Клубный час 2019 год
материал

Нечаева Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский сад №2 «Ласточка» городского поселения - г. Семилуки  Воронежской области

                                             

«ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

Музыкальный руководитель:

ВКК Нечаева Н.В.

   

                                                           2019 год

                                                       г. Семилуки

          Одним из важнейших средств развития речи и самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкальные игры.
Основное назначение музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
По мере развития мышления, речи, возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

 Пение развивает речевые навыки ребенка: разрабатывается артикуляционный аппарат, улучшается произношение отдельных звуков. Вслед за развитием правильной речи формируется мышление, логика, интеллектуальные способности ребенка и восприимчивость к новой информации. В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма. Чтобы успешно решить задачи обучения пению, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку: это правильная поза, вокально-хоровые навыки: это взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции. Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость и др. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.
Вокальные навыки усваиваются в процессе распевания, разучивания попевок,  песен и усложняются в каждой возрастной группе (по вертикали).
На 2-м году жизни дети начинают произносить и нараспев подпевать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз за воспитателем, (да, ух, топ, хлоп, кап, так, тра-та-та) с движениями.  Малыши подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами.
На третьем году жизни (2-3 года), певческий голос детей начинает только формироваться. Дети начинают подпевать не только повторяющиеся слова, но и фразы. Происходит дальнейшее развитие речи в подпевании.
Дети средней группы (4-5 лет) уже имеют определенную подготовку, у них сформировались некоторые певческие навыки, укрепились голоса, более точным стало произношение отдельных звуков, слов. На занятиях вырабатывается артикуляция: учатся активно открывать рот во время пения. Продолжается работа над развитием речи: небольшие попевки из репертуара младшей группы и новые попевки:  дети стараются лучше произносить слова, когда предлагается спеть песню по одному. Усложняется песенный репертуар.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей наряду с дальнейшим развитием певческого голоса, становится выработка дикции. Известный факт, что у ребенка в этом возрасте недостаточно координировано и четко работают органы речевого аппарата. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким проговариванием слов, «Проглатыванием» окончаний или излишне замедленной манерой произношения слов. Исполняя колыбельные, попевки, дети преодолевают эти недочеты речи.
Общему развитию речи детей, четкой дикции, активной артикуляции, помогают современные инновационные методики. В своей работе я использую артикуляционную гимнастику а также двигательные, дыхательные упражнения и распевки .

упражнения на звукообразование: пение «глиссандо» с низкого звука вверх на звук «у»: «Качели» (вверх и вниз). Такие упражнения развивают голосовой аппарат, умение управлять им.

Так же я использую   разнообразные приемы развития дикции (правильного, ясного произношения): произнесение текста шепотом, в ритме песни, выразительное прочтение текста без музыки и. т. д. Каждый ребенок должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя.
Кроме пения речь детей развивается и на других видах музыкальной деятельности: слушание, песенное творчество, музыкально-ритмические движения (хороводы, игры с пением), игра на музыкальных инструментах.
Восприятие музыки выражается в беседе о прослушанном произведении, характере музыки, связанный с эмоционально-образным содержанием. Нужно учить  детей проявлять активность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, дети стараются с помощью педагога использовать максимум прилагательных, отвечают на вопросы, развивается музыкальная речь детей. Музыка становится ключом, который открывает детские уста, вызывает естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями..
Игры с пением, хороводы, инсценировки песен тесно связаны между собой. Основа в них – песня. Выбирая песни я предусматриваю возможность дальнейшего их применения в музыкально – ритмических движениях: играх, хороводах.

Дети исполняют песни, в соответствии с их содержанием.
Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах. Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.
Опыт показывает, что используемые в работе с дошкольниками инновационных методик, значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащению знаний об особенностях голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.
Пение – одно из условий эстетического воспитания ребенка. И те способности, как музыкальный слух, чувство ритма, мышление и память обязательно пригодятся детям в их дальнейшей творческой и повседневной  деятельности. Песня помогает играть, развиваться и радоваться жизни.
Как говорил Леонид Утесов: «Нам песня строить и жить помогает».
Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

Таким образом, музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
 

Используемая литература:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

3. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

5. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский сад №2 «Ласточка» городского поселения - г. Семилуки  Воронежской области

                                             

        «Музыкальный домик»

   МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

для детей старшей и подготовительной

к школе групп

Музыкальный руководитель:

ВКК Нечаева Н.В.

   

                                                        2019 год

                                                    г. Семилуки

     

 

Тема: Музыкально-дидактическая игра »Музыкальный домик»

Цель: 

  1. Развивать диатонический слух детей.
  2. Развивать у детей умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов.
  3. Создать у детей праздничное настроение.

          Задачи:

          1. Знакомство детей с музыкальными инструментами.

          2. Уметь определять  на слух, какой инструмент звучит.

          3. Развивать внимание, воображение, творческие способности .

Оборудование: 

1. Домик, вырезанный из картона с шестью окошками, и шесть карточек (по размеру окошек) с изображением какого – либо музыкального инструмента (бубен, барабан, металлофон, гармошка).

2. Стол, музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, гармошка.

3. Ширма.

     4. Музыкальный центр, флешкарта.

               

                                     

                                           Ход игры.

Звучит музыка. Дети входят в музыкальный зал.

Ведущий:

Здравствуйте ребята. Я пригласила вас, чтобы поиграть в игру, но не простую, а музыкальную.

Ход игры: 

- Ребята, посмотрите, на этот домик.  Он непростой,  а сказочный.

- В нем живут веселые музыканты, играющие на разных инструментах.    Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют.

Исполняю несложный ритмический рисунок или знакомую ребятам попевку поочередно на разных инструментах, но так, чтобы дети их не видели \использую ширму\.

Ребенок, выполняющий задание, определив на слух, какой инструмент звучит, находит его изображение среди карточек и закрывает ею одно из окошек домика. Когда все инструменты отгаданы, предлагаю исполнить

импровизационную пьесу  на любом  музыкальном инструменте.

Ведущий:

Спасибо за интересную игру. Приходите в гости еще.

Музыка. Дети покидают зал.

Используемая литература:

1. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270с.: нот.

     2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский сад №2 «Ласточка» городского поселения - г. Семилуки  Воронежской области

                                             

«НАЙДИ КОТЕНКА»

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

для детей старшей и подготовительной

к школе групп

Музыкальный руководитель:

ВКК Нечаева Н.В.

   

2018 год

Тема: Музыкально-дидактическая игра »Найди Котенка»

Цель: 

  • Развивать диатонический слух детей.
  • Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и
  • без него      
  • Совершенствовать моторику рук, двигательные умения и
  • навыки, умение придумывать небольшую сказку.
  • Создать у детей праздничное настроение.

Задача:

          Найти спрятанного Котенка, ориентируясь на громкость пения

           игроков.

Оборудование: 

1.Игровое поле, на котором изображены дом, пень, бревно, колодец,

   стог сена, елка.

2. Вырезанные по контуру изображения Котенка и Матрешки.

3. Стол, стульчики.

4. Музыкальный центр, флешкарта.

                Содержание игровой деятельности

Звучит музыка. Дети входят в музыкальный зал.

Ведущий:

Здравствуйте ребята. Я пригласила вас, чтобы поиграть в игру, но не простую, а музыкальную.

Ход игры:

Дети по считалке выбирают водящего. Он отворачивается. Дети прячут фигурку Котенка за фигуру любого объекта\дом, пень, ель, бревно, стог сена, колодец\ на игровом поле. Затем игроки зовут водящего и под русскую народную мелодию поют песню:

Вот Котенок убежал

Спрятался куда-то

Как же нам его найти.

Маме-Кошке принести?

Ты, Матрешка, поспеши,

И Котенка отыщи!

Водящий берет Матрешку и медленно «водит» ее по игровому полю. Если

Матрешка далеко от объекта, за которым спрятался Котенок, то дети хлопают в ладоши «тихо». Если Матрешка приближается к спрятанному Котенку, дети хлопают в ладоши громче. Чем ближе Матрешка к Котенку, тем громче  хлопают в ладоши дети, и соответственно, чем дальше уходит от Котенка Матрешка, тем тише хлопают в ладоши игроки.

Когда Котенок найден водящим, все игроки исполняют импровизированный танец. Право быть водящим переходит к игроку, который придумал и исполнил самый выразительный танец.

Ведущий:

Спасибо за интересную игру. Приходите в гости еще.

Музыка. Дети покидают зал.

Используемая литература:

Авторы-составители

Т.А. Переверзева, Н.Н. Гладышева

Сборник «Игры с разрезными картами. Учебно-дидактический комплект по освоению опыта музыкальной деятельности.

Издательство «Учитель» Волгоград ,2013г.

Издание 2014 г.- 80 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час

Проведения мероприятия с группой продленого дня в рамках года ребёнка, права ребенка быть здоровым, права на информацию о пагубных привычках . Н.А Алимова, воспитатель группы продлён...

КЛУБНЫЙ ЧАС«КУРЕНИЕ - ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА»

Клубный час рассчитан на 8-9 класс....

Клубный час: «Курение – вредная привычка»

Клубный час: «Курение – вредная привычка» Беседа формирует навыки самоанализа и поиска приемлемых способов избавления от вредной привычки - курения....

Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе. Автор Василевская Т.Н.

Данная статья была создана педагогом-организатором Василевской Татьяной Николаевной сотрудником ГБОУ СОШ № 251...

Клубный час «Зимние загадки природы»

Проведение мероприятия преследует цель знакомства детей с круговоротом воды в природе в зимнее время, обобщение, закрепление и углубление экологических знаний и представлений учащихся о зимних яв...

Клубный час"Приключения ребят накануне Нового года"

"Приключения ребят накануне Нового года"...

Клубный час 2019 год

Клубный час на тему "Космос"...