Внеклассное занятия: « Семейный бюджет и его планирование», содержащее план-конспект и презентацию, рассчитан для учащихся среднего звена.
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Данное внеклассное занятие знакомит  обучающихся с понятием «семейный бюджет» и показыает, как бюджет

 семьи формируется. Основными целями являются: Научиться экономить и распределять личные  доходы и расходы ,

иметь понятие какой должна быть экономика в быту.
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В народе говорят: «Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая»

Слайд 2

Цель занятия : Познакомить обучающихся с понятием «семейный бюджет» и показать как бюджет семьи формируется . Познакомить обучающихся с понятием «семейный бюджет» и показать как бюджет семьи формируется. Задачи: Обучающие : понакомить с понятием бюджет, доход, расход, , семейный бюджет. Развивающие : развить логическое мышление, умения планировать семейный бюджет. Воспитательные : формировать навыки самостоятельности, аккуратности, культуры потребления, ответственности и экономности.

Слайд 3

Бюджет Структура всех доходов и расходов за определённый период времени

Слайд 4

Доходы семьи заработная плата родителей пенсии бабушки и дедушки стипендия брата, сестры средства от реализации продуктов подсобного хозяйства Материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

Слайд 5

покупка продуктов проезд в транспорте покупка одежды оплата коммунальных услуг походы в кино, театры Расходы семьи Затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Слайд 6

Доход семьи классифицируются: Зарплата с доплатами; Пенсии; Стипендии; Выигрыш в спортлото; Компенсация на детей; Другие доходы.

Слайд 7

Запланированные расходы Покупка продуктов и одежды; Оплата коммунальных услуг; Проездки на транспорте (такси, гор. транспорт); Подарки к празднику; Ремонт бытовой техники; Сбережения; Всего расходов и доходов;

Слайд 9

Как свести концы с концами? У большого количества семей бюджет не ведется вообще. Расходы носят спонтанный характер, поэтому они так часто превышают доходы, но деньги любят счет и, чтобы они водились, надо уметь их считать.

Слайд 10

Рефлексия 1. Что нового Вы узнали на уроке? 2. Где могут пригодиться Вам полученные знания?



Предварительный просмотр:


         Тема занятия: « Семейный бюджет и его планирование».

Цели урока: Познакомить обучающихся с понятием «семейный бюджет» и показать как бюджет

                       семьи формируется.

Задачи:

Обучающие:

  • онакомить с понятием бюджет, доход, расход, , семейный бюджет.

Развивающие:

  • развить логическое мышление, умения планировать семейный бюджет.

Воспитательные:

  • формировать навыки самостоятельности, аккуратности, культуры потребления,

                     ответственности и экономности.

Ожидаемые результаты:

Личностные: Научиться экономить и распределять личные  доходы и расходы .

Метапредметные: иметь понятие какой должна быть экономика в быту;

Предметные: знать основные понятия и термины;

 Основные понятия:  элементарная экономика, бюджет, расход и  доход семейного бюджета,

факторы производства.

Формы работы: групповая работа, индивидуальная..

Межпредметные связи: экономика, математика, обществознание.

                                                   План занятия:

1. Организационно-мотивационный этап. 

2. Актуализация знаний.

3. Открытие новых знаний.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов, рефлексия.

                                                         

План-конспект занятия.

Организационно-мотивационный этап.

Приветствие. Рефлексия начала урока. СЛАЙД

Актуализация знаний..

В народе говорят:  «Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам

 необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая». слайд

Используя это высказывание сформулируйте тему нашего занятия.

А какие понятия для этого вам понадобятся , вы узнаете после того, как найдете лишнее слово

 в каждой из 3-х строк:

1. цент; копейка; рубль;

2. зарплата; аванс; кредит

3. квартплата; поход в лес; покупка продуктов

 Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями бюджет, доход,  расход, научимся рассчитывать

бюджет семьи.

СЛАЙДЫ

Введение в игровую ситуацию. Учитель: - Ребята, нам нужно разделиться на группы по 4-6

человек. Это будет ваша воображаемая семья.. Итак, представьте, что вы семья, которая пока

состоит из: папы, мамы ,детей, бабушек и дедушек. 
- папы и мамы, какую профессию вы хотите выбрать? Сколько будет составлять ваша

примерная заработная плата? Напишите на альбомном листе.  Представьте, что вы получили

заработанные деньги. Они лежат перед вами. Что вы будете делать дальше?

Ваша задача распределить эти деньги на все необходимое на месяц.

 Учитель раздает конверты , в которых  лежат листочки с надписью надо и хочу

В течении 7-10 мин распределите доход вашей семьи на месяц согласно каждой графе.

Дети представляют свои проекты распределения семейного бюджета.

А теперь посмотрите на примерное распределение такой же суммы дохода семьи на слайде:  

Посмотрите, сравните со своим распределением и сделайте выводы.

Семьи получают доходы благодаря факторам производства:

  1. Труда (умственные способности и навыки…)
  2. Капиталла (автомобиль, квартира) Следует помнить, что доход приносит только та собственность,

которая может быть направлена на производство нужных людям благ.Автомобиль – капитал,

когда его используют для получения дохода (напр. такси);

  1. Земли (ресурсы земельные…)

Доход семьи можно классифицировать:

Денежные.
А) Зарплата с доплатами.
Б) Пенсии, стипендии

В) социальные выплаты

Для динамичного развития нашего государства стране нужны мудрые экономисты. Поэтому

экономическую культуру нужно формировать как можно раньше. Начинать с семьи.

Семейный бюджет - тема щекотливая. В каждой семье деньги распределяются по-своему.

Если супруги бизнесмены, то чаще всего из личного бюджета они выделяют

определенную долю на общие расходы, либо все прописано в брачном контракте.

Если бюджет ведется совместно, то важно уметь его планировать. Планирование

 бюджета дает возможность учитывать все статьи доходов и расходов, таким

образом вы можете контролировать денежные потоки. Очень важно понимать,

что расходные статьи должны вписываться в ваши доходы. Для этого нужно

проанализировать доходы за предыдущий месяц и спрогнозировать их на

следующий период.

Основные статьи расхода

Для начала отметьте все обязательные расходы, которые у вас бывают каждый

месяц. Прежде всего,

 это оплата коммунальных платежей, кредиты (которые вы не можете просрочить), содержание ребенка

Дополнительные расходы

Дополнительными расходами будут те из статей, которые вы планируете сделать, кроме обязательных.

Например, вы рассчитываете прикупить верхнюю одежду по сезону или мебель в комнату. Возможно,

остатка средств у вас будет недостаточно, поэтому вы решите немного подкопить. Но отложенная на эти

цели сумма тоже относится к разряду дополнительных. Ее вы можете поставить в план из расчета остатка

средств.

Кроме этого, бывают еще незапланированные траты, которые возникают по ходу дела, например,

сломался утюг, придется купить новый. На такие внезапные расходы тоже придерживайте примерную сумму.

Финансовые цели

Без планирования будущего нет движения к светлому  «завтра». Поэтому очень важно заглядывать на шаг

 вперед и откладывать деньги на ваши финансовые цели. Например, вы знаете, что ребенку нужно будет

 поступать в институт, обучение стоит денег. Возможно, для этой цели вы откроете депозит, либо

прикупите ПИФы (паи в инвестиционных фондах). В любом случае, на

 долгосрочную перспективу нужно работать уже сейчас.

Если деньги не считать, их всегда не хватает. А вот если рационально распределять, то еще и на

 отдых останется.

Как свести концы с концами ?

У большого количества семей бюджет не ведется вообще. Расходы носят спонтанный характер,

 поэтому они так часто превышают доходы, из-за чего некоторые потом удивляются: куда ушли деньги –

 непонятно, или говорят, что деньги ушли сквозь пальцы. Все правильно, деньги любят счет и, чтобы они

водились, надо уметь их считать. Но для начала надо уметь привлечь деньги в свою жизнь.

.

Выполнение практической работы

Обучающимся предлагается заполнить таблицу № 1. При заполнении таблицы надо внести  только понятия

 из чего складываются доходы и расходы семьи

Запланированные доходы

Сумма

Запланированные расходы

Сумма

Заработная плата родителей

Покупка продуктов и одежды

Пенсия бабушки

Оплата коммунальных услуг

Стипендия старшего брата

Поездки на транспорте

(такси, гор. транспорт)

Выигрыш в спортлото

Подарки к празднику

Компенсация на детей

Ремонт бытовой техники

Другие доходы

Сбережения

Всего доходов

Всего расходов и доходов


После заполнения таблицы обучающимся предлагается  подумать и ответить на предложенные вопросы.

  Контрольные вопросы: 
1. для чего нужна  домашняя экономика?
2. Перечислите составляющие семейного бюджета?
3. Что может служить источником дохода бюджета семьи?
4. Почему каждая семья обладает ограниченными возможностями?
5. Для чего каждой семье необходимо планировать семейный бюджет?

Рефлексия .

 – Что нового узнали на уроке?

– Где могут пригодиться полученные знания?

Домашнее задании (по желанию).

Написать мини-сочинение или создать презентацию, используя программу

Microsoft Office Power Point на одну из предложенных тем:

«Моя семья»; «Деньги любят счёт», «Чем богат человек».

Литература:

1. Преображенская Е.В. - Домашняя экономика. - Саратов, 2002 г.

3. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии,биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева,Волгоград: Учитель, 2007г.

4.Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область "Технология".- М.: Вита - Пресс, 2002г

5. При разработке урока были использованы Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Его имя помнит народ "- внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена

Мероприятие на военно-патриотическую тему. События афганской войны и участие в ней нашего земляка, выпускника Кинерской основной общеобразовательной школы Козловского района Чувашской Республики ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена « Человек открывает Вселенную»

Цель: познакомить детей с историей праздника, с людьми, завоевавшими пространство Земли и космоса; способствовать развитию творческих интересов детей ( презентация сборника  стихотворений учащихс...

Методическая разработка внеклассного спортивного мероприятия «Мама, Папа, Я - спортивная семья» для учащихся среднего звена

Данна методическая разработка способствует реализации следующих целей и задач во внеурочной деятельности: - привитие детям интереса к регулярным занятиям физиче­ской  культурой и спортом;- р...

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена "Праздник цветов"

Сценарий внеклассного мероприятия с конкурсами " Праздник цветов" для учащихся 3-7 классов по программе как НОО, так и для обучающихся по АОП....

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена "Мастерицы"

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена коррекционной школы....

Внеклассная работа с учащимися среднего звена Краеведение.

В данной работе описывается опыт работы учителя географии с учащимися среднего звена по изучению родного края, описаны методы и приемы, которые использует учитель....

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена «Хорошие манеры».

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена «Хорошие манеры». Основная цель классного часа - продолжить формирование у школьников этическую культуру, нравственные ценност...