Открытое занятие "Дорогою добра"
план-конспект занятия (5 класс)

Баширова (Тиньгаева) Раиса Викторовна

Конспект классного часа в 5 классе коррекционной школы "Дорогою добра". Представляет собой путешествие в волшебную страну доброты и хороших поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия.

Класс: 5

Дата: 12.04.19.

 Тема: «Дорогою добра»

Цель: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о доброте, дружбе, их значении в жизни человека.
  2. Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный  интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством дидактической игры, беседы, индивидуальной и групповой работы, разгадывания темы занятия; развивать творческие возможности детей.
  3. Воспитательные: воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение дружить.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ

Методы:  словесный, наглядный , практический, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданием для индивидуальной работы, материалы для игры «Ромашка», цветная бумага, клей, ножницы для творческой работы, мультимедийный  проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальные файлы для оформления занятия, геометрический материал.

Ход занятия:

№ п\п

Этапы  занятия

Деятельность  воспитателя  и  учащихся

№ слайда

1.

Организационный момент.

Звучит песня «Дорогою добра»

Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада видеть всех вас здесь в добром здравии и хорошем настроении! Очень надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет успешно и продуктивно. Желаю всем вам успеха

Упражнение: «Подари теплоту сердца»

Цель: создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви.

Прежде, чем начать наше занятие, я хочу провести с вами небольшое упражнение. Называется оно «Подари теплоту сердца». Приглашаю вас, ребята, встаньте в круг. Где у нас сердце? Подержите свою руку возле сердца, наполните её теплотой. А теперь возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Я передаю тепло своего сердца Валентину, улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку (дети выполняют упражнение по кругу).

Рефлексия: Ребята, вы почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь друг другу. Занимайте свои места.

1

2

2.

Актуализация знаний.

Индивидуальная работа по карточкам.

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточках. Если вы всё сделаете правильно, то мы узнаем тему нашего занятия.

Тема нашего занятия: «Дорогою добра».

3, 4

5

3.

Формулирование темы и цели занятия.

- Мы узнали тему занятия. Скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о добре, доброте, добрых делах, поступках)

- Как вы думаете, нужна ли доброта в жизни? (чтобы совершать хорошие поступки, помогать друг другу, быть хорошим человеком).

Занятие наше необычное. Мы совершим с вами заочное путешествие по дороге добра, будем посещать интересные места и выполнять различные  задания. Готовы к путешествию? В добрый путь!

4.

Основная часть.

Путешествие.

1). Начинается наш путь с «Доброй тропинки»

 - Посмотрите на слайд. Прочитайте слова: добро, доброта, добрый, добряк, добросердечный, добродушный. Что объединяет все эти слова? (один корень –добр-) Это все родственные слова.

- Что такое добро? (ответы детей)

Мажирин Вова прочитает нам значение слова «добро» из толкового словаря Ожегова:
Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

-Объясните, что значит «доброта»? (стремление делать добро людям, душевное расположение к людям, отзывчивость).

- Соколов Амир прочитает нам значение слова «доброта» из толкового словаря Ожегова: Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Ребята, а какие добрые дела вы знаете?

• Перевести пожилого человека через дорогу.        

• Улыбнуться прохожему.

• Придержать дверь.

• Вежливо и ласково поговорить с кем-либо.

• Сделать кормушку для птиц.

• Покормить бездомных кошек и собак.

• Позвонить родственникам, поздравить их с праздником.

• Сделать подарок своими руками и кому-нибудь его подарить.

• Испечь угощение и угостить кого-нибудь.

- Добрые люди должны пользоваться «волшебными» словами. Какие волшебные слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, благодарю.

- От таких слов становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и дела должны быть добрыми.

6

7,8

9

9

10

11

2). «Мост дружбы»

А мы продолжаем наше путешествие.  Добрая  тропинка  привела нас к мосту Дружбы.

Скажите, как вы понимаете  слово «дружба»?

- Степанов Дима: «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах».

Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова.

Каким должен быть настоящий друг? (добрым, отзывчивым, верным, смелым).

Есть ли у вас эти качества?

Ребята приготовили нам небольшой монтаж:

1  Что  такое  дружба?

Это  совесть  чистая

И  душа  открытая

Так  считают исстари

2  Что такое дружба?

Дружба - это равенство,

А дружить без равенства

Никому не нравится

3  Что такое дружба?

Если станет туго,

То во всём, как на себя,

Положись на друга.

4  Что такое дружба?

Крепкая опора.

Вместе верные друзья

Могут сдвинуть горы

5  Что такое дружба?

Это счастье,  дети,

Это небо чистое,

Мир на всей планете!

- Теперь вы знаете, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг. Я надеюсь, что у вас будет много верных и хороших друзей, и каждый из вас станет настоящим другом и товарищем.

12

13

Работа в группах.

3). «Весёлая поляна»

- А теперь мы пришли на Весёлую поляну. Какая же поляна без цветов! Сейчас мы с вами соберем цветок – ромашку. Наша ромашка необычная. Чтобы ее собрать, нам нужно выполнить задание.  Чтобы узнать, что за задание нужно выполнить, необходимо найти одну геометрическую фигуру – квадрат. Найдите его в классе (дети находят фигуру с заданием). Какие еще фигуры вы встретили? Молодцы!

.Задание заключается в следующем: перед вами на столе разбросаны лепестки ромашек, вам, нужно выбрать из них те, которые будут характеризовать доброго человека.

 Качества:  

1. Милосердный.
2. Нежный.

3.Злой.
4. Верный.

5.Жестокий.
6. Дружелюбный.
7. Грубый.

8.Вежливый.

9.Умеющий прощать.
10. Честный.
11. Добросердечный.
12. Заботливый.

13. Глупый.
14. Уважительный.

15.Предающий дружбу.

16.Безответственный.

17. Наглый.

Милосердие -  это готовность помочь кому –либо или простить кого – либо из сострадания, человеколюбия.

Молодцы, ребята! Мы собрали с вами ромашку добра. (Воспитатель на доске вывешивает ромашку добра при помощи магнитов). В каждом человеке есть не только хорошие качества, но и плохие. А у вас есть они, назовите? Дети называют свои недостатки.

Мы определили качества доброго человека. Надеюсь, что каждый из вас будет стремиться обладать этими качествами, становиться лучше!

14

15,16

17

Индивидуальная работа;

Коллективная работа.

4) «Волшебный лес».

- Вот мы и добрались с вами до последнего нашего пункта – «Волшебного леса».

Что же здесь нас ждёт? А здесь мы с вами будем своими руками творить символ добра – «Сердце в ладонях». Прежде чем мы начнём нашу работу, предлагаю вспомнить правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем.

Правила ТБ:

Правила безопасной  работы с ножницами:

  1. Не держи ножницы концами вверх.
  2. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
  3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.
  4. При работе следи за пальцами рук.
  5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

Правила безопасной работы с клеем:

  1. Не допускать попадания клея в глаза.
  2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
  3. После окончания работы клей закрыть и убрать на место.

Описание работы:

  1. Сложить цветную бумагу пополам.
  2. Положить ладошку так, чтобы на сгибе лежало ребро ладошки  и обвести простым карандашом (сильно не нажимать)
  3. Вырезать ладошку.
  4. Вырезать из готового шаблона сердце.
  5. Аккуратно намазать  сердечко на сгибе  и приклеить его к середине ладошек.
  6. Оригинальная поделка готова.

Выполнение работы детьми.

- Скажите, ребята, на какой планете мы с вами живем?

- Что бы вы пожелали планете Земля?

- Я предлагаю вам сейчас подарить доброту своих сердец нашей планете, чтобы на Земле всегда был мир, царила доброта, не было войн и вражды.

(Дети при помощи магнитов прикрепляют свои поделки на доску).

18

19

20-25

26

5.

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я предлагаю вам подумать и продолжить фразу:

- Сегодня на занятии я узнал…

- Больше всего мне понравилось…

- Я хотел бы пожелать ребятам…

- Ребята, у меня есть дерево настроения, которое нужно украсить листочками. У вас на столах есть листочки зеленого,  желтого и красного цветов. Если вам было интересно на занятии и у вас хорошее настроение, то вы приклейте зеленый листочек. А если вам не было интересно и ничего не понравилось, то приклейте красный   листочек. Если вам все понравилось, но остались вопросы, то приклейте желтый листочек.

27

28

6.

Подведение итогов.

«Ларец добра».

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое добро и каким должен быть добрый человек, какими качествами он должен обладать. Вы вспомнили о дружбе и ее  значении в нашей жизни. Я хочу вам пожелать быть хорошими и добрыми, уметь дружить и не предавать друзей.

Спасибо вам за вашу хорошую работу! (индивидуальная оценка).

29

Самоанализ открытого занятия.

Класс: 5

Дата: 12.04.19.

 Тема: «Дорогою добра»

Цель: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о доброте, дружбе, их значении в жизни человека.
  2. Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный  интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством дидактической игры, беседы, индивидуальной и групповой работы, разгадывания темы занятия; развивать творческие возможности детей.
  3. Воспитательные: воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение дружить.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ

Методы:  словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданием для индивидуальной работы, материалы для игры «Ромашка», цветная бумага, клей, ножницы для творческой работы, мультимедийный  проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальные файлы для оформления занятия.

В группе 9 человек: 2 девочки и 7 мальчиков. Это учащиеся 5  класса. На занятии присутствовали все дети.

Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием, а так же с темой самообразования педагога «Воспитание нравственных качеств личности ребенка».  В исполнении цели, поставленной к занятию,  подготовлен  наглядно- демонстрационный материал, обеспечивающий не только декоративное оформление, но и преследующие дидактические цели. Сложность предложенного материала занятия была соразмерна с возрастными особенностями воспитанников  группы. Содержание занятия было доступным, составленным с учетом возрастных и психофизических особенностей, объема, уровня подготовленности обучающихся.  С целью сближения и установления наиболее тесного контакта между воспитанниками, а так же между педагогом и детьми в начале занятия было проведено упражнение «Подари теплоту сердца». На этапе актуализации знаний для концентрации внимания воспитанников было предложено задание по карточкам.

Для активизации познавательного интереса и рационального использования времени на занятии используется компьютерная презентация.

Для обогащения словарного запаса учащихся  проведена словарная работа. На протяжении всего занятия дети учились: делать выводы, анализировать, сравнивать, обобщать. Каждый этап работы имел завершенность и взаимосвязь, как с предыдущим, так и с последующим.

Сочетались словесные, наглядные и практические способы деятельности. Выбранные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая позволили наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности детей на занятии.

В ходе занятия использовались  инновационные образовательные технологии: здоровьесберегающие (игра «Собери ромашку», задание «Найди геометрическую фигуру», дозированность заданий, соблюдение санитарно-гигиенических требований), ИКТ, технология коррекционно-развивающих упражнений (индивидуальная  работа по карточкам – адаптированный тест Бурдона), проблемный подход обучению (самопроверка ответов по ключу), разноуровневое обучение (подбор заданий с учетом индивидуальных способностей обучающихся – Мажирин Владимир, Соколов Амир, Степанов Дмитрий).  

Мотивационную направленность имели личные  сведения из жизни воспитанников, вызывающие у детей  желание рассуждать, делиться своими познаниями, впечатлениями, личным опытом.

Для снятия напряжения  и усталости использовались  игры «Собери ромашку», задание «Найди геометрическую фигуру», смена видов деятельности.

На занятии соблюдались принципы: целостности обучения (видна взаимосвязь текущего материала с ранее изученным);

принцип доступности и развития (материал отвечал способностям и возможностям обучающихся, что создавало условия для  его усвоения);

 принцип здоровьесбережения (задания, предполагающие активность движений, построение занятия  препятствовало утомлению, содержало мотивирующий материал,  корректное общение воспитателя  с обучающимися).  Занятие было обучающим, коррекционно-развивающим, с соблюдением доступности и воспитывающей направленности, реализовало поставленную цель.

Во время подведения итогов была оценена деятельность учащихся и группы в целом.

Рефлексия показала, что задачи занятия были решены.

 Считаю, что занятие представляет собой целостную систему:

-занятие было эмоциональным, вызвало интерес;

-темп занятия был оптимальный, действия учеников и воспитателя завершённые;

- между воспитателем и учениками был  установлен психологический контакт;

- доминировала атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и активного творческого труда;

- обеспечено активное участие каждого ученика.

  Считаю, что поставленные  цель и задачи были реализованы.

                                                                                                                Воспитатель: Баширова Р.В.                                  Подпись_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-конкурс в 5 классе "Добро пожаловать в Лондон"

урок-конкурс в 5 классе по английскому языку http://www.proshkolu.ru/user/1vera1105/folder/...

открытый урок "Добро пожаловать в Австралию"

Работа посвящена англоговорящей стране, её традициям и особенностям. Целью работы является знакомство с Австралией, с особенностями австралийского варианта английского языка, её культуре, географическ...

Открытое мероприятие "Добро пожаловать в космос"

Урок –игра в 7-х классахЦель: закрепление знаний и активизации интереса учащихся к космонавтике.Для игры необходимо создать команды по 5 человек. Внутри каждой команды  выбираются: командир кораб...

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

Открытый урок Добро и зло

Воспитатель: Ребята, вы изучаете различные предметы: математику, биологию, чтение, русский язык. Как вы думаете какая наука главная?Дети: Ответ.Воспитатель: А великий писатель Л.Н. Толстой считает «Из...

Открытый урок: "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

quot;Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (урок литературы, 5 класс)...

Самоанализ открытого урока "Добрый праздник среди зимы"

Самоанализ урока в 1 Б классе.Предмет: музыка класс 1 УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. ШмагинаТема: «Добрый праздник среди зимы».Учитель: Тиханова А.А.Тип урока: межпредметный интег...