Программа внеурочной деятельности "Академия юного гения"
рабочая программа

Пуцейко Дарья Валерьевна

Программа внеурочной деятельности "Академия юного гения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования составлена на основе программ: «Информатика и ИКТ» Н.Угринович, Л.Босова; «Искусство компьютерной графики для школьников» Подосениной Т.А.

Умение рисовать - это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован. Именно поэтому, важно своевременно разглядеть и развить в каждом юном гении задатки творческой личности.

В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление - художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.

Компьютерная графика используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе, ученик часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в результате, работы получаются скучными, мало интересными и поверхностными. Причина этому - слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. Как правило, учат пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры.

Целью обучения, таким образом, является не только освоение современной компьютерной технологии, но и развитие художественного вкуса, расширение знаний в области изобразительного искусства.

     Цель программы: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ компьютерной графики, освоение основных инструментов и приемов, используемых в растровой компьютерной графике, выполнение рисунков и изображений разной степени сложности.

Задачи:

Обучающие:

-расширять знания, полученные на уроках информатики, и способствовать их систематизации;

-сформировать навыки работы в графических редакторах: TuxPaint, KoluerPaint, Gimp;

-научить технологии создания и редактирования графических объектов, используя инструменты графических программ;

-проиллюстрировать этапность работы над рисунком, дать своеобразный графический алгоритм.

Развивающие:

-развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус, графическое умение;

-развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать        творческую индивидуальность;

-способствовать развитию познавательного интереса к информатике.

Воспитывающие:

-увлечь учащихся, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим процессом;

-воспитывать умение планировать свою работу;

-выработать у учащихся усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к себе;

-добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Формы обучения.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с графикой и компьютером как инструментом обработки графики.

Срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года: 1-й год обучения (1- й блок 2 час в неделю) для учащихся 7-8 лет (освоение начальной технологии работы на компьютере, освоение графического редактора TuxPaint и начальное освоение графического редактора KoluerPaint), 2-й год обучения (2-й блок 2 часа в неделю) для учащихся 8-9 лет (освоение графического редактора KoluerPaint), 3-й год обучения (3-й блок 2 час в неделю) для учащихся 9-10 лет (освоение начальной технологии работы в программе Gimp).

Отличительной особенностью данной программы является то, что материал программы может изучаться не только последовательно в течение 3-х лет, но и по желанию учащихся они могут изучить только отдельные блоки программы.

Принцип изложения учебного материала - от простого к сложному. В ходе занятий учащиеся шаг за шагом осваивают возможности графических редакторов и одновременно обретают навыки работы за компьютером. Особое внимание уделяется практической работе.

Формы работы.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников;

- индивидуальной        - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;

- групповой        - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Примерная структура занятия.

  • Организационный момент (2 мин).
  • Разбор нового материала, теоретическая часть занятия (10 мин).
  • Физкультминутка (3 мин).
  • Работа за компьютером, выполнение практических заданий        (20 мин).
  • Подведение итогов занятия (5 мин).

Формы контроля:

  •  текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);
  •  периодический контроль (проводится по итогам выполнения практических заданий);
  •  итоговый (выставка творческих работ).

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные результаты.

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:

  1.  готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
  2.  ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
  3.  социальные компетенции;
  4.  личностные качества

Метапредметные результаты.

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:

  1.  познавательных;
  2.  регулятивных;
  3.  коммуникативных;
  4.  овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

Предметные результаты.

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

1.       наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;

  1. соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;
  2.  устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
  3.  понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
  4.  выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
  5.  решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
  6.  самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...»,

«не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;

  1.  овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
  1.  получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
  2. получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
  3.  приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:

1.  учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;

2.  оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;

3.  учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.

Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:

1. наблюдать и описывать объекты;

2. анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);

3.выделять свойства объектов;

4. обобщать необходимые данные;

5.формулировать проблему;

6.выдвигать и проверять гипотезу;

7. синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;

8.самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.

В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.

Содержание изучаемого курса

Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:

  1.  Опорой на сквозные содержательные линии:

- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);

- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);

- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).

  1.  Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:

- «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;

- содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;

- «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);

- «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;

- практические задания направлены на формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.

Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • учебную мотивацию;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);

Тематическое планирование

1-й год обучения (2 часа в неделю —68 часов);

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Теория

Практика

Группов.

Индивид.

1

Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики.

1

+

Графический редактор TuxKoluerPaint -24 ч.

2

Графика. Виды графики. Первоначальное знакомство с графическим редактором TuxKoluerPaint.

1

+

3

Знакомство с инструментами графического редактора: «Открыть», «Сохранить», «Ластик», «Краска», «Линии».

0,5

0,5

+

4

Знакомство с инструментами графического редактора: «Кисть», «Карандаш», «Заливка»

1

+

5

Создание рисунка «Фрукты»

1

+

6

Создание рисунка «Овощи»

1

+

7

Создание натюрморта

1

+

8

Создание рисунка «Осенний лист»

1

+

9

Создание рисунка «Осень»

1

+

10

Создание рисунка «Осень»

1

+

11

Создание рисунка «Рыба»

1

+

12

Создание рисунка «Аквариум».

1

+

13

Инструменты для рисования: «Штамп», «Формы».

0,5

0,5

+

14

Создание рисунка «Животные»

1

+

15

Создание рисунка «Зоопарк».

1

+

16

Инструменты для рисования: «Магия».

0,5

0,5

+

17

Создание рисунка «Планета»

1

+

18

Создание рисунка «Космос».

1

+

19

Создание рисунка «Космос».

1

+

20

Инструменты для рисования: «Текст».

0,5

0,5

+

21

Инструменты для рисования: «Текст».

1

+

22

Создание рисунка «Поздравительная открытка».

1

+

23

Создание рисунка «Поздравительная открытка».

1

+

24

Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему.

1

+

25

Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. Мы поняли. Мы научились.

1

+

Графический редактор KoluerPaint - 43 ч.

26

Первоначальное знакомство с графическим редактором KoluerPaint. Знакомство с инструментами для рисования.

1

+

27

Настройка инструментов для рисования.

0,5

0,5

+

28

Геометрические фигуры на рисунках. Создание рисунка «Грузовик».

0,5

0,5

+

29

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.

0,5

0,5

+

30

Действия с фрагментами рисунка: Вырезать, Копировать, Вставить.

1

+

31

Создание мозаики на свободную тему.

1

+

32

Создание мозаики на свободную тему.

1

+

33

Создание рисунка «Ель»

1

+

34

Создание рисунка «Зимний сюжет».

1

+

35

Создание рисунка «Зимний праздник»

1

+

36

Создание рисунка «Зимние забавы»

1

+

37

Создание рисунка «Зимние забавы»

1

+

38

Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Пирамида».

0,5

0,5

+

39

Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Пирамида».

1

+

40

Построения с помощью клавиши Shift.

0,5

0,5

+

41

Создание рисунка «Кубик-рубик».

1

+

42

Создание рисунка «Кубик-рубик».

1

+

43

Эллипс и окружность. Создание рисунка «Узор из кругов».

1

+

44

Квадрат и прямоугольник. Создание рисунка «Кирпичный дом»

1

+

45

Создание вымышленных героев на основе геометрических форм

1

+

46

Создание вымышленных героев на основе геометрических форм

1

+

47

Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула».

0,5

0,5

+

48

Создание рисунка из пикселей «Акула»

1

+

49

Соприкасающиеся окружности. Создание рисунка «Экзотическая бабочка».

0,5

0,5

+

50

Создание рисунка «Экзотическая бабочка».

1

+

51

Инструмент «Текст». Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха».

0,5

0,5

+

52

Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха».

1

+

53

Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины».

0,5

0,5

+

54

Создание рисунка «Ветка рябины».

1

+

55

Создание рисунка «Виноградная гроздь».

1

+

56

Создание рисунка «Виноградная гроздь».

1

+

57

Создание рисунка «Первые цветы»

1

+

58

Создание рисунка «Почки на деревьях»

1

+

59

Создание весеннего пейзажа

1

+

60

Создание весеннего пейзажа

1

+

61

Меню готовых форм. Создание рисунка «Конструирование из мозаики».

0,5

0,5

+

62

Меню готовых форм. Создание рисунка «Конструирование из мозаики».

1

+

63

Создание рисунка «Мой любимый вид спорта»

1

+

64

Создание рисунка «Мой любимый вид спорта»

1

+

65

Создание рисунка «Летнее настроение»

1

+

66

Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему.

1

+

67

Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. Мы поняли. Мы научились.

1

+

68

Обобщающее занятие. Слова и термины для запоминания.

1

+

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности графических редакторов TuxPaint и KoluerPaint;
  • назначение объектов интерфейса графических редакторов TuxPaint и KoluerPaint;
  • понятие фрагмента рисунка;
  • понятие файла;
  • точные способы построения геометрических фигур в графическом редакторе KoluerPaint;
  • технологию конструирования из меню готовых форм в графическом редакторе KoluerPaint.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в среде графических редакторов TuxPaint и KoluerPaint;
  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов графических редакторов TuxPaint и KoluerPaint;
  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  • создавать графический объект из типовых фрагментов;
  • сохранять рисунок в файле и открывать файл;
  • использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift в графическом редакторе KoluerPaint;
  • создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм); 
  • конструировать разнообразные графические объекты.

        

2-й год обучения (2 часа в неделю - 68 часов)

№п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Витраж -3 часа

Теория

Прак

тика

Группов.

Индивид.

Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики. Знакомство с графическим редактором KoluerPaint и инструментами для рисования.

1

+

Искусствоведческие понятия витража. Демонстрация витражных изображений (фото).

Создание витражной композиции «Рыбка».

1

+

Создание витражной композиции «Рыбка».

+

Графические примитивы - 2 часа

Создание геометрических фигур с помощью графических примитивов.

0,5

0,5

+

Построение композиции из геометрических фигур.

1

+

Зеркальное вертикальное и горизонтальное отображение рисунка -3 час

Зеркальное отображение рисунка и его фрагментов. Создание произвольной композиции изученными инструментами и ее зеркальное отображение.

0,5

0,5

+

Создание пейзажа «Лес у реки».

+

Создание рисунка «Закат и море»

+

Геометрический орнамент - 4 часа

Искусствоведческое понятие орнамента. Элементы геометрического орнамента. Демонстрация орнаментальных композиций (фото).

0,5

0,5

+

Простейшие приемы создания орнаментальных композиций.

1

+

Создание геометрических орнаментов.

+

Создание орнамента Коми народа.

+

Растительный орнамент - 5 часа

  1. 8

Элементы растительного орнамента. Демонстрация орнаментальных композиций (фото).

0,5

0,5

+

Простейшие приемы создания орнаментальных композиций.

+

Создание растительных орнаментов.

1

+

Создание орнамента Коми народа.

+

Расшифровка информации орнамента.

+

Дом моей мечты - 3 часа

Обсуждение темы «Дом моей мечты». Демонстрация иллюстративного материала (фото).

1

+

  1. 1.

Создание рисунка «Дом моей мечты».

1

+

Создание рисунка «Дом моей мечты».

+

Павловопосадские платки - 3 часа

Художественные промыслы России и павловопосадские платки. Демонстрация иллюстративного материала (фото).

1

+

Создание рисунка «Павловопосадский платок».

1

+

Создание рисунка «Павловопосадский платок».

+

Работа с текстом – 4 часа

Работа на клавиатурном тренажере.

1

+

Работа на клавиатурном тренажере.

0,5

0,5

+

Создание подписи рисунка шрифтами различных размеров.

+

Создание подписи рисунка шрифтами различных размеров. Мы поняли. Мы научились.

+

Храм - 3 часа

Понятие композиции художественного произведения. Демонстрация иллюстративного материала (фото).

1

+

Приемы выполнения рисунка «Храм».

0,5

0,5

+

Создание рисунка «Храм».

+

Букет в вазе - 3 часа

Геометрические формы, применяемые при композиционном построении букета. Демонстрация букетов, созданных флористами (фото).

1

+

Приемы выполнения рисунка «Букет в вазе».

+

Создание рисунка «Букет в вазе».

1

+

Новогодние фантазии - 2 часа

Новогодние традиции. Новогодний декор. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Создание рисунка «Новогодние фантазии».

0,5

0,5

+

Создание рисунка «Новогодние фантазии».

1

+

Новогодняя открытка - 4 часа

Традиции встречи Рождества и Нового года в различных странах. Новогодняя открытка, ее атрибуты и символы. Демонстрация иллюстративного материала (фото).

1

+

Приемы и возможности редактора для создания открытки.

+

Создание рисунка «Новогодняя открытка».

1

+

Создание рисунка «Новогодняя открытка».

+

Рождественская открытка - 3 часа

Праздник Рождества Христова. Демонстрация иллюстративного материала (фото).

1

+

Приемы рисования рождественской открытки.

+

Создание рисунка «Рождественская открытка».

1

+

Хохлома - 3 часа

Хохломская роспись. Демонстрация изделий, созданных хохломскими мастерами (фото). Построение композиции в стиле Хохломы с объяснением приемов, присущих данному виду народного творчества.

1

+

Создание рисунка по мотивам хохломской росписи.

1

+

Создание рисунка по мотивам хохломской росписи.

Мы поняли. Мы научились.

+

Жар-птица - 3 часа

Мифологическая и сказочная птица, приносящая счастье. Чтение фрагментов сказок о Жар-птице. Демонстрация изображений Жар-птицы, созданных художником (фото).

1

+

Приемы рисования Жар-птицы.

1

+

Создание рисунка «Жар-птица».

+

Пасхальная открытка - 3 часа

Светлое Христово Воскресение - величайший христианский праздник. Демонстрация иллюстративного материала (фото).

1

+

Приемы создания пасхальной открытки.

+

Создание рисунка «Пасхальная открытка».

1

+

Пейзаж - 8 часов

Жанры в живописи. Пейзаж. Демонстрация фотографий пейзажей.

1

+

Приемы рисования пейзажа.

1

+

Создание осеннего пейзажа.

+

Создание зимнего пейзажа.

1

+

Создание весеннего пейзажа.

+

Создание летнего пейзажа.

+

Оформление выставки рисунков.

+

Обобщающее занятие. Слова и термины для запоминания.

+

Учащиеся должны знать:

  •  возможности графического редактора KoluerPaint и назначение управляющих элементов;
  •  основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
  •  технологию создания и редактирования графических объектов.

Учащиеся должны уметь:

  •  работать в среде графического редактора KoluerPaint;
  •  создавать и редактировать любой графический объект;
  • осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом;
  • выполнять рисунки и изображения разной степени сложности.

3-й год обучения (2 часа в неделю - 68 часов)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Теория

Прак

тика

Г руппов.

Индивид.

Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики. Правила работы и терминология.

1

+

Знакомство с интерфейсом - 4 часа

Первоначальное знакомство с графическим редактором Gimp. Знакомство с интерфейсом.

1

+

Работа с документом.

0,5

0,5

+

Размеры и цветность.

+

Изменение цветности изображения.

+

Слои - 13 часов

Работа со слоями.

0,5

0,5

+

Работа со слоями.

+

Эллиптическое выделение.

+

Практическая работа «Приступаем к созданию изображения «Рыбка».

0,5

0,5

+

Волшебная палочка. Лассо.

1

+

Практическая работа «Создаем изображение «Рыбка» (продолжение).

+

Трансформация объектов.

1

+

Практическая работа «Создаем изображение «Рыбка» (заключение)».

+

Слияние слоев. Режимы наложения пикселей.

0,5

0,5

+

Слияние слоев. Режимы наложения пикселей.

+

Практическая работа «Создаем изображение «Аквариум».

0,5

0,5

+

Эффекты слоев.

+

Эффекты слоев.  Мы поняли. Мы научились.

+

Работа с цветом - 5 часа

Управление цветом.

0,5

0,5

+

Практическая работа «Раскрасим в разные цвета контуры тропической рыбки».

+

Заливка.

0,5

0,5

+

Градиентная заливка.

+

Практическая работа «Раскрасим тропическую рыбку».

+

Инструменты рисования - 20 часов

Виды кистей.

0,5

0,5

+

Практическая работа «Создадим новую кисть».

+

Практическая работа «Создание и применение новой кисти».

+

Специальные кисти.

0,5

0,5

+

Практическая работа «Учимся клонировать изображение».

+

Практическая работа «Учимся клонировать изображение».

1

+

Создание изображения при помощи клонированных частей объекта.

+

Создание, настройка и использование кистей.

0,5

0,5

+

Практическая работа «Создадим специальную кисть».

+

Практическая работа «Создадим специальную кисть».

+

Создание, настройка и использование специальных кистей.

1

+

Практическая работа «Рисуем яблоко».

+

Создание и применение кисти.

1

+

Практическая работа «Создадим кисть для изображения в аквариуме воздушных пузырей».

+

Практическая работа «Создадим кисть для изображения в аквариуме воздушных пузырей».

+

Текстура. Узорная заливка. Практическая работа «Учимся использовать готовые текстуры».

0,5

0,5

+

Текстура. Узорная заливка. Практическая работа «Учимся создавать собственные текстуры».

1

+

Применение текстуры. Практическая работа «Узорчатый штамп».

1

+

Применение текстуры. Практическая работа «Узорчатый штамп».

+

Создание изображения на свободную тему с использованием узорчатого штампа. Мы поняли. Мы научились.

+

Шрифты - 8 час

Работа с текстом. Виды шрифтов.

1

+

Работа с текстом. Виды шрифтов.

+

Контуры - 5 часов

Линии безье. Практическая работа «Создаем контуры».

0,5

0,5

+

Практическая работа «Создание контуров фигуры».

+

Работа с контурами. Практическая работа «Создаем логотип дельфина».

1

+

Работа с контурами. Практическая работа «Создаем логотип животного».

1

+

Стандартные формы и библиотека контуров.

0,5

0,5

+

Практическая работа «Создаем открытку с использованием контура».

+

Практическая работа «Создаем открытку с использованием контура».

+

Применение контуров. Практическая работа «Создаем почтовую марку».

0,5

0,5

+

Фильтры - 6 часа

Специальные эффекты.

0,5

0,5

+

Виды фильтров.

+

Практическая работа «Придаем объекту на изображении эффект движения».

+

Практическая работа «Придаем объекту на изображении эффект движения».

+

Фильтры. Практическая работа «Создаем из пластмассовой игрушки хрустальноледяную фигуру».

1

+

Фильтры. Практическая работа «Создаем хрустальную фигуру из изображения птицы».

1

+

Работа с изображениями - 5 часа

Параметры документа

0,5

0,5

+

Установка параметров документа. Практическая работа «Размер изображения».

+

Установка параметров документа. Практическая работа «Обрезка изображения».

+

Ретушь. Практическая работа «Фильтры для ретуши».

0,5

0,5

+

Практическая работа «Фильтры для ретуши».  Мы поняли. Мы научились.

1

+

Итоговые работы - 4 часа

Практическая работа «Тень»

1

+

Практическая работа «Тень»

+

Выставка творческих работ.

1

+

Обобщающее занятие.  Слова и термины для запоминания.

+

Учащиеся должны знать:

  •  назначение и возможности графического редактора Gimp;
  •  назначение объектов интерфейса графического редактора Gimp
  •  технологию создания и редактирования графических объектов.

Учащиеся должны уметь:

  •  работать в среде графического редактора Gimp;
  •  работать с отсканированными и полученными цифровым фотоаппаратом изображениями;
  •  работать со слоями, с цветом, инструментами для рисования, с шрифтами;
  • применять контуры, фильтры для получения эффектов изображения.

Заключение

Ожидаемые результаты обучения - по окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы в графических редакторах TuxPaint, KoluerPaint и Gimp; умение самостоятельно применять основные инструменты и приемы, используемые в растровой компьютерной графике при создании и редактировании графических объектов; выполнять рисунки и изображения разной степени сложности.

Методическое обеспечение программы.

Обучение проводится с использованием мультимедийного комплекта педагога (компьютер, мультимедийный проектор). Занятия поддержаны большим количеством наглядных иллюстраций с CD приложений. Практические задания разработаны также с использованием CD приложений.

Список литература для учителя:

1. Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.

2. Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.

3. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004

4. Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.

5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2002.

6.  Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационнокоммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2005.

Список литературы рекомендованной детям и родителям, в помощь

освоения программы.

  1.  Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.-З-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-191 с.: ил.
  2.  Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л.Босова.-З-е изд., испр. и доп. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-208 с.: ил.
  3.  Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-320 с.: ил.
  4.  Дуванов А. А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
  5.  Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя,- СПб.: БХВ-Петербург, 2005,- 352с.: ил.
  6.  Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова, О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО,- 2003.
  7.  Сидорова С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова,- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.
  8.  Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком- Пресс,336с,-

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"

Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....

Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"

Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...

Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"

Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...

Программа внеурочной деятельности « Юные олимпийцы»

Программа внеурочной деятельности« Юные олимпийцы»...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...