Программа внеурочной деятельности "История русского языка"
консультация

Тельнова Инна Сергеевна

Программа внеурочной деятельности "История русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnoti_istoriya_yazyka.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сайт «Эрудит». История языка

Подготовил: Тельнова Инна Сергеевна.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п .Пионерский

Язык — это история народа.

Язык — это путь цивилизации и культуры.

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка

является не праздным занятием от нечего делать,

но насущной необходимостью.
А.И. Куприн

Современный этап развития общества сопровождается ростом наукоемких технологий, который не возможен без сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала страны, поэтому сегодня школа должна выявлять детей, имеющих способности к деятельности, талант, мотивацию, помогать развитию их одаренности.

Одной из основных задач образовательной организации является создание единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности.

Современный образовательный процесс должен быть направлен на освоение компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания образования, приоритетным направлениям развития школы в целом, на создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала участников образовательного процесса, а также отвечать современным потребностям общества и образования, которое обеспечивало бы позитивную самореализацию обучающихся в бурно изменяющимся мире.

Подготовка к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку является трудоемким процессом и для педагога, и обучающегося, так как задания требуют от участников олимпиады серьёзной компетенции в решении вопросов, связанных с пониманием конкретных фактов языка, а также с умением объяснять их происхождение, анализировать особенности их использования в текстах различных стилей и жанров, обобщать собственные знания по тому или иному вопросу.

Таким образом, сегодня, когда значение интеллектуального и творческого потенциала человека постоянно возрастает, работа с одаренными детьми, в том числе и по вопросам русского языка, приобретает особую актуальность, целью данной работы является стимулирование интереса обучающихся к русскому языку; подготовка учащихся к олимпиаде различного уровня по вопросам истории языка, задачами:

  • подготовить обучающихся к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
  • сориентировать в темах предлагаемых заданий;
  • научить пользоваться справочной литературой и словарями;
  • потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

Особые трудности у обучающихся при подготовке к олимпиаде по русскому языку вызывают вопросы некоторых лингвистических дисциплин: истории языка и сравнительного языкознания. Затруднения вызваны прежде всего тем, что отдельные задания требуют более глубоких знаний, выходящих за рамки непосредственно школьной программы. Как правило, в целом история языка и сравнительное языкознание в рамках школьной программы не рассматривается, лишь редкие сведения можно встретить при изучении отдельных тем.   Однако анализ олимпиадных заданий последних лет показал, что вопросы по истории языка и сравнительному языкознанию необходимо рассматривать в системе, так как знания по этим дисциплинам дадут возможность проявить творческий научный подход к решению задач, а не только фантазию.

Так в «Методических рекомендациях по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку» среди прочих требований к уровню подготовки учащихся отмечено, что участники олимпиады должны продемонстрировать знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии, элементарную осведомлённость в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова, а также навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

Однако обзор существующей учебно-методической литературы показывает, что при обилии учебных пособий, находящихся в свободном доступе в Интернете, недостаёт таких, которые были бы ориентированы именно на учащихся, то есть учитывали бы, с одной стороны, их возрастные особенности, а с другой — были бы нацелены на отработку навыка выполнения типовых олимпиадных заданий лингвоисторического цикла. Поэтому считаем целесообразным составить отдельную программу по истории языка, включая сравнительное языкознание, целями которой является стимулирование интереса обучающихся к русскому языку; подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку по вопросам истории языка и сравнительного языкознания, достигнуть необходимых целей помогут поставленные задачи: подготовить обучающихся к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними; сориентировать в темах предлагаемых заданий; научить пользоваться справочной литературой и словарями; потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

Во-первых, у школьника должны быть базовые знания об историческом пути развития языка вообще и русского языка в частности.

Блок 1: понятие языкового родства, русский язык в кругу других славянских языков, роль старославянского языка в истории русского, различия старославянского и древнерусского языка и т. д.

Блок 2: история письменности, деятельность Кирилла и Мефодия, реформы графики и орфографии, палеографические особенности древних памятников и т. д.

В целом, все эти вопросы в большей или меньшей степени освещаются в школьной программе по русскому языку и по другим дисциплинам (литературе, истории). В основном эти сведения являются фоновыми знаниями, которые готовят к восприятию древнего текста: например, не должно быть неожиданностью отсутствие привычных пунктуационных знаков и наличие диакритических знаков в древнем тексте, буквенное обозначение чисел и т. д. В редких случаях эти знания могут быть и содержанием отдельных вопросов, например: «Соотнесите соответствующие даты с событиями в области филологии: а) создана первая славянская азбука; б) написано Остромирово Евангелие; в) появилась первая датированная печатная книга на Руси; г) в русской графике принят гражданский алфавит; д) изъяты из алфавита буквы ять и фита. Даты: 1564 г., 1056–1057 гг., 1708 г., 863 г., 1917–1918 гг.». Знания могут способствовать и решению других задач, например, семантическому, лексическому и этимологическому анализу слов алфавит, азбука, чернила, червленый, пергамен(т), перо, стиль и др.

Во-вторых, школьнику необходимо твёрдо знать некоторые важнейшие факты из истории русского языка, которые не только в большинстве случаев являются содержанием заданий с историческим компонентом, но без которых невозможно справиться с чтением и адекватным переводом древнего текста.

Темы по истории языка (в соответствии с методическими рекомендациями)

1. История графики: 1) названия букв кириллицы, фразеологизмы, содержащие эти названия; 2) наличие среди букв кириллицы дублетов и вариантов, диграфов и лигатур, особенности их употребления; 3) соотношение кириллицы и современного русского алфавита. Примеры заданий: 1) Среди шуточных советов по старому русскому правописанию находим следующий: «Псалтырь пиши не покоем, но псями. Кое общение псу со псалмом?» О написании каких букв идёт здесь речь? Как следует понимать эту фразу? 2) Объясните значение фразеологизмов стоять фертом, прописать ижицу, азы науки и т. д.

2. Историческая фонетика: 1) чтение букв, утраченных и изменившихся в истории, их особенности (юсы, ять, ерь и ер, ук и оник, кси, пси, фита, ижица, иже и ижеи, йотированные буквы), это важнейшие сведения для чтения текста; 2) признаки старославянизмов, полногласие и неполногласие. Примеры заданий. 1) К старославянизмам дайте русские соответствия или однокоренные слова; укажите фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов: ельха, юродивый, чуждый, ладья, рыбарь..

3. Историческая грамматика: 1) знание следующих грамматических явлений: двойственное число, вокатив, супин, понятие о временных формах древнего глагола (умение видеть аналитические и синтетические формы прошедшего и будущего времени); 2) знание конкретных грамматических форм: спряжение глагола быти (умение соотносить формы есмь, еси, бѣ, бяше, быста, быхомъ и т. д. с глаголом быти, особое внимание следует обратить на форму суть); личные местоимения (1 л. язъ, указательные и, е, я в качестве 3 л. и т. д.), возвратное местоимение ся и его употребление с глаголами, оборот дательный самостоятельный и его перевод. Примеры заданий. 1) Прокомментируйте грамматический статус слов боже, господи с современной и исторической точки зрения. 2) Анализ текста. Переведите текст на современный русский язык. Выявления грамматических форм древнерусского языка не требуется. Буквой Ь обозначен ять. Текст: «вопросъ: къто есть дъва рождения имЬя а не единошьды имЬя крьштения а всем людемъ пророкъ показася. тълкь: егда курица родить яицо и высидить алекторы дъва рождения суть а не подобенъ крьштения занеже тварь бездоушьна егда же пЬтель въ полоуношти възгласить тъгда людие от одровъ своих въстають и каждыи на свое дЬло оустремится» (Из «Беседы трех святителей»). Перевод: Вопрос (загадка): кто, дважды родившись, не был ни разу крещён, а всем людям явился пророком? Ответ (разгадка, толкование): когда курица снесёт яйцо и высидит цыплёнка, то это два рождения; а не пригоден для крещения, потому что он — создание бездушное; когда же петух в полночь запоёт, тогда люди с постелей встают и каждый своим делом занимается.

Здесь текст приведён в частично адаптированном виде: в современной графике. Учащемуся для анализа предлагается текст неадаптированный: в древнем графическом облике (но с пробелами), с юсами, ятем, буквами от, оник и ижица и т. д., что, безусловно, затрудняет чтение. Но и лексическая работа здесь достаточно сложна. Выполняя перевод, участник, стремясь к буквальной передаче текста, должен при этом передать его смысл (учитывая смысл каждого слова и его связи с другими словами). Проверяющий не должен начислять баллы за однозначное соответствие приведённого в ответах перевода-образца и перевода участника. Не оценивается упоминание в ответе терминов древнерусской грамматики. Однако отметим, что без знания вышеназванных фактов перевод невозможен. Продуктивным будет постоянное обращение на занятиях к письменным памятникам.

4. Этимология и историческая лексикология: от школьника требуется знание некоторых архаизмов, сформированный навык этимологического анализа и навык диахронического словообразовательного анализа, определение семантики слова с учётом исторических процессов в языке. Примеры заданий. 1) Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: зеница, длань, рубище. 2) В библии конца XV в. написано: «Вс’мъ годъ и время всякои вещи». Какое значение имело слово год в то время? 3) Разберите по составу наречие невтерпеж. Каким способом оно образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. 4) Докажите, что слова флакон и фляжка — этимологические родственники. Изменение значений исконно русских слов в истории языка и этимология отдельных слов — это наиболее популярное задание по истории языка. Однако такие задания и самые проблемные. Следует отметить особую сложность подобных заданий: пользование словарём не разрешено, контекст не всегда внятный, приведённые (как в задании ниже) словарные статьи толковых словарей не всегда проясняют ситуацию. Этимологический анализ во всей его полноте, с учётом фонетического, семантического, словообразовательного, понятийного критериев, школьнику без специальной литературы не доступен. То есть проверяется знание этимологии конкретного слова (но можно ли знать этимологию всех слов?), если она участнику олимпиады не известна, то он вынужден прибегать к «народной» этимологии. То же во многом касается и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. Тем не менее, следует целенаправленно работать в этом направлении: читать специальную, доступную школьнику, литературу по этимологии, анализировать этимологический словарь, пополнять «банк знаний» этимологий отдельных слов, искать мотивирующие основы и внутреннюю форму слова, начиная с прозрачных случаев: завтрак, полтора, шорник, победа, удобрение, великолепный и т. д.).

5. Диалектология: рекомендациях для региональных методических комиссий сказано о желательности включения вопросов, связанных с местной этнокультурной и языковой ситуацией, диалектным окружением литературного языка. Решение таких вопросов требует знания общего диалектного членения русского языка, типов диалектизмов (фонетические, лексические, семантические, словообразовательные, грамматические), некоторых базовых понятий диалектологии, например, оканья и аканья, цоканья, стяжённых форм, их принадлежности к определённому наречию. Примеры заданий. 1) В какой строке верно указано диалектное членение русского языка: а) северное наречие, среднее наречие, южнорусские говоры, б) северное наречие, южное наречие, среднерусские говоры, в) северное наречие, южное наречие, среднее наречие, г) северное наречие, южное наречие, среднерусское наречие. 2) Среди диалектизмов можно обнаружить следующие типы: фонетические, словообразовательные, лексические, смысловые. Распределите диалектизмы по группам: баской — «красивый», мосты — «пол», анженер — «инженер», гуска — «гусыня», колфоз — «колхоз», вышка — «чердак». 3) В северном диалектном наречии русского языка наблюдается такое явление, как оканье, т. е. различение [О] и [А] в безударном положении. Как будут произносить носители этих говоров звуки, обозначенные подчёркнутыми буквами: корова, капуста, капитан, коромысло, говорить? 4) Какие черты диалектного произношения называются терминами оканье, еканье, цоканье? Приведите примеры (задание по принципу «от языка к науке о языке»).

 6. Историческая норма: Необходимо формирование представлений о динамической теории нормы, о «старшей» и «младшей» орфоэпической норме, о соотношении типов нормы. Наиболее важные факты относятся к норме орфоэпической: произношение постфиксов сь и ся, финалей прилагательных на -кий, -гий, -хий, отсутствие лабиализации. Как правило, задания на этот раздел представляют собой поэтические тексты, ритм и рифма в которых «подсказывают» произношение, но необходим точный комментарий. Особое внимание следует обратить на то, что в текстах прошлого встречается не только устаревшая орфоэпическая норма, но и архаическая лексика и грамматика. Пример задания. В стихах А. С. Пушкина встречается акцентологическая норма нач. 19 в. Найдите отступления от современной нормы, прокомментируйте: Зевес, балуя смертных чад, / Всем возрастам даёт игрушки: / Над сединами не гремят / Безумства резвые гремушки. / Ах, младость не приходит вновь! / Ответ: сединАми — совр. седИнами (балУя — совр. норма, Зевес, младость — не акцентологическая норма).

Заявленный перечень базовых тем, конечно, не окончательный. Он может и должен пополняться. Планомерная и систематическая работа над выделенными темами поможет подготовить лингвистически одарённого школьника к выполнению заданий по истории языка, позволяющих выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и историко-культурных сведений о языке, оценить словарный запас, выявить творческую природу мышления.

Литература:

1. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку. 2008–2009 гг.: Методические рекомендации к проведению и подготовке / Авт.-сост. П. В. Токарева. Омск: «ИРООО», 2009.

2. Задания школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2009–2013 гг.

3. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2012/2013 учебном году. М., 2012. [Электронный ресурс]: URL: http://rosolymp.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности. Русский язык. 5 класс.

Программа внеурочной деятельности по русскому языку предлагается для учащихся, имеющих способности  в освоении данного предмета. Практикумы, круглые столы, экскурсии, преследующие коммуникативные...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» в 9 классе в соответствии с требованием ФГОС ООО

Программа  подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования,  санитарно-эпидемиологичес...

Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса по ФГОС

Данная Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебному пособию для общеобразовательных организаций " Русский родной язык" 20019г ( автор О.М. Александрова).Програ...

Программа внеурочной деятельности. Русский язык. Русская словесность. 7-8 класс

Программа рассчитана на 30 часов. Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах. Программ...

Программа внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи"

Программа внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" для 9 класса в рамках подготовки к ОГЭ....

Программа внеурочной деятельности "Русский язык"

Программа внеурочной деятельности "Русский язык" рассчитана на обучающихся средней школы, представляет собой комплекс мероприятий, посвященных сохранению любви к русскому языку у детей и их ...