Методическая разработка воспитательского занятия «Что я знаю о самокате?»
план-конспект занятия (5 класс)

Данное занятие рассчитано на учащихся 11 лет. Познакомит с историей самоката, пользой от использования,  с правилами безопасного передвижения на самокате и еще раз напомнит о ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskoe_zanyatie_po_teme.docx431.86 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательское занятие по теме: «Что я знаю о самокате?»

Отгадайте загадку.

Он велосипеду брат.

Без седла и без педалей

На спине детей катает

 Невысокий ……….


Вихрем вольным я лечу,

Еду так, как захочу.

Жаль, сиденья нет в помине

В этой новенькой машине.

Всё равно я очень рад,

Мчит вперёд мой...
 С детства вы знакомы с самокатом. Поднимите руки, кто катался и катается на самокате? Как вы думаете, каким был самый первый самокат,  кто его придумал? Вопросов сегодня будет много, а ответы для вас станут удивительными. Давайте вернемся на несколько веков назад и побываем  в Англии. О том, кто придумал самокат, специалисты из разных стран мира рассуждают уже не одно столетие. 

Самокаты. История самокатов. Самокаты Карла фон Дреза.

СпортМастер 

Машину для ходьбы» часто называли по имени автора – «машина Дреза» или «Draisine». Кроме того, в разных странах она имела разные названия: в России – «самокат», во Франции – «velocipede», в Англии – «dandy horse».

История самоката уходит далеко в века, а некоторые эксперты утверждают, что это двухколесное средство передвижения изображено даже на фресках древних народов. Есть мнение, что на самокате передвигается ангел на одном из витражей XVI века.

Считается, что первый самокат создал в 1761 году немецкий мастер каретного дела Михаэль Касслер, приделав два колеса к дощечке для стояния. Некоторые скептики отмечают, что житель Германии только подал идею будущим поколениям, а действительный изобретатель прадеда двухколесного средства передвижения - это Карл фон Дрез, лесничий-новатор из Германии. Его детище современники называли «Дрезиной», производным от фамилии изобретателя.

Аппарат лесничего тоже имел два колеса, но внешне больше напоминал велосипед без педалей. Джентльмены усаживались на него и для передвижения отталкивались ногами от мостовой. Фон Дрез снабдил свое детище подвижным рулем, который корректировал движение переднего колеса.

Дрезина получила распространение в США, Англии, Германии и Франции. На Туманном Альбионе машину для ходьбы окрестили «Денди-хорз», что в переводе означает «лошадь для денди». Изобретение немца стало настолько популярным, что вскоре заполонило улицы крупных городов, что не совсем нравилось пешим гражданам, которым мешали спокойно прогуливаться снующие туда-сюда двухколесные дрезины-самокаты.

В летописях европейских изобретений есть одна интересная история о французе по фамилии де Сиврак. Популярный в то время журналист утверждал, что первым изобрел самоходный аппарат на колесах граф в 1791 году. Позже история показала, что де Сиврак является выдумкой хитрого мастера пера.

В 1839 году из дрезины родился первый велосипед, когда шотландец по фамилии Макмиллан приделал к раме на колесах педали. Некоторое время велосипед продолжали называть самокатом, так как он катился практически сам.

На начало ХХ века приходится появление электросамоката, изобрел который американец, а выпуск наладила компании Autoped Company of America, приделав к машине для ходьбы нижнеклапанный 155-кубовый двигатель. Мощность самоходного аппарата составляла 1,5 лошадиных силы.

Самокаты. История самокатов. На фотографии девушка с самокатом. Бельгия. 1936 год.

История современного самоката интересна и позволяет проследить, как из простой платформы на двух колесах аппарат превратился в популярное и востребованное средство передвижения детей и взрослых. Если рассматривать хронологию событий по годам, то можно отметить такие периоды:

  • 1761 - каретный мастер Касслер приделывает к дощечке для ног два колеса;
  • 1817 - лесничий фон Дрез создает дрезину, приделав к задумке Касслера руль и планку для сидения;
  • 1819 - получение патента на создание самоката англичанином Денисом Джонсоном, который усовершенствовал дрезину;
  • 1915 - появление самоката с двигателем.

В век технологий рынок двухколесных средств для передвижения предлагает любителям активного отдыха такие виды самокатов, как:

  • детский;
  • городской;
  • трюковый;
  • дерт;
  • футбайк;
  • электрический;

. 

Интересные факты о езде на самокате

СпортМастер

За 1 час катания на самокате можно сжечь до 480 Ккал.

СпортМастер

Максимальная скорость самоката зависит от многих факторов: траектории движения, наклона и качества покрытия дороги, материала колес, веса рамы и самого райдера. При этом на обычной городской модели с 200-миллиметровым колесами можно вполне разогнаться до 35 километров в час.

СпортМастер

Перемещаясь на небольшие дистанции (например, из дома на работу), на самокате можно преодолевать в день от 5 до 10 километров, а если заниматься профессионально, то за день можно преодолеть расстояние до 80 километров.

Как показывает история, самокат и велосипед в своей основе имеют один и тот же прототип – беспедальную модель (беговел). Однако многочисленные конструкционные преобразования привели к тому, что самокат превратился в совершенно уникальное средство передвижения, популярность которого неизменно растет.

Современные самокаты.

Во второй половине 20 века, самокаты, или как их часто называют скутеры, начали производиться массово благодаря энтузиазму троих людей.

Каждый из этих троих - Sieghart Straka, Wim Ouboter и Gino Tsai, имеет право называться изобретателем современного скутера (современного самоката).

Sieghart Straka и Wim Ouboter выдвинули идею такой разработки, а Gino Tsai – стал разработчиком и изобретателем всех частей и механизмов современного скутера.

Немецкий инженер Sieghart Straka с 1993 года работал над конструкцией самоката с двумя передними управляемыми колёсами, поворачивающими как у скейтборда, при наклоне деки. В 1995 году он получил за своё изобретение серебряную медаль на Международной выставке изобретений (iENA-1995) в Нюрнберге. Но запустить в промышленное производство и наладить сбыт он не смог, так как ручная мелкосерийная сборка в Европе не позволяла опустить стоимость изделия ниже 280 Евро.

В 1996 году Sieghart Straka познакомился со швейцарцем Wim Ouboter, который тоже работал в этом направлении.

Их совместная работа продолжалась около года и закончилась тем, что в 1997 году Wim Ouboter приобрел у Sieghart  Straka патент на изобретенный им самокат, и начал предлагать эту конструкцию фирмам-производителям спортивных товаров. Конструкцией заинтересовалась американская компания К2, которая перекупила патент и выпустила K2 Trifecta Kickboard, продвигая его под лозунгом «New K2 innovation takes snowboard passion to the streets» (Новинка К2 вывела самокаты на улицы).

 Самокаты. История самокатов. Самокат K2 Trifecta Kickboard

Самокат «K2 Trifecta Kickboard».

 

Wim Ouboter сразу понял - чтобы развиваться, одних идей мало, нужно производство, готовое производить необходимый продукт и предложить его потребителю в готовом виде. Поэтому, он приступил к поиску партнера- производителя.

В 1998 году Wim Ouboter познакмился с Gino Tsai, владельцем компании J.D. Corporation, которая занималась производством алюминиевых деталей и компонентов для велосипедов, располагала собственным производством и необходимыми технологиями.

Результатом сотрудничества стал самокат-скутер Kick scooter Razor (в переводе с английского - «бритва»), впервые показанный в июле 1998 года на выставке WORLD SPORTS EXPO-98 в Чикаго, США.

 Самокаты. История самокатов. Самокат Kick scooter Razor.

Самокат Kick scooter Razor.

 

Американская компания The Sharper Image (занимавшейся каталожной торговлей подарками и электронными приборами) проявила интерес к продемонстрированной новинке и стала первым заказчиком и распространителем самокатов Kick scooter Razor. Первый заказ составил 4 000 штук.

В 1999 году Kick scooter Razor был с фурором представлен в Европе на крупнейшей спортивной выставке ISPO в Мюнхене (площадь выставки более 18 гектаров). При входе на выставку всем желающим выдавали скутер напрокат, как средство передвижения по огромной территории выставки, демонстрируя его качества - лёгкость и мобильность. Успех был ошеломляющим.

В 2000 году весь мир увлекся новым оригинальным гаджетом (Scooter), имеющим исключительные характеристики: легкий вес и большую прочность за счет применения авиационного алюминия, выдерживающего нагрузку в 450 кг без изгиба, а также складную систему, позволяющую моментально несколькими движениями складывать самокат до минимальных размеров/

В 2000-м году Rick scooter Razor был признан лучшей игрушкой в мире!

Спрос на cfvjrfns-скутеры во много раз превышал производственные возможности J.D. Corporation, где выпускалось до 1 млн. скутеров в месяц, и производством подобных самокатов занялись другие производители (в основном, китайские), внося изменения в конструкцию и обходя патенты изобретателей, а чаще просто скопировав оригинал.

В США, где скутер начал своё победное завоевание мира, и где продавалась большая доля продукции, появилась необходимость упорядочения продаж и борьбы с контрафактом. В 2000 году Gino Tsai и Carlton Calvin, американский бизнесмен, занимавшийся продажей спортивного инвентаря, объявили об открытии официального представительства J.D. Corporation, результатом этого стала регистрация компании Razor USA LLC.

Хорошо заработав на продажах и приобретя некоторые из патентов J.D. Corporation, Carlton Calvin через несколько лет начал сам заниматься разработкой и производством собственной продукции под брендом Razor c измененным товарным знаком (патент 78976034).

Компании J.D. Corporation и Micro Mobility Systems прекратили сотрудничество и начали самостоятельно продвигать свою продукцию и философию торговых марок.

 В 21 веке популярность самокатов, и усилия многих производителей, привели к появлению большого количества самых разных моделей самокатов, вплоть до самокатов с электрическими двигателями.

 

Виды самокатов.

Городской самокат.

Городские самокаты - их основная функция - это передвижение по городу, поэтому производители делают всё, чтобы повысить уровень комфорта. Колёса у городских самокатов - от 150 до 250 миллиметров, они обеспечивают не только высокую скорость, но и возможность преодолевать трещины в асфальте, плитку и бордюры. Наличие амортизаторов, гибких дек или надувных колёс призвано минимизировать вибрации при передвижении по разным типам дорожного покрытия, а постоянно совершенствующиеся системы складывания - упростить перемещение самоката в публичных пространствах и в общественном транспорте. Городские самокаты не предназначены для выполнения трюков.

 Самокаты. Виды самокатов. Городской самокат.

Городской самокат.

 

Самокаты. Виды самокатов. Городские самокаты 

Городской самокат.

 

Трюковой самокат.

Трюковые самокаты - это самокаты без системы складывания, с колёсами диаметром не более 125 миллиметров, с декой и рулём фиксированных размеров. Трюковые самокаты предназначены для выполнения трюков. Самокаты. Виды самокатов. Трюковой самокат.

 

Трюковой самокат.

 

Дёрт-самокат.

Дёрт-самокат  - это самокат для катания по гравийным дорожкам, спускам и дёрт-паркам с трамплинами. Дёрт-самокат отличается широкими надувными колёсами, прочной конструкцией и отсутствием складного механизма. Дёрт-самокат  - тоже предназначен для выполнения различных трюков.

 Самокаты. Виды самокатов. Дёрт-самокат имеет надувные колёса.

Дёрт-самокат имеет надувные колёса.

 

 

 Самокаты. Виды самокатов. Дёрт-самокат. Трюки на дёрт-самокате.

Трюки на дёрт-самокате.

 

Футбайк - велосамокат.

Футбайки - это самокаты, в конструкции которых используются велосипедные компоненты. Футбайк позволяет преодолевать большие расстояния, развивать и поддерживать высокую скорость, но усилий для активного катания требуется больше.

Существуют футбайки для различных спортивных дисциплин: - шоссе, - даунхилла и ездового спорта, а также прогулочные модели.

 Самокаты. Виды самокатов. Футбайк - велосамокат.

Футбайк - велосамокат.

 

 

 Самокаты. Виды самокатов. Футбайк - велосамокат. Езда на футбайке

Футбайк - велосамокат.

 Как пользоваться самокатом в городе?

В актуальной редакции ПДД «пешеход» — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Это значит, что неправильно приравнивать самокаты к транспортным средствам, в том числе к велосипедам, а самокатчики должны подчиняться главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Основное передвижение на самокате должно происходить по тротуарам. В определённых случаях выезд на велодорожку и край проезжей части допускается.

По каким правилам кататься на самокате? Несмотря на то, что самокат – транспортное средство, - вам придется принять тот факт, что, согласно ПДД, вы – пешеход! Это значит, что для вас открыты все пешеходные зоны – тротуары, парки, скверы, набережные, переходы, но выезжать на проезжую часть вам нельзя. Чтобы свести риск к минимуму, носите шлем. Если вы ездите по вечерам и ночью, надевайте яркую или светоотражающую одежду, чтобы предотвратить столкновение с людьми или машинами. Не помешает также снабдить ваш самокат фарами, как у велосипеда. Катание на самокате не исключает использование общественного транспорта. Не забудьте, что перед входом в автобус, трамвай или поезд самокат лучше сложить, - так будет комфортнее и вам, и другим пассажирам. При катании старайтесь избегать брусчатого и неровного каменистого покрытия. Это – главный враг колес самоката. Всегда обращайте внимание на состояние дороги. По мокрой поверхности нужно ездить особенно осторожно, избегая скользких участков – брусчатки, крышек канализационных люков, систем водоотвода. Не разгоняйтесь и будьте готовы в любой момент использовать тормоза. И не забывайте, что во время дождя тормозной путь вашего самоката резко увеличивается! Сухая дорога куда безопаснее, но и тут есть угрозы – листья, песок на дороге, трещины и ямы в асфальте, а также трамвайные рельсы могут привести к аварии. На случай маленькой поломки в пути берите с собой мультитул (набор шестигранников). Если же самокат серьезно пострадал, не пытайтесь всё исправить сами, обратитесь к мастеру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.

Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...

Методическая разработка мероприятия "Что мы знаем об этикете?"

Данная разработка может быть использована при проведении классного часа на тему "Этикет"...

Методическое пособие "Как я знаю закон"

Методического пособия по знанию прав ребенка составленно в виде ярких кроссвордов с иллюстрациями. Предназначено для учащихся начальной школы и среднего звена....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Знай, люби и изучай славный город Алзамай!"

Методическая разработка  по краеведению, направленная на привлечение интереса к изучению своего города,  формирование патриотизма и любви к малой родине....

Методическая разработка "Интеллектуальная игра "Знай наших!"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-8 классов по культуре,географии, истории, культуре Удмуртии...