Программа дополнительного образования "Очумелые ручки"
методическая разработка

Серебренников Евгений Николаевич

Изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделия, детали. Таким образом, формируется художественный вкус, повышается творческий интерес к работе.

Наиболее доступными в обработке из нетрадиционных материалов являются бумага, картон, ватные диски, вата, поролон, салфетки, крупа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_ochumelye_ruchki_35_chasov.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

г. Новороссийск

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа  № 9

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

"Очумелые ручки"

Разработал: учитель Серебренников Е.Н.

Пояснительная записка

Программа кружка по ручному труду «Очумелые ручки» на 2019-2020 учебный год для учащихся 5 класса составлена на основе :

-  Федерального закона об образовании;

- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ;

- Типового положения о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г.;

- Нормативно- правовых документов ГКОУ специальной (коррекционная) школы № 9.

-Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

В качестве базовой основы при создании адаптированной  программы для детей с умеренной умственной отсталостью взята программа ручной труд 6-9 кл.» (авторы: Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Платонова Н.М.)

       Цель программы: привитие социальных навыков, практическая подготовка подростков, с выраженным недоразвитием интеллекта,  к самостоятельной жизни и доступную степень самостоятельности в трудовой деятельности.

      Задачи:

1. Формирование  умений и положительной мотивации к трудовой деятельности.

2.  Формирование знаний о материалах, их свойствах, применении.

3. Формирование минимальных творческих способностей.

4. развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез сравнение, обобщение).

5. Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Место учебного предмета в учебном плане

Преподавание учебного предмета взаимосвязано с содержанием учебных предметов других предметных областей:

  • с изобразительным искусством - композиционное расположением изображения на плоскости, название цветов материалов, предметов, подбор гармоничного содержания цветов, украшения изделий, выполнение графических упражнений для подготовки рук к работе ножницами и др.
  • с речевой практикой - выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях, восприятие стихов, сказок, ответы на вопросы учителя, соотнесение речи и изображения.
  • с математикой - определение свойств предметов: цвет, форма, размер (величина),назначение; сравнение предметов по размеру; работа с геометрическими фигурами; положение предметов в пространстве, на плоскости.
  • с предметом  «Мир природы и человека», где формируются представления о явлениях и объектах природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Полученные знания закрепляются на уроках ручного труда.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Учащиеся получат возможность для:

-овладения приёмами разметки деталей на заготовке (разметка по шаблону, разметка с помощью измерительной линейки, разметка с помощью угольника, разметка окружности с помощью циркуля, разметка деталей на ткани);

-овладения приёмами выделения деталей изделия из заготовки (резание ножницами по короткой прямой, резание ножницами по длинной прямой, резание ножницами по кривой, использование рациональных приёмов резания (вырезание симметричных деталей, тиражирование) разрывание по линии сгиба, резание по линии разметки);

  • овладения способами формообразования изделия (придание формы сминанием заготовки, складывание из бумаги (сгибание), скручивание бумаги, скручивание ткани);

-овладения способами сборки изделия (склеивание деталей, наклеивание деталей на основу, сшивание деталей строчкой прямого стежка, сшивание деталей строчкой косого стежка, сшивание деталей строчкой петлеобразного стежка);

  • овладения приёмами работы с пластилином (разминание пластилина, раскатывание пластилина ((жгутик), скатывание пластилина (шарик), сборка готового изделия);

- овладение приёмами отрезания нити определенной длины; вдевания нити в иголку; завязывания узелка; выполнения шва «вперед иголкой»; закрепления нити на ткани; выполнения шва «через край»; выполнения шва в подгибку с закрытым и открытым срезами; овладения навыками обслуживающего труда (уход за мебелью, уборка помещения, уход за комнатными растениями).

Личностные результаты

  •  воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ .
  •  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов.
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  •  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  •  формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Минимальный уровень:

  • знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ;  знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на занятиях ручного труда;
  • знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
  • анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;
  • определение способов соединения деталей; составление стандартного плана работы по пунктам;

Достаточный уровень:

  • знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
  • знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
  • знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
  • знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно- художественным и конструктивным свойствам;
  • отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
  • экономное расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
  • выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений

Познавательные УД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных заданий самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УД

 уметь донести свою позицию до собеседника;

• уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения ).

• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

Основное содержание учебного предмета

Работа кружка «Очумелые ручки» нацелена на общее развитие ребенка и содержит задания различных видов с различными материалами. Работая с бумагой, картоном, ватными дисками, ватой, поролоном, салфетками, крупой и другими материалами. Ребенок получает дополнительные знания и практические умения, способствующие развитию мышц кистей рук, совершенствованию глазомера, расширению кругозора. У него расширяются представления о возможностях предметов, формируются навыки конструирования и моделирования.

Использование данных материалов значительно развивает объемное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве.

Изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделия, детали. Таким образом, формируется художественный вкус, повышается творческий интерес к работе.

Наиболее доступными в обработке из нетрадиционных материалов являются бумага, картон, ватные диски, вата, поролон, салфетки, крупа.

Ватные диски – это плоские ватные круги. Их можно использовать в аппликации и оформлять объемные поделки.

Из поролона и ватных шариков можно смастерить объемные игрушки, пригодятся они и в аппликации.

Цветные синтетические салфетки очень удобны для аппликации и шитья мягких игрушек, так как салфетки достаточно прочные и мягкие, их легко резать, склеивать и сшивать, скреплять за счет прорезей в деталях. Детям с салфетками работать проще, чем с тканью и даже бумагой.

В аппликации и объемных поделках, где как основной материал используют поролон, ватные диски или шарики, мелкие детали могут быть выполнены из другого материала, например, бумаги, клеенки, пряжи или ткани. Такое сочетание материалов сделает поделку выразительной и красочной, а также более доступной для выполнения.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Материал

Предварительная работа:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

1

Овощи.
Цель: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. Учить размазывать пластилин на гладкую поверхность.

Пластилин, картон с трафаретом.

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением овощей;

- провести Д/и «Что, где растет?».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

2

Фруктовый сад.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная.

Предварительная работа:

- беседа о фруктовом саде, вспомнить названия фруктов;

- познакомить с техникой работы с крупами;

- Д/и «Назови ласково».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

3

Грибок.
Цель: Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, крупа.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением грибов;

- нанести изображение гриба на картон с помощью трафарета;

- Д/и «Съедобное – несъедобное».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

4

Листопад.
Цель: Учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета (желтая, зеленая, оранжевая, красная). Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетки, краски.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением осени, вспомнить такое явление как листопад;

- познакомить с техникой работы с бумажными салфетками;

- нарисовать на картоне деревья без листьев;

- Д/и «Скажи, когда это бывает?».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

5

Овощи.
Цель: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. Учить размазывать пластилин на гладкую поверхность.

Материал: 

Пластилин, картон с трафаретом.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением овощей;

- провести Д/и «Что, где растет?».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

6

Фруктовый сад.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная.

Предварительная работа:

- беседа о фруктовом саде, вспомнить названия фруктов;

- познакомить с техникой работы с крупами;

- Д/и «Назови ласково».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

7

Грибок.
Цель: Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, крупа.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением грибов;

- нанести изображение гриба на картон с помощью трафарета;

- Д/и «Съедобное – несъедобное».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

8

Листопад.
Цель: Учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета (желтая, зеленая, оранжевая, красная). Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетки, краски.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением осени, вспомнить такое явление как листопад;

- познакомить с техникой работы с бумажными салфетками;

- нарисовать на картоне деревья без листьев;

- Д/и «Скажи, когда это бывает?».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

9

Овечка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением овечки, составить небольшой рассказ о животном;

- познакомить с техникой работы с ватой;

- Д/и «Назови детенышей».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

10

Цыпленок.
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.

Материал: 

бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

Предварительная работа:

- беседа о домашней птице, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с крупами и с ватой;

- нанести с помощью трафарета изображение цыпленка на картон.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

11

Ёж.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением ежа;

- нанести изображение ежа на картон с помощью трафарета;

- Д/и «Домашнее или дикое животное».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

12

Лес.
Коллективная работа.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, салфетками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: Картон с трафаретом, салфетки, кисточка, крупы.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением леса, познакомить с названиями деревьев;

- нарисовать на картоне деревья с помощью трафаретов;

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

13

Овечка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением овечки, составить небольшой рассказ о животном;

- познакомить с техникой работы с ватой;

- Д/и «Назови детенышей».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

14

Цыпленок.
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.

Материал: 

бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

Предварительная работа:

- беседа о домашней птице, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с крупами и с ватой;

- нанести с помощью трафарета изображение цыпленка на картон.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

15

Ёж.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением ежа;

- нанести изображение ежа на картон с помощью трафарета;

- Д/и «Домашнее или дикое животное».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

16

Лес.
Коллективная работа.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, салфетками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: Картон с трафаретом, салфетки, кисточка, крупы.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением леса, познакомить с названиями деревьев;

- нарисовать на картоне деревья с помощью трафаретов;

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

17

Овечка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением овечки, составить небольшой рассказ о животном;

- познакомить с техникой работы с ватой;

- Д/и «Назови детенышей».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

18

Цыпленок.
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.

Материал: 

бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

Предварительная работа:

- беседа о домашней птице, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с крупами и с ватой;

- нанести с помощью трафарета изображение цыпленка на картон.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

19

Ёж.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением ежа;

- нанести изображение ежа на картон с помощью трафарета;

- Д/и «Домашнее или дикое животное».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

20

Лес.
Коллективная работа.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, салфетками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: Картон с трафаретом, салфетки, кисточка, крупы.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением леса, познакомить с названиями деревьев;

- нарисовать на картоне деревья с помощью трафаретов;

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

21

Овечка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением овечки, составить небольшой рассказ о животном;

- познакомить с техникой работы с ватой;

- Д/и «Назови детенышей».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

22

Цыпленок.
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.

Материал: 

бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

Предварительная работа:

- беседа о домашней птице, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с крупами и с ватой;

- нанести с помощью трафарета изображение цыпленка на картон.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

23

Ёж.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: 

Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением ежа;

- нанести изображение ежа на картон с помощью трафарета;

- Д/и «Домашнее или дикое животное».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

24

Лес.
Коллективная работа.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, салфетками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Материал: Картон с трафаретом, салфетки, кисточка, крупы.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением леса, познакомить с названиями деревьев;

- нарисовать на картоне деревья с помощью трафаретов;

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

25

Снежинка.
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, макаронами. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить  дело до конца.

Материал: 

макароны, картон, трафарет, клей, кисть.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением снегопада, побеседовать о свойствах снега;

- познакомить с техникой работы с макаронами;

- подготовить основу для аппликации.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

26

Свитер.
Цель: Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Развивать воображение.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, крупы.

Предварительная работа:

- беседа об одежде, вспомнить её разновидности, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с крупами;

- нанести с помощью трафарета изображение  на картон и вырезать его с помощью взрослого.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

27

Шапка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением головных уборов;

- закрепить умение работать с ватой;

- Д/и «Подбери головной убор».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

28

Лошадка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением лошадки, составить небольшой рассказ о лошадке;

- нарисовать на картоне лошадку с помощью трафаретов;

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

29

Снежинка.
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, макаронами. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить  дело до конца.

Материал: 

макароны, картон, трафарет, клей, кисть.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением снегопада, побеседовать о свойствах снега;

- познакомить с техникой работы с макаронами;

- подготовить основу для аппликации.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

30

Свитер.
Цель: Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Развивать воображение.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, крупы.

Предварительная работа:

- беседа об одежде, вспомнить её разновидности, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с крупами;

- нанести с помощью трафарета изображение  на картон и вырезать его с помощью взрослого.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

31

Шапка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением головных уборов;

- закрепить умение работать с ватой;

- Д/и «Подбери головной убор».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

32

Лошадка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением лошадки, составить небольшой рассказ о лошадке;

- нарисовать на картоне лошадку с помощью трафаретов;

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

33

Снежинка.
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, макаронами. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить  дело до конца.

Материал: 

макароны, картон, трафарет, клей, кисть.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми иллюстраций с изображением снегопада, побеседовать о свойствах снега;

- познакомить с техникой работы с макаронами;

- подготовить основу для аппликации.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

34

Свитер.
Цель: Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Развивать воображение.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, крупы.

Предварительная работа:

- беседа об одежде, вспомнить её разновидности, рассматривание иллюстраций;

- закрепить умение   работать с крупами;

- нанести с помощью трафарета изображение  на картон и вырезать его с помощью взрослого.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

35

Шапка.
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: 

картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.

Предварительная работа:

- рассматривание  с детьми иллюстраций с изображением головных уборов;

- закрепить умение работать с ватой;

- Д/и «Подбери головной убор».

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

Оборудование для уроков ручного труда

К перечню типового оборудования для занятий кружка "Очумелые ручки" в 5  классе можно рекомендовать следующий комплект материалов, инструментов и вспомогательных приспособлений для работы на учебный год, рассчитанный на одного школьника:

Материалы

Количество

Пластилин разноцветный в коробках

3 набора

Бумага для рисования (плотная)

5—10 листов

Бумага салфеточная белая

2 салфетки

Бумага цветная (разной плотности)

2 набора

Картон белый для труда (тонкий) (21 х 29 см)

2—3 листа

Картон цветной для труда (тонкий)

1 набор

Картон цветной для труда (толстый)

1 набор

Природные материалы:

Клей ПВА

1 флакон

Клеящий карандаш

1 шт.

Карандаш графитный ТМ Ручка шариковая Фломастеры разных цветов Деревянные палочки с заострёнными концами (зубочистки)

1 шт, 1 шт. 1 набор 10—15 шт.

Инструменты

Количество

• Ножницы детские

Стека для пластилина Иглы с удлинённым ушком (разного размера) Шило с коротким металлическим стержнем Линейка деревянная (короткая) Гладилка для бумаги Плоская кисть для клея (щетина) с деревянной ручкой (№ 8)

1 шт. 1 шт. 2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.

Вспомогательные приспособления

Количество

Подставка для кисточки Коробка для пластилина Коробка для хранения природных материалов Тряпочки или бумажные салфетки для вытирания рук Подкладная доска Подкладной лист или клеёнка Баночка для клея Листы бумаги для работы с клеем (макулатура) Коробочка для мусора

1 шт. 1 шт. 1 шт.

1 шт. 1 шт. 1 шт.

1 шт.

Клей ПВА

1 флакон

Клеящий карандаш

1 шт.

Карандаш графитный ТМ Ручка шариковая Фломастеры разных цветов Деревянные палочки с заострёнными концами (зубочистки)

1 шт, 1 шт. 1 набор 10—15 шт.

Инструменты

Количество

• Ножницы детские

Стека для пластилина Иглы с удлинённым ушком (разного размера) Шило с коротким металлическим стержнем Линейка деревянная (короткая) Гладилка для бумаги Плоская кисть для клея (щетина) с деревянной ручкой (№ 8)

1 шт. 1 шт. 2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.

Вспомогательные приспособления

Количество

Подставка для кисточки Коробка для пластилина Коробка для хранения природных материалов Тряпочки или бумажные салфетки для вытирания рук Подкладная доска Подкладной лист или клеёнка Баночка для клея Листы бумаги для работы с клеем (макулатура) Коробочка для мусора

1 шт. 1 шт. 1 шт.

1 шт. 1 шт. 1 шт.

1 шт.

Клей ПВА

1 флакон

Клеящий карандаш

1 шт.

Карандаш графитный ТМ Ручка шариковая Фломастеры разных цветов Деревянные палочки с заострёнными концами (зубочистки)

1 шт, 1 шт. 1 набор 10—15 шт.

Инструменты

Количество

• Ножницы детские

Стека для пластилина Иглы с удлинённым ушком (разного размера) Шило с коротким металлическим стержнем Линейка деревянная (короткая) Гладилка для бумаги Плоская кисть для клея (щетина) с деревянной ручкой (№ 8)

1 шт. 1 шт. 2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.

Вспомогательные приспособления

Количество

Подставка для кисточки Коробка для пластилина Коробка для хранения природных материалов Тряпочки или бумажные салфетки для вытирания рук Подкладная доска Подкладной лист или клеёнка Баночка для клея Листы бумаги для работы с клеем (макулатура) Коробочка для мусора

1 шт. 1 шт. 1 шт.

1 шт. 1 шт. 1 шт.

1 шт.

Клей ПВА

1 флакон

Наглядные пособия для проведения уроков трудового обучения

1.  Раздаточные коллекции: «Виды и сорта бумаги» (бумага для письма, печати, рисования, впитывающая, цветная); «Виды картона» (толстый, тонкий, гладкий, рифлёный (ребристый); серый, жёлтый, белый); «Виды и сорта ниток» (толстые, тонкие; шерстяные, хлопчатобумажные); «Виды и сорта ткани» (хлопковые, шерстяные; гладкоокрашенные, с рисунком; толстые, тонкие; гладкие и шероховатые, с длинным ворсом).

2. Образцы поздравительных открыток разного формата, формы и содержания.

3. Образцы настольных салфеток: бумажные, вязаные, с вышивкой и т. п.

     4. Котруктор Лего DUPLO.

Технические средства обучения

  1. TV плазма..
  2. Ноутбук  для показа презентаций, инструкционных карт, схем, дидактического материала, проведения открытых мероприятий (уроки, мастер-классы, семинары-практикумы)
  3. Плеер, колонки.

Демонстрационный материал: иллюстрации, схемы,

операционные планы, справочный материал

1. Времена года.

2. Цветы. Аппликация.

3. Цветы. (Рисунки, схемы).

4. Птицы. (Схемы, рисунки).

5. Подводный мир.

6. Изделия в технике оригами.

7. Контурные карты – оригами.

8. Изделия из синтепона и поролона.

9. Изделия из подручных материалов.

10. Изделия из ниток.

11. Изделия из ткани и меха.

12. «Новогодняя сказка».

13. Изделия из гофрированной бумаги и картона.

14. Изделия из картона и бумаги.

15. Изделия из бумаги.

16. Аппликационные изделия.

17. Бумажный лужок.

18. Изделия из проволоки.

19. Изделия из природного материала.

20. Листопад – панно из листьев.

21. Лесовик – объёмные поделки.

22. Изделия из объёмного природного материала.

23. Пластилинография.

24. Изделия из пластилина, глины, теста.

25. Волшебные комочки.

26. Волшебные пуговки

27. Волшебный поролон.

28. Волшебные лоскутки.

29. Волшебные шнурочки.

30. Волшебные ниточки.

31. Волшебная иголка.

32. Образцы изделий для уроков ТО.

Коррекционно-развивающие задания:

упражнения, задания, карточки

1. «Графические диктанты».

2. «Геометрические диктанты».

3. «Определи нужное»

4. «Подумай и ответь».

5. «Назови по группам».

6. «Временные представления».

7. «Найди фрагмент».

8. «Найди лишнее».

9. «Найди пару».

10. «Пространственная ориентировка».

11. «Найди неверное».

12. «Найди одинаковые предметы».

13. «Найди отличия в рисунках».

14. «Кто спрятался и сколько?».

15. «Найди закономерность».

16. «Вспомни и найди».

17. «Что изменилось?».

18. «Зашумленные предметы».

19. «Развиваем речь».

20. «Найди указанные предметы».

21. «Найди предметы по силуэтам».

22. «Найди отличия».

23. «Найди заданное количество предметов».

24. «Пальчиковая гимнастика».

25. «Физкультминутки».

26. Мозаика (карты, фигурки).

27. «Выложи спичками» (карты), спички (коробочки), палочки.

28. «Пройди по дорожкам» (карты). Косточки и семена, косточки (слива), косточки (абрикос). Крышки, пробки.

29. Раздаточные карточки: «Чего не хватает в ряду?», «Вправо-влево», «Преврати в картинку», «Стрелы, линии, дорожки», «Дорисуй! Штрихи, точки, линии»,  «Сделай одинаковым», «Счет, количество», «Зачеркни лишнюю фигуру», «Найди закономерность», «Кроссворды, ребусы».

30. Планшеты для шнуровки – 13 шт. Шнуры, косички. Раздаточный материал.

31. Тесьма. Бумага. Палочки.

32. Разрезные картинки (квадрат), (ромб), (треугольник).

33. Шаблоны.

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с               интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации.

Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителей / Под ред. И. К. Щеблыкин,         В. И. Романина, И.И. Кагакова. М., 1983.

Капралова О. П., Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с учащимися. Пособие для учителей М., 2012.

Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1980.

Обучение учащихся 1—4 классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. канд. пед. наук В. Г. Петровой. М., 1976.

Павлова Н. Т. Трудовое обучение в 1—3 классах вспомогательной школы. М., 1988.

Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н. М.Назаровой. М., 2002.

Самоделки из бумаги. Пособие для учителей / Под ред. Г. И. Перевертень. М., 1983.

Что можно сделать из природного материала. Пособие для учителей / Под ред. Э. К. Гульянц.,               И. Я. Базик.  М., 1991.

Кузнецова Л.А. Пособие для учителей общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Электронный ресурс

Кузнецова Л.А. Электронные приложения к завершённой линии учебников и рабочим тетрадям «Технология. Ручной труд» 1-4 классы для организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общая развивающая программа кружка "Очумелые ручки"

Рабочая программа по художественно-прикладному творчеству носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерн...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДекоративно – прикладное  творчество – самое  древнее  искусство  на  земле.  Его  роль  велика  не  только  в...

Программа дополнительного образования "Умелые ручки""

Основной целью рабочей программы кружка по технологии «Умелые ручки» является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем те...

Программа дополнительного образования "Умные ручки"

Программа дополнительного образования "Умные ручки"...

Дополнительно-общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"

Дополнительная общеразвивающая программа . Кружок "Умелые ручки". Направление : художественно-эстетическое.возраст обучающихся 6-7 лет.Этап :ознакомительный...

Программа дополнительного образования "Умелые ручки"

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» разработана для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости с учётом психофизических возможностей учащихся. Целью данной про...