чего приходим в этот мир?

Чтоб жить, любить, творить и верить…

Работая  преподавателем русского языка и литературы более 10 лет, я обратила внимание, что в последнее время все чаще наблюдаются ситуации, свидетельствующие о падении уровня культуры речи, в основном, среди молодежи. Все чаще стала употребляться ненормативная лексика, или так называемая, вульгарная, матерная. Вызывает тревогу и состояние словарного запаса современных молодых людей. Предпочтение чтению просмотра фильмов и передач, пользование интернетом, а иногда даже полный отказ от чтения, уже дало свои результаты. Замена реального общения контактами через интернет, а также использование сотовой связи,  приводит к тому, что речь подрастающего поколения становится обрывистой, заменяется частично знаками (смайликами, аббревиатурами), становится абсолютно неграмотной. Но самое ужасающее, многие молодые люди в возрасте от 16 лет с трудом могут самостоятельно составить даже небольшой текст на заданную тему.

       Современная проблема, свидетельствующая о скудном словарном запасе, об уровне освоения нормами русского языка, и, главное, сознательный отказ от чтения художественной литературы современными молодыми людьми, заставила меня искать новые пути и методики в преподавании русского языка и литературы.

Описание проекта

Состоит из нескольких этапов:

  1. Осознанное формирование потребности в чтении.  
  2. Непосредственное знакомство с произведением художественной литературы.
  3. Формирование целостного впечатления от прочитанного.
  4. Осознанное осмысление.
  5.  Итоговое восприятие (рефлексия).

1.На этапе осознанного формирования потребности в чтении очень важна деятельность самого педагога. Уже в процессе знакомства с обучающимися важно искренне продемонстрировать собственную мотивацию и любовь к художественной литературе. На этом этапе я привожу цитату своего наставника-преподавателя В.Н.Рябцева: «Придя на урок в качестве учителя, будьте готовы к тому, что эта литература никому не нужна! Но вы обязаны посредством литературы научить детей ЖИЗНИ!». Действительно, современная система образования зачастую «навязывает» знания, а большинству молодых людей очень важно самим открывать и познавать неизведанное. Поэтому на данном этапе учу по-иному смотреть на художественную литературу, максимально приближая темы и проблемы, раскрываемые в произведениях, к современной жизни. Тем самым формируется интерес к чтению и, соответственно потребность к освоению мира, как внутреннего, так и внешнего.

2. При непосредственном знакомстве важно не спугнуть читателя и предоставить ему полную свободу. Мной были замечены случаи, когда обучающиеся вначале прочитывали конец произведения и только после этого открывали первые страницы. При более детальном анализе такого поступка выяснила, что таким образом детьми проще понимается смысл описываемых в произведении событий. Главной задачей этого этапа считаю активное получение новой информации. На этом этапе можно использовать следующие приемы:

- чтение с пометами (обучающие помечают новые для себя слова, запоминая их лексическое значение и написание);

- прием прогнозирования (обучающимся предоставляется право предугадать дальнейший ход событий, чтобы затем, в процессе чтения,  соотнести это с формулировкой авторской позиции) и др.

3. Формирование целостного впечатления от прочитанного. И на этом этапе вспоминаю слова того же наставника В.Н.Рябцева: «Первый вопрос после прочтения дети должны услышать не о смысле произведения, а понравилось ли им или нет?». И действительно, как показывает моя педагогическая деятельность, обучающимся необходимо дать некоторое количество времени для осознания прочитанного, не беспокоя лишними вопросами. После этого, предоставить им возможность самим высказать то, что первое придет на ум, причем терпеливо и сдержанно. Конечно же, велика вероятность расхождения с традиционной точкой зрения на то или иное произведения, общепринятой в литературоведении трактовки его проблематики, поступков действующих лиц и персонажей. Но в этом и заключается главный смысл свободного интерпретирования: формировать способность самостоятельно мыслить, оформлять мыслительную деятельность в связное, логическое высказывание. Этот процесс вырабатывается в устной, затем в письменной форме. Это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия.

4. Осознанное осмысление прочитанного. Очень часто на первых порах дети руководствуются эмоциями, сопереживают, негодуют. Задача преподавателя – направить ход их рассуждений в «нужное» русло и повести в «нужном» направлении. На этом этапе можно применять множество приемов. А). Вопросники:

- групповая работа с вопросником (преподаватель готовит ряд вопросов, на которые обучающимся предстоит ответить вслух);

- работа с вопросником в парах (паре предстоит ответить на конкретный вопрос и затем огласить его остальным);

- индивидуальный вопрос (заставляет каждого четко продумать ответ, используя рабочую тетрадь).

Б). Взаимоопросники (вопросы для обсуждения обучающиеся готовят самостоятельно, далее выбирают ход дискуссии: попарно, индивидуально, всей группой).

В). Плюсы-минусы. Группа делится по предпочтениям на секции. Одна секция  готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя. Другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

5. Итоговое восприятие (рефлексия). На этом этапе обучающиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа. Самым распространенным приемом этого этапа является подбор эпиграфов, составление словесных портретов героев, и, конечно же, написание сочинений. Технология свободного интерпретирования предлагает уйти от традиционных методов. Необходимо предоставить обучающимся полную свободу. Я использую инновационный метод «Я автор», говорящий сам за себя. Детям предлагается выступить в роли писателя и составить собственное произведение малой формы с использованием знаний и наблюдений из личной жизни. Конечно же, многие пугаются такого задания. Но моя собственная практическая деятельность показала, что такой метод наиболее эффективен при формировании своей жизненной позиции, ее аргументации, обогащении словарного запаса. При внедрении данной методики столкнулась с некоторыми трудностями: отказ некоторых обучающихся от роли автора. Для них этот вид деятельности казался слишком сложным (о чем было сказано ранее). Но, как правило, в каждой группе есть творчески более развитые студенты, которые выступают в качестве примера для остальных. Если же по какой-либо причине таковых нет, примером может выступить и сам преподаватель.

ПРОГРЕССОРСТВО

Несомненно, для любого преподавателя в приоритете остается результат! В процессе внедрения проекта «Я АВТОР!» выявила следующие результаты:

-у обучающихся значительно возрос интерес к чтению художественной литературы;

-словарный запас обучающихся постоянно обогащается, о чем свидетельствуют их творческие работы;

-чтение благотворно сказывается на общем нравственно-моральном облике, способствует формированию общей культуры поведения;

- создание авторских произведений позволило многим  перейти из разряда «молчунов» в разряд «активно работающих» на уроке.

И, конечно, важна реализация приобретенных ЗУН. Вместе со учениками создаем газету «АЛЬТАВИСТА».

Карабанская Е.Г.

Мы для чего приходим в этот мир?

Чтоб жить, любить, творить и верить!

Чтоб каждым мигом счастья дорожить,

Невзгоды нужно иногда измерить!

У каждого своя дорога жизни, правда?

Но все мы шли когда-то в первый класс!

Влюбленность первая и первое свиданье!

Моменты вечные у каждого из нас!

Директор школы, глядя так серьезно,

Вручила долгожданный аттестат!

Потом диплом, и вот всего лишь в двадцать

Я стала мамой у трехсот ребят!

Года идут, теперь уже мне тридцать!

Растет число моих выпускников!

И каждым я теперь могу гордиться!

В пример их ставлю, ругая новичков!

И пусть у всех своя судьбы дорога,

Но сердце каждого должно огнем пылать!

Чтоб жить, любить, творить и верить!

И все вокруг горящим сердцем зажигать!

Попов Егор

Русское слово

Что значит слово для меня?

Живое, русское, родное…

А может, лучше тишина7

Быть может, в ней добро людское?

Нет! Словом можно одарить!

Осыпать золотом из звуков!

От ран душевных исцелить!

Забыть душевные недуги!

Подумать только, сколько их!

Сокровищ в русском разговоре!

Забавных, милых, дорогих!

Слов русских больше капель в море!

Нам, русским, подан дивный дар-

Заслуги Пушкина, Толстого…

Вкусить мы можем как нектар-

Владение искусством слова!

Пожалуйста, друзья, цените слово!

В нем сила скрыта, скрыта мощь!

Гордиться, люди, можем снова-

Родиться русским довелось!

Орлицкая Ольга

На постели девушка, и в слезах глаза.

Знает, не увидит утро никогда.

Знает, ей не будут птицы больше петь,

Знает, повстречает пред рассветом смерть.

 

Умирает девушка. За окном пурга.

Никого нет рядом. Лишь горит свеча.

Девушка не хочет землю покидать.

Хочется пред смертью с милым побывать.

 

Верит, что любимый, сможет смерть прогнать…

А рассвет все ближе — чуду не бывать!

Бесится, хохочет за окном пурга

Знает, не поможет милый никогда.

 

Замерзает юноша, лезет лед в глаза.

Не дошел он к милой — сбили с ног снега.

Не донес любимой радостную весть

И его с собою обвенчала смерть.

 

Не помочь любимой! Смерти не прогнать!

С пылким чувством в губы не поцеловать!

Не сказать любимой, что прекрасней нет!

Уж последний вьюга засыпает след…

 

Не встречать им весны и цветов не рвать.

Им, влюбленным, вместе больше не бывать.

Не ласкать им деток, не беречь от бед

И «Не расставайтесь!» - им не дать совет!

 

На постели девушка  - высохли глаза!

Остывает тело, отошла душа…

В небе полыхает солнца первосвет,

А судьба-злодейка заказала смерть.

 

          Мама заболела      

 

Мама заболела – враз на сердце стужа…

И в душе снежинки ледяные кружат…

И по всей вселенной этой стужи сети.

Заболела мама. И страдают дети.

 

Я своей любовью мамочку согрею.

Приготовить ужин – я сама посмею J

Я сварю ей кофе, приготовлю чаю…

Все микробы в доме я поубиваю…

Чистоту, порядок и уют создам я,

И сестричке, братьям свой пример подам я.

Если будет надо, мы споём ей песню

И совместно, дружно справимся с болезнью.

 

То-то будет счастье! То-то будет праздник!

Радоваться будет даже кот проказник.

Сердце вновь заполнит чувств прекрасных стая,

И  в душе снежинки навсегда растают.

 

Шамаров Александр

Россия, матушка моя!

Россия  - мать родная!

Россию невозможно позабыть!

Эх, у России нету ни конца, ни края!

Вы скажите, что есть!

От Волги до Карпат!

Но нет, нет, нет!

Россия –мать, она большая!

Ведь для души российской

Нету никаких преград!

И где б мы ни были,

В Баку, иль в Ереване,

Россию не забудем никогда,

Она большая, потому что люди помнят,

Люди знают, где непобедимая страна!

Это держава наша, это слава!

И мы обязаны ее любить и за нее стоять!

 

Спасибо всем героям нашим!

За нашу жизнь, за волю нашу!

Спасибо всем тем докторам,

Кто их от смерти нам спасал.

Спасибо, слышите, СПАСИБО!

Всем воинам,  кто победил,

Всем авторам и всем поэтам,

Кто о войне не позабыл!

Спасибо, говорю, спасибо!

Всем тем, кто жил после войны.

А тем, кто нет, вечная память

В душе у каждого, в груди!

Спасибо, ветеран, спасибо!

За ту победу, ту войну!

Спасибо, ветеран, спасибо!

Тебя за мир благодарю!

У нас война была когда-то…

Теперь она уж в стороне.

Скажу СПАСИБО тем ребятам,

Кто мир создал у нас в стране!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение методом проекта, 6 класс, мальчики. Техника сухого валяния. Тема. Саратовская матрёшка (автор Бобков Андрей, ученик 6А класса)

Данный видео ролик знакомит коллег и  учащихся с историей возникновения русской народной игрушки - матрёшки, с возникновением саратовской матрёшки, с поэтапным выполнением матрешки в технике сухо...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....

«ВОДОЁМ НАШЕЙ МЕЧТЫ» творческий проект Автор: КОЛОМЫЦЕВА ВАЛЕРИЯ обучающаяся 10 класса руководитель: Цымбаленко Елена Геннадиевна

На сегодняшний день предъявляются новые требования к внешнему облику образовательных учреждений, поэтому озеленение территорий является неотъемле...